Перечислите «семейные линии» романа-эпопеи «Тихий Дон»?
Ответ:
В романе-эпопее М. Шолохова «Тихий Дон» идея семьи прослеживается на нескольких семьях: Мелеховых, Коршуновых, Моховых, Листницких.
Разрушение семьи — это трагедия народа, разрушение основ его бытия. Поэтому так до последнего бьется за родное гнездо, тащит в него все что можно Пантелей Прокофьевич Мелехов, пытается сохранить семью Ильинична, многое терпит и прощает мужу Наталья. Но в поединке с историей гибнет на чужбине старый Мелехов, отказывается от материнства и погибает Наталья, умирает Аксинья, разрушившая семью Григория и так и не создавшая свою, погибает Листницкий, не выдержав измены жены. Разрушение семьи знаменует катастрофу мира.
Мелеховы— одни из последних «идеальных» носителей этнотрадиции. Под тяжестью личных и общественных бед, перед лицом надвигающегося неведомого, они из последних сил, как умеют, каждый по своему, хранят дух и мораль казачества Единство и доверие, царяшие в этой семье, гармонизируют в какой-то мере и систему общей жизни, дают героям чувство родства с природой и родиной, с миром в целом Шолохов сталкивает в «Тихом Доне» очарование этого богатства семейных отношений и семейного бытия с мрачным ликом тех новых отношений и той новой жизни, что пришли им на смену
41. Кто такой Подтелков и какую роль он играет в романе «Тихий Дон»?
Фёдор Подтёлков дан в произведении уже сформировавшимся большевиком,
стойким и убеждённым. Он один из организаторов Советской власти на Дону.
Вместе Кривошлыковым он организует военную экспедицию для борьбы с
контрреволюцией. Но слишком не равны были силы. Казачья верхушка,
возглавляемая белым офицерством, жестоко расправилась с экспедицией.
М.Шолохов в сцене казни подтёлковцев показал мужество и бесстрашие солдат
революции. Подтёлкова и Кривошлыкова приговорили к казни через повешение, остальных членов экспедиции – к расстрелу. Они просят, чтобы их казнили последними. Они помогают мужественно встретить казнь своим товарищам. Подтёлков произносит страстную речь, обращенную к собравшимся, в которой выражает веру в победу истинно народной Советской власти на Дону.
Если углубиться с подробностями:
* Казак Федор Подтелков является большевиком, революционером, который играет важную роль в истории революции и Гражданской войны на Дону: "...с другим казаком, сыгравшим в истории революции на Дону немалую роль..."
* В ноябре 1917 г. Григорий Мелехов знакомится с Федором Подтелковым во время службы на Дону. Подтелков убеждает Григория в том, что будущее в России за большевиками и Советской властью. «…столкнулся Григорий с Федором Подтелковым, и после недолгих колебаний вновь перевесила в его душе прежняя правда."
* Казак Федор Подтелков является офицером. Он носит звание вахмистра: "...плотный казак с погонами вахмистра гвардейской батареи."
* Федор Подтелков родился на Дону в Усть-Хоперской станице на хуторе Крутовском: "...наши хутора, с каких я родом: Верхний и Нижний Крутовский."
* Подтелков надеется, что после свержения царя власть перейдет к народу: "Раз долой царя и контрреволюцию — надо стараться, чтоб власть к народу перешла."
* Федор Подтелков верит, что в конце концов в России установится Советская власть: "Советская власть установится по всей России. Вот попомните мои слова! Зря кровь вы чужую льете! Глупые вы люди! <...> Всех, дед, не перестреляете, <...> Всю Россию на виселицу не вздернешь. Береги свою голову! Всхомянетесь вы после, да поздно будет! <...> Я не грожу. Я вам дорогу указываю."
* В начале 1918 г. Подтелков становится председателем ревкома (Военно-революционного комитета) на Дону. Некоторое время Григорий служит вместе с Подтелковым (до того как перейти на сторону казаков-повстанцев)
* Получив власть, Подтелков становится высокомерен в отношении знакомых казаков: "Еще до избрания его председателем ревкома он заметно переменился в отношении к Григорию и остальным знакомым казакам, в голосе его уже тянули сквозняком нотки превосходства и некоторого высокомерия. Хмелем била власть в голову простого от природы казака»
* В январе 1918 г. Федор Подтелков жестоко расправляется с пленным "белым" генералом Чернецовым. Григорий не может простить Подтелкову эту
расправу. После этого случая Григорий начинает разочаровываться в большевиках в целом: "...со страшной силой рубнул Чернецова по голове."
