Словарь образных средств языка
Лексические средства
Троп — оборот речи, в котором слово или выражение употреблено в переносном значении в целях достижения большей художественной выразительности. В основе тропа лежит сопоставление двух понятий, которые представляются нашему сознанию близкими в каком-либо отношении. Наиболее распространенные виды тропов: аллегория, антонимы, гипербола, ирония, литота, метафора, метонимия, многозначность, олицетворение, омонимы, перифраза, синекдоха, синонимы, сравнение, эмоциональная лексика, эпитет.
Аллегория (иносказание) — троп, заключающийся в иносказательном изображении отвлеченного понятия при помощи конкретного, жизненного образа. Например, в баснях и сказках хитрость показывается в образе лисы, жадность — волка, коварство — змеи и т.д.
Антонимы — слова, имеющие противоположное значение. Например, правда — ложь, бедный — богатый, любить — ненавидеть, ленивица — рукодельница.
Гипербола — образное выражение, содержащее непомерное увеличение размера, силы, значения какого-то предмета, явления. Например,
«А теперь прощай, ищи меня за тридевять земель, за тридевять морей, в тридесятом царстве, в подсолнечном государстве, у Кощея Бессмертного». (Русская народная сказка «Царевна-лягушка»)
«Отчего, Мальчиш, бились с Красной Армией Сорок Царей да Сорок Королей, бились, бились, да только сами разбились?» (А.Гайдар «Сказка о военной тайне, о Мальчише-Кибальчише и его твердом слове»).
Ирония - троп, состоящий в употреблении слова или выражения в смысле, обратном буквальному с целью насмешки. Например,
«Отколе, умная, бредешь ты, голова? — в обращении к ослу. (И.А. Крылов)
Литота — 1. Образное выражение с намеренным преуменьшением размера, силы, значения какого-либо предмета, явления. Например,
Тише воды, ниже травы. (Рус. нар. сказка «Волк и семеро козлят»)
2. Стилистическая фигура, заключающая в определении какого-либо понятия или предмета путем отрицания противоположного. Например, он неглупый; не без помощи.
Метафора - употребление слова в переносном значении на основе сходства двух предметов или явлений в каком- либо отношении. Например,
Шелкова трава ноги опутала...(Рус. нар. сказка «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»)
Шубка шелковая, хвост золотой, глаз огневой — ах, хороша лисичка-сестричка/ (Рус. нар. сказка «Кот-воркот, Котофей Котофеевич»).
Ветерок спросил, пролетая: .
— Отчего ты рожь золотая?
— А в ответ колоски шелестят: —
— Золотые руки растят!
(Е. Серова).
Метонимия— употребление названия одного предмета вместо названия другого предмета на основании внешней или внутренней связи между ними. Например,
Тотчас мамушки, нянюшки да красные девушки собрались и принялись ковры ткать да вышивать — кто серебром, кто золотом, кто шелком. (Рус. нар. сказка «Царевна-лягушка»)
Многозначность — (полисемия) — наличие у одного и того же слова нескольких связанных между собой значений, обычно возникающих в результате развития первоначального значения этого слова. Например, земля, коса, идут.
Олицетворение — троп, состоящий в приписывании неодушевленным предметам признаков и свойств живых существ. Например,
...Улыбнулись сонные березки,
Растрепали шелковые косы,
Шелестят зеленые сережки,
И горят серебряные росы.
У плетня заросшая крапива
Обрядилась ярким перламутром
И, качаясь, шепчет шаловливо:
«С добрым утром!»
(С.Есенин «С добрым утром»)
...Дремлет взрытая дорога.
Ей сегодня примечталось,
Что совсем-совсем немного
Ждать зимы седой осталось.
(С.Есенин «Нивы сжаты...»)
Омонимы — слова, совпадающие по звучанию, но имеющие разное значение. Например, косить, течь.
Перифраза— троп, состоящий в замене названия лица, предмета или явления описанием их существенных признаков или указанием на их характерные черты. Например, Царь зверей вместо лев.
Синекдоха - разновидность метонимии, которая состоит в переносе значения с одного явления на другое по признаку количественного отношения между ними: употребление названия целого вместо названия части, общего вместо частного и наоборот. Например,
Ну что ж, садись, светило. (В.Маяковский)
И слышно было до рассвета, как ликовал француз. (М.Лермонтов)
Синонимы— слова, близкие или тождественные по своему значению, выражающие одно и то же понятие, но различающиеся или оттенком значений, или стилистической окраской, или и тем и другим.
# синонимы абсолютные (бегемот-гиппопотам);
# синонимы идеографические (скорый, быстрый);
# синонимы контекстуальные (хриплый, придушенный голос);
# синонимы однокоренные (сидеть - восседать);
# синонимы стилистические (лицо - рожа).
Сравнение — троп, состоящий в уподоблении одного предмета другому на основании общего у них признака. Сравнение может быть выражено:
а) творительным падежом. Например,
Из ушей дым столбом валит. (Рус. нар. сказка «Сивка-бурка»).
