Утверждена на заседании кафедры отечественной филологии и журналистики
Утверждена на заседании кафедры отечественной филологии и журналистики
Протокол №
ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
А.С. Пушкин и поэты его эпохи
Направление подготовки: 45.03.01 Филология
Профиль подготовки: Отечественная филология
Квалификация (степень) выпускника: академический бакалавр
Разработана в соответствии с федеральным образовательным стандартом
высшего образования
Кострома 2015 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
1. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине
1.1. Цели и задачи освоения дисциплины
Цель дисциплины «А.С.Пушкин и поэты его эпохи» - обеспечить углубленные знания студентов о литературном процессе первой трети XIX века, сформировать умение анализировать литературные явления в сопоставлении, с учетом историко-культурного контекста.
Задачи:
- сформировать полноценные представления студентов о литературной жизни золотого века, о роли Пушкина, как её центра, о творчестве тех поэтов и писателей, которым уделяется недостаточно внимания в основном историко-литературном курсе;
- развивать умение самостоятельно работать с научной литературой, анализировать информацию, конспектировать и реферировать, составлять собственные сообщения с элементами литературоведческого исследования.
1.2. Место дисциплины в структуре ОП ВПО
Данная дисциплина входит в перечень дисциплин по выбору студента вариативной части Блока 1 («Дисциплины») образовательной программы бакалавров филологии. Изучается в 5 семестре. При освоении дисциплины студенты опираются на знания и умения, полученные при изучении дисциплин «История русской литературы первой трети 19 века», «История зарубежной литературы», «Введение в литературоведение». Результаты изучения данной дисциплины будут востребованы при освоении курсов «Теория литературы», при прохождении производственной практики, а также в ходе самостоятельной исследовательской работы студента при подготовке квалификационной работы.
1.3. Знания, умения, компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины
В результате освоения дисциплины обучающийся должен демонстрировать следующие результаты образования:
1) Знать: признаки художественной общности и творческой индивидуальности поэтов первой трети XIX века, факты их биографии и творчества, содержание наиболее масштабных произведений, особенности мировоззренческой и литературно-критической позиции.
2) Уметь: анализировать произведения поэтов пушкинского круга в историко-культурном контексте, сопоставлять их по содержательным и формальным признакам; создавать научные сообщения и рефераты по различным аспектам изучаемой темы с использованием разных источников информации.
3) Владеть навыками составления библиографии по широким и узким научно-исследовательским темам, относящимся к творчеству Пушкина и поэтов его круга, а также к проблемам историко-литературного процесса данного периода.
Изучение дисциплины способствует формированию компетенции:
способность демонстрировать знание основных положений и концепций в области теории литературы, истории отечественной литературы (литератур) и мировой литературы; представление о различных жанрах литературных и фольклорных текстов (ОПК-3);
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
2.1. Объем дисциплины и виды учебной работы
Виды учебной работы | Всего |
Общая трудоемкость в зачетных единицах | |
Общая трудоемкость в часах | |
Аудиторные занятия в часах | |
Лекции | |
Практические занятия | |
Самостоятельная работа в часах | |
Вид итогового контроля (трудоемкость в зачетных единицах) | Зачет (в 5 семестре) |
2.3. Объем контактной работы на 1 студента
Виды учебных занятий | Количество часов |
Лекции | |
Практические занятия | |
Лабораторные занятий | |
Консультации | 0,9 |
Зачет/зачеты | |
Экзамен/экзамены | |
Курсовые работы | |
Всего | 54,9 |
2.4. Тематический план учебной дисциплины
№ | Название раздела, темы | Всего з.е/час | Аудиторные занятия | Самостоятельная работа | Формы текущего контроля | ||
Лекции | Практические | Лабораторные | |||||
Предшественники и «учителя» А.С.Пушкина в литературе начала XIX века | Оценка доклада. Проверка конспектов. | ||||||
А. С. Пушкин и его роль в литературном процессе 20-х-30-х годов XIX века | Собеседование Коллективный проект | ||||||
В.К.Кюхельбекер | Оценка доклада | ||||||
П.А. Вяземский | Оценка доклада | ||||||
Д.В. Давыдов | Оценка доклада | ||||||
А.А. Дельвиг | Оценка доклада | ||||||
Н.М. Языков | Оценка доклада | ||||||
Е.А. Баратынский | Оценка доклада | ||||||
А.В. Кольцов | Оценка доклада | ||||||
Значение пушкинской плеяды в истории русской литературы | Собеседование |
3. Содержание дисциплины
Тема 4. П.А.Вяземский.
