Классицизм как литературное направление

Классици́зм (от лат. classicus – образцовый) – художественный стиль и эстетическое направление в европейской культуре XVII–XIX вв.

Художественное произведение, с точки зрения классицизма, должно строиться на основании строгих канонов, тем самым обнаруживая стройность и логичность самого мироздания. Интерес для классицизма представляет только вечное, неизменное – в каждом явлении он стремится распознать только существенные, типологические черты, отбрасывая случайные индивидуальные признаки. Эстетика классицизма придаёт огромное значение общественно-воспитательной функции искусства. Классицизм устанавливает строгую иерархию жанров, которые делятся на высокие (ода, трагедия, эпопея) и низкие (комедия, сатира, басня). Каждый жанр имеет строго определённые признаки, смешивание которых не допускается.

Во многом классицизм опирался на античное искусство (Аристотель, Гораций), взяв его за идеальный эстетический образец, «золотой век».

Основателем поэтики классицизма считается француз Франсуа Малерб (1555–1628).

В России классицизм зародился в XVIII веке, после преобразований Петра I. Ломоносовым была проведена реформа русского стиха, разработана теория «трех штилей», которая явилась, по сути, адаптацией французских классических правил к русскому языку. Образы в классицизме лишены индивидуальных черт, так как призваны в первую очередь запечатлевать устойчивые родовые, не преходящие со временем признаки, выступающие как воплощение каких-либо социальных или духовных сил.

Классицизм в России развивался под большим влиянием Просвещения – идеи равенства и справедливости всегда были в фокусе внимания русских писателей-классицистов. Поэтому в русском классицизме получили большое развитие жанры, предполагающие обязательную авторскую оценку исторической действительности: комедия, сатира, басня. Ломоносов создает свою теорию русского литературного языка с опорой на опыт греческой и латинской риторики, Державин пишет «Анакреонтические песни« как сплав русской реальности с греческими и латинскими реалиями.

В связи с провозглашённым Руссо призывом близости к природе и естественности в классицизме конца XVIII века нарастают кризисные явления; на смену абсолютизации разума приходит культ нежных чувств – сентиментализм.

БИЛЕТ №4

А.С. Пушкин. Мотивы лирики.

Лирика Пушкина – «явление чрезвычайное», говорил Гоголь, и, восхищаясь многогранностью его творчества, добавлял: «Что ж было предметом его поэзии? Все стало ее предметом, и ничто в особенности».

Действительно, пушкинское творчество многомерно и многообразно, настолько, что можно выделить достаточно много основных тем и мотивов его произведений.

«Свобода» для Пушкина – понятие основополагающее, и эта тема красной нитью проходит через все его творчество, как социальный, политический и нравственный идеал пушкинской поэзии: здесь выделяется несколько более конкретных мотивов.

Мотив политической свободы, идеи, близкие взглядам декабристов: служение общественным идеалам, осуждение тирании, угнетения («К Чаадаеву», «Деревня»).

Мотив личной свободы звучит в стихотворениях «Узник», «Птичка», где романтический призыв бегства из мира – «темницы» и желание дать освобождение «хоть одному творенью» усиливается образами птиц, олицетворяющими природное стремление к воле.

В стихотворении «Я вас любил: любовь еще, быть может...» ярко проявляется еще один мотив свободы – уважение личности другого человека.

Рабство как противопоставления свободе выводится в стихотворении-притче «Анчар».

Свобода творческой личности – важнейший мотив темы поднимается в стихотворениях «Поэту»

Свободу как всеобъемлющее понятие, как основу жизни человека поэт рассматривает в стихотворениях «Пора, мой друг, пора...», «Покой и воля».

В произведениях «Кавказ», «Осень» отражен мотив любви к родной природе как выражение любви к Родине.

Мотив служения общественным идеалам как проявление гражданской позиции – в стихотворениях «К Чаадаеву», «Кинжал».

В стихотворениях «Клеветникам России», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный...» Пушкин приводит свои политические идеалы, любовь к отечеству и готовность служить ему.

Тема дружбы: стихотворения в честь лицейских годовщин (19 октября), послания к товарищам-лицеистам: «19 октября», «И. И. Пущину» и обращенные к декабристам, с многими из которых Пушкин был в дружеских отношениях, – «Арион» и послание «К Чаадаеву».

Тема любви нашла свое воплощение в стихотворениях «Храни меня, мой талисман...», «К***», «Я вас любил: любовь еще, быть может…»

Тема назначения поэта и его поэзии наравне с темой свободой главенствует в творчестве Пушкина: высокое предназначение поэзии слышится в стихотворениях «Поэт», «Пророк».

То, что поэт является высшим судьей для своих произведений – важный мотив темы предназначения поэта и его поэзии. Пушкин рассуждает о свободе поэтического творчества, о сложных взаимоотношениях поэта с властью, с народом, с чернью: «Поэт и толпа», «Эхо».

Философская лирика Пушкина: «Анчар», «Бесы» – размышления поэта над общефилософскими проблемами.

Мотив смерти в лирике Пушкина - это «пир во время чумы» : всегда одновременно кто-нибудь пирует, и кто-нибудь умирает, цепь жизнь-смерть непрерывна: «Эта черная телега имеет право всюду разъезжать» . И на одном из этих празднеств, окаймленных черной смертью, Пушкин над нею смеется, дерзновенно славит Царствие чумы и раскрывает глубины обезумевшего сердца:

Поэтические строки Пушкина всегда предполагают бесконечное множество осмыслений. Перечитывая, каждый раз по-новому понимаешь их содержание.

Вся поэзия Пушкина является оправданием Бога, творца, оправданием добра. И это ее назначение сказывается и в самой форме, в самих звуках его стихотворений. Не только определенные сюжеты и общий строй его песен, но и сами они как песни, даже отдельные тона их, ласкающие сердце, уже примиряют с природой и жизнью. Пушкин «видел и внимал» всю окружающую жизнь. Его произведения именно поэтому так близки многим читателям. Он смог «жить, чтоб мыслить и страдать» , и, читая его строки, мы мыслим и страдаем вместе с Пушкиным.


Наши рекомендации