Основные образы-символы в поэме
Вечер, ночь | Традиционно символизирует завершение, конец цикла, в данном случае – конец исторической эпохи (конец «старого мира»). По Блоку, начало нового цикла всецело зависти от того, как человек проживет «вечер» и «ночь», т.е. от каждого человека зависит, наступит ли «утро» и каким оно будет. |
Снег | Символ замкнутого пространства, плена, невозможности возвращения к прошлому, в этом кроется двоякая природа символа: с одной стороны, это подтверждение идеи неизбежности конца «старого мира», с другой, - грозное предупреждение о катастрофическом разрыве между эпохами, об исчезновении связи между ними. |
Ветер, вьюга | Традиционно символизирует обновление, но в поэме ветер перерастает во вьюгу, т.е. в снежный вихрь, природа которого такова, что человек, оказавшийся в его эпицентре может быть как вознесен на верх, к небу, к свету, так и затянут в омут, в воронку – низвергнут в преисподнюю, из которой нет возврата. |
Буржуй на перекрестке, писатель-вития, товарищ поп, барыня в каракуле | Образы, символизирующие старый мир, восходят к блоковской «театральной» символике: они решены в стилистике представления кукольного театра, где одна за другой появляются куклы-типы в сопровождении хлестких и нелицеприятных комментариев Петрушки. |
Двенадцать | Символика числа двенадцать, во-первых, явно связана с идеей цикла и его завершенности (12 месяцев в году), во-вторых, отсылает к библейской традиции – 12 апостолов, учеников Христа, призванных нести свет новой веры миру. В данном случае можно говорить и о реально-конкретном значении – красногвардейцы патрулировали группами по 12 человек. |
Ванька | Традиционно значение этого образа связывают с персонажем комедии масок Арлекином (по Блоку, Арлекин - существо, лишенное души), в котором преобладает плотское, телесное начало. Некоторые исследователи прочитывают символику этого образа в контексте евангельского текста, соотнося его с фигурой Иуды, предавшего идеалы Христа. |
Катька | Традиционно значение этого образа связывают с персонажем комедии масок Коломбиной (по Блоку, Коломбина – воплощение женского начала), доминантной чертой которой является безрассудная страсть, несущая гибель и разрушение. |
Петруха | Традиционно значение этого образа связывают с персонажем комедии масок Пьеро (по Блоку, Пьеро – воплощение души), для которого понятия жизнь и страдание немыслимы друг без друга. Ряд исследователей указывают на возможность соотнесения образа Петрухи с образом апостола Петра. |
Мировой пожар | Значение образа связанно с символикой Апокалипсиса, конца света, но в трактовке младосимволистов «конец света не есть конец бытия», это начало новой эры, которая может стать как царством Христа, так и царством Антихриста. Символика огня здесь также неоднозначна: 1) очищающее пламя (необходимо очистить землю от скверны прежде, чем начнется новая эра); 2) неконтролируемая беспощадная стихия, сметающая все на своем пути; 3) пламень жертвенного костра (для того, чтобы новая эра была прекрасной, необходима жертва, которая искупит грехи старого мира). |
Паршивый пес (пес голодный) | Символ старого мира, в свете христианской символики ассоциируется с нечистотой. (Собака редко упоминается в Библии, и только в отрицательном смысле.) |
Исус Христос | Воплощение прекрасной Души Мира, избавленной от оков Хаоса, символ истинного пути. |
Музыка | Центральный символический образ поэмы, по Блоку, музыка – это воплощение гармонии, которая позволит преодолеть хаос и сделать мир прекрасным. |
Тест
А.Блок
«Двенадцать»
B1 | Как называется литературное направление конца XIX—начала XX веков, одним из ярких представителей которого являлся А. А. Блок? |
B2 | Как в литературоведении называется художественный образ, раскрывающийся через сопоставление с другими понятиями и содержащий в себе множество смыслов (например, ветер и вьюга в поэме А. А. Блока «Двенадцать»)? |
ВЗ | Какой литературный прием использует А. А. Блок в начале и в конце поэмы «Двенадцать». противопоставляя образы? Черный вечер. Позади — голодный пес <...> Белый снег. Впереди — Исус Христос. |
B4 | К какому лирическому жанру относится приведенный фрагмент поэмы А. А. Блока «Двенадцать»? Как пошли наши ребята В красной гвардии служить — В красной гвардии служить — Буйну голову сложить! Эх ты, горе-горькое, Сладкое житье! Рваное пальтишко, Австрийское ружье! Мы на горе всем буржуям Мировой пожар раздуем, Мировой пожар в крови — Господи, благослови! |
B5 | Что символизирует собой «поджавший хвост паршивый пес», «пес голодный», «пес безродный», «нищий пес голодный» в поэме А. А. Блока «Двенадцать»? |