Работа с разными видами текста
Осознание того, что литературное произведение создано кем-то (народом, конкретным человеком)
и таким образом преодоление «наивного реализма» в восприятии литературы.
Определение темы текста, главной мысли. Деление текста на смысловые части, их озаглавление. Работа с картинным планом.
Участие в коллективном обсуждении читаемого, отвечать на вопросы, слушать высказывания одноклассников, дополнять их ответы, используя текст. Прогнозирование содержания книги по её названию и оформлению. Ориентировка в содержании (оглавлении) книги.
Работа с текстом художественного произведения
Понимание заглавия произведения, адекватное соотношение его с содержанием текста.
Определение главной мысли текста, в котором эта мысль сформулирована и высказана в конце произведения.
Нахождение в тексте слов и выражений, характеризующих героя и событие. Элементарная характеристика героя произведения.
Сопоставление поступков героев по аналогии или по контрасту. Сопоставление эпизодов из разных произведений по общности ситуаций, характеру поступков героев
Озаглавливание текста способом выбора точного заголовка из предложенных. Схема, модель текста. Составление картинного плана
Ключевые (опорные) слова. Частичный и подробный пересказ текста в опоре на схему или картинный план с использованием выразительных средств языка; рассказ по иллюстрациям. Чтение по ролям, драматизация.
Библиографическая культура
Книга учебная, художественная. Книга как особый вид искусства и как источник знаний. Элементы книги: обложка (переплёт), корешок, страницы, содержание (оглавление), иллюстрации.
Умение ориентироваться в характере книги по её обложке.
Выбор книг на основе открытого доступа к детским книгам в школьной библиотеке.
Типы книг (изданий): книга-произведение, книга-сборник.
Говорение (культура речевого общения)
Освоение диалога как вида речи. Особенности диалогического общения: отвечать на вопросы по прочитанному; выслушивать, не перебивая, собеседника. Использование норм речевого этикета в условиях как учебного, так и внеучебного общения.
Монолог: передача впечатлений (от повседневной жизни, литературного и живописного произведения).Устное сочинение как продолжение прочитанного произведения, сочинение по аналогии (небылица, считалка), рассказ по иллюстрации.
Круг чтения
Круг чтения в 1 классе составляют прежде всего произведения отечественной литературы. Детям предлагаются произведения малых фольклорных форм: потешки, колыбельные песни, загадки, считалки, скороговорки, побасёнки, небылицы. При этом, как правило, параллельно с фольклорным произведением дается его литературный аналог. Кроме того, в программу первого года обучения входят народные и литературные сказки, рассказы, стихотворения, тематически актуальные для первоклассников: о школьной жизни, морально-нравственных проблемах (честности и лживости, дружелюбии и недоброжелательности, жадности и щедрости, хвастливости и скромности, трудолюбии и лени), о забавах детей, о природе. Отбор произведений подчинён в первую очередь принципам художественности, тематической актуальности и литературного разнообразия.
Тематическое планирование, 1 класс
№ п/п | Раздел (тема) | Количество часов |
Звенит звонок — начинается урок | ||
Час п Час потехи (9 ч.) Час | ||
Что такое хорошо и что такое плохо | ||
« т «Там чудеса…» | ||
Итого:40 ч |
Класс
(136 часов)
Аудирование (слушание)
Восприятие на слух звучащей речи (высказываний, художественных текстов). Адекватное понимание звучащей речи, умение отвечать на вопросы по содержанию услышанного произведения. Осознание цели речевого высказывания. Умение задавать вопрос по услышанному художественному произведению.
Чтение
Чтение вслух
Планомерный переход от слогового к плавному осмысленному беглому чтению целыми словами. Установка на нормальный для читающего темп беглости, позволяющий ему осознать текст.
Формирование способа чтения «по догадке».
Воспроизведение написанного без искажений звуко-буквенного состава слов в соответствии с орфоэпическими нормами. Выразительное чтение с соблюдением логических ударений и пауз, мелодики, верного темпоритма; передача эмоционального тона реплик персонажей, эмоционального характера произведения в целом.
Чтение «про себя» Осознание при чтении «про себя» смысла доступных по объёму и жанру произведений, осмысление цели чтения. Определение вида чтения (ознакомительное, выборочное). Умение находить в тексте и в книге необходимую информацию.
Работа с разными видами текста Общее представление о разных видах текстов: художественных и научно-познавательных, их сравнение. Определение целей создания этих видов текста. Развитие способности к антиципации. Самостоятельное определение темы текста, главной мысли; деление текста на смысловые части, их озаглавливание. Работа с картинным и вербальным планом. Участие в коллективном обсуждении: умение отвечать на вопросы, выступать по теме, слушать выступления товарищей, дополнять ответы по ходу беседы, используя текст.
Работа с текстом художественного произведения Понимание заглавия произведения, адекватное соотношение заглавия с содержанием текста. Определение темы и идеи произведения. Определение, от какого лица ведётся повествование (осознание образа рассказчика), способность представлять образ автора на основе его произведения. Выявление роли авторского присутствия в произведении. Осознание роли пейзажа и портрета в художественном произведении. Нахождение в тексте слов и выражений, характеризующих героя и событие. Анализ (с помощью учителя) причины поступка персонажа. Сопоставление поступков героев по аналогии и по контрасту. Выявление авторского отношения к герою. Определение собственного отношения к поступкам персонажей. Характеристика героя произведения с использованием художественно-выразительных средств читаемого текста.