Арзамасские истоки дружбы Пушкина и Вяземского. Образ «Асмодея» - Вяземского в переписке поэтов периода ссылки Пушкина. Сатира П. Вяземского («Негодование»), «роскошный слог» его элегий («Первый снег»). Оценка Пушкиным литературно-критической прозы Вяземского. Следы творческого взаимодействия Пушкина и Вяземского в романе «Евгений Онегин». Различия в политических и эстетических взглядах поэтов, отразившиеся в их переписке и сочинениях. Поздние стихотворения и статьи П.А.Вяземского.
Тема 5. Поэт-гусар Д.В.Давыдов.
«Гусарская» лирика Д.Давыдова, автобиографичность и конкретность ее содержания. Роль поэзии Д.Давыдова как «противовеса» романтической лирике Жуковского и Батюшкова в творческом становлении Пушкина. Стихи Пушкина, посвященные Д.Давыдову и навеянные его образом. Сотрудничество Д.Давыдова в «Современнике». Сатирические стихи и военная проза.
Тема 7. Н.М.Языков
Вольнолюбивые «студентские» песни Н.М.Языкова, «хмель» его стихотворений. Реалии пушкинской биографии, запечатленные в стихотворениях Языкова и посланиях к нему Пушкина. Мировоззренческая эволюция поэта.
Тема 8. Е.А.Баратынский
Е.Баратынский как «поэт мысли», психологический анализ в его любовных элегиях («Разуверение», «Уныние», «Признание»). Поэмы Баратынского («Пиры», «Эда», «Бал»). Пушкин о поэте – современнике. Объединяющая поэтов тема «железного века».
Тема 9. А. В. Кольцов
Становление творческого дарования и жизненная судьба Кольцова. Традиции литературного жанра русской песни и органичная народность стихотворений Кольцова. Пушкинский опыт освоения фольклорных жанров и оригинальный творческий путь Кольцова. Стихотворение «Урожай» в пушкинском «Современнике». Поэзия земледельческого труда, цельность народной души в стихах Кольцова, жизнелюбивая религиозность; мотивы удали, богатырства, природной мощи. Отклик А.В.Кольцова на гибель Пушкина. Образ поэта в стихотворении «Лес».
Фонд оценочных средств
4.1. Перечень компетенций с указанием этапов их формирования в процессе освоения образовательной программы
Компетенции/ этапы, уровни | Начальный этап/базовый уровень | Основной этап/средний уровень | Завершающий этап/итоговый уровень |
способность демонстрировать знание основных положений и концепций в области теории литературы, истории отечественной литературы (литератур) и мировой литературы; представление о различных жанрах литературных и фольклорных текстов (ОПК-3); | Введение в литературоведение История зарубежной литературы История русской литературы Устное народное творчество История русской литературной критики | Актуальные проблемы литературы ХХ в Литература Костромского края Литература русского зарубежья Традиции и новаторство русской поэзии ХХ века Текстология Русская литература XIX века в историко-функциональном освещении Типология речевых жанров Христианская традиция в русской литературе ХIХ века Поэзия Серебряного века Современная русская литература Современная зарубежная литература Пушкин и поэты его плеяды | Преддипломная практика Курсовые работы |
Шкала оценивания
При оценивании сформированности компетенций по дисциплине «Пушкинские традиции в литературе 19 в.» используется оценка «зачет» - «незачет».