* Весной 1918 г. Федор Подтелков становится председателем донского Совнаркома
* 1 мая 1918 г. Подтелков с другими большевиками отправляется в экспедицию по Дону, чтобы агитировать население за Советскую власть: "Создали чрезвычайную мобилизационную комиссию пяти, во главе с Подтелковым…»
* В мае 1918 г. казаки-повстанцы берут в плен большевика Подтелкова и членов его экспедиции. Федора Подтелкова приговаривают к смертной казни через повешение и 11 мая 1918 г. публично казнят.
* Перед казнью Федор Подтелков произносит следующую речь: "Глядите, сколько мало осталось, кто желал бы глядеть на нашу смерть. Совесть убивает! Мы за трудовой народ, за его интересы дрались с генеральской псюрней, не щадя живота, и теперь вот гибнем от вашей руки! Но мы вас не клянем!.. Вы — горько обманутые! Заступит революционная власть, и вы поймете, на чьей стороне была правда. Лучших сынов тихого Дона поклали вы вот в эту яму…"
42. Объясните, почему критика назвала Григория типом «отщепенца»?
Тип отщепенец:
> блудные дети своего класса, дворяне, разоренные буржуазией, или дети мелкой буржуазии, вырвавшиеся из удушливой атмосферы своего класса.
> человек, отколовшийся от какой-н. общественной среды.
В результате своих метаний, попыток понять правду и «красных», и «белых» Мелехов становится отщепенцем: «Мне, если направдок гутарить, ни те, ни эти не по совести». Героя не принимают ни в том, ни в другом лагере. В финале романа это накладывает трагический отпечаток на судьбу Григория. Мы понимаем, что Мелехов не сможет жить спокойно в своем хуторе. Большевики не отставят его в покое, ведь Григорий – бывший белый офицер, «контра».
В итоге, запутавшись окончательно, герой «прибивается» к бандитам, но уже не из каких-то идейных соображений, а чтобы спасти свою жизнь.
43. Сравните характеры Аксинья и Натальи.
Образ Натальи является противоположностью образу Аксиньи. Противопоставление любви-страсти и любви семейной.
Аксинья Наталья
любовница законная жена Григория Мелехова
Стремится жить по своей воле, согласно
своему сердцу
Это сильная, волевая натура. Четыре
раза она уходила из дома с Григорием и
никогда не спрашивала куда, - настолько
исступлённа, бескорыстна, беззаветна её
любовь. Наталья – добрая, трудолюбивая и красивая женщина. Но природа не наделила ее той силой чувств, которой обладала Аксинья. Наталья по-своему любит Григория, но ее мир ограничен хозяйством, детьми и мужем.
Аксинье присущи свои слабости и пороки: героиней управляют сильные страсти, подчас приносящие горе не только окружающим людям (Наталья, её дети), но и себе самой (измена Григорию с Листницким). Привыкла отвечать за свои поступки. За всю свою жизнь она ни разу не пряталась за чужие спины, не искала оправданий. До конца жизни Аксинья сохранила верность своему чувству. Она открыто, не обращая внимания на слухи и недомолвки, шла навстречу своему счастью и муке. Все переживания Григория Аксинья брала на себя. «живая, со всеми ее поступками, оправданными и убедительными» Автор многократно подчеркивает ее «порочную красоту», «порочно-зазывающий взгляд», «зовущие, порочно-раскрытые губы» на призыв любимого ехать с ним она отвечает: «Гришенька, миленький, поползу...» Яркая, порывистая, самоотверженная Она замечает и понимает мельчайшие оттенки настроения Григория, живет жизнью любимого, он для нее – сама жизнь. Наталья как идеальный образ патриархальной казачки манила к себе Григория. С ней было покойно и просто. Единственное счастье для Натальи – это дети и муж. Григория она любила нерассуждающе, покорно. Поэтому героиня не понимала причину душевных метаний Григория. Между ними здесь стояла неодолимая стена. Хотя Наталья во многом была ограниченной, замкнутой, но на её стороне был нравственный закон, освящённый церковью. Если Аксинья спокойно принимает все решения любимого, живет спокойной надеждой на то, что в будущем все может измениться, то Наталья способна сгоряча совершить непоправимое. В первый раз ее попытка свести счеты с жизнью оказалась неудачной, но она не оставила этого намерения. Наталья не способна заглянуть в душу к любимому
44. Как раскрывается тема истории в романе?
