Истинные причины преступления Раскольникова

Неожиданное для Родиона событие произошло, когда пришёл к себе от Мармеладовых - неожиданный приезд родных. Раскольников очень любит мать и сестру, тем не менее почти выгоняет их. Почему? Выгоняет, хотя над их письмом так страдал. Но сейчас, после преступления, он понимает, что он не такой, каким был, а они не знают этого. Раскольников психологически тонок, необычайно глубок. Он терпит страшную муку. Мука выбора сменилась мукой подозрительности, а как следствие - оторванность от мира большого, от людей вообще, и от мира маленького, мира своей семьи. Муку он терпит немыслимую. Вспомните, успокоение он получает только тогда, когда соединяется с людьми, как в эпизоде со смертью Мармеладова. Но это успокоение только миг, а дальше опять страшные муки оторванности, отъединённости от мира.

Почему же Раскольников все же совершил преступление? Он не пользуется деньгами, кроме того, он понимает бессмысленность своего преступления, т.к. появляется Лужин как более страшное проявление мира, на который он покушался.

Истинные причины преступления Раскольникова в романе разгадает следователь Порфирий Петрович.

Родион сам приходит к следователю. Почему? Он один из закладчиков, пользующийся услугами Алёны Ивановны, нашел в её записях адрес Раскольникова Родион, узнав об этом встревожился , но это только повод, а истинная причина посещения конторы – разведка, узнать, подозревают ли его в убийстве.

Между следователем и Раскольниковым происходит важный разговор - разговор о статье Раскольникова. Порфирий Петрович прочитал статью Раскольникова «О преступлении» и его поразила идея о праве на преступление необыкновенных людей .

В чём же суть этой теории? Сцена разговора очень важна, т.к. разъясняет суть теории Раскольникова, его мечты, его мировоззрение. Теория рождена за рамками романа, она, бесспорно, существовала, о ней говорили и спорили. В голове Раскольникова уложились все положения этой теории как аксиома. Над содержанием теории он не мучается. И вот Раскольников, которого угнетают муки разъединения с миром и родными, мучают подозрения. Который сам идёт на это свидание – испытание с Порфирием Петровичем, идёт на разведку, чтобы проверить, сможет ли он быть хладнокровным, говорит, что есть люди, обредшие идеи, спасительные для всего человечества; они могут устранить других людей, по их мнению, не нужных или мешающих. Раскольников называет следующих известных личностей:

- учёных Ньютона и Кеплера,

- далее идут законодатели, установители человечества, общественные деятели: Ликург, Наполеон, Магомет; все они нарушали древние законы, все свято чтимы обществом;

- далее остаётся Наполеон как завоеватель, погубивший сотни тысяч людей.

Следовательно, с точки зрения теории, есть люди высшие, они господа будущего, им дано право убивать по совести, и они делают это, чтобы двигать историю общества, они всегда преступники. Все они как бы соединились в образе Наполеона. Есть и другие люди – низшие, безропотно обязанные повиноваться высшим.

- Порфирий Петрович понял следствие теории (см. 1-ый монолог Разумихина «Среда заела…»)

Полемика с Чернышевским. Следователь понял, что Раскольников занимался исследованием состояния преступника во время преступления.

NB! «Право на преступление» - теория не социальная, теория не нигилистов. И это не «среда заела», как думает Разумихин, а что-то другое. Раскольников развивает мысль, которую утверждает в статье:

1) кровь по совести, разрешённая самим собой, все те, кто пытается что-то изменить, должны переступить законы, которые были незыблемыми. Факты истории говорят об этом. Мир несовершенен, и пример тому этому - сам Раскольников, приехавший учиться в Петербург, испытавший нужду, вынужденный давать уроки, чтобы заплатить за обучение, он не сразу бросил учёбу. Вывод, который сам собой напрашивается, к которому пришёл Раскольников: по-честному не проживёшь, как объяснить, что у одних всё, у других ничего. Это вечный вопрос! Если ты лучший, высший, имеющий право, двигатель прогресса, то ты, чтобы двигать прогресс, можешь перейти через что-то, через грань, преступить черту, и муки совести существовать для тебя не будут. Если же ты не можешь переступить через это что-то, ты дрожишь, тебя мучает совесть, то ты обыкновенный низший, тварь.

