1-й сон | Бедная савраска, запряженная в огромную телегу, в которую влезла толпа пьяных, — это лишь представление Раскольникова о состоянии мира. А вот что существует на самом деле: «... один пьяный, которого неизвестно почему и куда провозили в это время по улице в огромной телеге, запряженной огромною ломовою лошадью...». Эта телега на первых страницах «Преступления и наказания» словно бы ехала из сна Раскольникова. Таким образом, адекватно воспринимается только телега ее размеры, но не груз и не силы лошади, в эту телегу впряженной, т. е. вызов Богу бросается на основании несуществующихнесправедливостей, ибо всем дается ноша по силам и никому не дается больше, чем он может снести. Аналогом лошади из сна является в романе Катерина Ивановна, падающая под грузом нереальных своих бед и забот, которые очень велики, но сносимы (тем более что Бог не отнимает своей руки, и когда приходит край — всегда находится помощник: Соня, Раскольников, Свидригайлов), а под грузом бед и забот, ею себе романтически примысленных, и именно от этих бед, оскорблений и скорбен, существующих почти только в воспаленном мозгу ее, она в конце концов и гибнет — как «загнанная лошадь». Катерина Ивановна воскликнет про себя: «Уездили клячу!». |
2-й сон | Он раскрывается при сопоставлении имен Миколки из сна и Николая (Миколая)-красильщика. На убийцу Миколку Раскольников кидается с кулаками, чтобы наказать его («… вдруг вскакивает и в исступлении бросается с своими кулачонками на Миколку». Красильщик Николка возьмет на себя грех и вину убийцы Раскольникова, защитив его своим неожиданным показанием в самую страшную для него минуту от истязаний Порфирия Петровича и от вынужденного признания («Я … убивец… Алену Ивановну и сестрицу ихнюю, Лизавету Ивановну, я… убил… топором»). На этом уровне раскрывается заветная мысль Достоевского о том, что все за всех виноваты, что есть только одно истинное отношение к греху ближнего — это взять его грех на себя, взять его преступление и вину на себя — хотя бы на время понести его бремя, чтобы он не пал в отчаянии от непосильной ноши, но увидел руку помощи и дорогу воскресения. |
3-й сон | Во сне Раскольникова молодые, сытые, пьяные, развеселые люди убивают лядащую лошаденку — в романной действительности испитой и измученный Мармеладов гибнет под копытами молодых, сильных, кормленых, ухоженных лошадей. Причем его гибель не менее страшна, чем гибель лошадки: «Вся грудь была исковеркана, измята и истерзана; несколько ребер с правой стороны изломано. С левой стороны, на самом сердце, было зловещее, большое, желтовато-черное пятно, жестокий удар копытом… раздавленного захватило в колесо и тащило, вертя, шагов тридцать по мостовой» |
4-й сон | Этот сон наиболее важен для понимания смысла романа— символический, и именно на этом уровне связаны между собою в систему сны Раскольникова. Проснувшись после сна об убийстве лошадки, Раскольников говорит так, как будто отождествляет себя с убивавшими, но дрожит при этом так, как будто все удары, обрушившиеся на несчастную лошаденку, задели его. Пожалуй, разрешение этого противоречия в следующих словах Раскольникова: «Да что же это я! — продолжал он, восклоняясь опять и как бы в глубоком изумлении, — ведь я знал же, что я этого не вынесу, так чего ж я до сих пор себя мучил? Ведь еще вчера, вчера, когда я пошел делать эту... пробу, ведь я вчера же понял совершенно, что не вытерплю... Чего ж я теперь-то? Чего ж я еще до сих пор сомневался?». Он, действительно, и «лошаденка», и убийца-Миколка, требующий, чтобы запряженная в непосильную для нее телегу лошадка «вскачь пошла». Символ всадника на коне — известнейший христианский символ духа, управляющего плотью. Это его дух, своевольный и дерзкий, пытается принудить его натуру, его плоть сделать то, чего она не может, что ей претит, против чего она восстает. Он так и скажет: «Ведь меня от одной мысли наяву стошнило и в ужас бросило... ». Именно об этом потом скажет Раскольникову Порфирий Петрович: «Он-то, положим, и солжет, то есть человек-то-с, частный-то случай-с, incognito-то-с, и солжет отлично, наихитрейшим манером; тут бы, кажется, и триумф, и наслаждайся плодами своего остроумия, а он хлоп! да в самом-то интересном, в самом скандалезнейшем месте и упадет в обморок. Оно, положим, болезнь, духота тоже иной раз в комнатах бывает, да все-таки-с! Все-таки мысль подал! Солгал-то он бесподобно, а на натуру-то и не сумел рассчитать»>. |
5-й сон в эпилоге | Еще один сон, который снится Родиону Раскольникову в эпилоге романа – это кошмар, описывающий апокалипсическое состояние мира, где пришествие антихриста словно распределено на все человечество – каждый становится антихристом, проповедником своей собственной правды, правды во имя свое. «Ему грезилось в болезни, будто весь мир осужден в жертву какой-то страшной, неслыханной и невиданной моровой язве, идущей из глубины Азии на Европу. Все должны были погибнуть, кроме некоторых, весьма немногих избранных». |
