Образ «вишневого сада» в пьесе
Поколение | Конкретно-реальное значение | Символическое значение |
Дворянство (прошлое России): Раневская, Гаев | Реальные воспоминания о детстве, о счастливых безоблачных днях молодости, ощущение горечи утраты сада как конкретного воплощения этих воспоминаний (Раневская: «Ведь я родилась здесь, здесь жили мои отец и мать, мой дед, я люблю этот дом, без вишневого сада я не понимаю своей жизни..»;Раневская: «Дача и дачники – это так пошло»; Гаев: «Сад продадут за долги») | Воплощение прекрасного прошлого России, утраченного безвозвратно (Раневская: «О мое детство, чистота моя! В этой детской я спала, глядела отсюда на сад, счастье просыпалось вместе со мною каждое утро.»; Раневская: «О мой милый, мой нежный, прекрасный сад!.. Моя жизнь, моя молодость, счастье мое, прощай!..») |
Купечество (настоящее России): Лопахин | Реальные представления о том, что нужно предпринять, чтобы вишневый сад приносил доход (Лопахин: «Вишневый сад и землю по реке разбить на дачные участки и отдавать потом в аренду»; «Ермолай Лопахин хватит топором по вишневому саду, упадут на землю деревья! Настроим мы дач, и наши внуки и правнуки увидят тут новую жизнь…»). | Воплощение идей, способствующих обновлению и преображению современной России (Лопахин: «И тогда ваш вишневый сад станет счастливым, богатым, роскошным»). |
Демократическое будущее России: Аня, Петя Трофимов | Реальный образ, ассоциирующийся с домом, но не вызывающий ощущения соприкосновения со святыней, что обуславливает возможность расширения смысловых границ образа сада (Аня: «Я дома! Завтра встану, побегу в сад»; Аня: «Я уже не люблю вишневого сада, как прежде») | Воплощение прекрасного будущего России (Петя Трофимов: «Вся Россия наш сад»; Аня: «Мы насадим новый сад, роскошнее этого…») |
Тест
А.П.Чехов «Вишнёвый сад»
Лопахин.Мне хочется сказать вам что-нибудь приятное, весёлое. (Взглянув на часы.) Сейчас уеду, некогда разговаривать… ну, да я в двух-трёх словах. Вам уже известно, вишнёвый сад ваш продаётся за долги, на двадцать второе августа назначены торги. Но вы не беспокойтесь, моя дорогая, спите себе спокойно, выход
есть… Вот мой проект. Прошу внимания1 Ваше имение находится только в двадцати верстах от города, возле прошла железная дорога, и если вишнёвый сад и землю по реке разбить на дачные участки и отдавать потом в аренду под дачи, то вы будете иметь самое малое двадцать пять тысяч в год дохода.
Гаев.Извините, какая чепуха!
Любовь Андреевна.Я вас не совсем понимаю, Ермолай Алексеич.
Лопахин.Вы будете брать с дачников самое малое по двадцать пять рублей в год за десятину. И если теперь же объявите, то я ручаюсь чем угодно. У вас до осени не останется ни одного свободного клочка, все разберут. Одним словом, поздравляю, вы спасены. Местоположение чудесное, река глубокая. Только,
конечно, нужно поубрать, почистить…например, скажем, снести все старые постройки, вот этот дом, который уже никуда не годится, вырубить старый вишнёвый сад…
Любовь Андреевна.Вырубить? Милый мой, простите, вы ничего не понимаете. Если во всей губернии есть что-нибудь интересное, даже замечательное, так это только наш вишнёвый сад.
Лопахин.Замечательного в этом саду только то, что он очень большой. Вишня родится раз в два года, да и ту девать некуда, никто не покупает.
Гаев.И в «Энциклопедическом словаре» упоминается про этот сад.
Лопахин (взглянув на часы).Если ничего не придумаем и ни к чему не придём, то двадцать второго августа и вишнёвый сад и всё имение будут продавать с аукциона. Решайтесь же! Другого выхода нет, клянусь вам. Нет и нет.
(А.П. Чехов «Вишнёвый сад»)
В1. Укажите жанр пьесы А.П. Чехова «Вишнёвый сад».
В2. Текст фрагмента представляет собой чередование высказываний разных лиц. Как
называется такой вид речевого общения в драматургическом произведении?
В3. Кто из героев, принимающих участие в данной сцене, посвятит пышный монолог
шкафу?
В4. Установите соответствие между персонажами, фигурирующими в данном фрагменте, и их дальнейшей судьбой.