Страшно такое разделение людей на разряды и этот принцип: преступить, чтобы добиться (добиваюсь - преступаю!). Он упоминает о Новом Иерусалиме – символе наступления «золотого века», осуществления всех надежд, всеобщего счастья, рая земного. Порфирий говорит: «Вы верите в наступление «золотого века?» И Родион отвечает «Верую!» Раскольников не ищет слов, он уже всё выверил. Но речь его говорит о внутреннем расколе, и Порфирий понимает это и начинает задавать вопросы.

Вопросы эти многое дают для понимания характера героев

Порфирий Петрович:

« - И в Бога веруете?

- Верую, - говорит Раскольников».

Парадокс, но эта теория согласуется и с верой в Бога (вспомните заповедь «Не убий!») и Новым Иерусалимом («золотой век», век добра, справедливости.

« - И в воскресенье Лазаря веруете?

- Верую!»

Лазарь имеет огромное значение в романе: четыре дня отделяют Раскольникова от его преступления и его покаяния. Вспомните, что Раскольников после Порфирия придёт к Соне и буквально заставит её читать о воскресении Лазаря, испытывая какие-то новые чувства. Именно после этого он пообещает Соне сказать ей про себя что-то очень важное, ведь воскресенье - это пробуждение, обновление. После посещения Сони у Раскольникова начинается, словно у Лазаря, этот процесс, процесс пробуждения.

« - Как отличить "высших" от "низших"? - спрашивает Порфирий. – Может, знаки какие есть?»

Давайте проследим, как Порфирий Петрович разоблачает теорию

Теория Аргументы, её разоблачающие
1. Делит людей на низших, в послушании живущих, и высших, способных сказать среде своё слово 1. Как же отличить обыкновенных от необыкновенных? При рождении, что ль знаки такие есть?
2. Необыкновенные разрешают кровь по совести, перешагнуть через кровь, через труп: а) Кеплер и Ньютон, будь на их пути препятствие, имели бы право, даже были бы обязаны устранить десять или сто человек, чтобы донести свои открытия; б) все эти «необыкновенные люди» - преступники уже по тому, что, неся новое слово, перечёркивали, отрицали прежние законы 2. Соня, Катерина Ивановна, Дуня, мать – люди низшего разряда, их надо презирать, а он любит их за гордость, чувство собственного достоинства, сестру - за то, что может пожертвовать собой ради других, так же, как Соня.  
  3. Желая быть в числе необыкновенных, он ставит себя в один ряд с Лужиными и Свидригайловыми. Он ненавидит тех, кто живёт по тем принципам, по которым построена его теория. Для Лужина Дуня и Раскольников - тот же «материал», что для Раскольникова Алёна Ивановна .
4. Осуждая теорию, показывает, что ничего нельзя рассчитать. Он виновник не одной трагедии. (Смерть беременной Лизаветы)
5. Совершив преступление, Раскольников мучается, отделяя себя от людей. А ведь «необыкновенные», по его словам, сделали бы это « без всякой задумчивости». Но эти муки – свидетельство, что в нём не погиб человек, жива совесть.

«Из любви к истине необыкновенные люди, подобно Кеплеру и Ньютону, становились иногда мучениками, но никакая любовь к идее не могла превратить их в мучителей по той простой причине, что мучения никого не убеждают, а следовательно, не приносят ни малейшей пользы той идее, во имя которой они производятся».

Итак, разговаривая с Порфирием Петровичем, Раскольников понимает, что здесь пустословием не обойдёшься. Раскольников вынужден признать, что многие люди считают, что они имеют право, а ещё больше людей – это «материал человеческий», средство достижения какой-то цели.

Наивный Разумихин говорит: «О чём вы спорите?» Один проливает кровь, а другой, как ягнёнок, стоит под ножом. Два умных человека говорят об этом серьёзно. Непонятно и страшно Разумихину: а вдруг поверят в эту теорию! Как же жить с этим чувством, что ты в разряде тех, кого можно убить, и никаких преград этому нет. Человек сам верит в меру необходимости резать или не резать. Мерить жизнь теориями нельзя! Нельзя определять меру крови тем, какая цель стоит и какой человек выбирает эту цель, т. к. каждый мерит цель в меру своей нравственности.

Разговаривая с Лужиным, Раскольников играет роль Порфирия Петровича. Каждый человек не похож на другого, и нравственный уровень, и нравственный идеал у всех разный. Один будет убивать ради какой-то идеи (фашизм, коммунизм), а другой - ради мелких денег.

