В чем смысл «открытого» финала комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»?
Молчалин - «жалчайшее созданье» (по комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»)
Действие комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума» происходит в доме П.А.Фамусова, московского хлебосольного барина. Молодой человек Чацкий возвращается в Москву из-за границы, полный самых смелых, радужных надежд на то, что за время его отсутствия в Москве произошли перемены: стали чище нравы, человечнее помещики, улучшились условия жизни крепостных.
А главное: он надеется, что Софья Фамусова, девочка, в которую он был влюблен, полюбит его. Но его ожидает горькое разочарование.
Во-первых, как это ни печально, все по- прежнему в столице: так же не служат, а «прислуживают»; проявляют редкое единодушие в борьбе с просвещением («Уж коли зло пресечь - забрать все книги бы да сжечь»,- не смущаясь, говорит Фамусов); так же находится в забвении все русское, национальное (детей в дворянских семьях воспитывают французские гувернеры и гувернантки, и дворяне знают французский язык и французскую грамматику куда лучше русского языка; и поэтому французик Бордо чувствует себя в Москве как на родине). Так же беспросветна жизнь крепостных, в которых их хозяева не видят людей, которых продают, обменивают «на борзые три собаки»…
И еще одно разочарование: Софья любит другого. И что самое печальное - человек этот - полное ничтожество. Не человек, а человечишко. Кто же он?
Алексей Степанович Молчалин, секретарь ее отца, П.А.Фамусова, живущий в их доме. Он настолько ничтожен, что Чацкий долго не может поверить: именно этому «жалчайшему созданью» неглупая София отдала свое сердце. Но вот он убеждается в этом: Молчалин падает с лошади, и София чуть с ума не сходит от тревоги. Эти отчаяние, испуг выдали героиню.
Итак, что же представляет собой Молчалин? Фамилия у героя говорящая: подобострастное молчание, угодничество перед власть имущими - главное и единственное его оружие, потому что ни на что другое он не способен. Разговаривая с людьми, он приговаривает к последнему слову льстивое «с»:
Я-с.
С бумагами- с.
С Фамусовым, своим хозяином, он ведет себя как верный пес.
Лишенный способностей, таланта, будучи посредственностью, Молчалин все-таки нашел путь, единственно возможный для такого ничтожества,- угодничать, льстить. Чацкий говорит о Молчалине:
А впрочем, он дойдет до степеней известных-
Ведь нынче любят бессловесных.
Молчалин все рассчитал: облюбовав хозяйскую дочь, Софию, он влюбил ее в себя, пустив в ход скромность, кажущуюся порядочность. Когда Чацкий спрашивает, каким же талантом обладает он, Молчалин, тот отвечает:
Два-с.
Умеренность и аккуратность.
Чацкий замечает:
Чудеснейшие два! и стоят наших всех.
У Молчалина нет своего мнения, и он искренне считает:
В мои года не должно сметь
Свои суждения иметь.
Чацкий приходит в ужас:
С такими чувствами, с такой душой,
Любим!..
Но Молчалину не хватило ума удержать в руках Софию и то материальное благополучие, которое было бы ему обеспечено, если бы он женился на ней. Подвела его слабость к женскому полу: он волочится за служанкой Софии, Лизой, даже предлагает ей дорогие подарки, на что Лиза мудро отвечает:
Вы знаете, что я не льщусь на интересы;
Скажите лучше, почему
Вы с барышней скромны, а с горничной повесы?
София становится свидетельницей сцены, которая разоблачает Молчалина. Наконец-то девушка видит истинное лицо «возлюбленного». Признание, сделанное Молчалиным, - гнусная философия этого ничтожного секретаришки:
Мне завещал отец:
Во-первых, угождать всем людям без изъятья-
Хозяину, где доведется жить,
Начальнику, с кем буду я служить,
Слуге его, который чистит платья,
Швейцару, дворнику, для избежанья зла,
Собаке дворника, чтоб ласкова была.
Молчалин тот литературный герой, которому можно дать однозначную оценку - «жалчайшее созданье», и поставить в один ряд с ярчайшим образцом человеческого лицемерия - Тартюфом Ж.Б.Мольера.
В чем смысл «открытого» финала комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»?
«Горе от ума»… - гениальнейшая русская драма…
А.Блок «О драме».
«Горе от ума» (1823 г.) - одна из ярчайших и талантливейших комедий в русской литературе. Она затрагивает многие вопросы и проблемы жизни русского общества начала ХIХ века.
В своем произведении Грибоедов запечатлел два лагеря, существовавших в общественной жизни России начала ХIХ века. С одной стороны, в то время появлялись люди прогрессивные, независимые и образованные, люди, ратующие за развитие России. Представителем таких людей в «Горе от ума» выступает Александр Андреевич Чацкий. Со всей присущей ему силой этот герой обрушивается на невежество, косность, низкопоклонство, царящие в старой Москве.