«Зачет» ставится, если студент демонстрирует полное соответствие знаний, умений, навыков приведенным в таблицах показателям, оперирует приобретенными знаниями умениями как на практических занятиях, так и при выполнении самостоятельной работы или в целом демонстрирует соответствие знаний, умений, навыков приведенным в таблицах показателям: основные знания, умения освоены, но допускаются незначительные ошибки, неточности при анализе ранее не изучавшихся текстов или затруднения в интерпретации новых историко-литературных фактов.
«Незачет» ставится, если студент демонстрирует неполное соответствие знаний, умений, навыков приведенным в таблицах показателям: в ходе контрольных мероприятий допускаются значительные ошибки, проявляется отсутствие знаний по истории русской литературы 11-18 веков и начала 19 в., студент испытывает значительные затруднения при анализе текстов, подготовке конспектов, докладов, сообщений по указанной теме, а также если студент демонстрирует полное отсутствие или явную недостаточность (менее 25%) знаний, умений, навыков в соответствии с приведенными показателями.
4.4. Типовые контрольные задания
способность демонстрировать знание основных положений и концепций в области теории литературы, истории отечественной литературы (литератур) и мировой литературы; представление о различных жанрах литературных и фольклорных текстов (ОПК-3); | |||
Критерии/Уровни | Минимальный | Средний | Итоговый |
Когнитивный (знания) | Охарактеризовать эстетическую и мировоззренческую позицию А.А.Дельвига. Подготовить сообщение о литературно-критической деятельности В.К.Кюхельбекера | ||
Инструментальный (умения, навыки) | Проанализировать стихотворение Е.А.Баратынского «Муза», выявить сходство и различия в представлении Пушкина и Баратынского о предназначении поэта. |
Примерные темы рефератов
Трагикомедия жизни и творчества В.К.Кюхельбекера
«Никто на свете не был мне ближе Дельвига»…
Денис Давыдов: поэт в бою, боец в мирной жизни.
Пушкин и Баратынский – Моцарт и Сальери?
Николай Языков – русский вагант.
Пушкин и Вяземский: единомышленники, соперники, друзья.
Алексей Кольцов: драма судьбы и её поэтическое преображение.
Вопросы для зачета
- Влияние личности, идей, творчества Карамзина на становление жизненной позиции и художественных принципов творчества Пушкина.
- Пушкин и Жуковский.
- Пушкин и Батюшков
- Пушкин и поэты-декабристы
- Критика и публицистика Пушкина. Участие в «Литературной Газете».
- В.К. Кюхельбекер Оригинальность его литературной позиции. Образ Пушкина в стихотворениях его лицейского друга.
- Пушкин и Вяземский: разнообразие творческих взаимодействий.
- Поэт-гусар Д.В.Давыдов.
- Дружба и сотрудничество Пушкина и Дельвига.
- Особенности поэзии Н.М.Языкова.
- Е.Баратынский как «поэт мысли». Пушкин о поэте – современнике.
- Становление творческого дарования и жизненная судьба Кольцова.
- Понятие «пушкинская плеяда», наследие пушкинской плеяды в истории становления отечественной литературы.
5. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины
5.1. Планы практических занятий (примеры)
Литература
а) основная:
Основная литература
Лебедев Ю.В. История русской литературы XIX века. Учебник для вузов. В трех частях. Часть 1. 1800 – 1830-е годы. М., 2007.
Фортунатов Н. М. История русской литературы XIX века : учеб. для бакалавров / Н.
М. Фортунатов, М. Г. Уртминцева, И. С. Юхнова. - 2-е изд. - М., 2012.
б) дополнительная:
История русской литературы XIX века 1800-1830-е годы. В двух частях /
Под ред. В.Н. Аношкиной, Л.Д. Громовой. – М., 2001.
Русские писатели: Биобиблиографический словарь: В двух частях. – М., 1996.
Русские писатели 1800-1917: Биографический словарь. – М., 1989-2009. – Т..1 – 5 (издание продолжается).
Лермонтовская энциклопедия. – М., 1981.