Шолохов основное внимание уделил изображению казачества. (через семью Мелеховых). Советская власть принесла с собой самое страшное, что может быть в истории государства, - гражданскую войну. Гражданская война - это война, которая идет внутри страны, заставляет отца убивать сына, а брата - брата. Один из эпизодов гражданской войны - война на казачьей донской земле - изображена в романе М.М. Шолохова «Тихий Дон».
Семья Мелеховых; находящаяся в центре внимания Шолохова, - своего рода микромир, в котором, как в зеркале, отражалась страшная трагедия войны. Но вот в
их светлый мир врывается война. Она приходит в их дом тогда, когда забирают на фронт у Пантелея Прокофьевича и Ильиничны двух их сыновей – Петра и Григория. Вскоре германская война сменяется гражданской. И поселяется в доме Мелеховых страх потерять сыновей, мужей, братьев, ведь для Пантелея Прокофьевича и Ильиничны Петр и Григорий – сыновья, для Дуняшки – братья, для Дарьи и Натальи – мужья.
Гражданская война оторвала братьев от родного куреня, лишила возможности и счастья заниматься любимым делом, жить мирным трудом, любить жен, растить детишек. Гражданская война столкнула их с жестокостью, ровью, насилием. Она лишила Ильиничну сына, Дарью - мужа, Дуняшку и Григория - брата. Гражданская война сломала жизнь Григорию. Его колебания, метания между белыми и красными свидетельствуют не только о нетвердости характера героя, но и о том, что он искатель правды. Григорию хотелось отвернуться от всего бурлившего ненавистью, враждебного и непонятного мира. Его то тянуло к большевикам, и он шел, других вел за собой. Но потом было раздумье, и он холодел сердцем: «Неужто прав Изварин? К кому же прислониться?».
Война внесла разногласия в семейные отношения Мелеховых. Она сломала казачество, разбила его крепкие и трудолюбивые семьи, разрушила его вековые устои и традиции. Именно поэтому гражданская война оценивается Шолоховым исключительно отрицательно, хотя описывается в романе объективно, правдиво, реалистично.
Шолохов изображает действительных участников событий: это Иван Лагутин, председатель казачьего отдела ВЦИКа, первый председатель Донского ВЦИКа Федор Подтелков, член ревкома еланский казак Михаил Кривошлыков. В то же время вымышлены основные герои повествования: семьи Мелеховых, Астаховых, Коршуновых, Кошевых, Листницких. Вымышлен и хутор Татарский.
Действие романа “Тихий Дон” вовлекает широкий круг людей, представителей самых разных социальных прослоек. Оно начинается с изображения жизни в казачьем хуторе Татарском, захватывает помещичью усадьбу Листницких, переносится на места развернувшейся мировой войны — в Польшу, Румынию, Восточную Пруссию, в Петроград, Новочеркасск, Новороссийск, в станицы Дона.
45. Как раскрывается народная жизнь в романе Шолохова?
“Тихий Дон” начинается изображением мирной довоенной жизни казачества. Дни хутора Татарского проходят в напряженном труде. На первый план повествования выдвигается семья Мелеховых, типичная середняцкая семья с патриархальными устоями. Война прервала трудовую жизнь казачества.
А. Серафимович писал о героях “Тихого Дона”: “...люди у него не нарисованные, не выписанные, — это не на бумаге”. В образах-типах, созданных Шолоховым, обобщены глубокие и выразительные черты русского народа. Изображая мысли, чувства, поступки героев, писатель не обрывал, а обнажал нити, ведущие к прошлому.
Среди персонажей романа притягательным, противоречивым, отражающим всю сложность исканий и заблуждений казачества, является Григорий Мелехов. Мир Григория — народный мир, он никогда не отрывал себя от своего народа, от природы. В огне боев, -в пыли походов он мечтает о труде на родной земле, о
семье. Завершает Григорий свое хождение по мукам возвращением в родной хутор Татарский. Бросив свое оружие в Дон, он спешит вновь к тому, что так любил и от чего так долго был оторван.