В своей борьбе Чацкий не одинок. По репликам героев мы понимаем, что в России существуют единомышленники Александра Андреевича. Это двоюродный брат Скалозуба, который из-за каких-то «новых правил» «…службу вдруг оставил, / В деревне книги стал читать». Это и племянник княгини Тугоуховской – «химик и ботаник». Это и профессоры Педагогического института, о которых княгиня Тугоуховская с негодованием говорит, что они «упражняются в расколах и безверье».
Этим «новым» людям противостоял многочисленный лагерь людей с консервативными, косными взглядами, чуждыми науки и образования, живущих под игом чужого мнения и косого взгляда со стороны «уважаемых» авторитетов. В комедии это - Фамусов и другие представители «старой» Москвы: Молчалин, Скалозуб, Тугоуховские, графиня Хрюмина, супруги Горичи, Фома Фомич, княгиня Марья Алексевна и многие другие.
Представители фамусовской Москвы не принимают Чацкого. Им непонятен и страшен этот молодой выскочка, стремящийся разрушить их устои, законы и авторитеты. Поэтому слух о сумасшествии Александра Андреевича, пущенный его возлюбленной, Софьей, все восприняли со злорадством. По меркам дворянского общества Чацкий и есть сумасшедший. Он чересчур свободен в своих мыслях и поступках, что приравнивается высшим светом к сумасшествию.
Как же разрешается конфликт между «старой» и «новой» Москвой? В финале комедии приходит к развязке общественная коллизия (Чацкий - фамусовская Москва), разрешается и любовный треугольник (Софья – Молчалин – Чацкий).
Софья узнает, что Молчалин не любил ее, а ухаживал поневоле. Мало того - отец девушки, Фамусов, узнает о романе Софьи со своим секретарем. Он обвиняет во всем новые веянья, которые сделали его дочь чересчур «свободной». Фамусов грозится взять «влюбленных» в «ежовые рукавицы»:
Постой же, я тебя исправлю:
Изволь-ка в избу, марш, за птицами ходить;
Да и тебя, мой друг, я, дочка, не оставлю,…
Не быть тебе в Москве, не жить тебе с людьми;
Подалее от этих хватов,
В деревню, к тетке, в глушь, в Саратов,
Там будешь горе горевать….
Свидетелем разоблачения становится и Чацкий. Он наконец-то убедился, что именно Молчалин был его соперником в любви к Софье. Александр Андреевич поражен и разочарован: «Слепец! Я в ком искал надежду всех трудов!» Мало того, что Софья выбрала себе такого ничтожного человека, как Молчалин. Всё то время, что Чацкий был в Москве, девушка водила его за нос и не признавалась, что любит кого-то другого.
Александр Андреевич разбит. В Москве его объявили сумасшедшим, поэтому он должен уехать из города. Возлюбленная предала и обманула его. В отчаянии Чацкий делает вывод:
С кем был! Куда меня закинула судьба!
Все гонят! Все клянут! Мучителей толпа,…
Вы правы: из огня тот выйдет невредим,
Кто с вами день пробыть успеет,
Подышит воздухом одним,
И в нем рассудок уцелеет.
Вон из Москвы! Сюда я больше не ездок.
Герой уезжает. Но нельзя сказать, что он потерпел полное поражение, а фамусовы победили. Мы знаем, что у Чацкого есть сторонники. Я считаю, что прогрессивная молодежь будет работать и бороться на благо своей страны, не отступая перед «веком минувшим». Поэтому можно сказать, что Чацкий потерпел временное поражение. Он слишком рано появился в Москве. Старые порядки были еще слишком сильны. Но через какое-то время новые веяния все равно возьмут верх, а «век минувший» будет отступать. Я думаю, это неизбежно: новое и молодое все равно рано или поздно одержит победу.
Неясна и судьба Софьи. Мне кажется, что Фамусов грозил ей Саратовом в запале чувств. Он хотел, чтобы все окружающие слышали, как он гневается. Ведь для этого героя важнее всего общественное мнение, слово «княгини Марьи Алексеевны». Я считаю, что когда Фамусов остынет, он простит свою дочь. Софья останется в Москве и будет искать себе выгодного мужа. Все посудачат о происшествии в доме Фамусова и забудут, переключившись на что-то более «свеженькое».
Но это - предположения и догадки. Сам же Грибоедов ничего не говорит о дальнейших судьбах своих героев. Он оставляет финал пьесы «открытым».
Истории героев остались незавершенными. Почему? Возможно, потому, что Грибоедов писал о своей современности. Он не мог точно знать, что же будет дальше. Писатель мог только предполагать или высказывать свои пожелания.
Кроме того, мне кажется, что финал для Грибоедова был не так уж и важен. Ему гораздо важнее было показать само столкновение героев, нарисовать их портреты, то есть запечатлеть «век минувший» и «век нынешний».
«Открытый» финал комедии «Горе от ума» позволяет читателям поразмыслить, высказать свои предположения, мнения о дальнейшей судьбе героев. А это значит, что читателя это произведение не оставит равнодушным. На мой взгляд, в этом и заключается главная цель любого писателя.