Онегинская энциклопедия / под ред. Н.И.Михайловой. Т. I – 2.– М., 1999-2001.
Альми И.Л. Элегии Е.А. Баратынского 1819-1824 годов // Альми И.Л. О поэзии и прозе. – СПб., 2002.
Бочаров С. Е.А. Баратынский // Баратынский Е.А. Стихотворения. – М., 1986.
Бухмейер К.К. Н.М. Языков // Языков Н.М. Полное собрание стихотворений. – Л., 1964.
Вацуро В. Антон Дельвиг – литератор // Дельвиг А.А. Сочинения. – Л., 1986.
Вацуро В.Э. Денис Давыдов – поэт // Давыдов Д. Стихотворения. – Л., 1984.
Гиллельсон М.И. Вяземский. Жизнь и творчество. – Л., 1969.
Гинзбург Л.Я. П.А. Вяземский // Вяземский П.А. Стихотворения. – М. – Л., 1962.
Гинзбург Л. Вяземский и его записная книжка // Гинзбург Л. О старом и новом. – Л., 1982.
Гуревич А.М. Романтизм в русской литературе. – М., 1980.
Друзья Пушкина. Переписка, воспоминания, дневники. – М.,1985.
Исакович И.В. А.А. Дельвиг // Дельвиг А.А. Стихотворения. – М. – Л., 1963.
Коровин В.И. Позты пушкинской поры. – М., 1980.
Купреянова Е.Н. Баратынский // Баратынский Е.А. Полн. собр. стихотворений. – Л., 1957.
Маймин Е.А. Русская философская поэзия. – М., 1976.
Нечаева В.С. Записные книжки П.А. Вяземского // Вяземский П.А. Записные книжки (1813-1848). – М., 1963.
Орлов Вл. Пути и судьбы. – Л., 1971.
Перельмутер В. «Звезда разрозненной плеяды!..» Жизнь поэта Вяземского, прочитанная в его стихах и прозе, а также в записках и письмах его современников и друзей. – М., 1993.
Пигарев К. Е.А. Баратынский.// Баратынский Е.А. Стихотворения. Поэмы. Проза. Письма. – М., 1951.
Рассадин Ст. Спутники. – М., 1983.
Рождественский Вс. В созвездии Пушкина. Книга о русских поэтах. – М., 1972.
Руденская М.П., Руденская С.Д. С лицейского порога. – Л., 1984.
Семенко И.М. Поэты пушкинской поры. – М., 1970.
Фризман Л. Декабристы и русская литература. – М., 1988.
Языкова Е.В. Творчество Н.М. Языкова. – М., 1990.
5.4. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», необходимых для освоения дисциплины
Пушкинская энциклопедия в электронном варианте
http://lib.pushkinskijdom.ru/LinkClick.aspx?fileticket=0yek1EAdhCc%3d&tabid=2018
Электронные публикации Института русской литературы (Пушкинского Дома) РАН
http://lib.pushkinskijdom.ru/Default.aspx?tabid=10183
5.5. Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине
Для проведения занятий не требуется специальное техническое оснащение. Во время самостоятельной работы студентам необходим доступ к ресурсам электронных сетей.
АННОТАЦИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
А.С. Пушкин и поэты его эпохи
Направление подготовки: 45.03.01 Филология
Профиль подготовки: Отечественная филология
Квалификация (степень) выпускника: академический бакалавр
Разработана в соответствии с федеральным образовательным стандартом
высшего образования
Кострома 2015 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
1. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине
1.1. Цели и задачи освоения дисциплины
Цель дисциплины «А.С.Пушкин и поэты его эпохи» - обеспечить углубленные знания студентов о литературном процессе первой трети XIX века, сформировать умение анализировать литературные явления в сопоставлении, с учетом историко-культурного контекста.
Задачи:
- сформировать полноценные представления студентов о литературной жизни золотого века, о роли Пушкина, как её центра, о творчестве тех поэтов и писателей, которым уделяется недостаточно внимания в основном историко-литературном курсе;
- развивать умение самостоятельно работать с научной литературой, анализировать информацию, конспектировать и реферировать, составлять собственные сообщения с элементами литературоведческого исследования.
