Вопрос 24. роман а.с. пушкина «евгений онегин» как художественная энциклопедия русского русской жизни. судьба героев и судьба романа. особенности композиции, язык, «онегинская строфа».

“Евгений Онегин” - первый реалистический роман в русской литературе, в котором “отразился век и современный человек изображен довольно верно”. А. С. Пушкин работал над романом с 1823 по 1831 год. “Я теперь пишу не роман, а роман в стихах - дьявольская разница”, -писал он в письме к П. Вяземскому. «Евгений Онегин» по праву считается основным, центральным произведением Пушкина. Работа над ним, продолжавшаяся около восьми с половиной лет (9 мая 1823 г. — 5 октября 1831 г.), падает на период наивысшего расцвета творчества Пушкина-поэта (в дальнейшем он все больше и больше обращается к прозе). Начал печатать даже не зная дальнейшую судьбу романа.1 изд.- 11833, 2 изд. – 1837.

Роман в стихах – стих. Форма. П. создал для неё особую строфу – онегинскую.(14 строк). Онег. Строфа – единство сюжетно-тематическое. Каждая строфа имеет тему, свой номер. Роман в стихах – некое спец. Единство. Стихи группируются в строфы – в эпизоды – главы. Для понимания стр-ры Е.О. важно то, что наряду со стих-м материалом входит в роман и проза( связки, коммент., примечания). Строится роман по принципу фрагмента. П. иногда отступает от Онег. Строфы. Роман в стихах – это НЕ роман, написанный стихами. Отличие романа от романа в стихах – особая уникальная роль автора. Автор выступает в роли создателя романа, ведёт нас по роману. Автор – борец. Е.О. – роман с открытым финалом. П. прощается со своим героем тогда, когда обычно начинают роман, П. расстаётся с ним в пикантной ситуации. П. делает открытый конец, т.к. это форма новизны романа. Повеств. О герое подводило читателя к концу 2 развязки: свадьба или смерть. Открытость финала – свойство самой жизни. А П. просто не знал, как могла сложиться жизнь героя. Новое духовное чувство вывело О. на новы уровень. Эта форма — не поэма, а «роман в стихах» — подсказана Пушкину Байроном — его стихотворным романом «Дон Жуан», который Пушкин считал лучшим творением английского поэта.

Но по существу Пушкин не только не следует Байрону, но и прямо противопоставляет свой роман произведению английского поэта-романтика.

«Евгений Онегин» — роман о современности, о пушкинском «сегодняшнем» дне, — произведение, которое заимствует все свое содержание — образы действующих лиц, картины быта, природы, —из непосредственно окружавшей поэта действительности.

Критические статьи (8-я и 9-я) В. Г. Белинского, посвященные роману А. С. Пушкина “Евгений Онегин”, были последовательно опубликованы в 1844—1845 годах в журнале “Отечественные записки”. В свое время роман “Евгений Онегин” вызвал многочисленные отклики современников. Все эти отклики, в высшей степени противоречивые, отражали неустойчивость эстетического сознания эпохи. Однако при всех разногласиях их объединяло одно — непонимание гениального новаторства, оригинальности и подлинного смысла пушкинского произведения. Белинский поставил себе цель: “Раскрыть по возможности отношение поэмы к обществу, которое она изображает”,— и весьма преуспел в этом.
Говоря о романе А. С. Пушкина “Евгений Онегин” в целом, Белинский отмечает его историзм в воспроизведенной картине русского общества. Критик считает “Евгения Онегина” поэмой исторической, хотя в числе ее героев нет ни одного исторического лица. Глубокое знание обиходной философии, которым обладал Пушкин, сделало “Онегина” произведением оригинальным и чисто русским. “Пушкин взял эту жизнь, как она есть, не отвлекая от нее только одних поэтических ее мгновений; взял ее со всем холодом, со всею ее прозою и пошлостию...— отмечает Белинский.— “Онегин” есть поэтически верная действительности картина русского общества в известную эпоху”.
“"Онегина" можно назвать энциклопедией русской жизни и в высшей степени народным произведением”,— утверждает Белинский. Он указывает на “народность” как характерную черту данного романа, считая, что в “Евгении Онегине” народности больше, нежели в каком угодно другом народном русском сочинении. — Если ее не все признают национальною, то это потому, что у нас издавна укоренилось престранное мнение, будто бы русский во фраке или русская в корсете — уже не русские и что русский дух дает себя чувствовать только там, где есть зипун, лапти, сивуха и кислая капуста. Тайна национальности каждого народа заключается не в его одежде и кухне, а в его, так сказать, манере понимать вещи”.