Шолохов — непревзойденный мастер художественного слова, умело использует тот язык, которым говорит казачество. Перед читателем зримо встают и главные герои, и эпизодические персонажи. Пейзажные зарисовки свидетельствуют о страстной влюбленности художника в природу Донского края. Пейзаж очеловечен, он выполняет самые различные идейно-художественные функции; помогает раскрыть чувства, настроения героев, передать их отношение к происходящим событиям. Умело использованы произведения народного творчества: пословицы, поговорки, побаски, песни. Они передают настроение, чувства, переживания народа, отражают эстетический мир героев. Произведения народного творчества, особенно песни, раскрывают философскую глубину эпопеи. Эпиграфами к первой и третьей книгам романа служат старинные казачьи песни. Большой духовный смысл заключен в поэтическом образе Дона, который выступает символом жизни народа. Само название “Тихий Дон” полно символики: оно контрастирует с изображаемыми событиями. Особый смысл в образе степи, которая выступает символом Родины: “Родимая степь над низким донским небом!., курган в мудром молчании, берегущие зарытую казачью славу... Низко кланяюсь и по-сыновьи целую твою красную землю... донской нержавеющей кровью полита степь...”.
Работая над эпопеей “Тихий Дон”, Шолохов исходил из философской концепции о том, что народ является основной движущей силой истории. Эта концепция получила в эпопее глубокое художественное воплощение: в изображении народной жизни, быта и труда казачества, в изображении участия народа в исторических событиях. Шолохов показал, что путь народа в революции и гражданской войне был сложным, напряженным, трагичным. Уничтожение “старого мира” было связано с крушением вековых народных традиций, православия, разрушением церквей, отказом от нравственных заповедей, которые внушались людям с детских лет.
46. Почему возник вопрос об авторстве романа Шолохова «Тихий Дон»?
Первые слухи о плагиате "Тихого Дона" появились в 1928 году, после выхода
первого и второго томов романа в журнале "Октябрь", главным редактором которого был до 1929 года Александр Серафимович, тоже уроженец Дона. Первая и основная причина сомнений - молодой автор в необычайно сжатые сроки создал грандиозное произведение, демонстрирующее хорошее знакомство с жизнью донского казачества с её бытовыми деталями, знание многих местностей на Дону, событий Первой мировой и Гражданской войны, происходивших, когда Шолохов был ещё ребёнком и подростком. Часть критиков утверждает, что высокий художественный уровень "Тихого Дона" резко контрастирует с уровнем шолоховских "Донских рассказов", непосредственно предшествовавших гениальному роману.
Критики также отмечали, что имеющиеся в "Донских рассказах" признаки плохого знания казачьего быта, совершенно не характерные для романа. "Тихий Дон" демонстрирует высокий уровень эрудиции автора, прекрасное знание им истории Первой мировой войны, отличное знакомство с реалиями описываемого
периода. При этом в тексте нередко встречаются грубейшие противоречия и ошибки, которые автор с таким уровнем знаний, казалось бы, просто не мог допустить. Из распространившихся слухов следовало, что Шолохов присвоил рукопись из полевой сумки безвестного белого офицера, расстрелянного большевиками. По мнению некоторых исследователей, Шолохов не был и единоличным редактором текста; в качестве возможных редакторов упоминаются его тесть Пётр Громославский, А. С. Серафимович и К. И. Каргин. Чтобы доказать своё авторство Шолохов представил в редакцию газеты "Правда" рукопись первых трёх томов и план четвёртого, с просьбой раз и навсегда разобраться с этим вопросом. По инициативе сестры Ленина Марии Ульяновой РАПП - Российская ассоциация пролетарских писателей организовала особую комиссию под председательством Серафимовича. Этой комиссии Шолохов представил также черновики и наброски всего того, что им было написано к тому времени. В конце марта 1929 года "Правда" напечатала письмо от имени РАППа, в котором обвинения, выдвинутые против Шолохова, были отвергнуты как злостная клевета. Под письмом стояли подписи членов комиссии: А. Серафимовича, Л. Авербаха, В. Киршона, А. Фадеева и В. Ставского.
Очень много информации, но интересно. Думаю, самое главное курсивом. Ссылка для любопытного изучения. Ну очень интересно J https://www.proza.ru/2013/01/19/619
http://pravlife.org/content/kto-na-samom-dele-napisal-tihiy-don
47. Когда появился социалистический реализм. Когда состоялся первый съезд советских писателей?
Социалистический реализм — художественный метод литературы и искусства и, шире, эстетическая система, сложившаяся на рубеже XIX–XX вв. и утвердившаяся в эпоху социалистического переустройства мира.
Термин «социалистический реализм» впервые предложен председателем Оргкомитета СП СССР И. Гронским в «Литературной газете» 23 мая 1932 года. Он возник в связи с необходимостью направить РАПП и авангард на художественное развитие советской культуры.
