Делая выводы, подчеркните, что в пастернаковском стихотворении звучит гимн поэзии как высшему виду искусства. Оно рассматривается как единство природы, слова и музыки.

Какие поэты XX века в своём понимании поэзии оказались близки автору «Определения поэзии» и кто выразил иной взгляд на эту философско-эстетическую проблему?

Раскройте развитие указанной темы в лирике А. А. Блока, С. А. Есени­ на, В. В. Маяковского, А.А.Ахматовой, Е. А. Евтушенко и др.

Охарактеризуйте, как в блоковском стихотворении «Поэты» перед нами предстаёт ироничный образ собратьев творца Прекрасной Дамы. Вдохновение изображается как «всемирный запой», но даже такая цинич­ ная и отталкивающая картина выше и лучше обывательского существова­ ния. А в лирическом произведении «О, я хочу безумно жить...» провозгла­ шается творческое кредо поэта:

174 Литература. Подготовка к ЕГЭ-2017

Всё сущее — увековечить, Безличное — вочеловечить, Несбывшееся - воплотить!

Объясните, какое содержание получает заявленная тема в творчестве В. В. Маяковского. Девиз из произведения «Необычайное приключение, бывшее с поэтом Владимиром Маяковским летом на даче»;

Светить всегда, светить везде. ' До дней последних донца, -

позволяет сопоставить светоносную силу звезды и творца стихов. Озаре­ ние в буквальном и переносном значении становится метафорическим выражением искусства как такового. Поэта Маяковский оценивает как активного участника переустройства мира, а в стихотворении «Разговор с фининспектором о поэзии» сравнит её с добычей радия («в грамм—до­ быча, в год - труды»); в поэме «Во весь голос» найдёт для себя ёмкую, но не исчерпывающую личность творца формулу; «Агитатор, горлан, гла­ варь».

Раскройте, как в есенинском стихотворении «Быть поэтом — это зна­ чит тоже...» автор рисует иную, менее оптимистичную картину творчества, связанного с мукой;

Рубцевать себя по нежной коже. Кровью чувств ласкать чужие души.

Покажите, как в цикле А. А. Ахматовой «Тайны ремесла» рождается оригинальное представление о загадке вдохновенья;

Но в этой бездне шёпотов и звонов Встаёт один, всё победивший звук.

...И просто продиктованные строчки Ложатся в белоснежную тетрадь.

Укажите, что концепция поэта-пророка, мастера находит отражение в лирических автобиографиях Б. Л. Пастернака «Нобелевская лекция» и И. А. Бродского «Я входил вместо дикого зверя в клетку...».

Обобщая сказанное, отметьте разнообразие в подходах к пониманию и изображению природы поэзии. Такая многогранность прежде всего свя­ зана с основами мировоззрения стихотворцев.




Справочные материалы к ответам части 2. Вариант 9

Рассмотрите значение народно-поэтической образности в «Слове ополкуИгореве».

Отвечая на поставленный вопрос, покажите, что народно-поэтиче­ ская образность в «Слове...» формируется в результате слияния устной речи с приёмами и жанрами ораторского искусства. Д. С. Лихачёв отме­ чает два ведущих фольклорных жанра в художественной ткани «Слова...»: слава и плач. Слава провозглашается Игорю, Всеволоду, Владимиру, Свя­ тославу; она звенит в Киеве, её поют девицы на Дунае. Мы «слышим» пла­ чи Ярославны, жён русских воинов, павших в походе Игоря, матери Рос­ тислава, стоны Киева и Чернигова, всей русской земли после поражения. Близко к жанру плача и «золотое слово» Святослава; «О сыны мои, Игорь и Всеволод! Рано вы стали Половецкую землю мечами терзать, а себе сла­ вы искать, но не с честью вы побились, не с честью кровь поганую про­ лили! Ваши храбрые сердца из крепкого булата выкованы, а в смелости закалены».

Комментируя эпизоды произведения, охарактеризуйте песенную сим­ волику и параллелизмы, олицетворения природы, народно-поэтические эпитеты, метафоры, сравнения, рефрены. Покажите, как живописность, образность языка проявляется и в ярком изображении событий, цветопи­ си, перекликающейся с русской иконописью. Подчеркните особую роль в тексте древнерусского шедевра звукописи, аллитераций и ассонансов, способствующих музыкальности языка.

В заключении сделайте выводы о том, что в поэтике древнерусско­ го памятника нашли отражение христианские верования и языческие представления, которые ещё были сильны в то время. Оригинальность художественной формы, лиризм, публицистическая страстность, эпиче­ ская широта объединили в «Слове...» черты устного народного творчества

и церковной письменности.