1.2. Место дисциплины в структуре ОП ВПО
Данная дисциплина входит в перечень дисциплин по выбору студента вариативной части Блока 1 («Дисциплины») образовательной программы бакалавров филологии. Изучается в 5 семестре. При освоении дисциплины студенты опираются на знания и умения, полученные при изучении дисциплин «История русской литературы первой трети 19 века», «История зарубежной литературы», «Введение в литературоведение». Результаты изучения данной дисциплины будут востребованы при освоении курсов «Теория литературы», при прохождении производственной практики, а также в ходе самостоятельной исследовательской работы студента при подготовке квалификационной работы.
1.3. Знания, умения, компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины
В результате освоения дисциплины обучающийся должен демонстрировать следующие результаты образования:
1) Знать: признаки художественной общности и творческой индивидуальности поэтов первой трети XIX века, факты их биографии и творчества, содержание наиболее масштабных произведений, особенности мировоззренческой и литературно-критической позиции.
2) Уметь: анализировать произведения поэтов пушкинского круга в историко-культурном контексте, сопоставлять их по содержательным и формальным признакам; создавать научные сообщения и рефераты по различным аспектам изучаемой темы с использованием разных источников информации.
4) Владеть навыками составления библиографии по широким и узким научно-исследовательским темам, относящимся к творчеству Пушкина и поэтов его круга, а также к проблемам историко-литературного процесса данного периода.
Изучение дисциплины способствует формированию компетенции:
способность демонстрировать знание основных положений и концепций в области теории литературы, истории отечественной литературы (литератур) и мировой литературы; представление о различных жанрах литературных и фольклорных текстов (ОПК-3);
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
2.1. Объем дисциплины и виды учебной работы
Виды учебной работы | Всего |
Общая трудоемкость в зачетных единицах | |
Общая трудоемкость в часах | |
Аудиторные занятия в часах | |
Лекции | |
Практические занятия | |
Самостоятельная работа в часах | |
Вид итогового контроля (трудоемкость в зачетных единицах) | Зачет (в 5 семестре) |
3. Содержание дисциплины
Предшественники и «учителя» А.С.Пушкина в литературе начала XIX века
Н.М.Карамзина как писатель, журналист, историк. Влияние личности, идей, творчества Карамзина на становление жизненной позиции и художественных принципов творчества Пушкина. Пушкин и Жуковский. Батюшков в процессе оформления школы «гармонической точности». Дружба Пушкина с поэтами-декабристами.
А. С. Пушкин и его роль в литературном процессе 20-х-30-х годов XIX века
Воздействие Пушкина на последующее развитие русской литературы и русской духовной культуры в целом. Гоголь, Белинский, Достоевский о Пушкине. Пушкин в оценке русской философской критики начала XX века.
Оригинальность литературной позиции Кюхельбекера.
Арзамасские истоки дружбы Пушкина и Вяземского. Различия в политических и эстетических взглядах поэтов, отразившиеся в их переписке и сочинениях. Поздние стихотворения и статьи П.А.Вяземского.
«Гусарская» лирика Д.Давыдова, автобиографичность и конкретность ее содержания.
Творчество А.А.Дельвига. Пушкин и Дельвиг как издатели «Литературной газеты». Н.М.Языков . Мировоззренческая эволюция поэта.
Е.Баратынский как «поэт мысли». Становление творческого дарования и жизненная судьба Кольцова.
Утверждена на заседании кафедры отечественной филологии и журналистики
Протокол №
ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
А.С. Пушкин и поэты его эпохи
Направление подготовки: 45.03.01 Филология
Профиль подготовки: Отечественная филология
Квалификация (степень) выпускника: академический бакалавр
Разработана в соответствии с федеральным образовательным стандартом
высшего образования
Кострома 2015 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
1. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине
1.1. Цели и задачи освоения дисциплины
Цель дисциплины «А.С.Пушкин и поэты его эпохи» - обеспечить углубленные знания студентов о литературном процессе первой трети XIX века, сформировать умение анализировать литературные явления в сопоставлении, с учетом историко-культурного контекста.