1-ый Всесоюзный съезд советских писателей - 1934 год
Впервые официальное определение социалистического реализма дано в Уставе СП СССР, принятом на Первом съезде СП:
Социалистический реализм, являясь основным методом советской художественной литературы и литературной критики, требует от художника правдивого, исторически-конкретного изображения действительности в её революционном развитии. Причём правдивость и историческая конкретность художественного изображения действительности должны сочетаться с задачей идейной переделки и воспитания в духе социализма.
Принципы: Народность. Под этим подразумевалась как понятность литературы для простого народа, так и использование народных речевых оборотов и пословиц. Идейность. Показать мирный быт народа, поиск путей к новой, лучшей жизни,
героические поступки с целью достижения счастливой жизни для всех людей. Конкретность. В изображении действительности показать процесс исторического развития, который в свою очередь должен соответствовать материалистическому пониманию истории (в процессе изменения условий своего бытия люди меняют и своё сознание, отношение к окружающей действительности).
48. Что такое «производственная проза» и когда она появилась. Назовите примеры. Создателем жанра был французский писатель и инженер Пьер Амп, который в начале XX века (первый роман опубликован в 1908 году) стал автором цикла романов Страда человеческая, посвящённый людям различных профессий. Ему же принадлежит и авторство самого термина производственный роман.
Первым «каноническим» и «программным» производственным романом в России литературоведы назвали «Цемент» Ф. Гладкова, (1925 г.).
А. М. Горький на Первом съезде советских писателей в 1934 году говорил, что «Основным героем наших книг мы должны избрать труд, то есть человека, организуемого процессами труда, (…) и человека, в свою очередь, организующего труд более легким, продуктивным, возводя его в степень искусства»
Нередким приёмом при написании подобных произведений в СССР была творческая командировка писателя на стройку или производство, имеющее важное значение для индустриализации СССР. Герой романа Юрия Крымова «Танкер „Дербент“» рискует собой ради коллектива; У Валентина Катаева в романе «Время, вперёд!» герои днюют и ночуют на стройке, забывая о еде; в романе «Цемент» Фёдора Гладкова — отказываются ради индустриализации страны от личного счастья, теряя дочь; а у него же в романе «Энергия» герой умирает на работе на глазах у зарубежной делегации.
В пятидесятые годы в СССР становится популярным жанр «Семейной хроники», к которому относятся такие произведения, как «Журбины» и «Братья Ершовы» Всеволода Кочетова, «Ястребовы» Михаила Обухова, «Колобовы» Виссариона Саянова, «Волгины» Георгия Шолохова-Синявского, «Строговы» Георгия Маркова, «Семья Рубанюк» Евгения Поповкина. Семейные хроники имели тенденцию превращаться в рассказ о трудовых буднях рабочей династии.
Своего рода производственными романами являются произведения Даниила Гранина «Искатели» и «Иду на грозу».
49. Приведите примеры романов воспитания? Какой цели они служили?
Несмотря на неразработанность теоретических оснований романа воспитания в России первой половины XX века, «педагогическая идея», отмеченная М. Бахтиным как одна из важных содержательных особенностей романа воспитания, переживала в это время свой расцвет. Как правило, это были повести и циклы произведений. Достаточно напомнить трилогию М. Горького («Детство», «В людях», «Мои университеты»), повести А. Гайдара («Школа», «Судьба
барабанщика»), Л. Кассиля («Кондуит», «Швамбрания»), тетралогию В. Катаева «Волны Черного моря» и многие другие произведения.
Романы о формировании мировоззренческой позиции героя создавали и писатели, эмигрировавшие из России после революции, и советские писатели, оставшиеся на Родине. Одних на это толкала ностальгия, других – задача создания «нового человека», соответствующего революционной эпохе. Последняя явилась основанием для рождения литературы, обращенной к детям, и в детской литературе советского времени роман воспитания, можно сказать, обрел новую жизнь.
Следует иметь в виду, что в литературе социалистического реализма демонстрировали советскому читателю всю важность воспитания нового типа личности в условиях строительства новой жизни. Поэтому проблематика и цели детской литературы оказываются в русле развития советской литературы и в зоне пристального внимания ее идеологов. Поэтому не удивительно, что многие постулаты развития детской литературы первой половины ХХ века совпали с теми, которые характеризуют метод социалистического реализма в целом.