ПЕРСОНАЖИ ДАЛЬНЕЙШАЯ СУДЬБА
А) Любовь Андреевна | 1) переезжает жить в город |
Б) Лопахин | 2) остаётся запертым в доме |
В) Гаев | 3) уезжает за границу |
4) становится владельцем имения |
В5. Как называется значимая подробность, служащая средством характеристики персонажа (например, часы, на которые неоднократно взглядывает Лопахин)?
В6.Каким термином обозначаются авторские замечания и пояснения по ходу действия пьесы (Гаев (возмущаясь) и т. п.)?
В7.В основе спора о судьбе имения и сада лежит острое столкновение позиций, предопределяющеё финал пьесы. Укажите термин, которым обозначается подобное противоречие, движущеё сюжет к развязке.
C1. Чем объясняется негативная реакция Раневской и Гаева на лопахинский проект спасения имения?
C2. В каких произведениях русской классики основу сюжета составляет столкновение представителей разных эпох и в чём эти произведения можно сопоставить с «Вишнёвым садом»? (Приведите 2-3 примера с указанием авторов.)
Максим Горький
«На дне»
Смысл названия
• В пьесе М. Горького отразились все основные противоречия русской жизни накануне первой русской революции, противоречия капиталистического мира (пьеса написана в 1902 году). Перечень названий, которые последовательно давал Горький своей пьесе, показывает напряженность и направление поиска: «Без солнца» -> «Ночлежка» -> «В ночлежном доме» -> «На дне». |
• Философская проблематика, прежде всего, отразилась в спорах о человеке, добре и правде, которые поднимают проблему гуманизма. |
• Размышление о правде и спор о предназначении человека. |
Жанрово-содержательные особенности пьесы –
Социально-философская драма
Каждый из персонажей является воплощением определенной философской концепции, выражающей отношение человека к миру. Но все эти концепции обусловлены социальным фактором, то есть напрямую зависят от того положения, которое персонаж, их носитель, занимал или мечтает занять в обществе.
Васька Пепел | Вор | Мечтает вырваться из порочного круга, стать честным человеком | «Я сказал – брошу воровство!», « …Я одно чувствую: надо жить … иначе! … Надо так жить, чтобы самому себя можно мне было уважать…» |
Клещ | Ремесленник | Мечтает о своем деле, работе, которая обеспечит достойное существование | «Я – рабочий человек… Я с малых лет работаю… Ты думаешь, я не вырвусь отсюда? Вылезу… кожу сдеру, а вылезу…» |
Анна | Мечтает от избавления тягот и страданий жизни, о покое | «Кабы… покой бы… не чувствовать бы ничего…»;«Не помню – когда я сыта была… Над каждым куском хлеба тряслась… Всю жизнь мою дрожала… Мучилась…как бы больше другого не съесть… Всю жизнь в отрепьях ходила … всю мою несчастную жизнь» | |
Настя | Проститутка | Мечтает о необыкновенной любви и счастливой безбедной жизни с любящим ее человеком | «Разве … вы можете понимать… любовь? Настоящую любовь? А у меня – была она…настоящая!» |
Барон | Аристократ | Мечтает о такой жизни, которую он вел в прошлом: был всем обеспечен, но при этом ничего не делал | «Богатство… сотни крепостных… лошади… повара…» |
Актер | Бывший артист | Мечтает излечиться от алкоголизма, чтобы вернуться на сцену | «…Вылечусь и…снова буду… Я на пути к возрождению…» |
Сатин | Бывший служащий телеграфа | Считает, что необходимо изменение отношения к человеку, признание личности в каждом человеке. | «Не тронь… не обижай человека!» |
Лука | Странник | Считает, что любой человек нуждается в сочувствии к себе. | «…А разве можно человека эдак бросать? Он – каков ни есть – а всегда своей цены стоит». |
Лука и Сатин: спор о правде
Правда Луки: человек нуждается в жалости, поэтому человеку можно даже солгать, если ложь принесет облегчение | Правда Сатина: человек заслуживает того, чтобы в любых обстоятельствах знать о себе правду, хотя эта правда может быть и жестокой |
«… Куда нам – мертвых жалеть? … Живых – не жалеем…сами себя пожалеть-то не можем…»; «Надо … кому-нибудь и добрым быть…жалеть людей надо! Христос-от всех жалел и нам велел… Я те скажу – вовремя человека пожалеть … хорошо бывает!»; «Она, правда-то, не всегда по недугу человека … не всегда правдой душу вылечишь…» | «Человек – вот правда!», «Ложь – религия рабов и хозяев… Правда – бог свободного человека.»; «Чело-век! Это – великолепно! Это звучит … гордо! Че-ло-век! Надо уважать человека! Не жалеть … не унижать его жалостью… уважать надо!»; «Человек – выше сытости!»; «Человек рождается для лучшего!» |
Изображая «дно», Горький показывает общество в миниатюре. Все обитатели ночлежки - в прошлом «бывшие». Актер, Пепел, Настя, Наташа, Клещ стремятся вырваться на волю со «дна» жизни, но чувствуют свое полное бессилие перед запорами этой тюрьмы, что рождает в героях ощущение безысходности. |
Речь идет не о конкретном человеке, ныне задавленном нуждой, угнетением, а о человеке вообще. Это и является философским взглядом на жизнь. |
Тест
М.Горький «На дне»
Лука (задумчиво, Бубнову). Вот... ты говоришь — правда... Она, правда-то, — не всегда по недугу человеку... не всегда правдой душу вылечишь... Был, примерно, такой случай: знал я одного человека, который в праведную землю верил...
