Александр Сергеевич Пушкин (1799-1837)

Несколько лекций по Пушкину и затем - контрольная, где ему будет уделено основное внимание.

Первый бесспорный гений в русской литературе. Аполлон-Григорьев: "Пушкин - это наше все".

Пушкин - это корни новой литературы, которая становится создателем на мировом уровне. С него начинается процесс создания ценностей, которые будут усваиваться западной культурой.

Периодизация (6 периодов):

1. Лицейский (1813-1817). 1813 - год начала активного творчества. 1814 - год дебюта в печати ("К другу-стихотворцу" - осмысливает тему поэта и поэзии, написано в жанре послания, скорее всего, обращено к Кюхельберку, которого просит избегать "громады стихов" - имеются в виду архаисты, члены "Беседы любителей русского слова"; здесь Пушкин косвенно признается в причастности к новаторам. Подписывает стихотворение как Нкшп). Визитной карточкой Пушкина становится стихотворение "Воспоминания в Царском селе" - первой опубликованное им под своим именем. В нем он отдает должное всем поэтам-предшественникам, в том числе Державину (который всплакнул и обнял Пушкина, когда услышал это стихотворение). Стихотворение большое и многотемное (как у архаистов). Уже в лицее Пушкин проявляет себя как свободолюбец.

2. Первый петербургский период (1817-1820). В этот период превалирует тема политического вольнолюбия (ода "Вольность" (1817) - проповедует идеи конституционной монархии (закон выше царя, но царь НЕ отрицается); "К Чаадаеву" (1818) - расширяет границы послания как жанра, включая в них мотивы политического свободолюбия. Начинается стихотворение как элегия, а заканчивается дидактическим призывом к современникам. Критика абсолютизма ("На обломках самовластья...); "Деревня" (1819) - проявляются элегические мотивы письма. Стихотворение делится минимум на 2 части. Перебивка - союз "НО". От идиллического пейзажа Пушкин переходит к гражданскому пафосу - критике крепостного права, "белого рабства". Проявляется его надежда на отмену крепостного права сверху). Герой его лирики это времени - юность, которая протестует против всякого подавления личности. Заканчивается этот период ссылкой за оду "Вольность".

3. Южная ссылка (1820-1824).

4. Северная ссылка в с.Михайловское (1824-1826) - период очень большого творческого роста.

5. Период в Москве и в Петербурге (1826-1830). 1826 - встреча Пушкина с Николаем 1, входящим на престол.

6. Зрелый период (1830-1837).

Другой вариант периодизации:

1. 1813/14 -1823 - доонегинское творчество, молодой Пушкин

2. 1823-1830 - онегинский период, работа над романом

3. 1830-1837 - постонегинский период.

90% стихотворений Пушкина написано четырехстопным ямбом.

Интерес к романтизму. Пик развития романтизма в его творчестве - Южная ссылка. "Погасло днЕвное светило..." - характерное для романтического героя движение, стремление к некому иному, бесконечному, трансцендентальному (стремление к бесконечному, вещи-в-себе, которое не дается нам с помощью опытных знаний, а только интуитивным познанием. Трансценденттальность характерна для философов немецкой классической школы - Шеллинг, Кант). Герой находится в состоянии противоречия и с окружающим миром, и с самим собой. Ощущение единения с природой моря. Герой стремится, с одной стороны, к обновлениям, новому; с другой стороны, он не может порвать со своим прошлым, с горестями - движение сознания вспять, к прошлому. Море - стихия, не подвластная человеку и его разуму. Южная ссылка начинается описание морского пейзажа в "Погасло дневное ссветило" и заканчивается этот период стихотворением "К морю", которое он начинает в ссылке, а заканчивает в Михайловском. "К морю" насыщено не только философскими идеями, но и историческими реалиями (размышление Пушкина о том, кто является знаковой фигурой его времени; он выделяет двоих - Наполеона и Байрона) (*какие еще исторические реалии?). Фигура Напоолеона была в центре внимания всего поколения, и не только из-за войны 1812 года. В 15-18 года Пушкин изображает его злодеем. В 20-х годах Пушкин воспринимает Наполеона по-другому: "Угас великий человек". Наполеон - над поколением, выше его. Он - "властитель мира", волевой человек, умеющий добиваться своей цели. С другой стороны, он - и сын революции, и ее гробовщик. Это его движение и неоднозначность делали его фигуру привлекательной для романтического поколения Пушкина. В годы зрелости П. меняет точку зрения. В 1830 (Болдинская осень) в стихотворении "Герой" появляется интересная связка - поведение Николая 1, въехавшего в больную холеру Москву и посещение чумного госпиталя в Египте Наполеоном. Пушкина теперь восхищает в Наполеоне не столько умение подчинить и покорить, а его великодушие и личное мужество.

Диалоги в стихотворениях Пушкина - попытка осмыслить многостороннюю ситуацию с разных точек зрения. "Герой" - диалог между поэтом, склонным идеализировать ситуацию, и его другом, трезво оценивающим реальность. Поводом для написания стихотворения стал выход воспоминаний о Наполеоне. Этот диалог - внутренний диалог самого Пушкина. "Что герой без сердца? Тиран".

