Новаторство Достоевского в изображении человека
Рассматривая систему персонажей в целом и образы отдельных лиц, действующих в романе «Преступление и наказание», следует иметь в виду необычный, новаторский подход Достоевского к изображению человека в литературном произведении.
Во-первых, характеры героев Достоевского, как правило, неоднозначны. В произведениях писателя редко встречаются однозначно положительные или отрицательные герои. Иногда самый отъявленный злодей способен совершать благородные поступки.
Во-вторых, нередко характер и мировоззрение героя меняются на протяжении действия произведения.
В-третьих, писатель воссоздает постоянную борьбу в душе человека светлых и темных начал, и эта борьба отражается в быстрой смене настроения героев, в эмоциональных всплесках, осознанных и неосознанных поступках, наконец, в снах, кошмарах, галлюцинациях, которые переживают герои Достоевского.
Раскольников
Раскольников – главный герой романа «Преступление и наказание». Это разночинец, студент-юрист Петербургского университета, оставивший учёбу из-за своего тяжелого материального положения.
Раскольников – натура противоречивая. Об этом свидетельствует уже говорящая фамилия героя. Наиболее яркую характеристику противоречий в душе Раскольникова дает Разумихин в разговоре с Пульхерией Александровной и Дуней: «Угрюм, мрачен, надменен и горд... Великодушен и добр... точно в нём два противоположных характера поочередно сменяются».
О сострадательной душе Раскольникова мы узнаём из экскурсов в прошлое героя (в начале произведения и в эпилоге), а также в основном повествовании.
В сне о лошадке (пятая глава первой части романа) маленький Родя глубоко потрясен сценой избиения старенькой клячи; он обнимает, целует савраску, потом бросается со своими кулачонками на Миколку – хозяина лошадки, который погубил её.
Из эпилога мы узнаём, что во время следствия по делу Раскольникова обнаружились добрые дела героя. Раскольников еще во время учёбы в университете «из последних средств своих» помогал бедному и больному товарищу, а после его смерти ухаживал за старым парализованным отцом этого товарища. Кроме того, «Раскольников во время пожара, ночью, вытащил из одной квартиры, уже загоревшейся, двух маленьких детей и был при этом обожжён».
Раскольников самоотверженно помогает семье Мармеладовых, отдает Катерине Ивановне свои последние деньги. Герой пытается заступиться за девочку на бульваре, за которой охотится жирный господин. Раскольников тяжело переживает бедственное положение матери и сестры, глубоко скорбит из-за того, что его сестра, жертвуя собой ради успешной карьеры брата, готова выйти замуж за Лужина.
В то же время гордость, живущая в душе Раскольникова, приводит героя к тому, что он, стремясь помочь униженным и оскорбленным, создает бесчеловечную теорию, в основе которой лежит идея убийства «по совести», которое могут себе позволить «великие люди».
В теории героя можно выделить две основные идеи.
Во-первых, это признание права «великих людей» на преступление. Эта идея впервые излагается в статье Раскольникова «О преступлении», которую упоминает следователь Порфирий Петрович (пятая глава третьей части романа).
Сама по себе идея великих людей не нова. По убеждению Достоевского, она пришла в Россию с Запада и является выражением крайнего индивидуализма. Недаром эта идея связана с именем Наполеона. «Кто же у нас на Руси себя Наполеоном теперь не считает?» – восклицает Порфирий Петрович.
Во-вторых, это так называемая «моральная арифметика»: оказывается, можно убить человека «по совести» – во имя спасения многих людей. Наиболее ярко эта идея раскрывается в разговоре студента и офицера, случайно подслушанном Раскольниковым в трактире (первая часть, шестая глава). Приведем высказывание студента: «За одну жизнь – тысячи жизней, спасенных от гниения и разложения. Одна смерть и сто жизней взамен – да ведь тут арифметика!»
Моральная арифметика, по мнению Достоевского, – это страшное проявление рационализма, который, как считает писатель, также пришел в Россию с Запада.
