Основные виды психологизма и приемы, и способы их формирующие
М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»
Идея личности, ее высочайшей ценности для культуры приобретает в ЗО-е годы исключительное значение и становится отправной точкой в исканиях передовой дворянской интеллигенции.
Лермонтов был подлинным выразителем духовной жизни России 30-х годов, и в его миросозерцании с исключительной полнотой отразились те характерные свойства общественного сознания эпохи, о которых шла речь.
Объектом художественного осмысления в романе становится характер, в известной мере близкий самому Лермонтову. При этом принцип типизации в романе таков, что Печорин предстает личностью, в максимальной мере воплощающей в себе все характерные черты общественного сознания 30-х годов. Главный герой наделен такими чертами, как необычайная интенсивность нравственно - философских поисков. Такой принцип типизации потребовался Лермонтову для того, чтобы волновавшие его самого вопросы могли быть поставлены Печориным на самом серьезном и авторитетном уровне. Такого рода проблематика прямо требовала достаточно развитого и глубокого психологизма. Содержательные особенности лермонтовского романа обусловили возникновение в нем оригинального психологического стиля. Этот стиль можно было бы назвать аналитическим психологизмом — по ведущему принципу изображения душевной жизни. Психологический мир в романе предстает как сложный, наполненный противоречиями, которые необходимо художественно выявить, объяснить и разгадать.
Самоанализ Печорина всегда очень смел, а потому всякое душевное состояние выписано в романе четко и подробно. Психологический анализ, сосредоточенный лишь на одной, пусть самой одаренной и сложной личности, в большом повествовании рискует сделаться монотонным, однако психологизм как принцип изображения в лермонтовском романе распространяется и на других персонажей. Психологическую загадочность героя усиливает и его изображение глазами другого повествователя - «публикатора» дневника. В дневнике Печорина психологический анализ становится основной стихией повествования. Совершенно немотивированный внешне ход мыслей настораживает, заставляет предполагать большую психологическую глубину, чем та, которая выражена в дневниковой записи. В дневниковой форме повествования события заносятся на бумагу с некоторым временным разрывом. Эта временная дистанция позволяет рационально осмыслить и проанализировать психологическое состояние героя, особенно относиться к эмоциональной сфере чувств. Еще одной важной формой психологического изображения в романе является внутренний монолог, то есть такое воспроизведение мыслей, которое непосредственно фиксирует работу сознания в данный момент у героя. Можно сказать, что роман Лермонтова «Герой нашего времени» - первый в полном смысле психологический роман в русской литературе 19 века.
И.С. Тургенев «Отцы и дети»
Всилу особенностей миросозерцания Тургенев в этой предреформенной эпохе, в стремительной динамике общественной жизни, в любом социальном типе ищет прежде всего нравственные проблемы, рассматривает изменения в социальной жизни с точки зрения того духовного содержания, которое проявляется в этих изменениях. Превосходство разночинцев над дворянами связано в сознании Тургенева именно с тем, что «новые люди» - это не созерцатели, а деятели. Эмоциональная, почти не зависящая от доводов разума реакция на героев - основная форма воплощения идейно - нравственной проблематики в тургеневском романе. Отсюда и главная особенность его психологизма: основным объектом изображения становится не последовательность мыслей и рассуждений героев, не рационально - аналитическая рефлексия, а эмоциональные переживания, задушевная, тайная внутренняя жизнь, в которой герои иногда и сами не отдают себе отчета. Психологическое изображение у Тургенева очень правдоподобно: писателю удалось максимально приблизиться к воспроизведению внутренней жизни человека в ее реальном виде.
Тонкость тургеневского психологизма, его умение художественно осваивать нюансы переживаний единодушно отмечались современниками как бесспорная заслуга писателя. Изображение душевного состояния представляется нам довольно простым и естественным, но это та простота, которая не приходит сама собой, а требует мастерства. Мастерство Тургенева - психолога проявляется в том, как он справляется с этой задачей: содержание душевных движений дается в виде предложения и сопровождается авторским «трудно сказать» - тем самым достигается определенная ясность в картине внутреннего мира, а в то же время понятно и то, что сам герой не дает себе точного отчета в своем состоянии; ощущение смятенности, зыбкости картины внутреннего мира еще усиливается итоговым: «все эти чувства были в нем, но в виде ощущений - и то неясных». Тургенев использует еще и обрамление собственно психологической зарисовки физиологическими приметами взволнованности. При воссоздании сложных душевных движений Тургенев обращает особое внимание на противоречивые состояния внутреннего мира человека. Для Тургенева важно и интересно, каков человек в его глубинной сущности, каким проявляет он себя неосознанно.
