Творческий метод Достоевского

Достоевский противопоставлял себя писателям-современникам как «реалиста «в высшем смысле», который не ограничивается социально-бытовой характеристикой персонажа, а раскрывает глубины души человеческой.

В реалистической литературе до Достоевского важную роль играла социальная типизация персонажей. Социально-исторический тип – основной предмет осмысления в произведениях писателей-реалистов – предшественников Достоевского (тип «лишнего человека», тип «малень­кого человека», тип русской женщины-дворянки и т.д.).

В творчестве Достоевского мы также встречаем различные социально-исторические типы. Новаторство Достоевского сказалось здесь в том, что он изображает, как правило, типы неустоявшиеся, переходные. Не случайно у Достоевского много «бывших». Это бывший студент Раскольников, бывший чиновник Мармеладов. Соня – дочь чиновника, ставшая публичной женщиной. Лужин – чиновник, имеющий чин надворного советника, однако главным его делом становится адвокатская практика. Свидригайлов – дворянин, помещик, однако сословный статус связан скорее с прошлым героя; в основном же действии романа этот персонаж выступает как деклассированная личность.

Причин такого подхода писателя к художественной типизации несколько. Прежде всего это было вызвано особенностями эпохи, которую изобразил Достоевский в романе «Преступление и наказание». Писатель обратился к жизни России после реформы 1861 года, когда прежние социальные отношения рушились, а новые только начинали складываться. Отсюда неясность, переходность социальных типов в «Преступлении и наказании».

Между тем новый подход Достоевского к созданию образов персонажей связан не только с эпохой. Писатель считал, что принадлежность к какому-либо социальному типу отнюдь не определяет глав­ных, существенных черт личности человека.

Каждый человек, по убеждению Достоевского, уникален, и принадлежность его к тому или иному сословию, социальной группе не так уж важна. Существенной для писателя оказывается неповторимость черт личности, которые закладываются Богом и лишь в какой-то мере испытывают влияние социальных условий. Поэтому для понимания сущности характеров героев Достоевского наиболее важными оказываются не внешние, социальные условия их существования, а проявления внутренней жизни, жизни души, которая протекает в постоянном борении Божественного начала со злом.

Вот почему социальному типу Достоевский противопоставляет отдельного человека как объект художественного исследования.

В свете предшествующих рассуждений становится ясно, что главной задачей писателя оказывается раскрытие внутреннего мира героя.

Слово «психологизм» Достоевский не любил из-за его рационалистичности. Писатель считал, что его психологизм – необычный психологизм. Достоевский был убежден, что одно человеческое сознание не может до конца проникнуть в другое сознание, понять его. Отсюда те особые принципы психологического анализа, которые Достоевский использует в своем романе.

Эти средства наиболее полно рассмотрены в книге Михаила Михайловича Бахтина «Проблемы поэтики Достоевского». Концепция Бахтина состоит в следующем. Достоевский стремится показать независимость сознания героев от авторского сознания. Для решения этой задачи писатель выдвигает новые принципы раскрытия внутреннего мира героев. Такими принципами становятся полифонизм и диалогичность.

В результате Достоевский становится создателем полифонического романа. Полифонизм произведения заключается в том, что писатель воссоздает множество взглядов на мир. При этом создается иллюзия, что взгляды героев существует независимо от авторского взгляда.

Позиция главного героя раскрывается в диалогическом соприкосновении с позициями других героев. Например, взгляды Раскольникова отражаются в сознании других персонажей. Теория главного героя по-разному интерпретируется Порфирием Петровичем, Разумихиным, Соней, Свидригайловым.

Таким образом, диалогичность, как и полифонизм, – важнейшая черта романа Достоевского.

Отсюда – выбор Достоевским таких специфических средств психологического анализа, как внутренний монолог, переходящий во внутренний диалог, в мысленный разговор героя с самим собой и с воображаемыми собеседниками; монолог-исповедь; многочисленные диалоги-споры между персонажами; постоянно меняющийся психологический портрет; подсознательные действия героя; выразительные описания взглядов, мимики, жестов персонажей; сны, кошмары, галлюцинации, благодаря которым автор проникает в глубинные сферы души своих героев, например Раскольникова и Свидригайлова. Более подробно эти и другие приёмы рассмотрены ниже, в разделе «Средства психологического анализа».



Наши рекомендации