Бубнов. Во что-о?
Лука. В праведную землю. Должна, говорил, быть на свете праведная земля... в той, дескать, земле — особые люди населяют... хорошие люди! друг дружку они уважают, друг дружке — завсяко-просто — помогают... и все у них славно-хорошо! И вот человек все собирался идти... праведную эту землю искать. Был он — бедный, жил — плохо... и, когда приходилось ему так уж трудно, что хоть ложись да помирай, — духа он не терял, а все, бывало, усмехался только да высказывал: «Ничего! потерплю! Еще несколько — пожду... а потом — брошу всю эту жизнь и — уйду в праведную землю...» Одна у него радость была — земля эта...
Пепел. Ну? Пошел?
Бубнов. Куда? Хо-хо!
Лука. И вот в это место — в Сибири дело-то было — прислали ссыльного, ученого... с книгами, с планами он, ученый-то, и со всякими штуками... Человек и говорит ученому: «Покажи ты мне, сделай милость, где лежит праведная земля и как туда дорога?» Сейчас это ученый книги раскрыл, планы разложил... глядел-глядел — нет нигде праведной земли! Все верно, все земли показаны, а праведной — нет!..
Пепел (негромко). Ну? Нету?
Бубнов хохочет.
Наташа. Погоди ты... ну, дедушка?
Лука. Человек — не верит... Должна, говорит, быть... ищи лучше! А то, говорит, книги и планы твои — ни к чему, если праведной земли нет... Ученый — в обиду. Мои, говорит, планы самые верные, а праведной земли вовсе нигде нет. Ну, тут и человек рассердился — как так? Жил-жил, терпел-терпел и все верил — есть! а по планам выходит — нету! Грабеж!.. И говорит он ученому: «Ах ты... сволочь эдакой! Подлец ты, а не ученый...» Да в ухо ему — раз! Да еще!.. (Помолчав.) А после того пошел домой — и удавился!..
Все молчат.
Лука, улыбаясь, смотрит на Пепла и Наташу.
М. Горький, «На дне».
В1.Укажите жанр произведения, из которого взят фрагмент.
В2. Во фрагменте изображено острое столкновение позиций героев. Как называется такое столкновение в произведении?
В3. Установите соответствие между тремя основными персонажами, фигурирующими в данном фрагменте, и родом их занятий. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПЕРСОНАЖИ | РОД ЗАНЯТИЙ |
А) Лука | 1) слесарь |
Б) Бубнов | 2) вор |
В) Пепел | 3) картузник |
4) странник | |
В4.Установите соответствие между тремя основными персонажами, фигурирующими в данном фрагменте, и их дальнейшей судьбой.
ПЕРСОНАЖИ | ДАЛЬНЕЙШАЯ СУДЬБА |
А) Лука | 1) хотел бы иметь бесплатный трактир |
Б) Бубнов | 2) внезапно исчезает из ночлежки |
В) Пепел | 3) умирает от тяжелой болезни |
4) убивает хозяина ночлежки | |
В5.В своей речи Лука рассказывает о герое, который не участвует в действии. Как в литературоведении называется такой персонаж?
В6. Из первой реплики Луки выпишите слово, повтор которого усиливает звучание главной темы фрагмента.
В7.Как называются пояснения автора к тексту пьесы («негромко», «задумчиво, Бубнову»)?
Тест
М.Горький «На дне»
А к т е р . …Зачем вы живете? Зачем?