Особая форма – роман в стихах отличается от романа особой уникальной ролью автора. Автор выступает в роли создателя, ведёт нас по роману. Автор – борец. Автор: 1. создатель романа. 2. герой или 1 из персонажей 3. рассказчик

1. Автор присутствует в романе как некое лицо. Автор – герой, с кот в опред. Момент жизни сталкивается Онег. 2. Автор – действующее лицо, участник событий. Автор представлен на протяжении длительного промежутка от юности до зрелости. В романе есть мемуарный слой. Он связан с нек. Фактами биографии П.

3. Автор выступ. В кач-ве рассказчика. Рассказчик пытается убедить в том, что его рассказ точен. Образ автора построен ступенчато. Эти ступени обнар-ся только в процессе анализа. Автор во всех своих ликах присутствует в романе постолянно. В прозаич. Романе мир действ. Остаётся за романом. В самом романе – изобр.д-ти. Образ автора – образ всеобъемлющий. Автор – создатель не просто романа, а энциклопедии русской жизни.

Поэт не смешивает воедино лирическое и эпическое начала, не подменяет образа героя самим собою, объект — субъектом. Перечисляя те «черты» в натуре Онегина, которые ему «нравились», указывая на известное сходство характеров и жизненных обстоятельств героя и самого себя Пушкин одиннадцатью строфами ниже столь же отчетливо подчеркивает и «разность» между собой и героем .То, что говорится здесь о различном отношении автора и героя к природе, как бы последнее звено в целой цепи «разностей», которые то и дело выступают из предшествующего изложения (например, говорится о равнодушии и охлаждении Онегина к театру, балету и тут же, в лирическом отступлении, показано совершение иное, восторженное отношение к ним поэта). поэт прямо объективирует себя— вводит в ряд вымышленных персонажей, в образно-художественную ткань романа, живописующую картину жизни петербургского общества «в конце 1819 г.» (то есть незадолго до высылки Пушкина из столицы на юг), как точно датирует он действие первой главы в предисловии к ней. Это несомненно сообщает данной картине большеи жизненности и полноты. По-видимому, с этой же целью поэт показывает в той же первой главе в числе друзей Онегина и еще одно реальное лицо, для данной эпохи весьма выразительное, — своего близкого приятеля, кутилу и вольнодумца — гусара Каверина; позднее, в седьмой главе, в картину дворянской Москвы он подобным же образом включает характерную фигуру своего друга — поэта кн. Вяземского — рисует знакомство его с Татьяной. Снова и таким же точно приемом напоминает об Этом Пушкин читателю и почти в самом конце романа, в вынужденно исключенной из него предпоследней главе — о путешествии Онегина: герой и автор встречаются друг с другом в Одессе незадолго до ссылки поэта в Михайловское.

Во время подготовки к печати первой главы «Евгения Онегина» Пушкин вслед за текстом посылает набросанный им рисунок, хотел и зрительно закрепить в сознании читателей, что автор и герой — два разные лица.

В романе П. показывает человека не статично, в движении, в процессе жизни, и притом как продуктопределёной общественной среды, как социально обусловленного, конкретного исторического человека. Образ ЕО обобщает собой всё, что П. стремился воплотить в образах КП и Алеко. О устал от жизни, чувства его охладели. Онегин – социально – исторический, реалистический тип: молодой человек, жизнь и судьба которого обусловлены как его личными качествами, так и определённой общественной средой конца 10-х – начала 20-х годов. Онегин стоит на высоком уровне культуры своего времени. Пушк. Герой – порождение общества, но вместе с тем он и чужд ему. Пустота жизни мучает О, он во всём разочаровывается, впадает в хандру. В его настроениях поэт отмечает кризис старых идеалов жизни, восходящих к 18 в. Вместе с тем – О – сын своей среды. Он вырос в типичных условиях жизни столичной дворянской молодёжи, ему свойственны светские предрассудки. Онегин живёт «без цели, без трудов». Его охлаждённый ум все подвергает сомнению, ничто не увлекает его. Он человек мыслящий и свободолюбивый, но романтические пламенные чувства, резкость политического протеста ему не присущи. В герое пушк. Романа слились самые различные элементы, из которых складывался облик дворянской интеллигенции 20-х годов. В Онегине зарождается «лишний человек».

.

