Тема 6. АЛЕКСАНДР СЕРГЕЕВИЧ ПУШКИН (1799 – 1837)
Пушкин как русский национальный поэт, итог и вершина развития русской литературы. Масштаб художественного мира Пушкина, гармоническое соединение в его творчестве культурного опыта Западной Европы и традиций национальной духовности. Точность, смысловая и образная выразительность пушкинского слова, завершение Пушкиным процесса формирования русского литературного языка. Значение Пушкина для дальнейшего движения русской литературы.
Творческий путь Пушкина. Три периода его художественного развития: время ученичества и становления (1814 - 1820), период романтизма (1820 - 1824) и «поэзия действительности» (вторая половина 1820-х и 1830-е годы ).
Лицейская лирика, освоение литературных традиций XVIII века, интерес к творчеству Вольтера, Парни, Карамзина, Фонвизина, Радищева, Крылова. Учителя Пушкина в поэзии – Державин, Жуковский, Батюшков, Д. Давыдов. Артистизм, постижение законов школы «гармонической точности». Анакреонтические мотивы. Вольнолюбивые и сатирические стихи этого периода. Тема дружбы; тема творчества и призвания. Пушкин в литературной борьбе 1810-х годов. Его участие в «Арзамасе», обществе «Зеленая лампа». Эпиграммы на сторонников Шишкова, защита принципов карамзинизма.
Политические, литературные, театральные интересы Пушкина в 1817-1820 годы. Дружба с Чаадаевым. Тема свободы, гражданские и элегические мотивы в поэзии. Жанр дружеских посланий. Стремление к независимой позиции в литературе, сближение с Катениным. Поэма «Руслан и Людмила». Новаторство Пушкина: смешение эпических жанров и стилей; традиции Богдановича, Ариоста, Вольтера; сказочные, героические, комические, фольклорные мотивы. Особенности повествования, юмор. Совершенство стиха. Проблема народности. Пушкин и Жуковский. Полемика вокруг поэмы.
Южная ссылка Пушкина (1820-1824). Мотивы и образы пушкинского романтизма. Пушкин и Байрон. Тема свободы. Антологические стихи. Опыт русской баллады: «Песнь о Вещем Олеге». Южные поэмы Пушкина, их связь с восточными поэмами Байрона. Особенности конфликта, повествования и сюжета. Автор и герой в поэме «Кавказский пленник». Русские фольклорные мотивы в поэме «Братья разбойники». Женские образы в поэме «Бахчисарайский фонтан»; «вершинная» композиция, лиризм поэмы. 1823 год в творческом пути Пушкина: «Свободы сеятель пустынный», «Демон», «Кто, волны, вас остановил». Начало работы над романом «Евгений Онегин».
Ссылка в Михайловское (1824-1826). Трагическое звучание романтического мотива свободы в поэме «Цыганы», в исторической элегии «Андрей Шенье». Прощание с романтизмом в элегии «К морю». Новый подход к теме творчества и вдохновения в «Разговоре книгопродавца с поэтом». Постепенный переход к объективному характеру поэзии, оформление историзма и народности. Тема судьбы и лицейской дружбы. Любовная лирика. Трагедия «Борис Годунов», драматургическое новаторство Пушкина. Обращение к «Истории Государства Российского» Н.М. Карамзина, к русским летописям. Пушкин и Шекспир: принципы построения характеров, жанр хроники. Герои трагедии; проблема личности в истории. Тема власти и преступления, тема судьбы народной. Смысл финала. Посвящение трагедии памяти Карамзина.
Продолжение работы над романом «Евгений Онегин». Русская природа, деревня, усадебная Россия в романе. Лирический мотив жизненного рубежа, прощание с юностью (глава шестая). Возвращение из ссылки. Стихотворение «Пророк» в духовном пути Пушкина. Отношение поэта к событиям 14 декабря.
