Упражнения для детей трех-четырех лет

ИГРОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ СНЯТИЯ ТОНУСА

1. Помахать руками, как птичка крылышками.

2. Помахать руками, как бабочка крылышками.

3. Помахать руками над головой, как при прощании.

4. Помахать расслабленными кистями рук у пола, ими­тируя полоскание белья.

5. Уронить расслабленные руки из положения рук в стороны.

6. Встряхнуть расслабленными кистями рук, как при стряхивании брызг воды.

7. Наклонить голову вперед, назад, направо, налево.

8. Медленно вращать руки над головой.

9. Медленно покачивать расслабленными руками по бо­кам туловища.

10. Медленно, плавно раскачивать руки справа нале­
во, имитируя кошение травы.

ИГРОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕЧЕВОГО ДЫХАНИЯ

Навыки правильного дыхания надо вырабатывать, на­чиная с простейших игровых приемов, постепенно ус­ложняя их.

Задуть свечу. Одному ребенку или группе детей, по­ставленных в ряд или в круг, воспитатель предлагает спокойно вдохнуть через нос и так же спокойно выдох­нуть через рот на «свечу», произнося шепотом ф—ф—ф (свечой служит указательный палец правой руки).

Сдуть с руки ватку или мелко нарезанные бумажки. Воспитатель кладет ребенку на ладонь маленький кусо­чек ватки. Держа ладонь с ваткой на уровне рта, дети на выдох сдувают ватку на пол.

Для повышения интереса к этим упражнениям можно провести соревнование, кто из детей сдует ватку дальше.

Чем дальше улетит ватка, тем лучше ребенок сделал вдох и выдох.

При вдохе понюхать цветок. Навыки естественного вдоха и выдоха хорошо прививать детям на таких дыха­тельных играх-упражнениях: дать ребенку понюхать цве­ток, духи, фрукты.

На выдохе подуть на пригоршни рук, имитируя дутье на горячий чай, на озябшие руки, произнося при этом шепотом ф—ф—ф—ф—ф.

Понюхать ветку. Логопед поднимает ветку в руке и предлагает ребенку ее понюхать. Дети, поднимаясь на носочки, делают вдох, опускаясь,— выдох.

Выдох на «ушибленное» место руки. Вдохнув через нос, на выдох дуют на «ушибленное» место руки — на па­лец, ладонь и др.

Понюхать надушенный платочек. На вдох понюхать надушенный платочек, на выдох произнести слово хоро­шо. Произношение должно быть спокойное, медленное, по слогам: хо-^ро—шо.

Потом на выдох произнести фразу в два-—три слова: «Очень хорошо», «Очень хорошо пахнет».

ИГРОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ГОЛОСА

Игровые упражнения для развития голоса проводятся на хорошо знакомых детям звукоподражаниях:

паровозному гудку— у—у—у;

вою волка — у—у—у;

ауканью в лесу — ау—ау—ау; упражнение про­водится по типу игры «Эхо»: один ребенок или несколько детей громко произносят ау, другая группа детей эхом, чуть тише отвечает ау;

плачу ребенка — уа — уа; при произношении гласных а, о, у надо показать ребенку правильную артику­ляцию этих звуков;

шипение гуся — ш—ш—ш; при произношении это­го звука зубы стиснуты, губы вытянуты чашечкой.

жужжанию пчелы, жука — ж—ж—ж; положе­ние зубов, губ то же, что и при произношении звука ш, только с участием голоса;

комару, мухе — з—з—з; для произношения этого звука надо предложить детям растянуть губы, как при улыб­ке, и произносить длительно и громко з—з—з;

лопающемуся пузырю — с—с—с; артикуляция этого звука та же, что и звука з, только без участия голоса;

вою ветра — в—в—в;

крику гусей — га—га—га.

Для голосовых упражнений можно использовать це­лый ряд и других звукоподражаний, например, крику кукушки — ку-ку, вороне — кар, кар, корове — ну—у.

ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ КООРДИНАЦИИ СЛОВА И ДВИЖЕНИЯ

Ладушки

При произнесении текста ребенок хлопает в ладоши. При словах «шу, полетели!» поднимает руки к голове.

— Лады-лады-ладушки, Где были?

— У бабушки. Лады-лады-ладушки Побыли у бабушки.

Попили, поели, Шу, и полетели! На головку сели!

Сорока

При произнесении текста ребенок водит указательным пальцем правой руки по ладони левой руки. При словах «Этому дала» загибает поочередно каждый палец руки кроме мизинца:

Сорока, сорока,

Сорока-белобока

Кашку варила,

Деток кормила.

