Назовите главные особенности портретирования в рассказе А.И. Солженицына «Матренин двор».
Приступая к формированию концепции сочинения,вспомните,что портрет как особая эстетческая версия человеческой личности состоит не только из внешних черт ( описание лица,фигуры), но так же из «вещной» характеристики ( описание лица,фигуры), динамических элементов ( жести,мимика,телодвижения,походка.манера поведения,речь), психологических особенностей персонажа.
Отметьте , что каждая историческая эпоха имеет своё представление о женщине и её красоте,поэтому женский образ выражает не только тип своего времени, но и творческую индивидуальность автора. Подчеркните,что задача создателя литературного произведения состоит в раскрытии индивидуальных черт человческой личности,в изображении её духовной сущности,диалектического единства индивидуальных и типических черт.
Продолжая свои рассуждения,отметьте,что мастерство портретирования в рассказе А.И. Солженицына «Матрёнин двор» во многом обусловлено ориентацией автора на многовековую русскую литературную традицию. Покажите,что это проявляется в принципах четырёхспектного портретирования (Внешность,вещная хар-ка,динамические элементы,психологические свойства),акцентирование внутренней красоты; выделение какой-либо одной,ключевой черты в портрете,осознанном выборе имён,деиделизации и т.д.
Затем охарактеризуйте новые тенденции портретирования, свойственные не только указанному произведению,но и всей малой прозе 80-90-х годов. XX века: минимализация описания внешнего облика, смещение акцентов на внутреннюю характеристику персонажа, эмоциональный фон, психологические свойства. Покажите,что в рассказе «Матрёнин двор» А.И. Солженицын использует разные типы портретной живописи: портрет-набросок,портрет-картина, портрет-шарж,портрет-икона. Портрет-набросок и портрет-картина различаются между собой по манере исполнения (кол-во портретных фрагментов, последовательность нанесения штрихов и др.), а портрет-икона и портрет-шарж по идейному смысловому содержанию портрета (относительно близости или удалённости его от эстетического идеала.)
Приведите примеры, доказывающие, что черты портрета картины больше проявляются не во внешнем описании, а в обрисовке характера героинь А.И. Солженицына,а черты портрета-иконы – в использовании таких иконических признаков,как светопись,видимое обрамление лика героинь,ассоциативных деталях,особой фактуре лица, символизирующей свободу от земного бремени, духовное совершенство
Подводя итоги своим размышлениям о мастерстве женского портрета в рассказе А.И. Солженицына «Матрёнин двор»,отметьте,что способы портретирования позволяют читателю проникнуть в творческую лабораторию художника и приблизиться к постижению авторского замысла. Воспринимая портретное изображение, проникая в психологический мир портретируемого, читатель постигает сематику и поэтику созданного художником образа.
ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЙ ЗАЧЕТ
6. «Язык одежды» как способ выражения ценностных ориентаций персонажа в рассказе И.А. Бунина «Господин из Сан - Франциско».
Цель: выявить статус одежды персонажей И.А.Бунина в родовом, социальном и личностном планах.
Задача: раскрыть специфику эстетических, моральных, национальных взглядов носителя одежды.
Продумывая концепцию сочинения,вспомните,что одежда в художественном произведении,отражая культурные и исторические реалии,является знаком изображаемой эпохи и среды и получает статус символа.
В своих последующих рассуждениях докажите,что в рассказе И.А. Бунина «Господин из Сан-Франциско» существует особый «язык надежды». Его функциональная значимость – донести до читателя художественную информацию о герое и сюжете,раскрыть специфику эстетических,моральных,национальных взглядов носителя одежды и т.д.
Выявите статус одежды персонажей И.А. Бунина в родовом,социальном и личностом планах. Покажите,что «язык одежды» отражает реалистические законы построения образа, поэтому так великая роль социального фактора. Одновременно отметьте усиление модернистской тенденции построения образа, что сказывается в увеличении символического смысла одежды и усилении сюжетообразующей функции костюма.
Анализирую костюмный код, убедитесь в том, что предметы одежды функционируют в художественном мире И.А. Бунина как способ выражения ценностных ориентаций персонажа. Приметами внешнего облика цивилизованного человека становятся такие статусные вещи,как очки,трость,часы. Но они служат негативными характеристиками героя. Очки,трость,часы. Но они слуажт негативными характеристиками героя. Очки приобретают семантику утраты естественного взгляда на мир и связи с природным началом. Трость – свидетельство отсутствия духовной опоры, стремлениия заменить ее внешними, показными признаками статуса благополучного и современного мужчины. Часы символизируют тщетность попыток обуздать время, потраченное на приобретения сугубо материальных благ и развлечений.
Рассматривая праздничные костюмы пассажиров «Атлантиды», выявите принцип несоответствия истинного и мнимого: в празднично одетом персонаже автор подчеркивает нелепость, диссонанс внешнего и внутреннего. Роскошный шелковый кремовый бальный костюм главного героя вступает в диссонанс с его портретными характеристиками:выпавшие зубы,остатки волос, «старческое тело с полнеющей от усиленного питания талией». Шейная запонка господина и Сан-Франциско становится косвенной причиной смерти,она лишает его доступа кислорода. После кончины героя с него снимают бальный и костюм и бальные туфли,символически приводя в соответствие его внешний облик с реальным статусом.
Отметьте, что костюмы других пассажиров «Атлантиды» также не соответствуют внешности и возрасту,по этому передают нелепый,комичный вид их обладателей: «Запоздавшая к обеду старуха,уже сутулая, с молочными волосами,но декольтированная,в светло-сером шелковом платье поспешала изо всех сил, но смешно,по-куринному..»
Сумиирая свои наблюдения, сделайте вывод о том, что «Язык одежды» несет в себе элементы исторического,этического,эстетического и философского знания,делает образы многогранными, наделяет их индивидуальностью, позволяет глубже понять особенности авторской поэтики и психологическую суть изображаемых им персонажей.