Делая выводы, подчеркните, что в пастернаковском стихотворении звучит гимн поэзии как высшему виду искусства. Оно рассматривается как единство природы, слова и музыки.
Какие поэты XX века в своём понимании поэзии оказались близки автору «Определения поэзии» и кто выразил иной взгляд на эту философско-эстетическую проблему?
Раскройте развитие указанной темы в лирике А. А. Блока, С. А. Есени на, В. В. Маяковского, А.А.Ахматовой, Е. А. Евтушенко и др.
Охарактеризуйте, как в блоковском стихотворении «Поэты» перед нами предстаёт ироничный образ собратьев творца Прекрасной Дамы. Вдохновение изображается как «всемирный запой», но даже такая цинич ная и отталкивающая картина выше и лучше обывательского существова ния. А в лирическом произведении «О, я хочу безумно жить...» провозгла шается творческое кредо поэта:
174 Литература. Подготовка к ЕГЭ-2017
Всё сущее — увековечить, Безличное — вочеловечить, Несбывшееся - воплотить!
Объясните, какое содержание получает заявленная тема в творчестве В. В. Маяковского. Девиз из произведения «Необычайное приключение, бывшее с поэтом Владимиром Маяковским летом на даче»;
Светить всегда, светить везде. ' До дней последних донца, -
позволяет сопоставить светоносную силу звезды и творца стихов. Озаре ние в буквальном и переносном значении становится метафорическим выражением искусства как такового. Поэта Маяковский оценивает как активного участника переустройства мира, а в стихотворении «Разговор с фининспектором о поэзии» сравнит её с добычей радия («в грамм—до быча, в год - труды»); в поэме «Во весь голос» найдёт для себя ёмкую, но не исчерпывающую личность творца формулу; «Агитатор, горлан, гла варь».
Раскройте, как в есенинском стихотворении «Быть поэтом — это зна чит тоже...» автор рисует иную, менее оптимистичную картину творчества, связанного с мукой;
Рубцевать себя по нежной коже. Кровью чувств ласкать чужие души.
Покажите, как в цикле А. А. Ахматовой «Тайны ремесла» рождается оригинальное представление о загадке вдохновенья;
Но в этой бездне шёпотов и звонов Встаёт один, всё победивший звук.
...И просто продиктованные строчки Ложатся в белоснежную тетрадь.
Укажите, что концепция поэта-пророка, мастера находит отражение в лирических автобиографиях Б. Л. Пастернака «Нобелевская лекция» и И. А. Бродского «Я входил вместо дикого зверя в клетку...».
Обобщая сказанное, отметьте разнообразие в подходах к пониманию и изображению природы поэзии. Такая многогранность прежде всего свя зана с основами мировоззрения стихотворцев.
Справочные материалы к ответам части 2. Вариант 9 |
Рассмотрите значение народно-поэтической образности в «Слове ополкуИгореве».
Отвечая на поставленный вопрос, покажите, что народно-поэтиче ская образность в «Слове...» формируется в результате слияния устной речи с приёмами и жанрами ораторского искусства. Д. С. Лихачёв отме чает два ведущих фольклорных жанра в художественной ткани «Слова...»: слава и плач. Слава провозглашается Игорю, Всеволоду, Владимиру, Свя тославу; она звенит в Киеве, её поют девицы на Дунае. Мы «слышим» пла чи Ярославны, жён русских воинов, павших в походе Игоря, матери Рос тислава, стоны Киева и Чернигова, всей русской земли после поражения. Близко к жанру плача и «золотое слово» Святослава; «О сыны мои, Игорь и Всеволод! Рано вы стали Половецкую землю мечами терзать, а себе сла вы искать, но не с честью вы побились, не с честью кровь поганую про лили! Ваши храбрые сердца из крепкого булата выкованы, а в смелости закалены».
Комментируя эпизоды произведения, охарактеризуйте песенную сим волику и параллелизмы, олицетворения природы, народно-поэтические эпитеты, метафоры, сравнения, рефрены. Покажите, как живописность, образность языка проявляется и в ярком изображении событий, цветопи си, перекликающейся с русской иконописью. Подчеркните особую роль в тексте древнерусского шедевра звукописи, аллитераций и ассонансов, способствующих музыкальности языка.
В заключении сделайте выводы о том, что в поэтике древнерусско го памятника нашли отражение христианские верования и языческие представления, которые ещё были сильны в то время. Оригинальность художественной формы, лиризм, публицистическая страстность, эпиче ская широта объединили в «Слове...» черты устного народного творчества
и церковной письменности.
17.2. Почему Н. А. Добролюбов писал о пьесе «Гроза», что её «конец...
Кажется нам отрадным»?
Сформулируйте ответ на вопрос (тезис), что из трагического кон фликта главная героиня выходит не столько жертвой, сколько победитель ницей. После гибели жены решается на бунт даже Тихон Кабанов. В связи с этим финал пьесы не кажется безысходным.
Обосновывая свой ответ, укажите, что главной героине пьесы «Гроза» Катерине свойственны внутренняя энергия, готовность к протесту про тив деспотизма и самодурства. Победив, пусть и ценой жизни, злую волю Кабанихи, она способствует пробуждению Тихона. Бежит из дома вместе с Кудряшом дочь Кабановой-старшей Варвара.
176 Литература. Подготовка к ЕГЭ-2017
Вспомните, что романтические порывы Катерины, которая провела свою юность в родительском доме «как птичка на воле», нашли своё вы ражение в чувстве к Борису. Раскаяние в супружеской неверности разру шило их любовь, но ценою жизни героиня обрела нравственную свободу. Это был её вызов домостроевскому укладу, символом которого стала Ка банова-старшая.
Проследите, как развивается трагедия в купеческом доме Кабановых. За высокими заборами, закрытыми ставнями и крепко запертыми замка ми льются невидимые слёзы, взывают к отмщению погубленные судьбы. И невестка, и сын Кабанихи стараются вести себя согласно обычаям, не давать повода для материнского гнева. Но глава дома сама ищет при чины обрушиться с гневом на молодых. В «тёмном царстве» ещё процве тает суеверие, там готовы слушать рассказы странницы Феклуши о людях
с пёсьими головами, о страшных предзнаменованиях. Кабаниха уверена
в своей правоте: «Ведь от любви родители и строги-то бывают...» Во вза имоотношениях её с Диким нет фальши, им нет надобности друг перед другом «куражиться».
Обратите внимание на расхождение мнения критиков по поводу глав ного конфликта пьесы (см. статью Д. И. Писарева «Мотивы русской дра мы», в которой критик настаивает на семейно-бытовом характере колли зии в пьесе и случайной смерти героини).
В заключении отметьте, что Н.А.Добролюбов, автор ряда статей о пьесе А. Н. Островского, определял жанр «Грозы» как драму, а не как трагедию. О главной героине он с восхищением писал: «Она рвётся к но вой жизни, хотя бы ей пришлось умереть в этом порыве...».
17.3.Докажите справедливость мнения В. Ф . Ходасевича оаьесе
М. Горького «На дне»: «Философствуя и резонируя за своих героев, Горький
в сильнейшей степени наделял их мечтою о лучшей жизни».
В начале своего рассуждения подчеркните, что пьеса М. Горького имеет сложную систему конфликтов. Социальное положение разделяет героев на хозяев и рабов, вместе с тем даже представители имущих слоёв желают лучшей жизни.
Покажите, что расцвет иллюзий обитателей ночлежки Костылёва происходит во втором действии и связан с появлением странника, «бес-пачпортного бродяги» Луки, который дарит людям «дна» надежды на луч шую жизнь. Однако никому из них не суждено осуществить свои мечты.
Рассмотрите, как в четвёртом действии карточный шулер Сатин всту пает в конфликт с Бубновым и Бароном, защищая странника Луку. Сатин единственный из героев, кто понял суть жизненной позиции старика. Он
Справочные материалы к ответам чади 2. Вариант 10 |
говорит, что Лука на него подействовал как «кислота на ржавую монету». И теперь он понимает, что главная ценность — это человек: «Всё — в че ловеке, всё для человека. Существует только человек, всё же остальное — дело его рук и мозга! Чело-век! Это - великолепно! Это звучит... гордо! Че-ло-век!». Но, в отличие от Луки, Сатин отвергает жалость («Надо ува жать человека! Не жалеть, не унижать его жалостью...»). Ранее именно Сатин развенчивает иллюзии обитателей ночлежки; Актёру открывает правду о том, что лечебницы для алкоголиков нет, Клещу советует бро сить работу, а Пеплу в шутку - убить Костылёва Автор показывает, что результаты такой правды трагичны; разбита жизнь Пгпла и Наташи, Актёр в финале вешается. Сатин видит в Актёре лишь жертву прошлой жизни, сам же живёт будущим. «Бывшим людям» в картине прекрасного гряду щего нет места.
Раскройте смысл притчи о праведной земле, которую рассказывает Лука. Подчеркните значение стихотворения «Безумцы» французского по эта П.Ж. Беранже, которое цитирует Актёр, для понимания роли идеала в человеческой жизни;
Господа! Если к правде святой Мир дорогу найти не умеет, - Честь безумцу, который навеет Человечеству сон золотой/
Делая выводы, укажите на романтический и утопический характер монологов Сатина. Подчеркните, что ohи обращены к людям будущего, тогда как его собратьям ближе сострадание Луки. Выскажите суждение, что во многом позиции Сатина и Луки — это спор в душе самого автора, который ищет лучшее для человека.
Вариант 10
8.Какую уолр играет приведённая сцена в аазвитии сюжета поэмы
М . Ю. Лермонтова «Мцыри»?
Выделите ключевые слова. В данном случае важно сделать акцент на понятии «сюжет». Сформулируйте ответ на вопрос. Битва Мцыри с разъярённым барсом — это кульминация. Она очень важна для юноши, так как это поединок физической силы и силы духа.
Обязательно сформулируйте авторскую позицию; М. Ю. Лермонтов подчёркивает, что измождённым героем движет огромная воля к победе. В этой схватке барс символизирует для героя все роковые обстоятельства, которые лишали его свободы, и он стремится одолеть эти обстоятельства.
178 Литература. Подготовка к ЕГЭ-2017
Дремавшие ранее инстинкты просыпаются, и всю нерастраченную энер гию Мцыри вкладывает в борьбу. Побеждая разъярённого зверя, он берёт верх не только над достойным противником, но и над всеми остальными, зримыми и незримыми врагами.
9.В каких произведениях русских классиков изображены поединки
и в чём можно сопоставить эти произведения с поэмой М. Ю. Лермонтова «Мцыри»?
Прежде всего назовите не менее двух произведений, в которых важ ное место занимает поединок. В качестве литературного контекста могут быть привлечены романы А. С. Пушкина «Капитанская дочка», «Евгений Онегин», «Песня про... купца Калашникова» М.Ю.Лермонтова, «Отцы
и дети» И. С. Тургенева, «Война и мир» Л. Н. Толстого. Обоснуйте свой выбор.
Сопоставляя поединки из поэм Лермонтова («Мцыри» и «Песня про...
купца Калашникова»), можно подчеркнуть сходство, которое заключается в том, что для героев это не только физическое, но и духовно-нравствен ное противостояние. В указанных произведениях верх одерживает тот, для кого победа означает нечто большее, чем просто физическое превос ходство; для Мцыри победа — знак воинской удали, а также преодоления враждебных обстоятельств, а для Калашникова - восстановление чести.
Перейдите ко второй параллели, например, к роману-эпопее
Л. Н. Толстого «Война и мир», в котором важное место занимает пое динок между Долоховьш и Пьером Безуховым. Обоснуйте свой выбор. Кратко изложите, как развивался конфликт между героями и что привело к дуэли. Сопоставляя произведения, вы можете подчеркнуть, что для лер монтовского героя Мцыри поединок несёт важный смысл. В романе же
Л. Н. Толстого Пьер Безухов сознаёт бессмысленность и абсурдность дуэли.
Подводя итоги, отметьте, что многие русские классики обращаются к дуэли как к средству разрешения конфликта. Поединок позволяет авто ру раскрыть образ героя глубже.
15.Каковаосносная мысльстихотворения Б . Ш. Ш.уджавы «В нашей
жизни, прекрасной, и странной...»?
Отвечая на вопрос, прежде всего определите тематическую принад лежность произведения. Стихотворение Б. Ш. Окуджавы «В нашей жизни, прекрасной, и странной...» относится к философской лирике. Поэт ос мысляет жизнь своего поколения, ситуацию «человек и время». Обрати те внимание на то, как лирический герой характеризует своё время. Он
Справочные материалы к ответам части 2. Вариант 10 |
сознаёт противоречивость своей эпохи. Эта мысль звучит в первой строке стихотворения; «В нашей жизни, прекрасной, и странной...». Автор пред лагает своим ровесникам разобраться в себе, осознать свои силы и не па совать перед сложностями времени, а творить наперекор всему. Это своего рода нравственный выбор в пользу созидания. Именно в этом заключает ся основная мысль стихотворения.
16. Кто из русских поэтов обращался к проблеме осмысления мира и сво их отношений с миром и в чем эти произведения можно сопоставить со сти хотворением Б. Ш. Окуджавы?
В качестве контекста можно назвать стихотворения А. С. Пушки на «Элегия», М. Ю. Лермонтова «Дума» и «Выхожу один я на дорогу...», А, А. Блока «О, я хочу безумно жить!».