Пороки фамусовского общества (по комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»)
Комедия Грибоедова «Горе от ума» была создана в 1822 – 1824 годах. Она отразила современное автору положение в обществе. Через бытовой сюжет Грибоедов показал не только морально-нравственное состояние русского дворянства. Он нарисовал портрет общественно-политической жизни страны, расколотой на два лагеря: консерваторов и людей прогрессивных взглядов.
«Горе от ума», по сути, является первым русским реалистическим произведением. Предшественниками его можно назвать комедии Фонвизина «Недоросль» и «Бригадир», а также «Путешествие из Петербурга в Москву» Радищева.
Одной из ведущих тем произведения является обличие пороков консервативного дворянства. В пьесе такое дворянство представляет Павел Афанасьевич Фамусов и его окружение. Грибоедов показывает, что это общество порочно и обречено на вымирание. Его основы, законы и принципы построены на лжи, лицемерии, невежестве, власти денег. В них нет ничего от благородных побуждений, свежего чувства, искренности.
Одним из важнейших законов фамусовского общества является чинопочитание. В пьесе этот порок «представляют» Молчалин и внеэпизодический персонаж – Максим Петрович. Максим Петрович – авторитет для Петра Афанасьевича и ему подобных. Он уважаем, любим властью. Рассказ о его карьере передается из поколения в поколение как пример. На чем же была построена карьера этого человека? Только на чинопочитании. Неважно, плох человек или хорош. Если он выше тебя рангом, то его нужно уважать, почтительно ему улыбаться, «сгибаться вперегиб».
Максим Петрович забывает о себе, о своей гордости, о чувстве собственного достоинства. Все это неважно: главное выслужиться перед вышестоящим. И тогда жизненный успех тебе обеспечен.
В фамусовском обществе царит власть авторитетов и общественного мнения. Именно оно является главной судьей, главным наказанием и поощрением. Во всех жизненных ситуациях главное, что «скажет княгиня Марья Алексевна!»
Пример Максима Петровича служит руководством к действию для молодого поколения, в частности, для Молчалина. Он всегда оказывается в нужном месте в нужное время и незаменим в фамусовском доме: «Там моську вовремя погладит, Тут в пору карточку вотрет…»
Молчалин – человек, который готов терпеть любые унижения, лишь бы достичь власти и богатства, Его жизненный принцип: «В мои лета не должно сметь Свое суждение иметь». Он успешно ему следует и продвигается по карьерной лестнице. Этот герой подчинил всю свою жизнь чинопочитанию. Даже за Софьей он ухаживает, потому что она дочь его хозяина.
Из порока чинопочитания вытекает другой «грех» фамусовского общества – циничный карьеризм. Это особо заметно в образе Молчалина, а также полковника Скалозуба. Этот «доблестный вояка» думает лишь о собственном продвижении по службе, неважно, каким путем. «Да, чтоб чины добыть, есть многие каналы» - говорит он Фамусову.
Скалозуба не волнует, что на поле боя гибнут его товарищи. Главное, чтобы это помогло ему добыть еще несколько звездочек в петлицу:
Довольно счастлив я в товарищах моих,
Вакансии как раз открыты;
То старших выключат иных,
Другие, смотришь, перебиты.
В фамусовском обществе нет ничего русского. Его отличает преклоненье перед всем иностранным, особенно французским: ««пустое, рабское, слепое подражанье». Поэтому неудивительно, что французик из Бордо, который попал на бал к Фамусову, пользовался огромным успехом, на него разве только не молились.
Язык фамусовского общества – это, по меткому выражению Чацкого, «смесь французского с нижегородским». Речь барышень пестрит словечками ««хвост», «тюрлюрлю», «эшарп». Говорить на русском языке считается в этом обществе зазорным, да никто из старомосковских дворян и не может похвастаться знанием родного языка.
Презрение ко всему русскому сочетается в фамусовском обществе с колоссальным невежеством. Оно пронизывает его сверху донизу. Детей дворян воспитывают французские гувернантки, которые могут преподать им только язык и ничего более. В московском обществе царит презрение и страх к образованию и науке. Все его авторитеты хором твердят об опасности книг, предлагают радикальные меры: «собрать все книги бы да сжечь». Но Грибоедов показывает, что постепенно положение меняется. В противовес невеждам в пьесе звучат имена людей, любящих и стремящихся к образованию и науке. Это брат Скалозуба, князь Федор и даже, отчасти, Софья Фамусова.