Задачи:
- сформировать полноценные представления студентов о литературной жизни золотого века, о роли Пушкина, как её центра, о творчестве тех поэтов и писателей, которым уделяется недостаточно внимания в основном историко-литературном курсе;
- развивать умение самостоятельно работать с научной литературой, анализировать информацию, конспектировать и реферировать, составлять собственные сообщения с элементами литературоведческого исследования.
1.2. Место дисциплины в структуре ОП ВПО
Данная дисциплина входит в перечень дисциплин по выбору студента вариативной части Блока 1 («Дисциплины») образовательной программы бакалавров филологии. Изучается в 5 семестре. При освоении дисциплины студенты опираются на знания и умения, полученные при изучении дисциплин «История русской литературы первой трети 19 века», «История зарубежной литературы», «Введение в литературоведение». Результаты изучения данной дисциплины будут востребованы при освоении курсов «Теория литературы», при прохождении производственной практики, а также в ходе самостоятельной исследовательской работы студента при подготовке квалификационной работы.
1.3. Знания, умения, компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины
В результате освоения дисциплины обучающийся должен демонстрировать следующие результаты образования:
1) Знать: признаки художественной общности и творческой индивидуальности поэтов первой трети XIX века, факты их биографии и творчества, содержание наиболее масштабных произведений, особенности мировоззренческой и литературно-критической позиции.
2) Уметь: анализировать произведения поэтов пушкинского круга в историко-культурном контексте, сопоставлять их по содержательным и формальным признакам; создавать научные сообщения и рефераты по различным аспектам изучаемой темы с использованием разных источников информации.
3) Владеть навыками составления библиографии по широким и узким научно-исследовательским темам, относящимся к творчеству Пушкина и поэтов его круга, а также к проблемам историко-литературного процесса данного периода.
Изучение дисциплины способствует формированию компетенции:
способность демонстрировать знание основных положений и концепций в области теории литературы, истории отечественной литературы (литератур) и мировой литературы; представление о различных жанрах литературных и фольклорных текстов (ОПК-3);
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
2.1. Объем дисциплины и виды учебной работы
Виды учебной работы | Всего |
Общая трудоемкость в зачетных единицах | |
Общая трудоемкость в часах | |
Аудиторные занятия в часах | |
Лекции | |
Практические занятия | |
Самостоятельная работа в часах | |
Вид итогового контроля (трудоемкость в зачетных единицах) | Зачет (в 5 семестре) |
2.3. Объем контактной работы на 1 студента
Виды учебных занятий | Количество часов |
Лекции | |
Практические занятия | |
Лабораторные занятий | |
Консультации | 0,9 |
Зачет/зачеты | |
Экзамен/экзамены | |
Курсовые работы | |
Всего | 54,9 |
2.4. Тематический план учебной дисциплины
№ | Название раздела, темы | Всего з.е/час | Аудиторные занятия | Самостоятельная работа | Формы текущего контроля | ||
Лекции | Практические | Лабораторные | |||||
Предшественники и «учителя» А.С.Пушкина в литературе начала XIX века | Оценка доклада. Проверка конспектов. | ||||||
А. С. Пушкин и его роль в литературном процессе 20-х-30-х годов XIX века | Собеседование Коллективный проект | ||||||
В.К.Кюхельбекер | Оценка доклада | ||||||
П.А. Вяземский | Оценка доклада | ||||||
Д.В. Давыдов | Оценка доклада | ||||||
А.А. Дельвиг | Оценка доклада | ||||||
Н.М. Языков | Оценка доклада | ||||||
Е.А. Баратынский | Оценка доклада | ||||||
А.В. Кольцов | Оценка доклада | ||||||
Значение пушкинской плеяды в истории русской литературы | Собеседование |
3. Содержание дисциплины