Литературный мим. пантомим. пирриха. зрелища цирка и амфитеатра

В первые века империи продолжали еще ставиться паллиаты и тогаты старых драматургов. Однако самым распространенным из всех сценических жанров стал мим.

Мим эпохи империи сильно отличался от своего прототипа — своеобразного площадного фарса. В наиболее разработанных образцах он превратился теперь в большую пьесу с занимательным, нередко весьма запутанным сюжетом, с множеством действующих лиц и сложным сценическим оборудованием. При этом продолжали ставиться и небольшие сценки, требовавшие всего двух-трех, а иногда и только одного актера.

В мимах по-прежнему разрабатывались сюжеты комедийно-сатирического плана: супружеские измены, судебное крючкотворство, приключения разбойников.

Другим видом зрелищ, популярным в эпоху империи, был пантомим,пришедший на смену трагедии. Как и в театре эллинистической эпохи, пантомим в Риме был сольным танцем. Исполнявший этот танец актер играл несколько ролей подряд — и мужских, и женских. Актер пантомима носил театральный костюм, соответствующий роли, и маску (в отличие от масок трагедии и комедии закрывавшую рот). Танец сопровождался музыкой и пением: пел хор, излагавший содержание пантомима.

Однако гораздо большим успехом, чем мим, пантомим, пользовались в эпоху империи зрелища цирка и амфитеатра. Еще в республиканские времена кандидаты на высшие должности устраивали такие зрелища, добиваясь расположения народа. Этот прием поддержания своей популярности использовали и императоры. Однако скоро римский плебс стал смотреть на эти зрелища не как на милость императоров, а как на свое право, и каждый новый правитель уже должен был устраивать игры.

В цирках устраивались состязания колесниц, бег, кулачные бои, гладиаторские сражения. Амфитеатры предназначались главным образом для гладиаторских боев; здесь же происходила казнь преступников: их бросали на растерзание диким зверям.

Самым знаменитым из амфитеатров был римский Колизей(амфитеатр Флавиев), построенный в 80 г. н. э Колизей предназначался для гладиаторских боев и травли зверей.

В 476 г. один из предводителей наемных варварских отрядов, Одоакр, сверг с престола последнего римского императора Ромула Августула. Это событие условно считается концом Западной Римской империи.

ТЕАТР СРЕДНИХ ВЕКОВ

ЭПОХА феодализма в Западной Европе охватывает исторический период с V до XVII в., до первых буржуазных революций. Новая социально-экономическая формация — феодализм — сложилась на развалинах рабовладельческой Римской империи. Образовались новые классы, на смену рабовладению пришло крепостничество с его антагонизмом между феодалами и крепостными.

Театр средневековья всей своей историей отражает борьбу реалистического народного начала с религиозным мировоззрением. Церковь подавляла стремление к лучшей жизни, к земным радостям, проповедовала аскетизм, отречение от активного бытия. В области театра она боролась против остатков античности и против любых проявлений стихийного стремления народа к плотскому, радостному ощущению жизни. История театра эпохи средневековья отражает все нарастающую борьбу этих двух начал. Постепенный переход театра от религиозного к светскому был результатом усиления антифеодальной и антиклерикальной оппозиции.

В период раннего феодализма еще нет окончательно сформировавшихся наций, и потому театр этого времени мы рассматриваем не по отдельным странам, а в противоборстве двух названных направлений, по мере смены жанров каждого из них.

История средневекового театра проходит два этапа — этап раннего (с V по XI в.) и зрелого (с Х11 до середины XVI в.) средневековья.

Хотя церковь рьяно уничтожала следы античного театра, театр не погиб. Он родился из нового уклада жизни варварских племен. Истоки театра средневековья надо искать в сельских обрядах народов. Эти народы, хотя и принявшие христианство, еще находились под сильнейшим влиянием языческих верований. Несмотря на преследования церкви, деревенское население по древним языческим обычаям праздновало конец зимы, приход весны, сбор урожая; в играх, танцах и песнях люди выражали наивную веру в богов, олицетворяющих силы природы. Такие праздники и положили начало будущим театральным действам. Но дать начало театру эти игры с их примитивным содержанием и наивной формой не могли: они не обогащались ни гражданскими идеями, ни поэтическими формами, как это было в Древней Греции. Церкви удалось воспрепятствовать свободному развитию народного театра, связанного с фольклором, но все же отдельные виды сельских увеселений породили новые народные зрелища — действа гистрионов.

ГИСТРИОНЫ

В XI в. жизнь феодальной Европы оживляется: натуральное хозяйство уступает место товарно - денежному, ремесла отделяются от сельского хозяйства. Рост городов определяет переход от раннего средневековья к развитому феодализму.

С развитием торговли усиливается тяготение деревенского населения к городу. Спасаясь от бесчеловечной эксплуатации феодалов, крестьяне в поисках лучшей жизни идут в города. Вместе с этими предприимчивыми людьми в город часто переселяются и деревенские затейники.

Процесс разделения труда захватывает вчерашних сельских острословов и плясунов; они становятся профессиональными забавниками — гистрионами.

С XII в. количество гистрионов исчисляется сотнями и тысячами. Их искусство вначале отличает синкретизм: каждый и поет, и танцует, и сказывает сказки, и играет на музыкальном инструменте, и проделывает еще десятки других забавных вещей. Но постепенно происходит расслоение массы гистрионов по отраслям творчества, по типу аудитории, к которой они чаще всего обращаются. Современники различали искусство комиков — буффонов,близкое к цирковому, искусство рассказчиков, певцов и музыкантов — жонглёрови, наконец, особо выделяли творчество сочинителей и исполнителей стихов, баллад и танцевальных песен — трубадуров,называя их людьми «умеющими нравиться знатным».

Однако все гистрионы, пусть в разной степени, выражали мирской свободолюбивый дух средневекового города. Особенно ярко выражался этот бунтарский дух в деятельности вагаитов.Ваганты — «бродячие клирики» — были недоучившимися семинаристами или разжалованными попами. Они выступали с пародийными латинскими песнями на церковные гимны и с пародиями на церковные обряды, в которых вместо обращения к «Богу Всемогущему» было обращение к «Бахусу Всепьющему».

Гистрионы объединялись в союзы, из которых впоследствии стали создаваться кружки актеров-любителей. Под непосредственным влиянием гистрионов ширится волна самодеятельного театрального творчества XIV—XV вв. Отдельные мастера-развлекатели продолжают выступать: они существуют как шуты при дворах феодалов, участвуют в представлениях мистерий (например, в ролях чертей). В целом же в XIV и XV вв. искусство гистрионов было уже пройденным этапом. Но оно оставило в жизни театра глубокий след. Гистрионы накопили элементы актерского искусства и сделали первые попытки изобразить человеческие типы.

Наши рекомендации