Психология убийства – устранение всех преград лежит через кровь – разбита!

- В главе 4 , III части романа Раскольников наедине с собой. Он прогнал Разумихина, он размышляет и приходит к неутешительным выводам.

1) Совершив убийство, он ничего в мире не изменил, мир остался прежним, и свидетельство этому Лужин. Переступив черту, он отъединил себя от мира. Он одинок; одиночество мучит его, и тщетно он ищет выход из нового жизненного тупика – броситься в воду или пойти в контору и всё рассказать. Самое страшное наказание - одиночество.

2) Нет грани между добром и злом, между идеей, спасительной для всего человечества, и просто преступлением, потому что они оказываются равноценными для человеческого суда.

3) Мир - постоянная сделка с совестью, иначе погибнешь. Даже самоубийство не выход, нельзя без жертвы, без Сони. Добро для близких возможно, если делаешь зло себе, а не другим. Жизнь ставит в такие тупики, когда, с точки зрения Раскольникова, безнравственно само неукоснительное требование нравственности.

4) Раскольников разочаровывается в себе самом, а не в теории, понимая, что в «великие» он не годится: «Те люди не так сделаны…Я не гожусь… Я страдаю… Мне больно». Он переступает заповеди: «Не убий!» и «Не укради!», но остаётся среди людей, ставит себя рядом с теми, кто не имеет права совершать преступления.

III часть заканчивается появлением Свидригайлова, который представлялся Раскольникову преступником.

Раскольников и Свидригайлов.Лужина изгоняют из семейства Раскольниковых. Но появляется еще один любопытный герой – Свидригайлов. Впервые о нем мы узнаём из письма матери Раскольникову, продолжает о нем разговор Лужин который даёт характеристику Свидригайлову. В глазах Лужина Свидригайлов - безнравственный человек, преступник. Но мы не можем доверять Лужину. В письме Пульхерии Александровны содержатся более объективные факты «за» и «против» Свидригайлова.

Что же за человек Аркадий Иванович Свидригайлов? Перед нами человек, безумно прожигающий жизнь, но способный и на раскаяние. Он не только погубил, но и пытался спасти Дуню. Слушая Свидригайлова при первом знакомстве, Раскольников возмущается. Свидригайлов доказывает, что его отношение к Дуне не было преступным, а было исполнено благородства. Интересный вывод о встрече с Родионом делает сам Свидригайлов: «Между нами есть какая-то общая точка», «Мы одного поля ягоды», «В вас есть что-то к моему подходящее»

Свидригайлов имеет сведения о Раскольникове. Он знает тип этого человека из рассказов Дунечки. Свидригайлов в Раскольникове видит такого же индивидуалиста, каков он сам, он ставит себя над людьми, равнодушен. Идеал Свидригайлова - весело пожить, что он и делает или старается делать: был шулером, промотал деньги, попал в долговую тюрьму, из которой его выкупила Марфа Петровна, заставив на себе жениться. Но и после женитьбы он не успокоился, вспомните договор Свидригайлова с Марфой Петровной о том, что он не сможет быть верным мужем, и Марфа Петровна с этим соглашается. Вспомните 14-летнюю девочку, покончившую счёты с жизнью после проведённой в саду ночи с Свидригайловым.

Всё это в Свидригайлове не принимает Раскольников. Но Родиону он явно интересен. Что же видит Раскольников в Свидригайлове? Раскольников видит тип насильника и что-то ещё очень интересное. Свидригайлов своеобразно мыслит, знает жизнь, не признаваясь ни в одном преступлении, говорит, что в его видениях появляются люди, в убийстве которых обвиняют Свидригайлова (Марфа Петровна, лакей, девочка), люди, от которых Аркадий Иванович не может себя освободить (невольное сравнение с Раскольниковым). В нём есть остатки совести, он не пытается выставить себя лучше, чем он есть, потому что, по его мнению, в глазах других «…быть пошляком удобно». Это человек с неспокойной совестью, думающий о том, что в жизни ему больше делать нечего. Он циничен, опустошён (в загробной жизни человека ожидает вечность баньки), не выбрал пути в жизни.

Оказывается у Раскольникова и Свидригайлова много общего. Что же общего у Раскольникова и Свидригайлова? В чём их различия?

