И другие понятия - хронотоп и пространственно-временной континуум.
Р
РАЗВЙЗКА — элемент сюжета, предполагаюший исход событий, решение противоречий (конфликта) между героями. Обычно развяз ка располагается в конце произведения, но иногда, в соответствии с замыслом автора, в середине и даже в начале (например, в рассказе И. А. Бунина «Лёгкое дыхание»). В комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» развязкой является сцена после бала в доме Фамусова, в которой завершается (хотя и не разрешается) конфликт Чацкого с фамусов-ским обществом.
Иногда развязка указывает на неразрешимость основного кон фликта, в этом случае говорят об открытом финале произведения («Евгений Онегин» А. С. Пушкина, «Вишнёвый сад» А. П. Чехова, «Тихий Дон» М.А. Шолохова и др.).
Словарь литературоведческих терминов и справочные материалы |
РАЗМЕР СТИХОТВОРНЫЙ - способ организации звукового состава стихотворного произведения. Определяется числом слогов (в силлабическом стихосложении), количеством ударений в строке (в тоническом стихосложении), количеством ударных слогов (в сил лабо-тоническом стихосложении). В силлабо-тоническом стихосло жении выделяются двусложные (хорей, ямб) и трёхсложные (дактиль, анапест, амфибрахий) стихотворные размеры.
РАССКАЗ — «малый» эпический жанр, отличающийся неболь шим объёмом и сжатостью изображения явлений жизни. Как след ствие — малое количество действующих лиц, кратковременность событий, простая композиция (в центре произведения лишь один эпизод из жизни главного героя). Рассказами являются такие произ ведения, как «Студент», «Человек в футляре»-, «Смерть чиновника»
А. П. Чехова, «Чистый понедельник» И. А. Бунина, «Судьба человека»
М. А. Шолохова.
РЕАЛЙЗМ (от позднелат.геаНs — вещественный, действитель ный) — художественный метод (и литературное направление), сле дуя которому писатель объективно, достоверно изображает жизнь в типических характерах, действующих в типических обстоятельст вах. Главная задача писателя-реалиста — исследование социальных связей человека и общества. В художественном произведении — исторически конкретное изображение характеров и обстоятельств в их взаимообусловленности. Наиболее важные стадии развития реализма как художественного метода: просветительский (Д. И. Фон визин, И. А. Крылов), критический (Н.В. Гоголь, И. С. Тургенев, Л. Н. Толстой, Ф. М. Достоевский, А. П. Чехов и др.), социалистиче ский (М. Горький, М.А. Шолохов и др.).
РЕАЛИЯ — слово, обозначающее предмет, понятие или явление, характерное для истории, культуры, быта того или иного народа или страны. Например: «престол» («Слово о полку Игореве»), «горенка» («Кому на Руси жить хорошо»), «столоначальник» («Шинель»), «ла герь», «пайка» («Один день Ивана Денисовича»).
РЕЗОНЁР — художественный персонаж, склонный к постоян ным декларациям (официальным или торжественным программным
252 Литература. Подготовка к ЕГЭ-2017
заявлениям) и декламациям. Например, резонёрами являются Правдин в пьесе Д. И. Фонвизина «Недоросль», Чацкий в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума», Кулигин в пьесе А. Н. Островского «Гроза».
РЕМАРКА (от франц. геmaщue — замечание, примечание) — пояснения, которыми драматург предваряет или сопровождает ход действия в пьесе. В ремарках содержатся указания на место и время действия, движения, жесты, мимику, интонации героев. Например,
в пьесе А. П. Чехова «Вишнёвый сад»:
Ф и р с(подходит к двери, трогает заручку).Заперто. Уехали...
(Садится на диван.) Про меня забыли... Ничего... я тут посижу... А Леонид Андреич, небось, шубы не надел, в пальто поехал...(Озабоченновздыхает.) Я-то не поглядел... Молодо-зелено! (Бормочет что-то, чего понять нельзя.) Жизнь-то прошла, словно и не жил... (Ложится.)
Я полежу...Силушки-то у тебя нету, ничего не осгалось, ничего... Эх ты...недотёпа!(Лежит неподвижно.)
С конца XIX века ремарки в драмах А. П. Чехова, М.Горького
и др. выполняют всё более важную роль, выявляя авторскую оценку персонажа или эпизода.
РЕМИНИСЦЁНЦИИ — присутствующие в художественных текстах «отсылки» к предшествующим культурно-историческим фак там, произведениям или их авторам. Как воспроизведение фрагмента «чужого текста» на любом уровне (сюжетном, образном, цитатном, метрическом и т.д.) реминисценции могут включаться сознательно либо возникать независимо от воли автора, непроизвольно.
Реминисценциями могут стать цитаты или их пересказ; названия произведений, часто употребляющиеся в значении художественных центров; имена персонажей, ставшие символами; события, выпол няющие функции изобразительного средства; заимствования, в ко торых сюжетная схема, расстановка героев, их черты и характеры неуловимо изменены автором.
