И другие понятия - хронотоп и пространственно-временной континуум.

Р

РАЗВЙЗКА — элемент сюжета, предполагаюший исход событий, решение противоречий (конфликта) между героями. Обычно развяз­ ка располагается в конце произведения, но иногда, в соответствии с замыслом автора, в середине и даже в начале (например, в рассказе И. А. Бунина «Лёгкое дыхание»). В комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» развязкой является сцена после бала в доме Фамусова, в которой завершается (хотя и не разрешается) конфликт Чацкого с фамусов-ским обществом.

Иногда развязка указывает на неразрешимость основного кон­ фликта, в этом случае говорят об открытом финале произведения («Евгений Онегин» А. С. Пушкина, «Вишнёвый сад» А. П. Чехова, «Тихий Дон» М.А. Шолохова и др.).


Словарь литературоведческих терминов и справочные материалы

РАЗМЕР СТИХОТВОРНЫЙ - способ организации звукового состава стихотворного произведения. Определяется числом слогов (в силлабическом стихосложении), количеством ударений в строке (в тоническом стихосложении), количеством ударных слогов (в сил­ лабо-тоническом стихосложении). В силлабо-тоническом стихосло­ жении выделяются двусложные (хорей, ямб) и трёхсложные (дактиль, анапест, амфибрахий) стихотворные размеры.

РАССКАЗ — «малый» эпический жанр, отличающийся неболь­ шим объёмом и сжатостью изображения явлений жизни. Как след­ ствие — малое количество действующих лиц, кратковременность событий, простая композиция (в центре произведения лишь один эпизод из жизни главного героя). Рассказами являются такие произ­ ведения, как «Студент», «Человек в футляре»-, «Смерть чиновника»

А. П. Чехова, «Чистый понедельник» И. А. Бунина, «Судьба человека»

М. А. Шолохова.

РЕАЛЙЗМ (от позднелат.геаНs — вещественный, действитель­ ный) — художественный метод (и литературное направление), сле­ дуя которому писатель объективно, достоверно изображает жизнь в типических характерах, действующих в типических обстоятельст­ вах. Главная задача писателя-реалиста — исследование социальных связей человека и общества. В художественном произведении — исторически конкретное изображение характеров и обстоятельств в их взаимообусловленности. Наиболее важные стадии развития реализма как художественного метода: просветительский (Д. И. Фон­ визин, И. А. Крылов), критический (Н.В. Гоголь, И. С. Тургенев, Л. Н. Толстой, Ф. М. Достоевский, А. П. Чехов и др.), социалистиче­ ский (М. Горький, М.А. Шолохов и др.).

РЕАЛИЯ — слово, обозначающее предмет, понятие или явление, характерное для истории, культуры, быта того или иного народа или страны. Например: «престол» («Слово о полку Игореве»), «горенка» («Кому на Руси жить хорошо»), «столоначальник» («Шинель»), «ла­ герь», «пайка» («Один день Ивана Денисовича»).

РЕЗОНЁР — художественный персонаж, склонный к постоян­ ным декларациям (официальным или торжественным программным

252 Литература. Подготовка к ЕГЭ-2017

заявлениям) и декламациям. Например, резонёрами являются Правдин в пьесе Д. И. Фонвизина «Недоросль», Чацкий в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума», Кулигин в пьесе А. Н. Островского «Гроза».

РЕМАРКА (от франц. геmaщue — замечание, примечание) — пояснения, которыми драматург предваряет или сопровождает ход действия в пьесе. В ремарках содержатся указания на место и время действия, движения, жесты, мимику, интонации героев. Например,

в пьесе А. П. Чехова «Вишнёвый сад»:

Ф и р с(подходит к двери, трогает заручку).Заперто. Уехали...

(Садится на диван.) Про меня забыли... Ничего... я тут посижу... А Ле­онид Андреич, небось, шубы не надел, в пальто поехал...(Озабоченновздыхает.) Я-то не поглядел... Молодо-зелено! (Бормочет что-то, чего понять нельзя.) Жизнь-то прошла, словно и не жил... (Ложится.)

Я полежу...Силушки-то у тебя нету, ничего не осгалось, ничего... Эх ты...недотёпа!(Лежит неподвижно.)

С конца XIX века ремарки в драмах А. П. Чехова, М.Горького

и др. выполняют всё более важную роль, выявляя авторскую оценку персонажа или эпизода.

РЕМИНИСЦЁНЦИИ — присутствующие в художественных текстах «отсылки» к предшествующим культурно-историческим фак­ там, произведениям или их авторам. Как воспроизведение фрагмента «чужого текста» на любом уровне (сюжетном, образном, цитатном, метрическом и т.д.) реминисценции могут включаться сознательно либо возникать независимо от воли автора, непроизвольно.

Реминисценциями могут стать цитаты или их пересказ; названия произведений, часто употребляющиеся в значении художественных центров; имена персонажей, ставшие символами; события, выпол­ няющие функции изобразительного средства; заимствования, в ко­ торых сюжетная схема, расстановка героев, их черты и характеры неуловимо изменены автором.