Именно «моральная арифметика» вносит в теорию Раскольникова нечто новое, «оригинальное», по выражению Разумихина. Итак, «оригинальность» теории Раскольникова состоит в «разрешении крови по совести».
Главное средство раскрытия личности героя и испытания его теории – сюжет произведения. Достоевский через ход событий в своем романе показывает, как сама жизнь опровергает теорию Раскольникова: герой, совершив преступление, переживает тяжелый душевный кризис и в итоге приходит к отказу от бесчеловечной теории и к духовному возрождению. (Другие средства создания образа главного героя рассматриваются в разделе о художественном своеобразии «Преступления и наказания».)
Кроме того, характер и идеи героя выявляются через систему персонажей-двойников.
«Двойники» Раскольникова и другие персонажи
Среди «двойников» Раскольникова можно выделить «светлых» и «темных», по-разному оттеняющих характер и мировоззрение главного героя.
Аркадий Иванович Свидригайлов – барин, помещик, олицетворяющий собой нравственную деградацию дворянского сословия.
Свидригайлов воплощает собой идею вседозволенности. С точки зрения писателя, принятие этой идеи означает забвение Бога, попрание Его заповедей и каких-либо моральных законов. Вседозволенность лишает человека свободы воли, отдает его во власть дьявола и в конечном счете приводит к гибели. Свидригайлов преступает все нравственные преграды. Он не гнушается совращением молоденьких девочек, губит жену, шантажирует Дуню, пытаясь добиться ее благосклонности. В прошлом героя – темная история с самоубийством дворового человека Филиппа, доведенного до этого страшного шага Свидригайловым, другие тёмные истории.
Свидригайлов, при всей омерзительности его нравственного облика, неоднозначен. Он способен и на добрые дела. Об этом свидетельствует, например, помощь с его стороны сиротам Мармеладовым. И всё же добрые дела уже не могут его спасти. Закономерно самоубийство Свидригайлова – страшное преступление героя против собственной души.
Свидригайлов – «тёмный двойник» Раскольникова. При всей противоположности натур двух персонажей (например, Раскольников необыкновенно целомудренный человек), между ними «есть какая-то точка общая», они «одного поля ягоды», как замечает сам Свидригайлов. Эта «общая точка» – вседозволенность.
Портретная характеристика героя, особенно «холодно-пристальный» его взгляд, акцентирует такие черты Свидригайлова, как душевная холодность, цинизм, равнодушие к человеческим страданиям.
Одно из ярких средств раскрытия образа Свидригайлова – описание его кошмаров, особенно тех, которые он переживает непосредственно перед самоубийством.
Петр Петрович Лужин – преуспевающий чиновник (надворный советник), служащий в двух местах и одновременно занимающийся адвокатской практикой: он собирается открыть в Петербурге собственную публичную контору.
По словам Пульхерии Александровны, это «человек благонадежный и обеспеченный», при этом он «во многом разделяет убеждения новейших поколений наших» и, как замечает Дуня, «кажется, добрый».
Лужин – новый тип русской жизни, тип приобретателя, дельца, который не останавливается ни перед какими моральными препятствиями для достижения собственной цели.
Как и Раскольников, Лужин разработал свою «теорию» и действует в соответствии с ней. Это теория «целого кафтана». Главная идея в этой теории заключается в сентенции, прямо противоположной по смыслу евангельской заповеди о самоотверженной любви к ближнему: «Возлюби прежде всех одного себя, ибо все на свете на личном интересе основано». Если «возлюбишь одного себя, то и дела свои обделаешь как следует, и кафтан твой останется цел...»
В душе Лужина совершенно атрофирована способность сердечно любить ближнего, её заменяет рациональный подход к человеку, расчет.
С иронией описывает автор внешность уже немолодого Лужина, выступающего в роли жениха: «В одежде...Петра Петровича преобладали цвета светлые и юношественные». Запоминается и такая портретная деталь, как бакенбарды «в виде двух котлет», которые «приятно осеняли» героя «с обеих сторон».
Наиболее ярко низость натуры Лужина раскрывается через его подлые поступки в отношении Раскольникова, Дуни и Сони.