Выявление особенностей художественного текста: своеобразие выразительных средства языка, структура (композиция), жанр, народное или авторское произведение. Выделение опорных (ключевых) слов. Деление текста на части, озаглавливание, составление картинного и вербального плана. Воспроизведение текста с использованием выразительных средств языка: пересказ (частичный, подробный, творческий), рассказ по иллюстрациям. Вычленение и сопоставление эпизодов из разных произведений по общности ситуаций, эмоциональной окраске, характеру поступков героев. Работа с научно-познавательными текстами Понимание заглавия произведения; адекватное соотношение его с содержанием. Определение особенностей научно-познавательного текста (передача информации). Определение темы и главной мысли текста. Деление текста на части. Определение микротем. Опорные (ключевые) слова. Выделение главного в содержании текста. Схема, модель текста. Воспроизведение текста с опорой на план, ключевые слова, схему.
Подробный, частичный и выборочный пересказ текста. Библиографическая культура Книга: учебная, художественная, справочная. Книга как особый вид искусства и источник знаний. Элементы книги: содержание (оглавление), титульный лист, аннотация, сведения о художниках-иллюстраторах, иллюстрации. Виды информации в книге: научная, художественная (с опорой на внешние показатели книги, её справочно-иллюстративный материал). Типы книг (изданий): книга-произведение, книга-сборник, периодическая печать, справочные издания (справочники, словари, энциклопедии). Умение составлять представление о книге по обложке (прогнозировать тему, жанр, характер текста); умение ориентироваться в одной книге и в группе книг (5–6 книг). Выбор книг на основе рекомендательного списка, картотеки, открытого доступа к детским книгам в библиотеке. Говорение (культура речевого общения) Осознание и освоение диалога как вида речи. Особенности диалогического общения: способность понимать, отвечать и самостоятельно задавать вопросы; выслушивать, не перебивая, собеседника и в вежливой форме высказывать свою точку зрения по обсуждаемому произведению. Использование норм речевого этикета в условиях как учебного, так и внеучебного общения.
Построение плана собственного высказывания с помощью учителя. Умение отбирать и использовать изобразительно-выразительные средства языка для создания собственного устного высказывания (монолога). Отражение основной мысли текста в высказывании. Передача впечатлений (от повседневной жизни, литературного и живописного произведения) в устном сообщении (описание, рассуждение, повествование). Устное сочинение как продолжение прочитанного произведения, рассказ по картине либо на заданную тему.
Круг чтения
Второклассники знакомятся с литературными произведениями по всем основным темам детского чтения: о родине, о подвигах, о детях, о природе (о растениях и животных, о временах года), о приключениях и волшебстве. Во втором классе, где приоритетным является формирование навыка чтения, литературные произведения сгруппированы по методической цели обучения. Те тексты, при работе над которыми основное внимание уделяется формированию осознанности чтения, входят в раздел под названием «Читая – думаем». Произведения, при чтении которых необходима специальная работа над правильностью чтения (по предупреждению орфоэпических ошибок, а также ошибок, искажающих звукобуквенный состав слов), включены в раздел под названием «Читаем правильно». В раздел «Читаем быстро» входят такие произведения, при чтении которых целесообразно применение беглого чтения. Это, например, скороговорки (народные и литературные), «бесконечные» стихи и небольшие по объёму прозаические произведения, преимущественно современных авторов, написанные в разговорном стиле. При чтении произведений, расположенных в разделе «Читаем выразительно», проводится целенаправленная работа над интонационной выразительностью речи. В силу этого сюда в первую очередь включены эмоционально окрашенные стихотворения и басни, а также сказки и рассказы, содержащие диалоги.
Таким образом, во втором классе при акценте на активном формировании навыка чтения дети накапливают разнообразные литературные впечатления – о темах, жанрах, авторах.
Тематическое планирование, 2 класс
№ п/п | Раздел (тема) | Количество часов |
Учимся читать: Читая — думаем | ||
Учимся читать: Читаем правильно | ||
Учимся читать: Читаем быстро | ||
Учимся читать: Читаем выразительно | ||
Учимся работать с текстом: Автор и его герои | ||
Учимся работать с текстом: Слова, слова, слова... | ||
Учимся работать с текстом: План и пересказ | ||
В мире книг | ||
Итого – 136 ч |
Класс
(136 часов)
Виды речевой деятельности
Аудирование (слушание)
Адекватное понимание содержания звучащей речи, умение отвечать на вопросы по содержанию услышанного произведения; осознание цели и определение последовательности построения речевого высказывания. Умение задавать вопрос по услышанному научно-познавательному и художественному произведению.
Чтение
Чтение вслух
Осмысленное, правильное, беглое, выразительное чтение с соблюдением орфоэпических и интонационных норм.
Чтение про себя
Осознание при чтении про себя смысла доступных по объёму и жанру произведений. Выбор вида чтения (ознакомительное, выборочное, творческое, изучающее). Умение находить в тексте необходимую информацию.
Работа с разными видами текста
Общее представление о разных видах текстов: художественных, учебных, научно-познавательных и их сравнение. Определение целей и задач создания этих видов текста. Прогнозирование содержания книги перед чтением и в процессе чтения. Определение темы текста, главной мысли. Деление текста на смысловые части, их озаглавливание. Составление вербального плана. Участие в коллективном обсуждении: умение отвечать на вопросы, выступать по теме, слушать выступления товарищей, дополнять ответы по ходу беседы, используя текст. Привлечение справочных и иллюстративно-изобразительных материалов.