Вопрос 46.замысел и творческая история поэмы н.в. гоголя «мертвые души». сюжет и композиция первого тома. образ чичикова. лирические отступления в «мертвых душах»
Реализм Г.-«фантастический реализм». Гротеск-(основа на преувеличении, предполаг.причудлив.сочет.трагич.и комич.)Для гоголя весь мир-гротеск, в нем причудливо сочет.то что не должно сочет.
Снач.задум.как сатир.ром(авантюрн.сюжет-пушк.подсказ., Россию с одн.бока - пошлого, потом реш.что долж.показ всесторонне показать всю Русь в целом: «Вся Русь отзовется в нем», созд.эпопею, гл.герой-человеческая общность в опред.историч.момент., показ.русскую ментальность, Россия-главн.герой (1)+история души человеческой(и история души Гоголя-в помещ.свои пороки отраж).
«М..Д»-поэма-т.е. лиро-эпич. Пр-е. Лирическое: т.к. сильн.субъективн.-лирич.начало: множество отступлений. Автор постоянно присутств., высказ свое мнение(Собакевич чит.реестр: сначала думает Чичиков, а потом рассуждает явно Гоголь о Пробке, о русск.слове) Эпическое пр-е, т.к. гл.герой – некая чел.общность в опред.ист.момент – Россия. Масштабность изображения характеров, мн-во героев. Форма путешеств.Ч.-очень удобна для этого.
Композиц: Помещики располаг по плану: от предметногок хар-ке героя(низкость человека, обмерщание идеалов)
Худ.особенности-помещики: зоологизация(сравнив. чиновников с мухами, черные фраки-метонимия) Обр.автора: Пр-е – ещё и история души чел-й, души самого Гоголя. Гоголь пыт.разобраться в себе: в «избран.местах переписки с друзьями»говор.: «мое лучшее кач-во – желание быть лучше», он открывает в себе порок и показ.в образах помещико(только все в сильно преувелич.виде), Например страсть к яркой одежде – воплощ. У Чичикова. Он сжег 2 том отчасти поэтому, хотел сам понять и очист.свою душу, пока не убъет в себе гордыню ничего гениальн.не создаст)
Обр. автора в осн.в лир.отступл:
Гл.7-о двух типах авторов: Г. Берет на себя тяж.труд показ жизнь в ее мерзости, низк.стор. А есть ещё те кто только поверхн., высок. изобр.
Тема патриотизма и писательского долга получает развитие в конце поэмы, где Гоголь объясняет, почему он считает необходимым показать зло и обличить пороки. В доказательство автор приводит рассказ о Кифе Мокиевиче и Мокии Кифовиче( о ложном патриотизме «думающих не о том, чтобы не делать дурного, а о том, чтобы
только не говорили, что они делают дурное»(13). Разоблачающий тех писателей, котор.не желают рисовать суровой действительности, которые «превратили в лошадь добродетельного человека, и нет писателя, который бы не ездил на нем, понукая и кнутом, и всем, чем попало».
11 глава- о страстях вообще и о своих: (дневн - 10) Белинский критик.-«страсти не от чел-ка» Отраж.духовн.революцию-идею смирения. М/б то что было в Ч гадк. И низк. Должно было быть, он помен туда куда надо. Идея фатума, внешн.божеств.силы.
О птице-тройке: размышление о судьбе России.
В лирических отступлениях Гоголь затрагивает много тем. И в этих размышлениях выражены идеалы автора. Так, говоря о двух типах писателей Гоголь отмечает, что истинный писатель не тот, который “чудно польстил людям, скрыв печальное в жизни”, а тот, кто дерзнул “вызвать наружу” всю страшную, потрясающую тину мелочей, окутавших нашу жизнь”.
Весь мир для Г.-гротеск, «мертвые души»: не должны продаваться, это фантастично, но если по «ревизским сказкам» можно купить/продать в реальности-в жизни все бывает.