Да и вышел Кот Котофеич: спина дугой, хвост трубой, усы щеточкой. (Рус. нар. сказка «Кот-воркот, Котофей Котофеевич»)
б) сравнительной степенью прилагательных или наречий. Например, Утро мудреней вечера. (Рус. нар. сказка «Василиса Прекрасная»)
в) оборотами со сравнительными союзами. Например,
А от танцовщицы осталась только блестка. Но она уже не сверкала — почернела, как уголь. (Г.Х.Андерсен «Стойкий оловянный солдатик»)
А сама-то величава, Выступает, будто пава; А как речь- то говорит, Словно реченька журчит.
(А. С.Пушкин «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди»)
г) лексически (словами точно, подобный, похожий). Например, Беленькая, точно снег. (Рус. нар. сказка «Снегурочка»)
Эмоционально-оценочная лексика — включающая:
1) слова, обозначающие эмоции и чувства (смех, страх, злость, радость, стыд, гнев, добро, интерес, горе, любопытство);
2) слова, эмоциональная значимость которым придается суффиксами эмоциональной оценки (ведерушки, кувшинушко, яблочко, песенка, сметанка, маслице, сестрица, лисичка, волчок, усищи, лапищи, зубищи);
3) слова-оценки, характеризующие предмет или явление с положительной или отрицательной точки зрения, всем своим составом, лексически (умница, молодец, молодчина, бедняжка, болтун, красавица, белоручка, хвастун, дармоед, бесстыдник, бедняга);
4) слова, характеризующие нравственные качества человека (добрый, честный, любопытный и т.д.).
Эпитет — художественное, образное определение, вид тропа, выраженный:
1) прилагательным, определяющим существительное. Например, мертвая тишина (туркменская сказка «Голубая птица»).
2) существительным-приложением. Например, утром-светом (рус. нар. сказка «Семь Симеонов - семь работников»), Мороз-воевода (Я.А. Некрасов «Не ветер бушует над бором...»);
3) наречием, определяющим глагол. Например,
Ветер весело шумит,
Судно весело бежит...
А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди»)
Постоянный эпитет — в народном поэтическом творчестве. Например, море синее (А. С. Пушкин Сказка «Золотая рыбка»), красная девица (рус. нар. сказка «Царевна-лягушка» ).
Синтаксические средства
Стилистическая фигура - оборот речи, синтаксическое построение, используемое для усиления выразительности высказывания. Наиболее распространенные: анафора, антитеза, бессоюзие, градация, инверсия, многосоюзие, параллелизм, риторический вопрос, риторическое обращение, умолчание, эллипсис, эпифора.
Анафора — повторение одних и тех же элементов в начале каждого параллельного ряда (стиха, строфы, прозаического отрывка). Например,
Взяли сумки,
Взяли книжки,
Взяли завтраки
Под мышки...
(С.Маршак «Первое сентября»)
Принесла овсяной кашки —
Отвернулся он от чашки.
Принесла ему редиски —
Отвернулся он от миски.
(С. Маршак «Усатый-полосатый»)
А горы все выше, а горы все круче
А горы уходят под самые тучи!
(К. Чуковский «Айболит»)
Антитеза- резкое противопоставление понятий, мыслей, образов. Часто строится на антонимах. Например,
Старикову дочь в злате, в серебре везут, а старухину замуж не берут. (Рус. нар. сказка «Морозко»)
Не прыгает, не скачет он,
А горько-горько плачет он...
(К. Чуковский «Айболит»)
Бессоюзие — бессоюзная связь однородных членов предложения. Например,
А мышка в норку забилась ~ трясется, ей кот чудится... (Рус. нар. сказка «У страха глаза велики»)
У страха глаза велики ~ чего нет, и то видят...(Рус. нар. сказка «У страха глаза велики»)
Сядут за стол — не нахвалятся. (Рус. нар. сказка «Крылатый, мохнатый и масленый»)
Градация — стилистическая фигура, состоящая в таком расположении частей высказывания (слов, отрезков предложения), при котором каждая последующая заключает в себе усиливающееся (реже уменьшающееся) смысловое или эмоционально-экспрессивное значение, благодаря чему создается нарастание (реже ослабление) производимого ими впечатления. Градация может быть восходящей или нисходящей. Например,
Рассердился воробей ~ ножками затопал, крыльями захлопал и давай кричать...( Рус. нар. сказка «Крылатый, мохнатый и масленый»)
Взяла мышка да кинулась в горшок. Обварилась, ошпарилась, еле выскочила/ Шубка повылезла, хвостик дрожмя дрожит. Села на лавку да слезы льет. (Рус. нар. сказка «Крылатый, мохнатый и масленый»)
Тепло ли тебе девица? Тепло ли тебе, красная? Тепло ли тебе, лапушка? (Рус. нар. сказка «Морозко»)
Инверсия— расположение членов предложения в особом порядке, нарушающем обычный (прямой порядок). Например,
Катится Колобок по дороге...(Рус. нар. сказка «Колобок»)
Долго сидел волк у проруби, всю ночь не сходил с места. (Рус. нар. сказка «Лисичка-сестричка и Серый волк»)
Обрадовались кот да петух. (Рус. нар. сказка «Жихарка»)
Многосоюзие— намеренное увеличение количества союзов в предложении, благодаря чему подчеркивается роль каждого из них, создается единство перечисления, усиливается выразительность речи. Например,
Да все с ружьями, да все с трещотками! (Рус. нар. сказка «У страха глаза велики»)
Да как прыгнет, да как фыркнет, да как ухватит за масляный бок...(Рус. нар. сказка «Крылатый, мохнатый и масленый»)
Параллелизм- одинаковое синтаксическое построение соседних предложений или отрезков речи. Например,
А внучка-то идет, ведерки у нее — трех-трех-трех! А водичка-то из ведерок — плех- плех-плех!
