IV. Построение проекта выхода из затруднения
(АЛГОРИТМ ДЕЙСТВИЙ).
-Встали в кружок, взяли микрофон и начинаем работать над характеристикой буквы ща и её звука, передавая друг другу микрофон.
-Мы вчера познакомились с этой буквой, давайте вспомним всё, что знаем о буквеща и её звуке.
-буква ща обозначает согласный шипящий звук[щ’], потому что при произношении встречаются препятствия.
-Какой это звук?
-звук [щ’]глухой, потому что произносится без голоса и на ленте букв, она располагается в нижнем ряду, где все глухие согласные.
-Что очень важное мы узнали о звуке [щ’]?
-звук[щ’]всегда мягкий.
-Назовите друзей звука [щ’], почему они друзья?
-звуки [ч’]и[j’], потому что эти звуки тоже всегда мягкие.
-Назовите буквы, с которыми не дружит буква ща.
-буквы я, ю,э
-Вспомните орфограммы с написанием слов с буквами чи ща.
- ЧА-ЩАпишутся с буквой а. ЧУ-ЩУпишутся с буквой у.
Молодцы, ребята, вы хорошо усвоили материал прошлого урока. Пока у вас в руках микрофон посмотрите внимательно на ленту букв и назовите ещё одну троицу букв, схожих по своим качествам. (если затрудняются, подтолкнуть на правильную мысль: какие звуки всегда твёрдые?)
-звуки[ж’],[ш’]и [ц’] всегда твёрдые.
-А с какими буквами они не дружат Ж и Ша?
-с буквами ы и э.
-Какую орфограмму мы помним с написанием слов с буквами жиш?
-ЖИ-ШИпишутся с буквой и.
-Спасибо за работу. Верните микрофон и занимайте потихонечку свои места.
V. Реализация построенного проекта
Давайте убедимся в нашей правоте. Поработаем с ноутбуками. Сядьте поудобнее, спинка ровненько, ноги на месте. Открывайте диск Азбука, находите нашу сегодняшнюю букву – помощницу, поработаем над слогами . Слоги мы читали вчера, составляли и читали слова с буквой ща.
Сейчас поиграем в игру со слогами. Прочитаем слоги со звуком [щ’]над каждым пингвинчикм. Что вы заметили, прочитав эти слоги, как звучит звук [щ’]? (во всех слогах звук [щ’]звучит глухо и мягко) Мы посмотрим, куда же вы посадите пингвинчиков на мягкий сугроб или на твёрдую льдину. Готовы? Поехали! Кто первым справится с этой игрой, поднимите руку.
-Кто готов сделать вывод о согласном шипящем звуке [щ’]?
-звук [щ’]согласный, шипящий, глухой, всегда мягкий, независимо от того, на каком месте от расроложен, и какая буква стоит после буквы ща.
Давайте немножко передохнём, пусть глазки отдохнут, и потом продолжим работу с ноутбуками.
VI.Физминутка.
-Встали, потянитесь, прогоните лень, соедините лопаточки. А сейчас, вспомнитемамино варенье – ваше любимое, можете облизнуться – работа языком.
Но варенье любят и осы, вот прилетела оса и села вам на нос, не шевелитесь, а то ужалит, следите за её передвижением глазами, оса полетела и села вам на левое ухо, теперь на правое, на лоб, на подбородок. Осторожно – улетает к окну, можете расслабиться, опасность миновала.
-Тихонечко садитесь, теперь откройте текст. Читаем вполголоса. Не громко, но чтобы, я вас слышала. Что вы узнали из этого рассказа? (Дети пошли в лес и им было страшно.) Найдите и прочитайте в тексте слова со звуком [щ’]. Что такое чаща? (Густой лес, заросли.) Что такое роща?(Небольшой лес, чаще всего лиственный, с преимуществом одинаковых растений.) Чему учит этот рассказ? (Нельзя ходить в лес одним без сопровождения взрослых)
-Ребята, а теперь выходите из программы, отключайте ноутбуки, пусть они нам не мешают в дальнейшей работе. (убрать ноутбуки на свободный стол)
Работа с текстом.
Откройте нашу первую школьную книгу – Азбуку на странице 6 8 , может быть, кто-то из вас сможет прочитать это число?(68)
- Сейчас мы познакомимся с небольшим произведением Льва Николаевича Толстого. Но прежде, буквально несколько слов об авторе. (Презентация) Л.Н.Толстой – великий русский писатель. Он родился в 1828 году – это почти двести лет назад в дворянской семье. Вы уже имеете представление кто такие дворяне и кто такие крестьяне, Родился в деревне Ясная Поляна Тульской губернии (в старину губернией называлась область). А в какой области мы живём? (в Ростовской области) Лев Николаевич написал много произведений для взрослых и для детей. Толстой открыл школу для крестьянских детей, где сам работал учителем. Учебников тогда не было, и Толстой занялся составлением «Азбуки», по которой и обучал ребятишек, затем учились грамоте по его Азбуке многие поколения.
Посмотрите, на самом верху страницы вы видите басню Льва Николаевича Толстого. Я сказала басню, а кто из вас помнит, с какими жанрами литературного творчества мы уже встречались ранее? Прочитайте заголовок басни. Все поставили пальчики на заголовок. Кто готов прочитать целыми словами? В каком слове встретилась буква ща? Как можно по-другому назвать товарища? (Друг).
Дети, послушайте, я прочитаю вам эту басню, а вы следите и слушайте внимательно, чтобы после прочтения смогли поработать над текстом. Итак, вы готовы?
Чтение учителем басни Л.Н.Толстого «Два товарища».
-Расскажите, как поступил каждый из товарищей.
-Одобряете ли вы поступок того, кто убежал? Почему?
Работа в парах.
-Найдите и прочитайте в тексте его слова, советуйтесь друг с другом.
-Найдите и прочитайте, что ему ответил другой товарищ. Кто нашёл, поднимите руку. Поставьте пальчик на первую реплику, теперь на вторую.
Приготовьтесь прочитать диалог мальчиков по ролям, договоритесь сами, кто будет читать слова первого мальчика, а кто слова другого. Обратите внимание, реплики мальчиков заключены в особые знаки. Кто помнит, как называются эти знаки? (кавычки) В первой реплике есть слова автора, они выделены чёрточками. Слова автора прочитаю я. Какая пара готова продемонстрировать чтение, поднимите руку.
(Пока дети готовятся, приготовить музыкальную физминутку)
Выборочное чтение по ролям.
-Прочитайте ещё раз заголовок и подумайте, можно ли этих мальчиков назвать товарищами и почему? Чему же учит нас эта басня?
Итак, сделайте вывод: как же должны поступать настоящие друзья.
Был ли в вашей жизни случай, когда вы помогали кому-либо в трудную минуту?
Ребята, я очень довольна вашей работой, а вы? Ну что ж тогда можем немного отдохнуть.