Общим принципам тургеневского психологизма подчинена и система конкретных способов, приемов психологического изображения. Ведущее место в этой системе занимает авторское повествование - рассказ о внутреннем состоянии героя ведется от третьего лица. Новаторством Тургенева явилось то, что он решительно отошел в своих романах от форм самопсихологизма, который ставил определенные ограничения изображению душевных состояний и движений. В целом можно сказать, что психологическое повествование от третьего лица, используя различные приемы изображения, дает картину внутреннего мира, с одной стороны, объективно - точную, взятую как бы со стороны, а с другой - достаточно подробную и многостороннюю, воссоздающую тонкие, скрытые душевные движения. Психологическое состояние героя под пером Тургенева делается ясным и близким читателю, вызывает ощущение полной психологической достоверности.
Принцип «тайного психологизма» проявляется и в широком применении Тургеневым средств и приемов косвенного изображения внутреннего мира. Это такие приемы, как изображение внутреннего состояния через подробности внешнего поведения, через детали пейзажа, портрета и интерьера, умолчание. Эти формы в системе тургеневского психологизма тем более важны, что писатель имел дело в основном с тончайшей душевной субстанцией эмоциональных переживаний. Тургенев не был новатором - он использовал уже найденные в литературе приемы, но находил им особое место в системе своего «тайного психологизма».
Л.Н. Толстой «Война и мир»
Общим и частным особенностям психологизма Льва Толстого посвящена огромная научная литература. Одной из художественных задач Толстого была воспитательная: ему необходимо было заставить читателя поверить в то, что нравственное самосовершенствование непросто возможно и необходимо, а является единственным способом нахождения смысла жизни, достижения добра и справедливости.
Толстой никогда не изображал внутренний мир своих героев только ради него самого. В любом душевном движении, в любом эмоциональном или мыслительном процессе ему было важно выделить и акцентировать нравственный смысл, показать, где в мыслях и чувствах героя правда, а где ложь, внутренняя фальшь, неестественность. Любое психологическое изображение у Толстого насыщено авторской субъективностью, авторским пристрастно - оценочным отношением. Особенности проблемного подхода Толстого к человеку и его внутренней жизни обусловили принципы психологизма в его романах. Важнейшим из них стал принцип «диалектики души», то есть постоянного изображения внутреннего мира героев в движении, в развитии. В «Войне и мире» диалектика души применяется еще шире и в более многообразных формах, чем в тех рассказах, на которые обратил внимание Чернышевский.
Психологический процесс здесь включает в себя и логическое рассуждение, и интуитивно приходящие мысли, и непроизвольные образы памяти, и эмоциональные порывы, но все это многообразие - вокруг единого центра. Диалектика души, проведенная как последовательный принцип в подавляющем большинстве психологических эпизодов, позволяла наглядно и художественно убедительно проследить во всех подробностях процесс нравственного самосовершенствования человека, представляла добытую им морально - этическую истину как закономерный итог внутренней работы. Диалектика души, естественно, требовала очень подробного и, главное, многостороннего воспроизведения внутренних процессов. Толстой изображает психологический поток, но в этом потоке никогда не тонет главное: нравственное содержание мыслей, переживаний, настроений героев. Можно сказать, что Толстой свободно использовал все средства психологического изображения, доступные литературе
Даже внутренний монолог, в художественном построении которого Толстой достиг вершин мастерства, обязательно сопровождается авторским психологическим комментарием. Внутренний монолог фиксирует конкретное, частное, а авторский психологический комментарий обобщает картину внутреннего мира, выделяет в ней главное, то есть осуществляет собственно аналитическую работу. Кроме того, одной из важных задач Толстого - психолога было изобразить и раскрыть ту невольную неискренность, которая свойственна людям, а значит, интуитивно искать самооправданий. Иногда персонажи Толстого вообще не способны, в силу тех или иных причин, выразить свой внутренний мир, и он выражается не словесно - например, в мимическом движении. Авторское психологическое повествование играет безусловно решающую роль в системе толстовского психологизма. Удивительная естественность толстовских внутренних монологов создает впечатление «подслушанных мыслей», реальной необразованности и прихотливости потока внутренней жизни.
Внутренний монолог здесь почти переходит в несколько иную форму изображения, которую в литературоведении называют «потомком создания», - эта форма создает иллюзию абсолютно хаотично, неупорядоченного движения мыслей и переживаний. Исключительного жизнеподобия достигает Толстой и в такой форме психологического изображения, как сон. Сны часто применяются Толстым как форма воспроизведения душевных движений; они выполняют свою естественную функцию - раскрыть подсознательные процессы, игру сознания, неподконтрольную разуму. Своеобразие толстовского психологизма в том, что состояния сна, а также - и особенно - перехода от бодрствования к сну и обратно запечатлены Толстым в максимальном соответствии с реальными психическими закономерностями.
Одним из приемов психологического анализа становится передача впечатлений героев от внешнего мира. В описательных деталях и подробностях Толстой впервые в литературе ощутимо переместил акценты. Иными словами, предметная изобразительность в большой степени была поставлена писателем на службу психологизму.