Содержания и формы литературного произведения

Воспитатель:

? Назови произведения, которые тебе нравятся. Что это: рас­сказ, стихотворение или сказка? Почему?

Воспитатель читает ребенку рассказ В.Архангельского «Летят снежные пушинки».

? Как ты думаешь, что это: рассказ, стихотворение или сказка? Почему?

? О чем этот рассказ?

? С чем автор сравнивает снежинки? С чем бы ты сравнил их? Как по-другому можно назвать этот рассказ?

Воспитатель читает ребенку русскую народную сказку «Крылатый, мохнатый, да масленый».

? Как ты думаешь, что это: рассказ, стихотворение или сказка? Почему?

? Какие «красивые» слова ты услышал?

? О ком эта сказка? Какую работу делал каждый из героев сказки? О чем призадумался воробей в начале сказки? Что случи­лось потом? Какая беда приключилась с блином? Как мышка щи варила? Что случилось с воробьем, когда он дрова колол? Чем за­кончилась сказка?

? Как по-другому можно назвать эту сказку? Какими словами обычно начинаются сказки?

? Придумай другое окончание этой сказке. Что было бы, если бы воробей не стал меняться работой со своими друзьями? Что мог­ло бы случиться с воробьем, если бы он встретился с лисой? Каки­ми словами обычно заканчиваются сказки?

Я прочитаю тебе сказку еще раз, а ты послушай, а потом расска­жи ее кукле (оценка умения пересказывать литературный текст пред­ставлена во II серии заданий «Изучение умений пересказывать произведения сюжетного характера».

Воспитатель читает фрагмент из сказки и спрашивает: «Как мож­но сказать по-другому?»

# Слезы льет.

# Ближе подбирается.

# Заплакали.

Как можно сказать наоборот?

# Хорошо жили.

# Бежал, бежал.

# Слезы льет.

Воспитатель читает ребенку стихотворение Бальмонта «Снежин­ка».

? Как ты думаешь, что это: рассказ, стихотворение или сказка? Почему?

? Какие «красивые» слова ты услышал? Какие слова можно назвать «красивыми»? Почему?

? Расскажи стихотворение, которое ты знаешь.

Высокий уровень

Ребенок:

² называет несколько художественных произведений, которые ему нравятся, точно указывает их название, правильно определяет жанр (сказка, стихотворение, рассказ);

² отвечая на вопросы о понравившейся (или прочитанной) кни­ге (произведении), объясняет, почему это сказка, рассказ, стихот­ворение, указывая несколько жанровых особенностей. Например:

Сказка - так в жизни не бывает, животные разговаривают, оде­ваются как люди, есть песенки, «складно», герои сказочные, веши волшебные и т.д.

Рассказ — так бывает в жизни, может случиться с каждым, рас­сказывается правда и т.д.

Стихотворение — рассказывается по-особому, «складно», слова рифмуются.

² правильно называет героев, основные события, о которых расска­зывается в произведении; может по просьбе педагога придумать новый подробный вариант развития действия (например, другое окончание сказки, что было бы, если бы герой поступил по-другому, и т.д.);

² придумывает новое название рассказа или сказки;

² знает несколько вариантов зачина и концовки сказок;

² замечает в тексте средства образной выразительности (эпитеты, сравнения, гиперболы, звукоподражания и т.д.);

² подбирает слова, близкие и противоположные по значению, к словам из текста;

² интонационно правильно воспроизводит настроение поэтических произведений.

Средний уровень

Ребенок:

² называет одно—два любимых художественных произведения, иногда неточно указывает их названия;

² отвечая на вопросы о понравившейся (или прочитанной) книге (произведении), определяет жанр (сказка, стихотворение, рас­сказ) с помощью педагога, указывает какую-либо одну жанровую особенность;

² правильно называет героев, основные события, о которых рассказывается в произведении, с помощью педагога (наводящие воп­росы, подсказка) может придумать вариант развития действия (на­пример, другое окончание сказки, что было бы, если бы герой, поступил по-другому, и т.д.) в одной-двух фразах;

² придумывает новое название рассказа или сказки;

² знает один вариант зачина и концовки сказок;

² замечает в тексте средства образной выразительности (эпитеты, сравнения, гиперболы, звукоподражания и т.д.);

² не всегда подбирает слова, близкие и противоположные по значению, к словам из текста, иногда допускает ошибки;

² при чтении стихотворений выбирает правильную интонацию с помощью педагога.

Низкий уровень

Ребенок:

² не называет любимых художественных произведений, не может определить жанр названного или прочитанного произведения;

² называет не всех героев, пропускает основные события, о которых рассказывается в произведении;

² не может назвать ни одного варианта зачина и концовки ска­зок;

² не замечает в тексте выразительные средства языка (эпитеты, сравнения, гиперболы и т.д.);

² не может придумать вариант развития действия (например, другое окончание сказки, что было бы, если бы герой поступил по-другому, и т.д.);

² не может придумать новое название рассказа или сказки;

² не может подобрать слова, близкие и противоположные по зна­чению, к словам из текста;

² не может выбрать правильную интонацию при чтении стихот­ворения, читает невыразительно, монотонно.

Задание 2

Изучение умений пересказывать литературные тексты

сюжетного характера

Анализ умений пересказывать литературные тексты производится на основе пересказа русской народной сказки «Крылатый, мохна­тый, да масленый» (см. I серию заданий «Выявление умений элемен­тарного анализа содержания и формы литературного произведения»).

Пересказы анализируются по следующим показателям:

1. Понимание текста — правильное формулирование основной мысли.

2. Структурирование текста — умение соблюдать последователь­ность изложения событий (пересказ сопоставляется со структурой текста).

3. Лексика — полнота использования лексики текста, замена ав­торских выразительных средств собственными.

4. Грамматика — правильность построения предложений, умение использовать сложные предложения.

5. Плавность речи — наличие или отсутствие длительных пауз.

6. Самостоятельность пересказа — наличие или отсутствие не­обходимости подсказок по ходу пересказа и в повторном чтении текста.

Каждый показатель оценивается максимально в 2 балла. В сумме высшая оценка составляет 12 баллов.

Критерии оценки

Ребенок получает 2 балла, если:

# правильно воспроизводит текст произведения, передает основ­ную мысль;

# последовательно и точно строит пересказ;

# использует авторскую лексику, удачно заменяет ее собствен­ной;

# грамматически верно строит предложения разных типов;

# пересказывает без неоправданных длительных пауз;

# отсутствует необходимость в повторном чтении текста и подсказках педагога.

Ребенок получает 1 балл, если:

# допускает незначительные отклонения от текста, не нарушаю­щие основной смысл произведения;

# не нарушают логику произведения;

# не всегда пользуется авторской лексикой, ее замены собствен­ными конструкциями бывают неудачными;

# использует в основном простые предложения, в сложных предложениях допускает грамматические ошибки,

# пересказывает с небольшими паузами, но длительные паузы отсутствуют;

# требуется небольшое количество подсказок педагога.

Ребенок получает 0 баллов, если:

# неверно воспроизводит текст;

# нарушает его структуру;

# используемая лексика бедна;

# допускает грамматические ошибки;

# наблюдаются многочисленные паузы;

# существует необходимость в подсказках педагога.

Высокий уровень

Ребенок набирает 10 — 12 баллов.

Средний уровень

Ребенок набирает 6 — 9 баллов.

Низкий уровень

Ребенок набирает 0 — 5 баллов.

Задание 3

Наши рекомендации