М.Горький «Старуха Изергиль»
Данко смотрел на тех ради которых он понес труд и вид__л что они – как звери. Много людей стояло вокруг него, но не__было на лицах их благ__родства и нельзя было ему ждать пощады от них. Тогда и в его сердце вск__пело не__годование, но от жалости к людям оно погасло. Он любил людей и думал, что может быть без него они погибнут. И вот его сер__це вспыхнуло огнем ж__лания спасти их, вывести на легкий путь, и тогда в его очах засверкали лучи того могучего огня... А они, как волки, ож__дая, что он будет б__роться с ними, и стали плотнее окружать его, чтобы легче им было схватить и убить Данко. А он уже понял их думу, от__того еще ярче заг__релось в нем сердце, ибо эта их дума родила в нем тоску.
И вдруг он разорвал руками себе грудь и вырвал из нее свое сер__це и высоко поднял его над головой.
Оно пылало так ярко как солнце и ярче со__нца, и весь лес замолчал, освеще__ый этим факелом великой любви к людям, а тьма разлетелась от света его и там глубоко в лесу др__жащая, пала в гн__лой зев болота.
- Идем! – крикнул Данко и бросился вперед на свое место высоко держа горящее сер__це и осв__щая им путь людям.
Вопросы и задания к тексту:
1. Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания;
2. Определите роль данного отрывка в раскрытии главной мысли произведения;
3. Определите тип речи в данном отрывке, аргументируйте свое мнение;
4. Выпишите из текста простое осложненное предложение, выполните синтаксический разбор данного предложения;
5. Подчеркните грамматическую основу и составьте схему выделенного предложения;
6. Дайте характеристику главному герою данного отрывка, опираясь на знание произведения.
Вопрос 1
А.А.Фет
С__яла ночь. Луной был полон сад. Л__жали
Лучи у наших ног в гости__ой без огней.
Рояль был весь раскрыт2, и струны в нем др__жали,
Как и сер__ца у нас за песнию твоей.
Ты пела до з__ри, в слезах изнемогая1,
Что ты3 одна — любовь, что нет любви иной,
И так хотелось1 жить, чтоб, звука не роняя,
Тебя любить, обнять и плакать над тобой.
И много лет прошло2, томительных и скуч__ных,
И вот в т__ши ноч__ной твой голос слышу вновь,
И веет, как тогда, во вздохах этих звуч__ных,
Что ты одна — вся жизнь, что ты одна — любовь.
Что нет обид судьбы и сер__ца жгучей муки,
А жизни нет конца, и цели нет иной,
Как только веровать в рыдающие3 звуки,
Тебя любить, обнять и плакать над тобой!
Вопросы и задания к тексту:
1. Вставьте пропущенные буквы;
2. Определите тему и идею стихотворения;
3. Какие мотивы в лирике этого поэта вам известны?
4. Выпишите изобразительно-выразительные средства языка: эпитет, метафору, олицетворение, сравнение;
5. Выполните морфемный разбор слов под цифрой «1»;
6. Выполните словообразовательный разбор слов под цифрой «2»;
7. Выполните морфологический разбор слов под цифрой «3».
Вопрос 2
А.И. Солженицын «Матренин двор»
Все отзывы ее о Матрене были не__одобрительны: и не__чистоплотная она была; и за обзаводом не гналась; и не бережна'я; и даже поросенка не держала, выкармливать почему-то не любила; и, глупая, помогала чужим людям бе__платно (и самый повод вспомнить Матрену выпал – н__кого было дозвать огород вспахать на себе сохою). И даже о сердечности и простоте Матрены которые золовка за ней признавала она говорила с пр__зрительным сож__лением. И только тут – из этих не__одобрительных отзывов золовки – выплыл передо мною образ Матрены какой я не понимал ее даже живя с нею бок__о__бок... Не гналась за обзаводом... Не выбивалась что__бы купить вещи и потом береч__ их больше своей жизни. Не гналась за нарядами. За одеждой пр__украшивающей уродов и злодеев. Не__понятая и броше__ая даже мужем своим схоронившая шесть детей но не нрав свой общительный чужая золовкам, смешная, по__глупому работающая на других бе__платно, - она не ск__пила имущества к смерти.
Все мы жили рядом с ней и не поняли что есть она тот самый праведник без которого, по пословице, н__ стоит село. Н__ город.
Н__ вся земля наша.
Вопросы и задания к тексту:
1. Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания;
2. Определите роль данного отрывка в раскрытии главной мысли произведения;
3. Определите тип речи в данном отрывке, аргументируйте свое мнение;
4. Выпишите из текста простое осложненное предложение, выполните синтаксический разбор данного предложения;
5. Подчеркните грамматическую основу и составьте схему выделенного предложения;
6. Дайте характеристику главному герою данного отрывка, опираясь на знание произведения.
Вопрос 1
Н.А.Некрасов
Я не__люблю иронии твоей.
Оставь ее о__жившим3 и не__жившим,
А нам с тобой, так горяч__ любившим,
Еще остаток чу__ства сохранившим1 —
Нам рано пр__даваться ей!
Пока еще застенч__во и нежно
Свидание продлить желаешь3 ты,
Пока еще кипят во мне м__тежно
Ревнивые тревоги и мечты —
Не торопи развязки2 не__избежной2!
И без того она не__далека:
Кипим сильней, последней жаждой полны,
Но в сер__це тайный1 холод и тоска...
Так осенью бурливее река,
Но холодней бушующие волны...
Вопросы и задания к тексту:
1. Вставьте пропущенные буквы;
2. Определите тему и идею стихотворения;
3. Какие мотивы в лирике этого поэта вам известны?
4. Выпишите изобразительно-выразительные средства языка: эпитет, метафору, олицетворение, сравнение;
5. Выполните морфемный разбор слов под цифрой «1»;
6. Выполните словообразовательный разбор слов под цифрой «2»;
7. Выполните морфологический разбор слов под цифрой «3».
Вопрос 2