А курочка спешит за ними, и ведерочки у нее — трех-трех-трех! трех-трех! Водичка-то в ведерочках так и плещется — плех-плех-плех! плех-плех! (Рус. нар. сказка «У страха глаза велики»)
Ну Жихарку целовать, ну Жихарку обнимать. (Рус. нар. сказка «Жихарка»)
Кладут костры высокие,
Горят котлы кипучие,
Точат ножи булатные...
(рус. нар. Сказка «Братец Иванушка и сестрица Аленушка»)
И пришла к Айболиту лиса:
« Ой меня укусила оса!»
И пришёл к Айболиту барбос:
«Меня курица клюнула в нос!»
(К. Чуковский «Айболит»)
Риторический вопрос - содержит утверждение или отрицание в форме вопроса, на который не ожидается ответ. Например,
Разве так спят?Перевернула котенка, уложила как надо. (С. Маршак «Усатый-полосатый»)
Сели и нахохлились
У дверей.
Кто накормит крошками
Сизарей?
(И. Токмакова «Голуби»)
Риторическое обращение — высказывание адресуется неодушевленным предметам. Например,
Здравствуй, пальчик! Как живешь ? (Н. Саконская)
Не шуми осенний ветер,
Что ты дуешь зря?
(О. Высотская «Праздник Октября»)
Умолчание- автор не до конца выражает сбою мысль, предоставляя читателю самому догадаться, что именно осталось недосказанным. Например,
Эх, вы! Гриб-то ....
Не досказала и убежала. (В. Сутеев «Под грибом»)
Эллипсис - пропуск элементов высказывания, легко восстанавливаемый в данном контексте или ситуации. Например,
Прибежал блин в избу ~ сидит мышь на лавке, шубка у нее повылезла, хвостик дрожмя дрожит. (Рус. нар. сказка «Крылатый, мохнатый и масленый»)
Эпифора - противоположность анафоре. Заключается в повторении одних и тех же элементов в конце каждого параллельного ряда (стиха, строфы, предложения). Например,
Нет, я съем тебя, проглочу тебя, со сметаной, с маслом да с сахаром. (Рус. нар. сказка «Крылатый, мохнатый и масленый»)
И встал Айболит, побежал Айболит... (К. Чуковский «Айболит»)
Литература
Понятие образности речи
1. Ахманова О. С. Словарь лингвистических терминов.— М., 1966.
2. Гавриш Н.В. Развитие образности речи //Вопросы речевого развития дошкольников. - М., 1998, с. 18-20.
3. Розенталь Д. Э., Теленкова М.А. Словарь-справочник лингвистических терминов.— М, 1985.
4. Ушакова О. С. Развитие речи дошкольников. — М., 2001.
Развитие образности при работе над смысловой стороной слова
1. Горбачевич К.С., Хабло ЕМ. Словарь эпитетов русского литературного языка.—Л., 1979.
2. Иванова Н.П. Упражнения по лексике //Дошкольное воспитание, 1978, №7, с.22-28.
3. Колунова Л.А., Ушакова О. С. «Умноватый мальчик». Работа над словом в процессе развития речи старших дошкольников //Дошкольное воспитание, !994, №9, с. 11-14.
4. Придумай слово/Под ред. О.С. Ушаковой. - М., 2001.
5. Струнина ЕМ. Развитие словаря детей //Умственное воспитание детей дошкольного возраста /Под ред. Н.Н. Поддьякова, Ф.А.Сохи-па. - М., 1984, с.153-159.
6. Струнина Е.М. Лексическое развитие дошкольников //Дошкольное воспитание, 1991, №7, с/49.
7. Тарабарина Т.Н., Соколова Е.И. И учёба, и игра: русский язык.— Ярославль, 1997.
8. Ушакова О. С. Развитие речи детей на занятиях //Дошкольное воспитание, 1980, № 10, с.38-42.
9. Ушакова. О. С, Струнина Е.М. «Вот иголки и булавки вылезают из-под лавки» //Дошкольное воспитание, 1995, №12, с.31-34.