Творчество Пушкина второй половины 1820-х и 1830-х годов. Расцвет пушкинской реалистической «поэзии действительности». Психологическая насыщенность, нравственная красота любовной лирики этих лет: «Не пой, красавица, при мне», «На холмах Грузии лежит ночная мгла», «Я вас любил: любовь еще, быть может», «Прощанье», «Заклинание», «Для берегов отчизны дальной». Философские мотивы стихотворений «Брожу ли я вдоль улиц шумных», «Воспоминание», «Бесы», «Безумных лет угасшее веселье», «Стихи, сочиненные ночью во время бессонницы». Точность поэтического слова в поздних элегиях, достоверность духовного опыта. Исторические темы в лирике: «Полководец», «К вельможе». Поэтическая правда исторических мотивов, «нас возвышающий обман», вера в милосердие в стихотворениях: «Стансы», «Герой», «Пир Петра Первого», «Он между нами жил». Мотив сопричастности к миру русской жизни в ее прошлом, настоящем и будущем: «Воспоминания в Царском Селе»1829 («Воспоминаньями смущенный»), «Два чувства дивно близки нам», «Вновь я посетил», «Была пора: наш праздник молодой». Тема поэта и поэзии, утверждение творческой свободы художника, его верности своему призванию: «Поэт», «Поэту», «Поэт и толпа», «Эхо», «Жил на свете рыцарь бедный», «Осень», «Не дорого ценю я громкие права», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный».
Болдинская осень 1830 года в творческой биографии Пушкина. Проблема «Россия и Европа» в пушкинском осмыслении: «Повести Белкина» и цикл «маленьких трагедий». Начало русской реалистической прозы, ее художественные особенности. Роль повествователя. Русский мир «Повестей Белкина», тема судьбы. Поэзия и юмор, шутливый пародийный литературный подтекст. Тема «маленького человека» в повести «Станционный смотритель». Новаторство Пушкина – драматурга: своеобразие жанра «маленьких трагедий», «вечные» темы и их решение. Проблема свободы, проблема личности. Завершение работы над романом «Евгений Онегин». Особенности жанра, композиции, стиха. Герои романа, их судьбы. Широкая картина жизни России в романе. Образ автора.
Жанр поэмы в позднем творчестве Пушкина. Историческая тема в поэме «Полтава»: пушкинское понимание роли личности в истории. Образ Петра. Художественный синтез исторической и философской мысли Пушкина в петербургской повести «Медный Всадник» (вторая болдинская осень 1833года). Реальный и символический смысл сюжета. Апофеоз Петру и его делу во Вступлении. Трагическая интонация рассказа об участи Евгения. Символическая многозначность образа Медного Всадника, мотивов стихии и бунта, фантастического эпизода поэмы. Размышления автора о будущем России. Пушкин и Мицкевич. Критика и публицистика Пушкина. Участие в «Литературной Газете», издание журнала «Современник». Сотрудничество с Гоголем.
Художественные искания Пушкина в прозе 1830-х годов. Аналитическое, документальное исследование проблем национального бытия в «Истории Пугачева» (1833) и в незавершенной «Истории Петра». Пушкин об исторической роли дворянства. Незаконченный роман «Дубровский» (1832-1833): жизненная достоверность повествования и литературная условность романтического образа «благородного разбойника». Загадка «Пиковой дамы»(1833): мотив судьбы и тайны; реализм, соединенный с фантастикой и символикой. Исторический роман «Капитанская дочка» (1836): мемуарная форма, документальная точность повествования, широкая картина России XVIII века. «Русский бунт, бессмысленный и беспощадный». Народный характер Пугачева. Нравственные проблемы романа. Символические мотивы сюжета: буран, загадочный пророческий сон Гринева, «странное сближение» его с Пугачевым, «заячий тулупчик». Мечта Пушкина о далекой, желанной социальной гармонии, о торжестве честности, человеческого благородства и великодушия. Письмо Пушкина к Чаадаеву 19октября 1836 года по поводу его опубликованного в журнале «Телескоп» философского трактата: глубина и точность исторической мысли Пушкина, его вера в Россию.
Воздействие Пушкина на последующее развитие русской литературы и русской духовной культуры в целом. Гоголь, Белинский, Достоевский о Пушкине. Пушкин в оценке русской философской критики начала XX века.