При определении конститутивных особенностей произведений детской литературы советского времени следует иметь в виду мысль М. Бахтина, что роман воспитания является детищем и продуктом переходных и переломных эпох, когда меняются устои мира и человеку приходится меняться вместе с ним. Осознанная советской литературой как первоочередная задача создания нового человека отвечает характеру переходной эпохи, но с одной существенной поправкой. В теорию романа воспитания социалистической эпохи органически вошла мысль об универсальном характере тех процессов, которые переживали национальные литературы, захваченные общим революционным процессом. К знаковому произведению советского романа воспитания – «Педагогической поэме» А.С. Макаренко. Для нее характерно наличие отдельных глав-эпизодов, часто не связанных между собой личностно значимым сюжетом, изображающим проблемы и конфликтные ситуации в жизни коллектива. Эти конфликты и складываются в сюжет, отмечающий решающие вехи в развитии коллектива единомышленников. Таким образом, под развитием и становлением личности следует понимать прежде всего этапы духовной эволюции членов показанного коллектива, который по сути дела и является коллективным главным героем. В динамике коллективного развития формируется новая растущая личность, новый человек.
+ книга Н.Островского «Как закалялась сталь»
50. В чем заключается «новеллистичность» лирики Ахматовой,
«Новелла» - небольшой прозаический жанр, разновидность рассказа, отличающаяся строгостью сюжета и композиции, отсутствием описательности и психологической рефлексии, необыденностью события, элементами символики.
(Пример: «Песня последней встречи»: по характеру стихотворение напоминает сцену из романа, поэтическую новеллу. Нет рефлексии: почему наступил разрыв в отношениях, кто виноват в этом больше? Есть элементы символики: осень это всегда грусть, печаль, разлука, потери. Символичен путь героини: она не
поднимается, а спускается по ступенькам вниз, в темноту, в свое одиночество, равнодушно-желтые свечи)
Стихи ранней Ахматовой внешне почти всегда представляют собой простое повествование — стихотворный рассказ о конкретном любовном свидании с включением бытовых подробностей. «Эпичность» нередко сказывается уже в первом стихе произведения, задающем временную дистанцию между моментом речи и свершившимся событием («В последний раз мы встретились тогда...»). Для рассказа отбираются кульминационные моменты: встреча, еще чаще — прощание, расставание. Эти особенности построения текста позволили литературоведам говорить о новеллистичности ее лирических произведений: «Целый ряд стихотворений Ахматовой может быть назван маленькими повестями, новеллами; каждое стихотворение — это новелла в извлечении, изображенная в самый острый момент своего развития, откуда открывается возможность обозреть все предшествовавшее течение фактов...» {В.М.Жирмунский).
Ахматова выстраивает свое лирическое повествование на сжатом стиховом пространстве: она любит малые лирические формы (как правило, от двух до четырех четверостиший). Лаконизм и энергия выражения сказываются в эпиграмматической сжатости, концентрированности используемых поэтессой формул. Ахматова стремится поведать об ощущениях лирической героини и о породивших эти ощущения фактах «без предисловий» и без многословных переходов от одного факта к другому. «Непрерывность — обман», «все равно с чего начинать...» — вот «сюжетные» принципы Ахматовой.
61. В чем заключается смысл духовной драмы поэта Сергея Есенина?
Духовные драмы Есенина в последние годы его жизни связаны с теми переменами в России, которые произошли в результате революции, и если ранний Есенин принимал революцию, видя лишь ее смысл в лозунге “Земля – крестьянам!”, то поздний, видя всю разруху деревенской жизни – чего он никак не ожидал, начинает ее отвергать.
62. Раскройте смысл понятия «футуризм».
Футуризм (от лат. futurum – будущее) – общее название художественных авангардистских движений (в России кубофутуризм, эгофутуризм, "Мезонин поэзии", "Центрифуга") 1910-х – начала 1920-х гг. ХХ века.
Основные признаки футуризма:
* бунтарство, анархичность мировоззрения, выражение массовых настроений толпы;
* отрицание культурных традиций, попытка создать искусство, устремлённое в будущее;
* бунт против привычных норм стихотворной речи, экспериментаторство в области ритмики, рифмы, ориентация на произносимый стих, лозунг, плакат;
* поиски раскрепощённого "самовитого" слова, эксперименты по созданию "заумного" языка;
* культ техники, индустриальных городов;
* пафос эпатажа.
63. Как раскрывается лирический герой поэмы Маяковского «Облако в штанах»?