Этому дала,

Этому дала,

Этому дала,

Этому дала,

А этому не дала —

Он мал.

Этот пальчик

При произнесении текста ребенок загибает каждый па­лец. При словах: «А этот пальчик —наш малыш» держит мизинец в руке и вертит пальцем.

Этот пальчик — дедка,

Этот пальчик — бабка,

Этот пальчик — папенька,

Этот пальчик — маменька,

Этот пальчик — наш малыш,

Его зовут... (ребенок называет свое имя).

Пальчик-мальчик

Движения такие же, как и в предыдущей игре:

— Пальчик-мальчик, где ты был?

— С этим братцем в лес ходил, С этим братцем щи варил,

С этим братцем кашу ел, С этим братцем песни пел.

Эхо1

Дети становятся в два ряда друг против друга у про-
тивоположных стен. Одна группа громко произносит а,
вторая эхом тихо произносит а.

Потом группы меняются ролями. Так проигрываются ) все гласные звуки. Можно давать и сдвоенные гласные: ау, уа, аи, ая и т. д.

Поезд

Вариант I

Дети кладут руки друг другу на плечи и идут по комнате, изображая поезд, гудят: у-у-у.

Вариант II

Первый ребенок изображает паровоз, у него в руках дудочка. Остальные дети —«вагоны». «Вагоны», двигаясь, произносят звук ш-ш-ш. «Паровоз», подходя к станции, дает гудок: у-у-у. Дети по очереди изображают паровоз.

Заблудились

Вариант I

Дети ходят по комнате и все хором произносят текст:

Заблудились мы в лесу, Закричали все: «Ау-ау-ау!»

Ау-ау дети произносят громко, поднося руки ко рту.

Вариант II

Текст произносит один ребенок, а аукают все дети.

Вова, лови!

Дети стоят в кругу на некотором расстоянии друг от друга или в две шеренги друг против друга. ; Один из детей держит мяч в поднятых руках и про­износит имя стоящего рядом с ним товарища, затем на ударный слог слова «ло-вй!» плавно бросает мяч к его ногам.

Поймавший мяч таким же образом бросает его следую­щему и т. д. Мяч перебрасывается несколько раз по кругу.

Бросаю — лови!

Эта игра является вариантом предыдущей игры. Мяч бросают об пол при ударном слоге в слове «ло-вй!».

Прыг-скок

Дети стоят в шеренге. На расстоянии примерно семи шагов от шеренги на пол кладется флажок. Дети по оче­реди прыгают по направлению к флажку на одной ноге, произнося при каждом прыжке слово из текста игры.

При последнем слове «флажок» ребенок должен быть У флажка:

Прыг-скок, прыг-скок, Вот мой флажок!

Игру можно проводить и индивидуально.

Еду, еду

Дети садятся на стульчики и изображают, будто ведут машину, поворачивая воображаемый руль то вправо, то влево. При этом они произносят текст:

Еду, еду я домой На машине грузовой.

При коллективной игре текст соответственно меняется.

Едем, едем на коне

Дети садятся на стульчики лицом к спинке, как будто верхом на лошадок. У каждого в руке по флажку, и все произносят текст:

Едем, едем на коне,

По флажку у нас в руке.

Полотер

При произнесении текста дети имитируют движения полотера, т. е. держат руки за спиной и «натирают» пол.

Я хороший полотер, Я отлично пол натер.

Сначала дети произносят текст и «натирают» пол одной ногой, потом снова произносят текст и «натирают» пол другой ногой.

Прыг-скок

При каждом слове текста ребенок делает прыжок. По­сле слов «как зайчонок, под кусток» он прячется за шкаф, за стул, за штору и т. д.

Прыг-скок, Прыг-скок, Как зайчонок, под кусток.

Игру проводят индивидуально.

Мы мячик поднимаем

Дети произносят текст и выполняют соответствующие движения:

Мы мячик поднимаем, Мы мячик опускаем, Мы мячик подаем И бегаем кругом.

Игру можно проводить коллективно и индивидуально.

Ручки в стороны

Дети стоят в кругу или в шеренге, выполняют движе­ния, соответствующие тексту:

Ручки в стороны, в кулачок, Разжимай и на бочок!

Игра выполняется коллективно, сначала по команде воспитателя, а потом некоторых детей.