Общее. Идея: власть над человеческим муравейником, всё дозволено.

Различия: у Свидригайлова всё живое, человеческое вытравлено, у него

аналитический ум, беспредельная откровенность, склонность к беспощадному самоанализу, потеря связей с людьми (в Петербурге ищет места с «грзязцой», не восстанавливает прежних связей, крайний индивидуализм, переходящий в анархическое своеволие и произвол: «Свобода и власть, а главное – власть! Над всей дрожащей тварью и над всем муравейником! Вот цель!».

Родион невольно отмечает мысли Свидригайлова. Почему? У Раскольникова сохранились мысли о том, что он принадлежит к «высшему» разряду людей, а Свидригайлов - к «низшему», он не имеет права на преступление.

Удивительно, но Свидригайлов помогает Соне и детям Катерины Ивановны. Почему? Дуня отказалась от его помощи, а он её искренне любил, хотел, чтобы узнала об этом.

Подслушав тайну Раскольникова, Свидригайлов даёт Родиону об этом знать, пишет письмо Дуне, идёт на встречу с ней.

Последняя встреча с Дуней проходит очень напряженно (часть VI, глава 5) Свидригайлов рассказывает Дуне о преступлении брата и об истинной причине убийства, отеории. Дуня испугана и подавлена. Свидригайлов предлагает свою помощь из создавшегося положения в обмен на любовь девушки. Дуня, угрожая пистолетом, отказывается от предложения Аркадия Ивановича, тот настаивает, Дуня стреляет, пуля пролетает мимо.

После последнего свидания с Дуней Свидригайлов принимает роковое решение : « Свидригайлов вздрогнул: это ты было уже как-то не так проговорено, как давешнее. - Так не любишь? - тихо спросил он. Дуня отрицательно повела головой. - И... не можешь?.. Никогда? - с отчаянием прошептал он. - Никогда! - прошептала Дуня. Прошло мгновение ужасной, немой борьбы в душе Свидригайлова. Невыразимым взглядом глядел он на нее. Вдруг он отнял руку, отвернулся, быстро отошел к окну и стал пред ним. Прошло еще мгновение. - Вот ключ! (Он вынул его из левого кармана пальто и положил сзади себя на стол, не глядя и не оборачиваясь к Дуне.) Берите; уходите скорей!.. Он упорно смотрел в окно. Дуня подошла к столу взять ключ. - Скорей! Скорей! - повторил Свидригайлов, все еще не двигаясь и не оборачиваясь. Но в этом "скорей", видно, прозвучала какая-то страшная нотка. Дуня поняла ее, схватила ключ, бросилась к дверям, быстро отомкнула их и вырвалась из комнаты. Чрез минуту, как безумная, не помня себя, выбежала она на канаву и побежала по направлению к -му мосту. Свидригайлов простоял еще у окна минуты три; наконец медленно обернулся, осмотрелся кругом и тихо провел ладонью по лбу. Странная улыбка искривила его лицо, жалкая, печальная, слабая улыбка, улыбка отчаяния. Кровь, уже засыхавшая, запачкала ему ладонь; он посмотрел на кровь со злобою; затем намочил полотенце и вымыл себе висок. Револьвер, отброшенный Дуней и отлетевший к дверям, вдруг попался ему на глаза. Он поднял и осмотрел его. Это был маленький, карманный трехударный револьвер, старого устройства; в нем осталось еще два заряда и один капсюль. Один раз можно было выстрелить. Он подумал, сунул револьвер в карман, взял шляпу и вышел».

Он мучительно проводит последнюю ночь Его замучили видения, он видит девочку, погубленную им, снится ему и Дуня, и от этого видения он дрожит - она не подчинилась ему!

Зачем в романе вообще появился Свидригайлов? Свидригайлов - двойник Раскольникова. Вводится он автором в роман для того, чтобы показать один из путей Раскольникова. Кстати, Порфирий Петрович это видит и при последнем разговоре с Родионом, когда уговаривает его прийти с повинной, прощаясь, говорит, что он даёт Родиону два дня, а если тот решит покончить жизнь самоубийством, хотя на Раскольникова это не похоже, то пусть записку оставит с объяснениями. Именно так сделал бы Свидригайлов.