Роман П. правдиво воссоздаёт действительность, учит презирать дворянско-крепостническое общество, ненавидеть пустую, эгоистическую жизнь, возвеличивает всё прекрасное, подлинно человеческое, провозглашает необходимость связи русской культуры м жизнью народа. «ЕО» П. явился в высшей степени народным произведением , «актом сознания для русского общества, почти первым, но зато каким великим шагом вперед для него» - писал Белинский. В «ЕО» автор создаёт форму реалистического романа. Реализм романа «ЕО» проявился в универсальном изображении человека, всех сторон его внутреннего мира, его интеллектуальной, психологической и нравственной жизни. Образ Татьяны – воплощение народной стихий. «Русская душою» Татьяна – девушка из дворянской среды. Ей присущи мечтательность, замкнутость, стремление к уединению. Она резко отличалась своим характером, своим нравственным обликом, духовными интересами от обычным девушек дворянской провинции, вроде её сестры Ольги. Татьяна полна искренности и чистоты в своих чувствах. Она не знает ни манерной жеманности, ни лукавого кокетства, ни сентиментальной чувствительности – всего того, что было свойственно большинству её сверстниц. Она любит Онегина «не шутя», серьёзно, пылко. Она живёт своим чутким сердцем, но в ней пробуждается и ум, сознание мыслящей девушки, которая поняла натуру О и оказалась в конце романа выше его. Мысль Т пробуждается и первым горьким опытом её сердца, и чтением книг. Т всегда связана со всем русским, народным. Она любила русские песни и сказки, верила в народные приметы, гадала вместе с дворовыми девушками. Т воплощает в себе русский национальный характер.

ВОПРОС 25. ЛИРИКА А.С. ПУШКИНА 1830-Х ГГ., ИДЕЙНАЯ ГЛУБИНА И ХУДОЖЕСТВЕННОЕ СВОЕОБРАЗИЕ («ОСЕНЬ», «ПЕРЕД ГРОБНИЦЕЮ СВЯТОЙ…», «ВНОВЬ Я ПОСЕТИЛ…»,»Я ПАМЯТНИК СЕБЕ ВОЗДВИГ НЕРУКОТВОРНЫЙ,,,»).