Например, в стихотворении «Певучесть есть в морских волнах...» Ф. И. Тютчева использован образ «мыслящего тростника», принад­ лежащий Б. Паскалю («Мысли»), Для Б. Паскаля эта метафора яв­ ляется знаком необходимого присутствия человека в мире природы.


Словарь литературоведческих терминов и справочные материалы

Ф. И. Тютчеву данный образ помогает объяснить трагедию бытия «разладом» человека с природой, в результате чего «мыслящему тростнику» остаётся только горько сетовать и протестовать; «И роп­ щет мыслящий тростник...».

В творчестве А. А. Блока использована библейская реминисцен­ ция «нести свой крест». Введение её в образную систему стихотво­ рения «Коршун» позволяет автору оттенить традиционное значение «покорности судьбе»: «Расти, покорствуй, крест неси». В стихотво­ рении «Россия» этот образ приводит к появлению иных оттенков («И крест свой бережно несу»), что способствует возникновению нового, символического смысла текста; страдания, уготованные ли­ рическому герою, не только изначально неизбежны, но и святы. Он готов осознанно принять их и «бережно» сносить.

Соединения нескольких реминисценций образуют «реминис-центные гнёзда». Так, например, вторая строка стихотворения О.Э. Мандельштама; «Я список кораблей прочёл до середины...» («Бессонница. Гомер. Тугие паруса...») - отсылает читателя ко второй песне «Илиады» («Сон Беотия, или перечень кораблей»). Список, приведённый Гомером, содержит названия 1186 кораблей, идущих по­ ходом на Трою. Это объясняет появление в тексте О.Э. Мандельшта­ ма образов, связанных с категорией времени и с движением (взгляд лирического героя, находящегося в состоянии бессонницы, скользит по строкам «Илиады», и они представляются ему плывущими в небе журавлиным выводком, клином, поездом). Образы журавлей поро­ ждают второй слой реминисценций («чужбина», «свадебный поезд»).

О цели похода сообщается в третьей строфе; «Когда бы не Елена,/Что Троя вам одна, ахейские мужи?». Всё реминисцентное гнездо по­ зволяет прояснить основную мысль текста — всё в мире «движется любовью», и следует подчиниться этому всеобщему закону, как под­ чинились ему когда-то гордые и мужественные ахейцы.

«Полигенетические реминисценции» отсылают читателя не к од­ ному, а к ряду источников. Например, строки из стихотворения М.И. Цветаевой «Кто создан из камня, кто создан из глины...» вы­ зывают у читателя ассоциации, связанные с содержанием некоторых мифов о сотворении человека из земли и глины, апокрифических ле­ генд о создании Адама, вводят библейские мотивы крещения водой.

254 Литература. Подготовка к ЕГЭ-2017

РЕПЛИКА (от франц.гер^иe — возражение) - диалогическая форма высказывания действующего лица; ответная фраза собеседни­ ка, за которой следует речь другого героя.

РИТМ (от греч.гЬу1гипos - такт, соразмерность) - периодиче­ ское повторение каких-либо элементов текста через определённые промежутки. В литературных произведениях ритм создаётся повто­ ряемостью фонетических элементов: звуков, пауз, ударений, слогов, сочетаний ударных и безударных слогов, а также слов, рядов слов, синтаксических конструкций.

РИТОРЙЧЕСКИЙ ВОПРОС (от греч.гШог- оратор) - одна из стилистических фигур; такое построение речи, при котором ут­ верждение высказывается в форме вопроса. Риторический вопрос не предполагает ответа, он лишь усиливает эмоциональность и вырази­ тельность высказывания.

Например, в стихотворении М. Ю. Лермонтова «Смерть поэта»;

Убит!., к чту теперь рыданья, Пустых похвал ненужный хор

И жалкий лепет оправданья ? Судьбы свершился приговор!

Не вы ль сперва так злобно гнали Его свободный, смелый дар

И для потехи раздували

Чуть затаившийся пожар ?

РЙФМА (от греч.ГПУ1ПГП08- соразмерность) - повтор отдель­ ных звуков или звуковых комплексов, связывающих окончания двух или более строк. В строках могут повторяться отдельные звуки («любовь — кровь»), слова («молод - молот») - это простая риф­ ма, а также группы слов — это составная рифма. Рифмы подразде­ ляются на точные (при совпадении всех звуков) и неточные (при фонетическом совпадении или сходстве отдельных звуков). В зави­ симости от расположения ударений в рифмующихся словах рифмы бывают мужские (с ударением на последнем слоге: обмйн — туман), женские (с ударением на предпоследнем слоге: славы — забавы), дактилические (с ударением на третьем от конца строки слоге:


Словарь литературоведческих терминов и справочные материалы

мальчики — пальчики), гипердактилические (с ударением на чет­ вёртом от конца строки слоге: опаловая - прикалывая).

Наши рекомендации