Павел Иванович Чичиков явл.представителем нового, доселе неизвестного на Руси, обществен.класса. В характере -буржуазное начало. Г.построил поэму двупланово. С одной стороны - мертвая Россия, с ее помещ.и губернск.чиновник., с другой - приходящая ей на смену «Россия Чичиковых». Он показывает, как сложилось его умение приспосабливаться в любой обстановке, ориентироваться в любой ситуации. Пошлость его: Гражданские и патриотические чувства не тревожат Чичикова.
Начин.»М.Д.» с какой-то неопределенности в характере Ч., цель его приезда такова, что он о себе ничего не долж.сообщ., он должен скрывать о себе. О нем ничего толком никто не знает, но он производит нужное впечатление, даже Собакевич.понравился. . Внутренняя многоликость, неуловимость подчерк.и его внешностью, опис.Г.в неопределенных чертах: 7)а) Зорок к мелочам(описание подробностей гостиничного номера, выпытывает у трактирщика о губернаторе и т.п.) Все это для «дела». Чичиков собирает в себе по чуть-чуть от каждого помещика: 7)б) роднит с коробочкой, есть и маниловская любовь к фразе, к «благородному» жесту, и черты самого Г. (фрак с искрой. Г.тоже любил одеваться так)
Он чел.нов.времени, делец и приобретатель, и обладает всеми необходимыми качествами7)в), но нет тупого автоматизма Плюшкина: г) «Самоотвержение», терпение и сила характера главного героя позволяют ему постоянно возрождаться и проявлять громадную энергию для достижение поставленной цели .(Смирнова) Задерж.композиц.помог лучше понять хар-р Ч., почему он именно таков – биография:
Павлуша принадлеж.к бедн.дворянск.семье. Отец главного героя оставил ему в наследство полтину меди да завет старательно учиться, угождать учителям и начальникам и, самое главное, – беречь и копить копейку. быстро понял, что все высокие понятия только мешают достижению заветной цели. Воспитание помогает ему втираться в доверие. Чичиков расчетливо и терпеливо может выжидать нужного момента. ему недоступна «блистающая радость» жизни. Он усмиряет свою кровь, которая «играла сильно», избавляется от жизни человеческих чувств почти совершенно. Идея успеха, предприимчивость, практицизм заслоняют в нем все человеческие побуждения Но В Ч.тоже (как и в помещ.) есть душа, страсть, но не догадывается о ней, душа спит:В конечном счете, не сомнительные покупки «человеческое» движение души стало причиной краха его затеи. Причину омертвления души человека Г.показывает на примере формирован.характера гл.героя — Чичикова. Безрадостное детство, лишенное родительской любви и ласки, служба и пример чиновников-взяточников — эти факторы сформировали подлеца, который таков, как все его окружение. «Приобретение - вина всего»-говор.Г.
Как это ни странно, наш герой –персонаж, способный на проявление движений души. В конечном счете, не сомнительные покупки, не подозрительная ловкость Чичикова, а «человеческое» движение души стало причиной краха его затеи.
Кап.Копейкин=Чичиков. Издеват.фамилия, живет на копеки. Чичиков тоже все копейкой прошибает. Но у Чичикова – афериста лучше получ.достучаться до правит-ва, чем у героя войны. Аферист пробиться не может, а честн. Чел и подавно.
Война 1812г-обр. присутст., но героич. Прошлому нет места в нынешн. Пошл. Действит-ти. (Кутузов и уточки на портретах у Коробочки, Тетки с толстыми ляшками и Наполон)-пошлость, обытовление. Не помнят героич.прошлого и героя войны футболят и заставляют разбойничать.
КУЛЕШОВ: Чичиковщина – насквозь паразитич.сила. Она не им.будущего, но метко указ на существующ. Безответственность бюрократ.системы , не думающ. О благе гос-ва, так и на невежеств.помещечье сословие., сост.из сплош омертв. Душ.
По НАБОКОВУ, "Мертвые души" - "грандиозное сновидение", а ее герой, Павел Иванович Чичиков - "всего лишь низкооплачиваемый агент дьявола, адский коммивояжер... Пошлость, которую олицетворяет Чичиков - одно из главных отличительных свойств дьявола..."