17.2. Почему Н. А. Добролюбов писал о пьесе «Гроза», что её «конец...

Кажется нам отрадным»?

Сформулируйте ответ на вопрос (тезис), что из трагического кон­ фликта главная героиня выходит не столько жертвой, сколько победитель­ ницей. После гибели жены решается на бунт даже Тихон Кабанов. В связи с этим финал пьесы не кажется безысходным.

Обосновывая свой ответ, укажите, что главной героине пьесы «Гроза» Катерине свойственны внутренняя энергия, готовность к протесту про­ тив деспотизма и самодурства. Победив, пусть и ценой жизни, злую волю Кабанихи, она способствует пробуждению Тихона. Бежит из дома вместе с Кудряшом дочь Кабановой-старшей Варвара.

176 Литература. Подготовка к ЕГЭ-2017

Вспомните, что романтические порывы Катерины, которая провела свою юность в родительском доме «как птичка на воле», нашли своё вы­ ражение в чувстве к Борису. Раскаяние в супружеской неверности разру­ шило их любовь, но ценою жизни героиня обрела нравственную свободу. Это был её вызов домостроевскому укладу, символом которого стала Ка­ банова-старшая.

Проследите, как развивается трагедия в купеческом доме Кабановых. За высокими заборами, закрытыми ставнями и крепко запертыми замка­ ми льются невидимые слёзы, взывают к отмщению погубленные судьбы. И невестка, и сын Кабанихи стараются вести себя согласно обычаям, не давать повода для материнского гнева. Но глава дома сама ищет при­ чины обрушиться с гневом на молодых. В «тёмном царстве» ещё процве­ тает суеверие, там готовы слушать рассказы странницы Феклуши о людях

с пёсьими головами, о страшных предзнаменованиях. Кабаниха уверена

в своей правоте: «Ведь от любви родители и строги-то бывают...» Во вза­ имоотношениях её с Диким нет фальши, им нет надобности друг перед другом «куражиться».

Обратите внимание на расхождение мнения критиков по поводу глав­ ного конфликта пьесы (см. статью Д. И. Писарева «Мотивы русской дра­ мы», в которой критик настаивает на семейно-бытовом характере колли­ зии в пьесе и случайной смерти героини).

В заключении отметьте, что Н.А.Добролюбов, автор ряда статей о пьесе А. Н. Островского, определял жанр «Грозы» как драму, а не как трагедию. О главной героине он с восхищением писал: «Она рвётся к но­ вой жизни, хотя бы ей пришлось умереть в этом порыве...».

17.3.Докажите справедливость мнения В. Ф . Ходасевича оаьесе

М. Горького «На дне»: «Философствуя и резонируя за своих героев, Горький

в сильнейшей степени наделял их мечтою о лучшей жизни».

В начале своего рассуждения подчеркните, что пьеса М. Горького имеет сложную систему конфликтов. Социальное положение разделяет героев на хозяев и рабов, вместе с тем даже представители имущих слоёв желают лучшей жизни.

Покажите, что расцвет иллюзий обитателей ночлежки Костылёва происходит во втором действии и связан с появлением странника, «бес-пачпортного бродяги» Луки, который дарит людям «дна» надежды на луч­ шую жизнь. Однако никому из них не суждено осуществить свои мечты.

Рассмотрите, как в четвёртом действии карточный шулер Сатин всту­ пает в конфликт с Бубновым и Бароном, защищая странника Луку. Сатин единственный из героев, кто понял суть жизненной позиции старика. Он


Справочные материалы к ответам чади 2. Вариант 10

говорит, что Лука на него подействовал как «кислота на ржавую монету». И теперь он понимает, что главная ценность — это человек: «Всё — в че­ ловеке, всё для человека. Существует только человек, всё же остальное — дело его рук и мозга! Чело-век! Это - великолепно! Это звучит... гордо! Че-ло-век!». Но, в отличие от Луки, Сатин отвергает жалость («Надо ува­ жать человека! Не жалеть, не унижать его жалостью...»). Ранее именно Сатин развенчивает иллюзии обитателей ночлежки; Актёру открывает правду о том, что лечебницы для алкоголиков нет, Клещу советует бро­ сить работу, а Пеплу в шутку - убить Костылёва Автор показывает, что результаты такой правды трагичны; разбита жизнь Пгпла и Наташи, Актёр в финале вешается. Сатин видит в Актёре лишь жертву прошлой жизни, сам же живёт будущим. «Бывшим людям» в картине прекрасного гряду­ щего нет места.