Б а р о н . Ты! Кин, или гений и беспутство! Не ори!
А к т е р . Врешь! Буду орать!
Н а с т я (поднимая голову со стола, взмахивает руками). Кричи! Пусть слушают!
Б а р о н . Какой смысл, леди?
С а т и н . Оставь их, Барон! К черту!.. Пускай кричат... разбивают себе головы... пускай! Смысл тут есть!.. Не мешай человеку, как говорил старик... Да, это он, старая дрожжа, проквасил нам сожителей...
К л е щ . Поманил их куда-то... а сам — дорогу не сказал...
Б а р о н . Старик — шарлатан...
Н а с т я . Врешь! Ты сам — шарлатан!
Б а р о н . Цыц, леди!
К л е щ . Правды он... не любил, старик-то... Очень против правды восставал... так и надо! Верно — какая тут правда? И без нее — дышать нечем... Вон князь... руку-то раздавил на работе... отпилить напрочь руку-то придется, слышь... вот те и правда!
С а т и н (ударяя кулаком по столу). Молчать! Вы — все — скоты! Дубье... молчать о старике! (Спокойнее.) Ты, Барон, — всех хуже!.. Ты — ничего не понимаешь... и — врешь! Старик — не шарлатан! Что такое — правда? Человек — вот правда! Он это понимал... вы — нет! Вы — тупы, как кирпичи... Я — понимаю старика... да! Он врал... но — это из жалости к вам, черт вас возьми! Есть много людей, которые лгут из жалости к ближнему... я — знаю! я — читал!
Красиво, вдохновенно, возбуждающе лгут!.. Есть ложь утешительная, ложь примиряющая... ложь оправдывает ту тяжесть, которая раздавила руку рабочего... и обвиняет умирающих с голода... Я — знаю ложь! Кто слаб душой...
и кто живет чужими соками, — тем ложь нужна... одних она поддерживает, другие — прикрываются ею... А кто — сам себе хозяин... кто независим и не жрет чужого — зачем тому ложь? Ложь — религия рабов и хозяев... Правда —
бог свободного человека!
Б а р о н . Браво! Прекрасно сказано! Я — согласен! Ты говоришь... как порядочный человек!
С а т и н . Почему же иногда шулеру не говорить хорошо, если порядочные люди... говорят, как шулера? Да... я много позабыл, но — еще кое-что знаю!
Старик? Он — умница!.. Он... подействовал на меня, как кислота на старую и
грязную монету... Выпьем, за его здоровье! Наливай...
Настя наливает стакан пива и дает Сатину.
(Усмехаясь.) Старик живет из себя... он на все смотрит своими глазами. Однажды я спросил его: «Дед! зачем живут люди?»... (Стараясь говорить голосом _____и подражая его манерам.) «А — для лучшего люди-то живут, милачок! Вот, скажем, живут столяры и всё — хлам-народ... И вот от них рождается столяр... такой столяр, какого подобного и не видала земля, — всех превысил, и нет ему во столярах равного. Всему он столярному делу свой облик
дает... и сразу дело на двадцать лет вперед двигает... Так же и все другие... слесаря, там... сапожники и прочие рабочие люди... и все крестьяне... и даже господа — для лучшего живут! Всяк думает, что для себя проживает, ан
выходит, что для лучшего! По сту лет... а может, и больше — для лучшего человека живут!»
Настя упорно смотрит в лицо Сатина. Клещ перестает работать над гармонией и тоже слушает. Барон, низко наклонив голову, тихо бьет пальцами по столу. Актер, высунувшись с печи, хочет осторожно слезть на нары.
«Все милачок, все, как есть, для лучшего живут! Потому-то всякого человека и уважать надо... неизвестно ведь нам, кто он такой, зачем родился и чего сделать может... может, он родился-то на счастье нам... для большой нам пользы?.. Особливо же деток надо уважать... ребятишек! Ребятишкам — простор надобен! Деткам-то жить не мешайте... Деток уважьте!» (Смеется тихо.)
М. Горький «На дне»
В1.К какому роду литературы принадлежит произведение, из которого взят отрывок?
В2. Как звали «старика», о котором разговаривают персонажи (его имя заменено в тексте пробелом)?
В3.Как называется разговор двух и более лиц в пьесе?
В4. Сатин в своем монологе противопоставляет ложь и правду. Как называется в литературоведении противопоставление, контраст?
В5. Установите соответствие между тремя персонажами, фигурирующими в отрывке, и их характеристиками (действиями).