Творчество 1830-х гг. (1831-1836). Общественные и бытовые обстоятельства, на фоне которых развивалось творчество Пушкина в 1830-е гг., были исключительно неблагоприятными, несмотря на то, что 18 февраля 1831 года состоялась долгожданная свадьба с Н.Н. Гончаровой и в этом же году поэт был вновь зачислен на государственную службу - для работы над "Историей Петра". В конце 1833 года царь пожаловал Пушкину придворное звание камер-юнкера, которое "первый поэт" России счет для себя оскорбительным.
Пожалуй, никогда прежде, даже в годы изгнания, жизнь Пушкина не была столь несвободной и беспокойной. Каждый год, прожитый Пушкиным после его тридцатилетия, приближал "последний акт" драмы человека и поэта, оказавшегося крепко связанным не только желанными брачными узами, но и оковами царской службы, путами общественного мнения, долгами и материальными заботами. Психологический дискомфорт Пушкин испытывал постоянно. Радости спокойной семейной жизни и вдохновенного творческого труда были нечастыми. Мрачное пророчество поэта, высказанное в болдинской "Элегии" ("Сулит мне труд и горе / Грядущего волнуемое море"), сбылось.
Неблагоприятной для Пушкина была и литературная атмосфера 1830-х гг. Гражданские стихотворения "Перед гробницею святой…", "Клеветникам России" и "Бородинская годовщина", написанные в начале 1830-х гг., вызвали обвинения в политическом ренегатстве. Многие произведения, созданные в это время и ранее, не имели успеха ("Борис Годунов", "Повести Белкина", сказки, "История Пугачева") или не были опубликованы. В печати началась кампания травли Пушкина, инспирированная его давним недругом, журналистом и писателем Ф.В. Булгариным. Побуждаемый политическими и коммерческими соображениями, под предлогом борьбы с "литературной аристократией" Булгарин пытался обосновать тезис об оскудении пушкинского таланта. Пушкин, вынужденный тратить силы на бесплодную литературную полемику, добивался разрешения на издание собственного журнала "четыре книжки "Современника" вышли в 1836 г.).
Падение популярности Пушкина было вызвано не только литературной конъюнктурой, но и более глубокими причинами. Их корни уходят в 1820-е гг. Последнее десятилетие пушкинского творчества совпало с завершающим периодом развития русского романтизма, который в 1830-е гг. (до появления в литературе М.Ю. Лермонтова) стал эпигонским, "массовым". Критерием "художественности" нередко являлся коммерческий успех произведений. Творческие поиски и эксперименты Пушкина, еще в середине 1820-х гг. решительно повернувшегося к реализму, противоречили господствовавшим представлениям о литературе, литературным вкусам и мнениям. В последние годы творчества Пушкина трещина в его отношениях с современной литературой достигла угрожающих размеров.
Тем очевиднее "подвиг благородный", который Пушкин совершал вопреки житейским и литературным обстоятельствам. Он стремился стать духовным вождем русского просвещенного дворянства. В истории России оно, по убеждению Пушкина, всегда было обращено и к прогрессивной самодержавной власти (ее символ для поэта - Петр I), и к народу. Символом народа для Пушкина стал Пугачев. Размышления о связи этих трех сил - самодержавия, просвещенного дворянства и народа - легли в основу философско-исторической концепции 1830-х гг., вдохновлявшей Пушкина-историка и Пушкина-художника.
Характер исторических трудов и художественно-исторических произведений, написанных в 1830-е гг., во многом определялся поисками духовных истоков современной действительности. Работа над "Историей Петра" в 1831-1833 гг. привела к странному, на первый взгляд, но вполне объяснимому с точки зрения представлений Пушкина об истории, смещению интересов - от петровской эпохи к последней трети XVIII века, времени царствования Екатерины II. Весной 1833 г. он начал собирать материалы о Пугачевском бунте и писать роман "Дубровский" (оказался незавершенным), в котором впервые показал крестьянское восстание. В сентябре этого же года, покинув архивы, Пушкин поехал на Урал и в Поволжье, где встретился с очевидцами народной войны, сохранившими память о Пугачеве.
В октябре-ноябре 1833 года, в Болдине, Пушкин написал "Историю Пугачева" и поэму "Медный всадник". Документальное историческое повествование о "народном царе" и поэма о "кумире на бронзовом коне" сошлись не только во времени. Их связь глубже - это разные проекции одного и того же круга размышлений писателя о прошлом и настоящем России. Позднее, в последнем крупном произведении Пушкина - романе "Капитанская дочка" - образ Пугачева был дан в таком же многозначном, символическом ключе, как и образ Петра в "Медном всаднике".
В произведениях, созданных в Болдине осенью 1833 года, Пушкин раскрылся как писатель философского склада. Были написаны повесть "Пиковая дама" - вершина пушкинских размышлений о роли судьбы в жизни человека, философские "сказки" - "Сказка о рыбаке и рыбке" и "Сказка о мертвой царевне и о сели богатырях". Представления о связях человека с круговоротом природной жизни и свое понимание психологии творчества поэт выразил в лирическом шедевре "Осень".
Философская лирика 1834-1836 гг. - стихотворения "Пора, мой друг, пора!…", "…Вновь я посетил…", "Когда за городом, задумчив, я брожу…", "Отцы пустынники и жены непорочны…", "Из Пиндемонти", "Была пора: наш праздник молодой…" - и роман "Капитанская дочка" (1836) раскрывают две важнейшие грани пушкинского творчества последнего периода. Опираясь на личный опыт и мудрость, Пушкин устремился к вечному, общечеловеческому - к поэтическому познанию мира и человека. История в контексте пушкинских раздумий о человеке и природе, жизни и смерти, доме и кладбище предстает как стихийная сила, неподвластная воле и желаниям людей. Водоворот истории увлекает человека, препятствует осуществлению его заветных желаний, заставляя бороться за счастье, за право быть самим собой.
Итогом долгой и трудной "дороги свободной" сквозь "жестокий век", по которой прошел сам поэт, стало бессмертие. С особой гордостью Пушкин выразил эти мысли в своем поэтическом завещании - стихотворении "Я памятник себе воздвиг нерукотворный…" (1836).
В последние годы жизни Пушкина обострялась обстановка вокруг его семьи. Светские сплетни и интриги приблизили "последний акт" жизненной драмы поэта. 25 января 1837 года Пушкин написал оскорбительное письмо голландскому посланнику барону Геккерену. Последовал вызов, сделанный от имени Геккерена его приемным сыном Ж. Дантесом, главным "героем" преддуэльной истории. Дуэль, на которой Пушкин был смертельно ранен, состоялась 27 января на Черной речке.
29 января (10 февраля) 1837 года, в 2 часа 45 минут дня Пушкин скончался. 3 февраля ночью гроб с телом Пушкина был вывезен из Петербурга в Святые горы Псковской губернии. 6 февраля поэта похоронили в Святогорском монастыре.

Наши рекомендации