Лужин, как и Свидригайлов, «тёмный двойник» Раскольникова. Его теория удивительным образом напоминает «моральную арифметику», разработанную главным героем романа. Вводя в роман образ Лужина, Достоевский заявляет о своем неприятии рационализма. Это, по мысли писателя, склад ума, свойственный человеку Запада и чуждый русскому народу.
Среди персонажей, оттеняющих теорию Раскольникова, назовем студента, разговаривавшего в трактире с офицером о той же старухе-процентщице, о которой думал в тот момент Раскольников. «Убей ее и возьми ее деньги, с тем чтобы с их помощью посвятить потом себя на служение всему человечеству и общему делу: как ты думаешь, не загладится ли одно крошечное преступленьице тысячами добрых дел? За одну жизнь – тысячи жизней, спасенных от гниения и разложения. Одна смерть и сто жизней взамен – да ведь тут арифметика!» – рассуждает студент, излагая по существу ту же идею, что вынашивал в своем уме Раскольников.
Андрей Семенович Лебезятников – мелкий чиновник, «один из самых передовых молодых прогрессистов», напоминающий Ситникова из романа Тургенева «Отцы и дети».
Лебезятников увлекается идеями Фурье и Дарвина, более всего – идеей женской эмансипации. Ужасающее положение Сони он рассматривает как нормальный статус женщины в обществе (хотя именно Лебезятников был категорически против того, чтобы Соня продолжала жить в одной с ним квартире).
Рассказывая о взглядах Лебезятникова, Достоевский пародирует вульгарные воззрения социалистов на человеческую природу. Как известно, многие социалисты считали, что характер человека целиком зависит от общества. «Всё от среды, а сам человек есть ничто», – заявляет Лебезятников.
При всей приверженности модным теориям Лебезятников сохранил в своей душе некоторые представления о чести и справедливости. Он с негодованием обличает Лужина, стремящегося оклеветать Соню.
Модные нигилистические идеи Лебезятникова, направленные на разрушение традиционных нравственных норм, можно истолковать как своего рода пародию на теорию Раскольникова – в её «сниженном» варианте. В этом смысле Лебезятникова также можно рассматривать в качестве своеобразного «двойника» главного героя – в некоем шутовском обличии.
Некоторые персонажи оттеняют светлые стороны личности Раскольникова.
Соня Мармеладова – главная героиня романа. Это дочь бедного чиновника, из-за невыносимо тяжелого положения семьи вынужденная стать публичной женщиной.
Соня, как и Раскольников, «преступила», виновна перед Богом в смертном грехе. Недаром Достоевский называет своих героев «убийцей и блудницей».
Однако Соня, в отличие от Раскольникова, не поражена такой страстью, как гордость. Она живёт в глубочайшем смирении, понимая всю греховность своих занятий. Глубокая вера в Бога, сознание собственного недостоинстваисамоотверженная любовь к ближнему помогают Соне понять Раскольникова и принять искреннее участие в его судьбе. В свою очередь, сердечная расположенность Раскольникова к Соне, его надежда на ее помощь, чувство нежности и благодарности, которое испытывает к ней герой, помогают самой Соне вырваться из страшного мира греха и начать новую жизнь.
Встречи Раскольникова с Соней (чтение евангельского текста о воскрешении Лазаря, молчаливое признание героя в убийстве, наконец, искренний призыв, с которым Соня обращается к Раскольникову, принять страдания и таким образом искупить собственную вину перед Богом и перед людьми) становятся важнейшими вехами духовного пробуждения главного героя романа.
Рисуя психологический портрет Сони, Достоевский подчеркивает детское простодушие и доброту героини. «Голубые глаза ее были такие ясные, и, когда оживлялись они, выражение лица ее становилось такое доброе и простодушное, что невольно привлекало к ней... Несмотря на свои восемнадцать лет, она казалась почти еще девочкой, гораздо моложе своих лет, совсем почти ребенком», – пишет Достоевский.