В фамусовском обществе процветает «кумовство». Сам Фамусов придерживается принципа – «ну как не порадеть родному человечку!» Высокие посты занимают люди не достойные, а знакомые. Кроме того, дворян не очень волнуют результаты их труда. Павел Афанасьевич старается поскорее сбыть свои дела с рук («подписано, и с плеч долой») или передать их Молчалину, который тоже найдет лазейку, чтобы не перетруждаться. Эти герои лучше проведут свой день в праздности: балах, ужинах, игре в карты и так далее.
В фамусовском обществе верховодят женщины. Мужчины же превращаются в «мальчиков-мужей», находящихся под каблуком у своих жен. Отцы ищут своим дочерям не только знатного или богатого мужа, но еще и покорного. Молодые же люди выбирают себе жену по богатству, навсегда забыв о своем сердце. Вспомним, хотя бы, Молчалина или Скалозуба.
Таким образом, в своей комедии Грибоедов детально «разобрал» фамусовское общество, обнажив все его пороки. «Горе от ума» стало основой, толчком для последующих писателей. Так, например, А.С. Пушкин в романе «Евгений Онегин» продолжил критику светского общества в духе грибоедовской комедии. Эта линию подхватили Н.В. Гоголь в «Ревизоре» и А.Н. Островский в своих комедиях.
Роль Репетилова и Загорецкого в комедии А.С. Грибоедова "Горе от ума"
Грибоедов знаменит как творец одного произведения, но настолько значительна роль его комедии «Горе от ума» в истории русской литературы, настолько остро отвечала пьеса на насущные вопросы своего времени, настолько блестяще она написана, что уже одно это произведение обессмертило имя его автора. Комедия была написана в годы создания тайных революционных организаций декабристов. Их борьба с многочисленными и сильными противниками – дворянами-реакционерами, борьба нового со старым разгоралась все сильнее, проникая в разные сферы жизни, отражаясь в искусстве и литературе. Наблюдая это противостояние, являясь его непосредственным участником, Грибоедов отразил это в своей комедии. Таким образом, содержание пьесы тесно связано с историческими событиями, а основной ее конфликт – столкновение умного, передового человека с косным обществом дворян-крепостников – драматург сам мог наблюдать в жизни. В главном герое комедии писатель воплотил важнейшие качества передового человека своей эпохи.
Конфликт в комедии - это столкновение двух типов мышления, двух полюсов: Чацкого и Фамусовского общества. К последнему относятся сам Фамусов, Хлёстова, княгиня Тугоуховская, Молчалин, часто упоминаемые Максим Петрович и Кузьма Петрович и многие другие. Всех их можно охарактеризовать как убежденных сторонников самодержавно-крепостнического строя, «охранниками» прошлого и ярыми противниками всего нового. Главное для них – карьера и деньги, и ради этого они готовы на любые жертвы. Человек в этом обществе ценится по происхождению и богатству, а не по личным качествам. Немало среди фамусовского круга общения и таких, как Молчалин. Карьеризм, низкопоклонство, угодливость начальству, бессловесность – основные черты его характера.
Фамусовское общество противопоставлено в комедии группе новых людей. Их представляют в комедии Чацкий, племянник княгини Тугоуховской, брат Скалозуба, Горич, профессора и студенты Педагогического института, «что упражняются в расколах и безверьи», какие-то люди, которые учат в пансионатах, лицеях. Об этих людях Чацкий постоянно говорит «мы», каждый из них «вольнее… дышит и не торопится вписаться в полк шутов», не боится иметь своё сужденье обо всём. Но против старых порядков непосредственно в комедии выступает один Чацкий. Именно поэтому этот образ становится предельно обобщённым и типичным. К тому же «одиночество» этого героя имеет и символический смысл. Таким образом подчёркивается исключительное положение подобных людей в обществе.
Особое место в комедии играют Репетилов и Загорецкий. Их можно отнести к фамусовскому обществу, но они не ярые его сторонники, они ничего плохого не делают Чацкому, но именно их «молчаливое согласие» нередко решает важные вопросы в жизни других людей. Остановимся подробнее на этих образах.
Загорецкий представляется автором как завсегдатай гостиных и столовых, «лгунишка, картежник и вор». Образ этого персонажа вырисовывается в отзывах о нем Горича и Хлестовой. Рекомендуя Загорецкого Чацкому, Горич говорит:
Человек он светский,
Отъявленный мошенник и плут:
Антон Антоныч Загорецкий,
При нем остерегись, переносить горазд,
И в карты не садись: продаст!