Мячик

Держа мяч в руках, ребенок произносит первые две строки стихотворения, затем, произнося следующие две строки, он делает броски мячом при каждом слове, сначала подбрасывая его вверх, а затем ударяя об пол:

Друг веселый, мячик мой, Всюду, всюду ты со мной. Раз, два, три, четыре, пять, Хорошо с тобой играть!

Мойконь

Дети садятся в круг на стульчики лицом к спинке. Стульчики —«кони». Воспитатель ставит один стульчик посредине круга и вызывает ребенка. Он садится «верхом» на «коня» и произносит текст:

Гоп, гоп! Конь живой И с хвостом, и с гривой...

(Дети все вместе поглаживают «гриву» своих коней, показывают, какая она шелковистая, красивая).

Он качает головой, Вот какой красивый!

(Дети качают головой).

Я залез на коня

И держусь руками.

Посмотрите на меня,

Я поехал к маме.

(Дети берутся руками за спинку стула и погоняют1 своих «коней» словами: «Но, поехали!»)

I

Руки шире разведи

По команде воспитателя «Руки шире разведи!» дети разводят руки в стороны, по команде «А потом опять сведи!» сводят руки вместе. На счет «раз, два» разводят руки в стороны, «три, четыре»— сводят их вместе.

Запомнив текст, дети выполняют соответствующие дви жения по команде ведущих.

Моем шею...

Дети выполняют движения, соответствующие тексту слушая, как текст читает сначала воспитатель, а потом, когда запомнят, кто-либо из детей. (Вместо зубной щетки дети проводят перед ртом указательным пальцем.)

Моем шею, моем уши. Вытираемся посуше, Не спеша, не спеша. Чистота всего дороже. Мы и зубы чистим тоже Порошком, порошком.

Музыкант

Дети произносят текст и изображают то игру на скрип­ке, то на барабане, при этом они скачут или разбегаются, как зайки.

Я на скрипочке играю,

Тили-тили-тили.

Скачут зайки на лужайке,

Тили-тили-тили.

А теперь на барабане,

Бум-бум-бум,

Трам-трам-трам!

В страхе зайки разбежались по кустам.

Очень трудно так стоять...

Дети становятся в круг или в шеренгу на расстоянии вытянутых в стороны рук. Они стоят на одной правой ноге, а левая немного отставлена назад.

Сначала игра проводится коллективно и текст дети произносят хором, а потом индивидуально.

Очень трудно так стоять: Ручки в стороны держать И не падать, не качаться, Друг за друга не держаться.

Так же дети приучаются устойчиво стоять и на левой ноге, отведя правую ногу назад.

На носочки поднимайся

Сначала по команде воспитателя, а потом кого-либо из детей малыши выполняют соответствующие тексту дви-жения (руки на поясе):

На носочки поднимайся, Приседай и выпрямляйся. Ноги вместе, ноги врозь, Ноги прямо, ноги вкось.

Игра может проводиться коллективно и индивидуально.

Зарядка

Дети маршируют, стоя на месте, или идут по комнате произносят текст:

Раз, два, раз, два, Замелькали пятки. Как чудесно босиком Бегать на зарядке. Раз, два, раз, два, Бегать на зарядке.

На лошадке ехали

Дети садятся на стульчики и проговаривают текст:

На лошадке ехали, До угла доехали.


Клен, клен, выйди вон! Не плачь, не плачь, галка, Мне тебя жалко. Шла собака через мост, Четыре лапы, пятый хвост. Кады-дады, Налей воды. Коров поить, Тебе водить. Заяц белый и русак Танцевали краковяк.

Говорят, говорят, Собрались на горке Голубь, гусь и галка, Вот и вся считалка.

Шла кукушка мимо сети, А за нею ее дети. Кукушата просят пить, Выходи — тебе водить.

Жили-были царь, царевич, Король, королевич, Садовник, портной, Кто ты такой?

 
Заяц серый, Куда бегал? В лес зеленый. Что там делал? Лыко драл.

— Куда клал? — Под колоду. — Кто видал? — Родион. — Выйди вон!

Затем пересаживаются на другие стульчики, которь стоят рядом, и продолжают:

Сели на машину, Налили бензину. На машине ехали, До реки доехали. Трр! Стоп! Разворот. На реке пароход.

Дети вновь пересаживаются и читают текст дальше

Пароходом ехали, До горы доехали. Пароход не везет, Надо сесть в самолет.

Дети встают, разводят руки в стороны:

Самолет летит, В нем мотор гудит: У-у-у!

Заучились мы считать: Раз, два, три, четыре, пять.

