IV. Построение выхода из затруднения

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний:

-Ребята, давайте вспомним, что мы изучали на прошлом уроке?
-Что такое костюм?

-Что вы помните об искусстве костюма?

III. Постановка проблемного вопроса

-Ребята, отгадайте загадку:

То царём, а то шутом,
Нищим или королём
Стать поможет, например,
Театральный… (костюмер)

Театра мир откроет нам свои кулисы,

И мы увидим чудеса и сказки.

Там Буратино, кот Базилио, Алиса

Легко меняются герои, маски.

Волшебный мир игры и приключений,

Любой малыш здесь хочет побывать.

Вдруг превратится в Золушку иль в принца,

И всем свои таланты показать.

Театр, словно чародей, волшебник,

Своею палочкой волшебной проведя,

И вот ребёнок, скромный и застенчивый,

Сегодня вдруг играет короля.

Пусть детство будет словно сказка,

Пусть чудеса творятся каждый миг,

И мир вокруг пусть добрым станет ласковым,

Добро над злом опять пусть победит!

-Как вы думаете, что мы сегодня на уроке будем изучать?

IV. Построение выхода из затруднения

«Костюм — это вторая оболочка актера, это нечто неотделимое от его существа, это видимая личина его сценического образа, которая должна так целостно сливаться с ним, чтобы стать неотторжимой...»
А. Я. Таиров.

«Часть декорации, находящаяся в руках актеров, — его костюм».
Французская энциклопедия.

-Ребята, Театральный костюм - это составная сценического образа актера, это внешние признаки и характеристика изображаемого персонажа, помогающие перевоплощению актера; средство художественного воздействия на зрителя.

Для актера костюм - это материя, форма, одухотворенная смыслом роли.

Как актер в слове и жесте, движении и тембре голоса творит новое существо сценического образа, отталкиваясь от заданного в пьесе, так и художник, руководствуясь теми же данными пьесы, воплощает образ средствами своего искусства.

Как актер в слове и жесте, движении и тембре голоса творит новое существо сценического образа, отталкиваясь от заданного в пьесе, так и художник, руководствуясь теми же данными пьесы, воплощает образ средствами своего искусства.

Театральный костюм вначале создается средствами изобразительными, то есть эскизом.

Эскиз подсказывает манеру ношения костюма, походку, предусматривает необходимую деформацию фигуры, постановку головы, движение рук и манеру их держать, остроту силуэтного рисунка, актера в костюме.

Даже для современных пьес, где персонажи носят обыкновенные платья и костюмы, необходим эскиз (ибо только он может дать полную внешнюю характеристику, отличающую живую плоть от мертвой схемы модного журнала)

Костюм - это одежда на человеке, грим, прическа, обувь, аксессуары (зонты, платки, шарфы, портфели, сумки, шляпы, украшения). Только в таком комплексе вещей понятие костюма полно.

Сценический костюм — костюм, в котором актер играет ту или иную роль в спектакле и который наряду с гримом помогает актеру в воплощении образа на сцене, создает первое впечатление о персонаже у зрителя, взаимодействует с другими элементами спектакля (например, кринолин или боярская шуба не дает их обладателям физической возможности войти в узкие и низкие двери жилищ тех, кто живет не во дворце). Костюм сценический обнажает существо персонажа; он может служить выразительным акцентом, цветовым пятном, символическим или аллегорическим элементом представления, особенно в балете или пантомиме. Для актера он должен стать «своим», нравиться и быть удобным для выполнения творческих и технических задач. Костюм сценический делается по эскизам сценографа спектакля или специально приглашенного художника по костюму.
Костюмер (от фр. «наряжать, одевать») — специалист в театре, цирке, на эстраде, который несет ответственность за состояние сценического костюма. Профессиональный костюмер, или «одевальщица», — всегда знаток и «болельщик», следящий за каждым движением актера, приходящий на помощь в самых разных ситуациях: от мгновенного переодевания за кулисами до зашивания костюма на ходу, «на живую нитку».

В истории театра известны три основные типа театрального костюма: персонажный, игровой и одежда действующего лица.

Эти три основные типа костюма существуют на всех стадиях сценического искусства – от ритуально обрядового и фольклорного предтеатра до современной художественной практики.

Показ презентации «Театральный костюм».

Виды театральных костюмов:

  • Персонажный костюм - это своего рода изобразительно-пластическая композиция на фигуре исполнителя, приводимая им в движение и озвучиваемая (произнесением текста или пением) иногда скрывающая его фигуру полностью, аналогично тому, как маска закрывала его лицо.
  • Игровой костюм - это средство преображения облика актера и один из элементов его игры. В обрядовых и фольклорных действах преображение чаще всего носило гротесково-пародийный характер, когда мужчины наряжались в женщин, женщины в мужчин, юноши в стариков, красавицы в ведьм, или когда изображали разных животных.

При этом в ход шло все, что имелось под руками: жупан, тулуп, кожух, овчина, – обязательно вывернутые наизнанку, посмешнее и позабавнее, а также всякая иная, чем-либо нелепая, «перевернутая» одежда, например, сверх укороченные штаны, непомерно широкая рубаха, дырявые чулки, всяческое рванье, тряпье, лоскуты, мешки, веревки; использовалось и все, что давала природа: трава, цветы, солома, листья. Наконец, для ряжения использовались и различные искусственные украшения: цветная бумага, береста, фольга, стекляшки, ленты, зеркала, бубенцы, перья и т.д.

Физминутка

Сейчас вы попробуете представить, что чувствует актер, когда он играет на сцене. Я буду читать, а вы изображать то, что услышите.

Представьте себя зайками, веселыми и чуть озорными. Почешите за ушком. Посмотрите на свой хвостик и весело-весело покрутите им. Зайка поиграл и присел отдохнуть. Затем он наклоняется, прячет нос передними лапками и закрывает глаза. Только уши все слышат. Снится зайке сон. Он сидит у теплой печки, потрескивают дрова, пахнет свежей капустой и морковным пирогом. Зайка принюхивается, облизывается, ему тепло, уютно и приятно… Мама-Зайчиха нежно лижет его ушки, лобик, носик, щечки, ротик и приговаривает: "Ты красивый, добрый, тебя все любят, оберегают, радуются твоим успехам. Ты все понимаешь, много знаешь, любишь своих родителей и друзей, веришь в себя. Мама щурит глазки, а зайка ровно, спокойно дышит. Вдох – выдох, вдох – выдох. Зайчиха гладит зайке лапки, животик, спинку. Как хорошо дома! Уснул зайка, сладко улыбается во сне, потягивается.

- Эй, зайка, вставай, хватит спать.

- Ты добрый, тебя ждут твои друзья.

- Тебе будет весело с ними играть, прыгать и бегать.

V. Практическая часть

Перейдем к практической работе, цель которой, создание рисунка театрального костюма.

А сейчас приступайте к работе. Желаю вам успехов и хорошей творческой работы! Я думаю, что вы справитесь с этим заданием.

VI. Итог урока. Рефлексия

-Ребята, время выполнения творческой работы подошло к концу, пожалуйста, заканчивайте свою работу. Давайте полюбуемся работами друг друга.

-Чьи работы наиболее творческие?

-Что нового вы узнали на уроке?

Наши рекомендации