1. Двойственность Петербурга |
Грязные и душные улицы, пыльные и вонючие площади | Величественная, прохладная Нева. |
2. Совпадение состояния героев и города |
Герои чувствуют себя одинокими, они раздражены и в то же время беззащитны (Мармеладов, Катерина Ивановна, Соня, Лизавета, Раскольников). | Город погружен в духоту, он сам является причиной для раздражения и болезненного состояния героев. |
3. Общее впечатление, которое создают описания улиц, площадей, людей на улицах и в распивочных - это ощущение враждебности, атмосфера безысходности. Город как бы теснит, давит людей, подталкивает их к скандалам и даже на преступления. |
Пейзаж | «омерзительный и грустный колорит картины», «особенное множество пьяных», «нестерпимая вонь из распивочных», «жара стояла страшная, к тому же духота, толкотня…»; «необъяснимым холодом веяло… от этой великолепной панорамы; духом немым и глухим полна была … эта пышная картина»; «уныло и грязно смотрели ярко-желтые деревянные домики с закрытыми ставнями. Холод и сырость прохватывали все тело…Какой-то мертво-пьяный, в шинели, лицом вниз, лежал поперек тротуара» и др. |
Уличные сцены | Сцена встречи Раскольникова с пьяной девочкой, которую преследует «франт», желающий воспользоваться удобной ситуацией; сцена сумасшествия и смерти Катерины Ивановны; сцена с шарманщиком и толпой проституток; сцена самоубийства на …ском мосту и др. |
Интерьер | Каморка Раскольникова, похожая шкаф, «имевшая самый жалкий вид со своими желтенькими, пыльными и всюду отставшими от стены обоями, и до того низкая, что чуть-чуть высокому человеку становилось в ней жутко»; комната Сони, которая «походила как будто на сарай», чрезвычайно низкая, почти без мебели, «с желтоватыми обшмыганными обоями»; «беднейшая» проходная комната Мармеладовых, «шагов десять длиной» и др. |
Герой | Где он живет |
Раскольников | Каморка, гроб, шкаф: «Это была крошечная клетушка, шагов в шесть длиной, имевшая самый жалкий вид со своими желтенькими пыльными и всюду отставшими от стен обоями, и до того низкая, что чуть-чуть высокому человеку становилось в ней жутко...» (часть 1, гл. 3). |
Соня | «Сарай»: «Сонина комната походила как будто на сарай, имела вид весьма неправильного четырехугольника, и это придавало ей что-то уродливое. Стена стремя окнами, выходившая на канаву, перерезывала комнату как-то вкось, отчего один угол, ужасно острый, убегал куда-то вглубь... другой же угол был уж слишком безобразно тупой. Во всей этой большой комнате почти совсем не было мебели...» (часть 4, гл. 4). |
Мармеладовы | Проходной угол: «Беднейшая комната шагов в десять в длину... Через задний угол была протянута дырявая простыня. За нею, вероятно, помещалась кровать. В самой же комнате было всего только два стула и клеенчатый очень ободранный диван, перед которым стоял старый, кухонный сосновый стол... на краю стоял догоравший сальный огарок в железном подсвечнике» (часть 1, гл. 2). |
| Петр Петрович Лужин | Аркадий Иванович Свидригайлов |
Теория | «Возлюби, прежде всех одного себя, ибо все на свете на личном интересе основано. Возлюбишь одного себя, то и дела свои обделаешь как следует и кафтан твой останется цел...» | «Человеку все позволено» |
Поступки | Желание жениться на Дуне, чтобы властвовать над ней и держать ее в постоянной зависимости от себя. Пытается опорочить Соню, для чего подсовывает ей сторублевую купюру. Этот поступок нужен Лужину, чтобы поссорить Родиона Раскольникова с родственниками. | Азартный игрок; доводит до самоубийства своего слугу Филиппа; жестоко оскорбил девочку, пытался обесчестить Дуню; его подозревают в причастности к отравлению его жены; подслушал признание Раскольникова о совершении убийства; пытается шантажировать Дуню, угрожая донести на Родиона Раскольникова. Но: дает деньги на содержание сирот Катерины Ивановны и Соне, чтобы она могла сопровождать Раскольникова на каторгу. Заканчивает жизнь самоубийством. |
Что объединяет героев и отличает их от Раскольникова | Считают себя «сильными мира сего», живут и действуют по принципу «все позволено», их теории приобретают откровенно бесчеловечный, циничный характер. |
Соня | Раскольников |
преступники |
Преступает нравственный закон. | Преступает уголовный закон. |
Чтобы облегчить жизнь близких приносит в жертву себя. | Чтобы проверить правильность своей теории приносит в жертву двух беззащитных женщин. |
Страдания достигают предела. Идет на позор, унижения. | Бунтарь, не желающий смириться с несправедливыми законами общества. |
Не возмущается и не протестует. Ее удел - незаметное подвижничество. | Мания превосходства и вседозволенности. |
Все ее поступки определяются христианскими заповедями и религиозными законами. | Свои совершает на основании придуманной теории о «сильной личности». Чувствует уязвимость своей теории, несостоятельность и обреченность индивидуализма. |
Героев спасет вера, сострадание, им помогает сила души и характера. Каждый из героев приходит к осознанию ценности любой человеческой жизни. |