Зайчик

Дети ходят между стульчиками, поставленными рядам (это капуста на грядках), поднимают стульчики, которь:

упали, и проговаривают:

Раз, два, три, четыре, пять — В прятки мы хотим играть. «Да» и «нет» не говорить, Все равно тебе водить.


Длинноухий

озорник

В огород ходить привык.

Он, по грядкам

прыгать стал,

Всю капусту потоптал.

Мы за ним —

он скок-поскок

С огорода

наутек!

Ребенок, которого выбрали зайчиком, сидит за стулом когда его находят, он выскакивает и бежит, а дети за ним

Считалки

Ребенок при произнесении каждого слова считалки дотрагивается указательным пальцем до груди иг рающего.




* * *

Боровик

А кто в дупле?



Тили-тили, тили-бом, Сбил сосну зайчишка лбом. Жалко мне зайчишку:

Носит зайка шишку. Поскорее сбегай в лес, Сделай заиньке компресс! И. Демьянов

По дорожке шли — Боровик нашли. Боровик боровой В мох укрылся с головой. Мы его пройти могли, Хорошо, что тихо шли.

В сосне —дупло, В дупле — тепло. А кто в дупле Живет в тепле?



СТИХОТВОРЕНИЯ ДЛЯ ОТРАЖЕННОГО И САМОСТОЯТЕЛЬНОГО ЧТЕНИЯ НАИЗУСТЬ

Тады-рады-тынка, Где же наша свинка? Тады-рады-толки, Съели свинку волки. Тады-рады-тынкой,

Среди белых голубей Скачет шустрый воробей, Воробушек-пташка,

Ты бы их дубинкой!

Тады-рады-тутки,

С волком плохи шутки

Тады-рады-тышка,

Выходи, трусишка!

Серая рубашка, Откликайся, воробей, Вылетай-ка, не робей! Я. Демьянов

Спят луга, спят леса, Пала свежая роса. В небе звездочки горят, В речке струйки говорят, К нам в окно луна глядит, Малым детям спать велит.

А. Блок

Птичка

Села птичка на окошко. Посиди у нас немножко,

Подожди, не улетай!

Улетела... ай!

А. Барто

Галка

Скоком-боком, боком-скоком Ходит галка мимо окон, Ветром вся взъерошена, Снегом запорошена.

Е. Трутнева

На санках

Покатились санки вниз. Крепче, куколка, держись! Ты сиди, не упади — Там канавка впереди!...

О. Высотская



Дождик, дождик, Не дожди, Дождик, дождик, Подожди! Дай дойти до дому! Дедушке седому! Е. Благинина
Тара-ра, тара-ра, Ушли кони со двора

Чики-чики-чикалочки, Едет Ваня на палочке.

Котя, котенька, коток, Котя — серенький хвосток.

Ай ду-ду, ай ду-ду, Я коров стерегу. Ай ду-ду, ай ду-ду, На зеленом на лугу.

Киска, киска, киска, брысь На дорожку не садись: Наша Таточка пойдет, Через киску упадет.

Галчонок-хромоножка Барахтался в пыли; За ним гонялась

кошка, А мы его спасли.

Н. Артюхова

Солнышко

Смотрит солнышко в окошко, Светит в нашу комнатку, Мы захлопаем в ладошки, Очень рады солнышку!

А. Барто





Флажок

Голуби



Солнце гладит по щеке... Нынче праздник Мая! У меня флажок в руке, Я теперь большая!

Мой флажок, как огонек, Светится, играя. Здравствуй, радостный дене Здравствуй, праздник Мая! Е. Благинина

Голуби, голуби, Раз, два, три... Прилетели голуби, Сизари.

Сели и нахохлились

У дверей.

Кто накормит крошками

Сизарей?

И. Токмакова



Котик и козлик

Аленушка



Там котик усатый По садику бродит, А козлик рогатый За котиком ходит;

И лапочкой котик Помадит свой ротик А козлик седою Трясет бородою.

В. Жукова

А у нас есть девочка, Звать ее Аленушка. Девочка-припевочка,

Круглая головушка. Целый день «уа-уа»— Вот и все ее слова.

Е. Благинина



Солнышко

Уж верба вся пушистая Раскинулась кругом;

Опять весна душистая Повеяла крылом.

А. Фет

Ветер, ветер! Ты могуч, Ты гоняешь стаи туч, Ты волнуешь сине море, Всюду веешь-на просторе. А. Пушкин

* * *

Ой, ладушки-ладушки, Испечем оладушки! На окно поставим. Остывать заставим. А остынут — поедим И воробушкам дадим.

