ТЕМА: Сказание о Троянской войне. Гомер. «Илиада».
ПЛАН
1. Личность Гомера. Гомеровский вопрос.
2. Историческая основа поэмы. Раскопки Шлимана.
3. Содержание и композиция «Илиады».
4. Главные герои поэмы и их характеры.
5. Темы и идеи «Илиады».
6. Прогрессивные тенденции в поэме Гомера. Найдите в тексте поэмы эпизоды, свидетельствующие об отрицательном отношении Гомера к войне и его жизнеутверждающем тоне.
7. Какую роль в поэме выполняют боги. Найдите подтверждение своим мыслям в тексте поэмы.
8. Художественный стиль поэмы.
9. Эпические приемы Гомера (повторения, эпитеты, сравнения). Найдите в тексте примеры этих приемов. С какой целью они используются.
10. Язык и метрика поэмы.
11. Почему «Илиаду» называют «героическим эпосом».
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 2
ТЕМА: Эсхил - «отец трагедии». «Прометей прикованный».
ПЛАН.
1. Источники происхождения трагедии.
2. Структура трагедии. Древнегреческий театр.
3. Творчество Эсхила. Почему Эсхила называют отцом трагедии и поэтом демократии?
4. Сценические нововведения Эсхила.
5. «Прометей прикованный». Сюжет и историческая основа произведения.
6. Есть ли разница между мифом о Прометее и трагедией Эсхила?
7. Образы трагедии. Расскажите об их характерах. Какую роль по отношению к главному герою трагедии играют остальные образы?
8. Расскажите о художественном стиле трагедии.
9. Социально - политическая направленность трагедии.
10. Какие идеалы утверждает автор образом Прометея?
ЗАДАНИЯ:
1. Дайте определения следующих слов:
дифирамб, комедия, трагедия, коммос, мим, пролог, парад, эписодий, стасим, эксод.
2. Подготовьте письменный анализ трагедии по схеме: Тематика. Проблематика. Образ мира. Образ автора. Стиль. Композиция. Жанр.
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 3
ТЕМА: Древнегреческая поэзия.
ПЛАН.
1. Исторические этапы развития лирики.
2. Особенности лирического жанра. Виды лирики:
а) ямбы
б) элегии
в) мелики
г) хоровая лирика
3. Стихотворные размеры. Сапфическая строфа. Алкеева строфа. Лирическая женская строфа.
4. Архилох как представитель ямбической поэзии. Основная тематика его лирики. Перепищите стихотворение «Сердце, сердце! Грозным строем.» В чем вы видите философию жизни поэта?
5. Эолийский мелос и его представители: Алкей, Сапфо. Мелические жанры.
6. Тематика эолийского мелоса. Дайте краткий анализ любого стихотворного произведения эолийского эпоса.
7. Поэзия Анакреонта. Основная тематика творчества Анакреонта.
ЗАДАНИЯ:
Дайте определение следующим словам:
лирика, мелина, рифма, дифирамб, эпиталамий, эпининий, эпиграмма, гимн, пеаны, просодии, парфении, энкомии, элегии
Литература Средних веков и Возрождения
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ №4
ТЕМА: Народный героический эпос и его особенности.
ПЛАН.
Французский эпос «Песнь о Роланде»:
1. Исторические особенности (отражение исторических событий, феодальных отношений, быта, нравов, религии).
2. Роланд как героический характер. Его сходство с героями других эпических произведений и отличие от них. Любовь Роланда к «милой Франции», богатырское удальство и своеволие Роланда, «трагическая вина» героя.
3. Особенности композиции произведения. Роль параллелизмов в композиционной структуре произведения: в завязке (предательство Ганелона), в кульминации (битва), развязке (месть Карла).
4. Принцип контраста как основа системы образов: Роланд и король Карл, Роланд и Оливье, Роланд и Ганелон.
Литература
1. Гуревич А. Средневековый эпос германских народов // Беовульф. Старшая Эдда. Песнь о Нибелунгах. М., 1975. С.5-25.
2. Жирмунский В.М. Очерки по истории классической немецкой литературы. – Л., 1972.
3. Мелетинский Е.М. Французский героический эпос // История всемирной литературы: В 9 томах. – М., 1984. – Т.2. – С.517-522.
4. Михайлов А.А. Французский героический эпос: Вопросы поэтики и стилистики. – М., 1995.
5. Мощанская О.Л. Народно-поэтическое творчество Англии средних веков. М., 1986.
6. Мощанская О.Л., Шевелёва Т.Н. Литература западноевропейского средневековья. Учебное пособие. – Нижний Новгород, 2010.
7. Ярхо Б.И. Введение // Песнь о Роланде. – М.; Л., 1934. – С. 7-98.
КУРС, 4 СЕМЕСТР
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ №1
Тема : Английский сонет
ПЛАН
I. Время возникновения сонета. Своеобразие сонета как поэтической формы. Итальянский вариант, канонизированный Петраркой («Книга песен»). Образ Прекрасной Дамы (Лауры). Особенности стиля.
II. Сонеты Пьера Ронсара (циклы, образ Прекрасной Дамы, мотивы, особенности стиля).
III. Сонеты Шекспира:
1. Время написания сборника. Время опубликования. Прижизненное издание сонетов. История написания сонетов.
2. Кому адресованы сонеты? Предположительно в связи с какими личными отношениями могли быть написаны сонеты?
3. Сюжет и композиция сборника.
4. Шекспировский тип сонета: количество строк, развитие сюжета.
Задание:
1. Обратитесь к сонетам 1–17. Найдите и выпишите в тетрадь, в каких сонетах получает развитие тема скоротечности земной жизни и красоты, сделайте вывод, какое она получает решение. Как вы понимаете, что такое дружба для Поэта. Проследите по текстам сонетов, каким предстает образ Друга. Каким предстает в обозначенных сонетах образ Времени? Проследите, как раскрывается в сонетах с 1 по 17 тема внешней и внутренней красоты. Образ Поэта.
2. Что меняется после 17 сонета? Почему 18 сонет считается «переломным»? Проследите, какое развитие получает после 17 сонета тема поэзии?
3. Обратитесь к сонетам 19–21. Каким предстает в этих сонетах образ Времени? Объясните эстетическую позицию Шекспира: «В любви и слове – правда мой закон».
4. Сонеты 127–154, посвященные Смуглой Леди. Тема любви и дружбы. Образ Смуглой Леди. Сравните ее образ с образом Лауры у Петрарки.
5. Стиль шекспировских сонетов, его метафорический характер. Найти в текстах примеры приемов сравнения, игры слов.
Литература
1. Английский сонет XVI – XIX веков / English Sonnets 16th – 19th Centuries // Под ред. А.Л. Зорина, вступ. ст. А.Н. Горбунова. М., 1990.
Аникст А.А. Творчество Шекспира. М., 1963.
Аникст А.А. История английской литературы. М., 1956.
История зарубежной литературы. средние века. Возрождение. М., 1987.
Поэты Возрождения / Пер. Ю. Верховского. М., 1955.
Шайтанов И.О. Комментарии к сонетам // Шекспир У. Пьесы. Сонеты / Сост., предисл., коммент., справочно-методические материалы И.О. Шайтанова. М., 1997.
Урнов М.В., Урнов Д.М. Шекспир. Движение во времени. М., 1968.
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ №2