Понимание этого неизменного хода жизни окрашено не в тёмные

а в светлые тона печали. Упоминается осень, но холод пока ещё ласков

и кроток, а вечер — ярок («красный»), глаза отрока лучисты, изба — жи­ вая. И хотя мгла приближается, и о смерти шепчет «тонкогубый ветер».

148 Литература. Подготовка к ЕГЭ-2017

жизнь продолжается («в хлеву покой и дрёма»). Поэт высказывает важ­ ную для него мысль, что смерти противостоит неизменный крестьянский уклад, вечная природа. В своём стихотворении Есенин размышляет о теме малой родины, о деревенской России в контексте философских мотивов жизни и смерти.

В стихотворении «Не жалею, не зову, не плачу...» лирический герой, оглядываясь на свою жизнь, ощущает тленность мира, но не чувствует трагической обречённости. Он воспринимает свой уход как такой же ес­ тественный процесс, что и увядание в природе. Но кроме мотива угасания в последних двух строках второй и третьей строфы слышатся прекрасные воспоминания о молодости и всплывает нетленный образ «страны берё­ зового ситца». Так, в последние годы своей короткой жизни Есенин воз­ вращается к малой родине, к деревенской Руси, которой остался верен до смертного часа.

Признаваясь в любви к родине в стихотворении «Спит ковыль. Равни­ на дорогая...», поэт с благоговением описывает красоту русской природы, уподобляя её живому существу: ковыль «спит», вербы «плачут», тополя «шепчут». Есенин понимает, что на смену старой, привычной Руси при­ ходит новая Россия. Молодое поколение теснит поэта. Он сознаёт, что не сможет стать частью советской эпохи. Но ещё герой понимает, что его судьба как поэта неотделима от России.

Лирический герой Есенина принимает всякую жизнь в России:

Но и всё же, новью той теснимый, Я могу прочувственно пропеть: Дайте мне на родине любимой, Всё любя, спокойно умереть!

В заключении сделайте акцент на том, что элегии С. А. Есенина обо­ гатились сложным сопряжением философских мотивов быстротечности жизни, предчувствия смерти с патриотической темой.

Вариант 5

Какую роль в судьбе Наташи Ростовой сыграло посещение оперы?

Характеризуя авторскую позицию, напишите, как непосредственная натура Наташи сталкивается с фальшивостью театральной среды. Здесь всё ненастоящее; крашеные картоны, странно наряженные мужчины и женщины. Ненатуральность увиденного формирует неприятие героиней оперного искусства: «...ей становилось то совестно за актёров, то смешно на них».


Справочные материалы к ответам части 2. Вариант 5


Формулируя читательскую точку зрения, укажите, что Наташа попа­ дает в искусственную среду. Более органично она чувствует себя в домаш­ ней обстановке, на семейных торжествах, а на светских мероприятиях царит обыкновенно жена Пьера.

Аргументируя свой ответс опорой на литературное произведение, от­ метьте, что театр символизирует условность, неестественность. Недаром он становится местом, где Элен сводит своего брата Анатоля с Наташей Ростовой. Та ощущает принуждённость ситуации и в то же время гордится впечатлением, которое производит на окружающих. Девушка также ста­ новится заложницей своей пылкой натуры.

9. В каких произведениях русской классики находит художественное во­ площение тема театра и в чём её можно сопоставить с «Войной и миром»?

В качестве литературного контекста можно привлечь следующие про­ изведения: А. С. Пушкин «Евгений Онегин», А. И. Герцен «Сорока-воров­ ка», Н. С. Лесков «Тупейный художник», А. П. Чехов «Дама с собачкой».

Обосновывая свой выбор и сопоставляя указанные произведения

с предложенным текстом, отметьте, что для автора «Евгения Онегина» те­ атр — «волшебный край». В отличие от своего героя, который равнодушен

к спектаклям и балетам, поэт признаётся в любви к миру искусства. В зна­ менитом лирическом отступлении мы находим имена великих драматур­ гов Фонвизина, Княжнина, Шаховского, Катенина, кумиров балетной публики Дидло и Истоминой.

Укажите, что особую роль играет театр в рассказе А. П. Чехова «Дама

с собачкой». Именно здесь встречаются герои произведения, понимая, что начинается новый этап в их жизни. Искусственная атмосфера теа­ трального действа противостоит реальным переживаниям влюблённых: «... эта маленькая женщина, ничем не замечательная, с вульгарною лор­ неткой в руках, наполняла теперь всю его жизнь, была его горем, радо­ стью, единственным счастьем».

Наши рекомендации