Осмысление Наполеона с точки зрения честолюбия, склонности к расчету. Этот аспект высвечивается больше в прозе. Наполеон возникает и в Онегине. Там он осмысливается как великий одиночка, индивидуалист. "Мы все глядим в Наполеоны". Для Пушкина размышления о Наполеоне занимают очень важное место в творчестве, с ним связана тема свободы, которая изменялась на протяжении всей жизни поэта. 1826 изменения в теме свободы станут особо заметны. Задолго до него появляются сомнения в возможности достижения свободы. В Южной ссылке, в 1823 Пушкин переживает один из сильных духовных кризисов, в который поменялось его восприятие свободы ("Свободы сеятель пустынный" - философское осмысление политической свободы; но осмысливается в обще-философском плане - народы не способны усвоить идею свободу, они противопоставляются тем избранникам, готовым за нее жизнь отдать; неслучаен эпиграф из Библии). Кризис связан с поражением национально-освободительного движения в Европе и со спадом политической активности в России. Меньше, чем за год до этого пессимистического стихотворения, Пушкин пишет совсем в другой тональности - его позиция колеблется. Тема свободы в 1822 году - "Послание к цензору" (первое послание). Здесь Пушкин выступает как трезвый и взрослый политик. Он прекрасно осознает, что Россия еще не созрела до европейской свободы слова, ей не нужна полная отмена цензуры. Он прямо декларирует: "Что нужно Лондону - то рано для Москвы". Он оценивает данную историческую ситуацию. Москве еще нужно просвещение как народа, так и самих цензорах. Каким должен быть цензор? Просвещенные. Он рисует образ идеального цензора. Эта его позиция останется неизменной.

1826г. - "Послание в Сибирь" и "Станцы". Пушкин сочувствует своим друзьям. Но даже в этом стихотворении "в Сибирь" он говорит о том, молодежь, которая их освободит, "отдаст им меч" - меч олицетворяет достоинство дворянство, которого сосланные и кказненные были лишены. Смысл - возвращение дворянского имени и чести. "Станцы" - приветствие восшедшего на престол Николая 1 поучением новому царю. Он предлагает новому царю "быть пращуру подобным" - Петру 1. Перечисляются заслуги Петра. Пушкин понимает Петра идеализированно, видит в нем "работника на троне", который отдает все свои силы для процветания государства, воплощение великодушия и милосердия (с этим можно поспорить - Петр очень жестко подавил все стрелецкие бунты). Идеализируя таким образом Петра, Пушкин хочет придать нужное направление новому царствованию.

В зрелый период на первый план выходит философская тематика. Свобода выбора - "Анчар". Это стихотворение написано, скорее всего, под впечатлением от прочтения публицистических произведений. Жанр - притча. Романтизм уничтожает жанровые границы, для него характерно смешение жанров. Но жанровая наследственность в лирике все-таки сохраняется. Коды притчи здесь все-таки сохраняются. Наставления и назидания даны в иносказательной форме.

В 1828г. - "Дар напрасный, дар случайный...". Одно из редких стихотворение, где он поставил дату - свой день рождения. Тоже философская лирика, о смысле жизни. Под даром здесь подраазумевается дар жизни. Это стихотворение ставит под сомнение возможность обрести смысл жизни. Стих-ие дошло до митрополита Московского, который ответил стихами же. В итоге Пушкин даже отчасти соглашается с неправильностью своего пессимистического взгляда на жизнь.

Трагическое не господствует у Пушкина. Чаще всего оно осмысливается в перспективе, где есть свет. "На холмах Грузии..." (1829) - "печаль моя светла". (*журнал "Звезда", №4 этого года, эссе об этом стихотворении) Для Пушкина характерна амбивалентность видения мира, противоречивость. Часто одно стихотворение "отменяет" предыдущее. "19 октября" (1825) - прославление своих друзей, восхищение ими, гимн дружбе. Через несколько недель он пишет стихотворение "Что дружба..." - он говорит о дружбе чрезвычайно пессимистично. Дружба - поверхностна. Тема дружбы пушкинским поколением определяется больше в эпикурейском подходе: дружба - высочайшая ценность, путь к счастью. Пушкин же своим стихотворением стаавит это под сомнение.

Сопоставление истории развития мира животных и мира людей. "Вновь я посетил..." и "Брожу вдоль улиц шумных". Ощущение конечности единичного и бесконечности всеобщего. В стих-ии "Вновь я посетил..." Пушкин приветствует новое и незнакомое поколение, обращаясь к деревьям. Вместе с тем, в пейзажной лирике часто проявляется художественный минимализм. "Осень" - "в багрец и золото леса одеты". Багрец и золото - не просто цвета, это еще и блеск, и драгоценность.

Тема поэта и поэзии - ключевая и сквозная. Конец 20 - начало 30-х - серия стихотворений, начинающаяся с "Пророка", "Поэт" (1828), "Поэт и толпа" (1829), "Поэту" (сонет, 1830). Его принципы "коммуникации" с аудиторией. Завершает эти размышления "Я памятник себе воздвиг...", который подводит некий итог этой теме. Два аспекта этой темы: высокое назначение поэта, сопоставление темы пророка и поэта. Тема поэта-олимпийца, который возвышается над толпой, служит вечному, самой поэзии; если поэт не служит толпе, то он должен быть свободен от ее мнения ("Поэт и толпа", "Поэту", "Я памятник себе воздвиг..."). Белинский в этих стихотворениях увидел барство Пушкина, его желание сслужить элите. Достоевский считал эти стихотворения направленными против светской черни.

Наши рекомендации