Раскройте смысл притчи о праведной земле, которую рассказывает Лука. Подчеркните значение стихотворения «Безумцы» французского по­ эта П.Ж. Беранже, которое цитирует Актёр, для понимания роли идеала в человеческой жизни;

Господа! Если к правде святой Мир дорогу найти не умеет, - Честь безумцу, который навеет Человечеству сон золотой/

Делая выводы, укажите на романтический и утопический характер монологов Сатина. Подчеркните, что ohи обращены к людям будущего, тогда как его собратьям ближе сострадание Луки. Выскажите суждение, что во многом позиции Сатина и Луки — это спор в душе самого автора, который ищет лучшее для человека.

Вариант 10

8.Какую уолр играет приведённая сцена в аазвитии сюжета поэмы

М . Ю. Лермонтова «Мцыри»?

Выделите ключевые слова. В данном случае важно сделать акцент на понятии «сюжет». Сформулируйте ответ на вопрос. Битва Мцыри с разъярённым барсом — это кульминация. Она очень важна для юноши, так как это поединок физической силы и силы духа.

Обязательно сформулируйте авторскую позицию; М. Ю. Лермонтов подчёркивает, что измождённым героем движет огромная воля к победе. В этой схватке барс символизирует для героя все роковые обстоятельства, которые лишали его свободы, и он стремится одолеть эти обстоятельства.

178 Литература. Подготовка к ЕГЭ-2017

Дремавшие ранее инстинкты просыпаются, и всю нерастраченную энер­ гию Мцыри вкладывает в борьбу. Побеждая разъярённого зверя, он берёт верх не только над достойным противником, но и над всеми остальными, зримыми и незримыми врагами.

9.В каких произведениях русских классиков изображены поединки

и в чём можно сопоставить эти произведения с поэмой М. Ю. Лермонтова «Мцыри»?

Прежде всего назовите не менее двух произведений, в которых важ­ ное место занимает поединок. В качестве литературного контекста могут быть привлечены романы А. С. Пушкина «Капитанская дочка», «Евгений Онегин», «Песня про... купца Калашникова» М.Ю.Лермонтова, «Отцы

и дети» И. С. Тургенева, «Война и мир» Л. Н. Толстого. Обоснуйте свой выбор.

Сопоставляя поединки из поэм Лермонтова («Мцыри» и «Песня про...

купца Калашникова»), можно подчеркнуть сходство, которое заключается в том, что для героев это не только физическое, но и духовно-нравствен­ ное противостояние. В указанных произведениях верх одерживает тот, для кого победа означает нечто большее, чем просто физическое превос­ ходство; для Мцыри победа — знак воинской удали, а также преодоления враждебных обстоятельств, а для Калашникова - восстановление чести.

Перейдите ко второй параллели, например, к роману-эпопее

Л. Н. Толстого «Война и мир», в котором важное место занимает пое­ динок между Долоховьш и Пьером Безуховым. Обоснуйте свой выбор. Кратко изложите, как развивался конфликт между героями и что привело к дуэли. Сопоставляя произведения, вы можете подчеркнуть, что для лер­ монтовского героя Мцыри поединок несёт важный смысл. В романе же

Л. Н. Толстого Пьер Безухов сознаёт бессмысленность и абсурдность дуэли.

Подводя итоги, отметьте, что многие русские классики обращаются к дуэли как к средству разрешения конфликта. Поединок позволяет авто­ ру раскрыть образ героя глубже.

15.Каковаосносная мысльстихотворения Б . Ш. Ш.уджавы «В нашей

жизни, прекрасной, и странной...»?

Отвечая на вопрос, прежде всего определите тематическую принад­ лежность произведения. Стихотворение Б. Ш. Окуджавы «В нашей жизни, прекрасной, и странной...» относится к философской лирике. Поэт ос­ мысляет жизнь своего поколения, ситуацию «человек и время». Обрати­ те внимание на то, как лирический герой характеризует своё время. Он


Справочные материалы к ответам части 2. Вариант 10

сознаёт противоречивость своей эпохи. Эта мысль звучит в первой строке стихотворения; «В нашей жизни, прекрасной, и странной...». Автор пред­ лагает своим ровесникам разобраться в себе, осознать свои силы и не па­ совать перед сложностями времени, а творить наперекор всему. Это своего рода нравственный выбор в пользу созидания. Именно в этом заключает­ ся основная мысль стихотворения.

16. Кто из русских поэтов обращался к проблеме осмысления мира и сво­ их отношений с миром и в чем эти произведения можно сопоставить со сти­ хотворением Б. Ш. Окуджавы?

В качестве контекста можно назвать стихотворения А. С. Пушки­ на «Элегия», М. Ю. Лермонтова «Дума» и «Выхожу один я на дорогу...», А, А. Блока «О, я хочу безумно жить!».

Наши рекомендации