А был ли ещё путь у Раскольникова? Лужин тоже двойник. Представьте Родиона, пережившего муки совести и окончательно утвердившегося в своей теории, Родиона, не раскаявшегося, не явившегося с повинной.

Раскольников и Порфирий Петрович.Всё это предвидит Порфирий Петрович. Что можно сказать о нём как о следователе и о человеке? С точки зрения Родиона, Порфирий – один из «обыкновенных», утверждающих, что он «человек с сердцем и совестью». Он умён, наблюдателен, знает людей, разбирается в их психологии. Он профессионал. Но не только профессиональный долг, но и желание помочь Раскольникову движет им: «Эй, жизнью не брезгуйте! Да много ль вы ещё и жили – то? Много ль понимаете – то? Теорию выдумал, да и стыдно стало, что сорвалось… Я вас почитаю за одного из таких, которым хоть кишки вырезай, а он будет стоять да с улыбкой смотреть на мучителей, - если только веру иль Бога не найдёт. Ну и найдёте, и будете жить… Ну что же, что вы в другой разряд людей перейдёте? Не комфорта же жалеть, вам – то, с вашим сердцем?

Свидание Порфирия Петровича и Раскольникова в конторе происходит очень напряженно. Порфирий Петрович приготовил сюрприз Раскольникову, добиваясь его признания. Но замысел Порфирия Петровича разрушило признание Миколки, который берет вину за убийство старухи- ростовщицы на себя. Ему хочется пострадать.

Раскольников покидает контору с тяжелым чувством, он морально раздавлен.

В последней сцене с Раскольниковым Порфирий предстаёт мудрым человеком, хорошим психологом. Он уговаривает Родиона явиться с повинной. Мы видим, что Порфирий Петрович тепло относится к Раскольникову, к убийце. Речь следователя полна глубокого внимания и глубокого сочувствия. Возможно, в юности Порфирий сам был готов к бунту. В последней сцене с Раскольниковым Достоевский рисует Порфирия как человека уже немолодого, больного, который только наблюдает, сочувствует, но не живёт полной жизнью. Раскольников для Порфирия человек с огромным будущим: «Вам Бог жизнь послал…», «Я ведь как вас почитаю!» Порфирий понимает, насколько может быть силён Раскольников, «… если Бога или веру …» найдёт.

Для Достоевского была одна вера - вера в христианского Бога, в православие, но ведь была и иная вера, вера, исповедуемая молодыми, горячими сердцами, исповедуемая нигилистами. Эту веру писатель считал заблуждением, а нигилистов заблуждающимися, хотя видел их горячие, наполненные жизнью и энтузиазмом сердца.

У Раскольникова есть несколько путей, а он на перепутье. Мы говорили, что он мог бы повторить пути Свидригайлова, Лужина, он может пойти по пути Сони, по пути религиозного покаяния, но и по пути другому, выбрав веру в идею, за которую тоже шли на каторгу, и это идея, не вязанная с религиозным энтузиазмом. Эта идея неприемлема для Раскольникова, неприемлем этот путь и для Порфирия. «Жизнью не надо пренебрегать, - говорит Порфирий. – Вы ещё очень молоды». В конце последней сцены следователь завоёвывает симпатию читателей. Он подсказывает Раскольникову тот же путь, о котором говорит Соня. Это путь покаяния, без которого жить не сможешь, иначе будешь всегда отчуждён от людей, будет всегда над тяготеть грех. Есть и другой путь уйти от наказания: Свидригайлов предлагает деньги, значит, можно уехать за границу.

Но от себя никуда не убежишь! Раскольникову необходимо нравственное возрождение, подлинная жизнь, которая возможна только тогда, когда искупишь вину.

Сектант Миколка хочет пострадать, возвыситься через страдание. Страдание - вещь полезная, оно сможет привести к нравственному возрождению.

Раскольников, поняв это, идёт в участок, потому что ему деваться некуда: он исстрадался, не верит в себя. Идёт в участок и не перед Порфирием, а перед участковыми полицейскими признаётся в преступлении. Но перед этим он, вспомнив слова Сони, хочет покаяться на площади. И оказалось, что он смешон для обывателей, они смысла его поступка не понимают, когда он кается на площади.

Итак, прежде чем говорить об основной мысли романа, давайте коротко вспомним то, что поможет нам разобраться, то на чем еще раз стоит акцентировать внимание.

Наши рекомендации