Понимание многозначности слов
Имя ребёнка | а | б | в | г | д |
Андрей П. | |||||
Марина Е.. |
При анализе ответов детей учитываются следующие показатели:
² адекватность подобранных слов;
² количество подобранных слов.
Критерии оценки
2 балла - ребенок адекватно подбирает слова, количество подобранных слов к слову-стимулу не менее 3-х.
1 балл — ребенок подбирает к слову-стимулу 1-2 адекватных слова.
0 баллов — ребенок неадекватно подбирает слова.,
В сумме высшая оценка составляет 10 баллов.
Высокий уровень
Ребенок набирает 7 — 10 баллов.
Средний уровень
Ребенок набирает 4 — 6 баллов.
Низкий уровень
Ребенок набирает 0 — 3 балла.
Задание 7
Изучение особенностей понимания смысловых оттенков значений слов
Особенности образования существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
Воспитатель: Как можно сказать о руке, если это рука ребенка? Великана?
# рука — рученька — ручища;
# глаза- глазоньки — глазищи;
# ветер — ветерок — ветрище;
# усы — усики — усищи;
# дом — домик — домище.
Особенности различения смысловых оттенков глаголов.
Воспитатель: «Я начну, а ты закончи...»
# Машина подъехала к мосту через реку, а потом его... (Проехала по нему).
# Мальчик сначала подошел к дому, а потом от него ...(Отошел).
# Утром гости пришли, а вечером... (Ушли).
Особенности выделения смысловых оттенков значений прилагательных с помощью суффиксов.
Воспитатель: «Давай поиграем в игру «Как лучше сказать?» Например, этот человек храбрый, а этот храбрейший».
# Этот человек умный, а этот .... (Умнейший).
# Этот человек добрый, а этот .... (Добрейший).
# Этот человек красивый, а этот ... (Красивейший).
# Этот человек честный, а этот ... (Честнейший).
Результаты, полученные в ходе выполнения заданий, фиксируются в таблице №5. Буквенные обозначения предъявляемого речевого материала и графы таблицы совпадают.
Таблица № 5
Понимание смысловых оттенков значений слов
Имя ребёнка | а | б | в | г | д | е | ж | з | и | к | л | м |
Вера Ш. | ||||||||||||
Нина Р. |
За каждый правильный ответ ребенок получает 1 балл, за неправильный — 0 баллов. В сумме высшая оценка составляет 12 баллов.
Высокий уровень
Ребенок набирает 9—12 баллов.
Средний уровень
Ребенок набирает 5 — 8 баллов.
Низкий уровень
Ребенок набирает 0 — 4 балла.
Задание 8
Выявление умений использования образных средств в повседневном общении
Воспитатель наблюдает за речью детей в повседневном общении.
Вопросы для анализа речи детей
? Какие синтаксические конструкции использует ребенок в речи (простые распространенные, сложносочиненные, сложноподчиненные предложения).
? Использует ли в речи образные средства? Какие? Как часто? В каких видах деятельности (на занятиях, в общении со взрослыми, со сверстниками)?
Высокий уровень
Ребенок использует разнообразные синтаксические конструкции в речи (простые распространенные, сложносочиненные, сложноподчиненные предложения); употребляет образные средства языка, как заимствованные из художественной литературы и речи взрослых, так и самостоятельно придуманные по аналогии с известными, делает это в разных видах деятельности (на занятиях, в общении со взрослыми, со сверстниками) в зависимости от ситуации.
Средний уровень
Ребенок использует в речи как простые, так и сложные предложения, при употреблении сложных иногда допускает ошибки, которые может самостоятельно исправить, если взрослый указывает на них; образные средства языка употребляет редко, в основном, в ситуациях учебной деятельности по просьбе взрослого.
Низкий уровень
Ребенок использует в речи в основном простые предложения, при употреблении сложных допускает ошибки, которые исправляет при помощи взрослого; образные средства языка не употребляет.
Задание 9
Определение умений придумывать новые слова
Воспитатель предлагает ребенку придумать название сказочного города, в котором всем весело, кличку щенку с длинными ушами.
Воспитатель: Почему так назвали Весельчака, какой он? Что значит «нарукавник»?
При анализе ответов детей учитывается, насколько самостоятельно выполнено задание, умение использовать различные словообразовательные средства и понимать значения мотивированных слов, т.е. образованных от других.
Высокий уровень
Ребенок:
² самостоятельно придумывает новые слова с использованием различных словообразовательных средств;
² правильно понимает и может объяснить этимологию предлагаемых слов.
Средний уровень
Ребенок:
² придумывает новые слова с помощью взрослого;
² объясняет этимологию предлагаемых слов с подсказкой взрослого.
Низкий уровень
Ребенок:
² не может придумать новые слова, отказывается выполнять задание;
² не может объяснить происхождение слова даже с подсказкой взрослого.
Задание 10
Изучение особенностей понимания пословиц
Воспитатель предлагает каждому ребенку (индивидуально) послушать пословицу, повторить ее, затем ответить на вопросы:
? Как понимаешь эту пословицу? Когда говорят эту пословицу? Когда нужно сказать эту пословицу? Как можно сказать об этом же, но по-другому?
Каждому ребенку последовательно предъявляется 3 пословицы:
Любишь кататься, люби и саночки возить.
Труд кормит, а лень портит.
За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь.
Высокий уровень
Ребенок правильно понимает значение пословиц, улавливает как единичный, так и обобщенный смысл.
Средний уровень
Ребенок понимает единичный смысл пословиц, не понимает обобщенный, переносный смысл выражения. Например, ребенок понимает пословицу «Любишь кататься - люби и саночки возить» как поучение для тех, кто не любит возить санки в гору.
Низкий уровень
Ребенок демонстрирует неверное понимание смысла пословицы. Например, ребенок отказывается отвечать на вопросы или объясняет пословицу «За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь» — «Эту пословицу надо говорить охотнику. Чтобы убить 2-х зайцев, нужны две пули»-.