В «Облаке в штанах» с большой силой проявился образ героя, характер которого был сформирован под влиянием антибуржуазной деятельности, высокой гуманистичности, романтико–революционных стремлений к лучшему будущему. Четыре главы поэмы объединены общим лозунгом, провозглашённым страдающим человеком–бунтарём, желающим избавить себя и других от четырёх основных буржуазных зол: «долой вашу любовь», «долой ваше искусство», «долой ваш строй», «долой вашу религию».
64. О чем идет речь в статье Маяковского «Как делать стихи»?
В. В. рассказывает о своем способе жить в поэзии, и это весьма специфичный, интимный и, возможно, находящийся за гранью психиатрической нормы способ. Здесь чувствуется, что "тонны словесной руды" - это не поэтическая красивость, а самая натуральная правда Маяковского.
Кроме "идеологии" и некоторых вполне практических советов книга Маяковского ценна свидетельством о времени, о некоторых коллегах
Чтение "Как делать стихи?" полезно в любом смысле: в смысле самосовершенствования, в смысле узнавания великой личности, в смысле возможности мысленно полемизировать с точкой зрения Маяковского.
65. В чем заключается основной конфликт лирики Маяковского?
Основной конфликт лирики Маяковского
мечта действительность
стремление к гармонии невозможность гармонических отношений в современной поэту жизни
поэт толпа
66. Назовите пьесы Маяковского последних лет?
Клоп, Баня
67. Какие особенности новой литературы обосновывала группа «ЛЕФ»?
ЛЕФ призывал к созданию утилитарных произведений, имеющих определенную функцию. Его идеологи (Арватов, Брик, Третьяков, Шкловский и др.) выдвинули теорию искусства как «жизнестроения», теорию «социального заказа» (согласно ей, художник являлся только «мастером», выполняющим задания своего класса), идею «революции формы» (что вело к отрицанию художественно-познавательных функций искусства, недооценке классического наследия), а также программу «производственного искусства», способствовавшую зарождению художественного конструктивизма. Лефовцы отрицали многие традиционные виды художественного творчества (в т. ч. станковую живопись в изобразительном искусстве, художественный вымысел в литературе), противопоставляя им документ, т. н. «литературу факта».
68. Кто возглавлял группу «ЛЕФ»?
Владимир Маяковский
69. Что Вы можете сказать о РАППе?
РАПП (Российская ассоциация пролетарских писателей) оформилась на I Всесоюзной конференции пролетарских писателей в 1925 г. В ее состав входили писатели (из наиболее известных А. Фадеев и Д. Фурманов) и литературные критики. Предшественником РАПП был «Пролеткульт» – одна из самых массовых организаций, основанная в 1917 г. По мнению идеологов «Пролеткульта» и РАПП, всякое произведение искусства имеет классовый характер. Для нового пролетарского общества не нужна литература прошлых эпох, т. к. она была создана не пролетариатом и, следовательно, отражает чуждые ему классовые интересы. На «свалку истории» пролеткультовцы предлагали выбросить Пушкина, Толстого, Чайковского. По их мнению, необходимо было создать новую, всецело пролетарскую культуру. В стремлении к созданию новой культуры представители РАПП доходили до крайнего экстремизма. Они третировали как «классовых врагов» практически всех писателей, не входивших в их организацию. Среди авторов, которые подвергались нападкам со стороны РАППовцев, были не только А. Ахматова, З. Гиппиус и И. Бунин, но даже такие признанные «певцы революции», как М. Горький и В. Маяковский.
70. Как называется литературная группа, которую основал Е.Замятин?
«Серапионовы братья»
Вопросы 70-80
70) «Серапио́новы бра́тья» — объединение молодых писателей (прозаиков, поэтов и критиков), возникшее в Петрограде 1 февраля 1921 года. Название заимствовано из сборника новелл немецкого романтика Э. Т. А. Гофмана «Серапионовы братья», в которых фигурирует литературное содружество имени пустынника Серапиона.