Воробушки сели, Оладушки съели, Оладушки съели — Шу-у-у!.. и улетели.

Е. Благинина



Солнышко ясное, Нарядись, Солнышко красное, Покажись.

Флажок

Горит на солнышке Флажок, Как будто я Огонь зажег.

А. Барто

Платье алое надень, Подари нам красный

день! А. Прокофьев

Снег

Снег, снег кружится, Белая вся улица! Собрались мы в кружок, Завертелись, как снежок. А. Барто

Ой, бычок, мой бычок, Золотистый бочок. Ты иди, не топочи,

Ой да люли, люли, На воротах гули.

Не бодайся, не мычи: Спят еще ребятки, Утром спится сладко.

В красных сапожках На тоненьких ножках.



Падают листья

Холодно

— Кто мяукнул у дверей?

— Открывайте

поскорей!— Очень холодно зимой. Мурка просится домой.

О. Высотская

Падают, падают листья — В нашем саду листопад... Желтые, красные листья По ветру вьются, летят.

Птицы на юг улетают — Гуси, грачи, журавли. Вот уж последняя стая Крыльями машет вдали. М. Ивенсен





Осинка

* * *

Лягушкана'дорожке



Зябнет осинка, Дрожит на ветру, Стынет на солнышке, Мерзнет в жару...

Дайте осинке Пальто и ботинки, Надо согреться Бедной осинке.

И. Токмакова

Смотрите, весь город украшен, Флажки, как цветы, расцвели. Нам слышно из комнаты нашей, Как трубы играют вдали.

О. Высотская

Улицей гуляет Вот лягушка на дорожке.

Дедушка Мороз, У нее озябли ножки.

Иней рассыпает Значит, ей нужны

По ветвям берез; Теплые штаны,

Ходит, бородою Суконные

Белою трясет, Зеленые,
Топает ногою, В крапинку!

Только треск идет.

С. Дрожжин С. Маршака

Мчатся тучи, вьются тучи; Невидимкою луна Освещает снег летучий; Мутно небо, ночь мутна.

А. Пушкин



Сегодня солнышко печет. Сегодня праздник — Май. Влезай, сынишка, на плечо И флаг свой поднимай! А через год пойдешь пешком С красным праздничным

флажком.

Л. Барто

Как на горке — снег, снег, И под горкой — снег, снег, И на елке — снег, снег, И под елкой — снег, снег. А под снегом спит медведь. Тише, тише. Не шуметь!

Я. Токмакова



Вьется недалечко Реченька-река. Маленькая речка — Меньше ручейка. Ни поплыть,
Муравьишко в чаще Дуб тяжелый тащит. Эй, товарищи-друзья,

Ни нырнуть, Только ножки Окунуть Чуть-чуть.

Е. Благинина

Помогите!

Выручайте муравья! Коли нет ему подмоги, Муравей протянет ноги Пер. с чешского С. Маршака

...Ладушки! Ладушки!

По радуге, по радужке,

По цветной

Дуге

На одной

Ноге

Вниз по радуге верхом!

И на землю кувырком!

С. Маршак

Кораблик

По реке плывет кораблик, На кораблике четыре
Он плывет издалека. Очень храбрых моряка.





У них ушки на макушке, У них длинные хвосты,

Обновки

Якупила кошке К празднику сапожки. Причесала ей усы, Сшила новые трусы. Только как их надевать? Хвостик некуда девать! П. Воронько

И страшны им только кошки, Только кошки да коты!

Д. Хармс

Козленок

У меня живет козленок,

Я сама его пасу.

Я козленка в сад зеленый

Рано утром отнесу.

Он заблудится в саду —

Я в траве его найду.

А. Барто

— Откуда?

— От верблюда.

— Что вам надо?

— Шоколада.

— Для кого?

— Для сына моего.

— А много ли прислать?

— Да пудов этак пять Или шесть:

Больше ему не съесть,

Он у меня еще маленький!

К. Чуковский



Заболела Эта книжка: Изорвал ее Братишка.

Переплетчица

Я больную Пожалею: Я возьму ее И склею!

Б. Заходер

На моей тарелочке Рыженькая белочка. Чтоб была она видна, Все съедаю я до дна.

Хвастун Илья,

Где же храбрость твоя?

Ты от мошки-комара

Под крыльцо залез вчера.

Паучишку увидал —

И со страху в грязь упал!

Телефон

(Отрывок)

У меня зазвонил телефон.

— Кто говорит?

— Слон.


Наши рекомендации