Эту характеристику подтверждает и Хлёстова: «Лгунишка он, картежник, вор».
Не лишено основания мнение, что Загорецкий – «человек, близкий к политическому сыску». Недаром он говорит, что если бы он был назначен цензором, то налёг бы на басни, где:
Насмешки вечные над львами! над орлами!
Кто что ни говори:
Хотя животные, а все-таки цари.
Говорит Загорецкий стремительно, с «жаром», имеет привычку все преувеличивать и делать из мухи слона. Если в его сторону звучат резкие отзывы, он не обижается, а сводит все к шутке. На язвительную реплику Горича Загорецкий отвечает: «Оригинал, брюзглив, а без малейшей злобы». «Мастер услужить», этот персонаж, несмотря на все свои отрицательные качества, всюду принят, вхож в дворянские дома Москвы. «У нас везде ругают, а всюду принимают», - эта фраза Горича наиболее ярко выражает сущность образа Загорецкого. Человек, особо не выделяющийся из общей массы, не вызывающий ни восторга, ни неприязни.
Репетилова, в отличие от Загорецкого, нельзя назвать лгуном и вором. Напротив, он пытается произвести впечатление передового человека, увлекающегося всем модным и иностранным. А.С.Пушкин, современник А.С.Грибоедова, отмечал в характере этого персонажа и глупость, и смирение, и ветреность, и простодушие. Также к перечисленному можно добавить общительность, увлечение модными вещами. Фамилия Репетилова происходит от французского слова «репете», которое означает «повторять». Это указывает на отличительную черту обладателя такой фамилии – потребность повторять то, что слышал от других, отсутствие собственного мнения. Репетилов, по его собственному определению, – «пустомеля». Он стремится быть передовым человеком в глазах окружающих, но все, о чем он говорит, не является его убеждением; он ничего не понимает в тех вопросах, которые волновали настоящих передовых людей того времени. Такие, как Репетилов, «шумят, и только».
Речь этого персонажа пестрит словами с модным «оттенком»: «откудова», «невзначай», «особливо» вместо «особенно», «зауряд» вместо «заурядный». Увлечение театром привнесло в его разговор такие слова, как «водевильчик», «прелюдии». Репетилов любит вставлять в речь французские фразы, переиначивать на иностранный лад русские имена: вместо «Лев» он употребляет «Левон». Говорливость, быстрые переходы с одной тему на другую свидетельствуют о его внутренней пустоте. Речевая характеристика Репетилова очень важна, так как именно через нее мы понимаем стремление героя заимствовать чужие мысли, а не выражать свои.
Какую роль играют Загорецкий и Репетилов в комедии? Их роль, казалось бы, незначительна. Они пытаются казаться своими в фамусовском обществе, они не вступают в открытый конфликт с Чацким. Но именно с их легкой руки в третьем действии распространяется сплетня о сумасшествии главного героя.
Начинается все с, казалось бы, безобидной фразы Софьи:
А, Чацкий! Любите вы всех в шуты рядить,
Угодно ль на себе примерить?
Но эта фраза была подхвачена и развита Загорецким:
А! знаю, помню, слышал,
Как мне не знать? Примерный случай вышел;
Его в безумные упрятал дядя-плут…
Этот слух очень быстро распространяется и в результате обрастает множеством подробностей, которые сообщают «очевидцы». Грибоедов мастерски показывает «игру в испорченный телефон», итогом которой становится невероятный слух о том, что Чацкий сошел с ума.
Именно из-за таких болтливых, не имеющих своего мнения людей, как Загорецкий и Репетилов, происходят подобные недоразумения, приводящие к достаточно вразумительным и не всегда положительным последствиям. Такие люди создают плодотворную почву для фамусовых, которые используют эту почву для противостояния с Чацким. Я уверен(а), что в равной борьбе Чацкий, несомненно, победил бы, и конец комедии был бы другим. Фамусов, хоть и приверженец старого, но он имеет свою точку зрения и никогда не признает мнение противника. А Загорецкий с Репетиловым готовы принять любую сторону, их не интересует, какую, лишь бы их везде принимали и считали «передовыми».
Таким образом, эти два персонажа – серые, нейтральные личности, «пустомели» и любители поболтать. Они никогда не находятся в центре внимания, но с их молчаливого согласия или небольшого участия происходит личная и социальная драма Чацкого. Они – лишь свидетели происходящего, но… Кто знает, если бы они вели себя по-другому, главный герой, возможно, не сбежал бы из дома Фамусова и из Москвы «искать по свету, где оскорбленному есть чувству уголок»…