71) ОБЭРИУ (Объединение реального искусства, буква у просто для смеха) -литературно-театральная группа, существовавшая в Ленинграде с 1927-го до начала 1930-х годов, куда входили Константин Вагинов, Александр Введенский, Даниил Хармс, Николай Заболоцкий, Игорь Бахтерев, Юрий Владимиров, Борис Левин. Обэриуты называли себя еще "чинарями", переосмысляя выражение "духовный чин". Так, Даниил Хармс звался "чинарь-взиральник", а Введенский - "чинарь-авторитет бессмыслицы". ОБЭРИУ была последней оригинальной выдающейся русской поэтической школой "серебряного века" наряду с символизмом, футуризмом и акмеизмом. В работе над поэтическим словом обэриуты превзошли всех своих учителей, как драматурги они предвосхитили европейский театр абсурда за 40 лет до его возникновения во Франции. Однако судьба их была трагической. Поскольку их зрелость пришлась на годы большого террора, при жизни они оставались совершенно непризнанными и неизвестными (издавать их наследие всерьез начали в 1960-е годы на Западе, а в России - в конце 1980-х годов, во время перестройки) . Искусство и поэтика ОБЭРИУ имеет два главных источника. Первый - это заумь их учителя Велимира Хлебникова. Основное отличие зауми обэриутов в том, что они играли не с фонетической канвой слова, как это любил делать Хлебников, а со смыслами и прагматикой поэтического языка.
Вторым источником ОБЭРИУ была русская домашняя поэзия второй половины ХIХ века - Козьма Прутков и его создатели А. К. Толстой и братья Жемчужниковы. Для понимания истоков ОБЭРИУ важны также нелепые стихи капитана Лебядкина из "Бесов" Достоевского, сочетающие надутость и дилетантизм с прорывающимися чертами новаторства.
72) Нападки со стороны официозной критики, невозможность печататься заставили некоторых обэриутов (Введенский, Хармс, Владимиров и др.) переместиться в сферу детской литературы. По предложению С. Маршака они начали сотрудничать с детской редакцией ленинградского Госиздата, где с конца 1928 г. стал выходить забавный журнал для школьников «Еж» (Ежемесячный журнал), а несколько позже — «Чиж» (Чрезвычайно интересный журнал), для младшего возраста. Здесь большую роль сыграл Н. Олейников, который, формально не являясь членом группы, творчески был близок ей. Будучи главным редактором «Ежа», он привлек обэриутов к работе в журнале. В 1930-е годы, с началом идеологической травли, тексты для детей были единственными публикуемыми произведениями обэриутов.
73) Организационно крестьянские писатели - Н. А. Клюев, С. Л. Есенин, С. Л. Клычков, А. А. Ганин, А. В. Ширяевец, П. В. Орешин и вступившие в литературу уже в 1920-е гг. П. Н. Васильев и Иван Приблудный.
74) Пролеткульт – пролетарские культурно-просветительские организации. Массовая культурно-просветительская и литературно-художественная организация пролетарской самодеятельности при Наркомате просвещения. 1917-1932 гг. Культурно-просветительные организации пролетариата появились сразу после Февральской революции. Первая их конференция, положившая начало Всероссийскому Пролеткульту, была созвана по инициативе А. В. Луначарского и по решению конференции профсоюзов в сентябре 1917 года.
75) Что такое конструктивизм? С какими именами он связан?
Конструктивизм - направление в советском искусстве 1920-х гг. Характеризуется строгостью, геометризмом, лаконичностью форм и монолитностью внешнего облика.( В архитектуре)
Группа ЛЦК (Литературный центр конструктивистов) — советская литературная (главным образом поэтическая) группа 1920-х гг., основанная И. Сельвинским, К. Зелинским и А. Н. Чичериным в 1924 году из существовавшего с начала 1922 года одноименного направления. Самораспустилась в декабре 1930 года.
Осип Брик – идеолог русского конструктивизма. Еще представители: В. Ибнер, В. Луговской.
Идеи: целесообразность, рациональность, экономичность творчества; лозунг: «Коротко, сжато, в малом – многое, в точке – все!», стремление сблизить творчество с производством (конструктивизм тесно связан с ростом индустриализации), отвергали немотивированную декоративность, язык искусства доводили до схематизма.
76) Как определяется жанр романа А. Платонова «Чевенгур»?
ученые разделились на две основные группы: первая считает этот роман антиутопией, вторая - утопией. Однако есть и третья группа, которая пытается зачислить этот жанр одновременно к антиутопии и утопии, несмотря на их противоположность. «Чевенгур» рассматривают как повесть (В. Вьюгин), мениппею (М. Геллер), философский роман (Л. Фоменко), идеологический роман (М. Золотоносов), трагическую утопию (В. Свительский), народную эпопею (В. Васильев), антиутопию (Н. Полтавцева, Р. Гальцева, И. Роднянская); указывают на взаимодействие в одной жанровой структуре утопических и антиутопических тенденций (А. Кедровский, К. Исупов,