Например, в стихотворении «Певучесть есть в морских волнах...» Ф. И. Тютчева использован образ «мыслящего тростника», принад лежащий Б. Паскалю («Мысли»), Для Б. Паскаля эта метафора яв ляется знаком необходимого присутствия человека в мире природы.
Словарь литературоведческих терминов и справочные материалы |
Ф. И. Тютчеву данный образ помогает объяснить трагедию бытия «разладом» человека с природой, в результате чего «мыслящему тростнику» остаётся только горько сетовать и протестовать; «И роп щет мыслящий тростник...».
В творчестве А. А. Блока использована библейская реминисцен ция «нести свой крест». Введение её в образную систему стихотво рения «Коршун» позволяет автору оттенить традиционное значение «покорности судьбе»: «Расти, покорствуй, крест неси». В стихотво рении «Россия» этот образ приводит к появлению иных оттенков («И крест свой бережно несу»), что способствует возникновению нового, символического смысла текста; страдания, уготованные ли рическому герою, не только изначально неизбежны, но и святы. Он готов осознанно принять их и «бережно» сносить.
Соединения нескольких реминисценций образуют «реминис-центные гнёзда». Так, например, вторая строка стихотворения О.Э. Мандельштама; «Я список кораблей прочёл до середины...» («Бессонница. Гомер. Тугие паруса...») - отсылает читателя ко второй песне «Илиады» («Сон Беотия, или перечень кораблей»). Список, приведённый Гомером, содержит названия 1186 кораблей, идущих по ходом на Трою. Это объясняет появление в тексте О.Э. Мандельшта ма образов, связанных с категорией времени и с движением (взгляд лирического героя, находящегося в состоянии бессонницы, скользит по строкам «Илиады», и они представляются ему плывущими в небе журавлиным выводком, клином, поездом). Образы журавлей поро ждают второй слой реминисценций («чужбина», «свадебный поезд»).
О цели похода сообщается в третьей строфе; «Когда бы не Елена,/Что Троя вам одна, ахейские мужи?». Всё реминисцентное гнездо по зволяет прояснить основную мысль текста — всё в мире «движется любовью», и следует подчиниться этому всеобщему закону, как под чинились ему когда-то гордые и мужественные ахейцы.
«Полигенетические реминисценции» отсылают читателя не к од ному, а к ряду источников. Например, строки из стихотворения М.И. Цветаевой «Кто создан из камня, кто создан из глины...» вы зывают у читателя ассоциации, связанные с содержанием некоторых мифов о сотворении человека из земли и глины, апокрифических ле генд о создании Адама, вводят библейские мотивы крещения водой.
254 Литература. Подготовка к ЕГЭ-2017
РЕПЛИКА (от франц.гер^иe — возражение) - диалогическая форма высказывания действующего лица; ответная фраза собеседни ка, за которой следует речь другого героя.
РИТМ (от греч.гЬу1гипos - такт, соразмерность) - периодиче ское повторение каких-либо элементов текста через определённые промежутки. В литературных произведениях ритм создаётся повто ряемостью фонетических элементов: звуков, пауз, ударений, слогов, сочетаний ударных и безударных слогов, а также слов, рядов слов, синтаксических конструкций.
РИТОРЙЧЕСКИЙ ВОПРОС (от греч.гШог- оратор) - одна из стилистических фигур; такое построение речи, при котором ут верждение высказывается в форме вопроса. Риторический вопрос не предполагает ответа, он лишь усиливает эмоциональность и вырази тельность высказывания.
Например, в стихотворении М. Ю. Лермонтова «Смерть поэта»;
Убит!., к чту теперь рыданья, Пустых похвал ненужный хор
И жалкий лепет оправданья ? Судьбы свершился приговор!
Не вы ль сперва так злобно гнали Его свободный, смелый дар
И для потехи раздували
Чуть затаившийся пожар ?
РЙФМА (от греч.ГПУ1ПГП08- соразмерность) - повтор отдель ных звуков или звуковых комплексов, связывающих окончания двух или более строк. В строках могут повторяться отдельные звуки («любовь — кровь»), слова («молод - молот») - это простая риф ма, а также группы слов — это составная рифма. Рифмы подразде ляются на точные (при совпадении всех звуков) и неточные (при фонетическом совпадении или сходстве отдельных звуков). В зави симости от расположения ударений в рифмующихся словах рифмы бывают мужские (с ударением на последнем слоге: обмйн — туман), женские (с ударением на предпоследнем слоге: славы — забавы), дактилические (с ударением на третьем от конца строки слоге:
Словарь литературоведческих терминов и справочные материалы |
мальчики — пальчики), гипердактилические (с ударением на чет вёртом от конца строки слоге: опаловая - прикалывая).