Соню можно назвать «светлым двойником» главного героя. Её сострадательная и самоотверженная любовь к Раскольникову возжигает угасший было свет в душе героя, пробуждает в нём совесть и помогает ему встать на путь покаяния. Поэтому мы можем говорить, что с образом Сони связана идея духовного возрождения Раскольникова.
Авдотья Романовна Раскольникова – сестра главного героя. Образ Дуни также оттеняет прежде всего светлые стороны души Родиона. По словам Пульхерии Александровны, Дуня – «девушка твёрдая, благоразумная, терпеливая и великодушная». Героиню отличают такие качества, как жертвенная любовь к ближнему, душевная чистота, целомудрие, искренняя вера в Бога, стойкость в испытаниях.
В то же время в характере Дуни, как и в характере Родиона, иногда проявляются самоуверенность и даже гордость. Об этих чертах, в частности, свидетельствует и портретная характеристика героини. Вот как Достоевский рисует её облик: «Авдотья Романовна была замечательно хороша собой – высокая, удивительно стройная, сильная, самоуверенная, что высказывалось во всяком жесте ее и что, впрочем, нисколько не отнимало у ее движений мягкости и грациозности».
Дуня выступает в романе и как представитель мира «униженных и оскорбленных», и как «новый человек»: вместе с Разумихиным она готова ехать в Сибирь, трудиться, жить высокими целями.
Пульхерия Александровна, мать Родиона, предстает перед нами как женщина глубоко верующая и самоотверженно любящая сына. Пульхерия Александровна оттеняет в главном герое такие качества, как доброта и любовь к ближнему.
Образы матери и сестры Раскольникова проясняют те светлые черты личности главного героя, которые в итоге взяли верх над его гибельными заблуждениями.
Дмитрий Прокофьевич Разумихин (настоящая фамилия – Вразумихин) – ещё один «светлый двойник» главного героя. Как замечает сам персонаж, его настоящая фамилия – Вразумихин, но многие зовут его Разумихиным.
Разумихин, по его собственному замечанию, «дворянский сын». Несмотря на свое благородное происхождение, он чрезвычайно беден. Разумихин содержал себя сам, «добывая кой-какими работами деньги». Как и Раскольников, по причинам материального характера он вынужден на время оставить свои занятия в университете.
Автор описывает героя с нескрываемой симпатией: «Это был необыкновенно веселый и сообщительный парень, добрый до простоты. Впрочем, под этою простотой таилась и глубина, и достоинство... Был он очень неглуп, хотя и действительно иногда простоват... Иногда он буянил и слыл за силача».
Достоевский акцентирует внимание читателя и на портретной характеристике героя: «Наружность его была выразительная – высокий, худой, всегда худо выбрит, черноволосый».
В отличие от меланхолика Раскольникова, Разумихин – оптимист. Достоевский замечает, что «никакие неудачи его никогда не смущали и никакие дурные обстоятельства, казалось, не могли придавить его».
Разумихин – лицо, близкое автору в идеологическом споре с Раскольниковым(третья часть, пятая глава, разговор Порфирия Петровича с Раскольниковым и Разумихиным). Будучи представителем молодого поколения и участником «общего дела» (под «общим делом» автор, вероятно, подразумевает не революционную борьбу, а участие молодежи в созидательной деятельности на пользу России), Разумихин резко критикует теорию Раскольникова, особенно «разрешение крови по совести». Создавая образ Разумихина, Достоевский стремился показать, что далеко не вся прогрессивно мыслящая молодежь одобряет революционные действия, насилие как способ борьбы с социальным злом; писатель обнаруживает в молодежной среде не только нигилизм, но и созидательные устремления. Разумихин – «новый человек» в понимании Достоевского.
Характер Разумихина наиболее полно раскрывается в действенной помощиэтого герояРаскольникову, его матери и сестре. Искренняя любовь Разумихина к Дуне выявляет лучшие душевые качества персонажа.
Образ Разумихина, человека доброго, сильного и благородного, помогает увидеть светлое начало и в душе его друга – Раскольникова.
Порфирий Петрович, по фамилии в романе не назван, – правовед, пристав следственных дел, то есть следователь. Именно Порфирию было поручено вести следствие по делу об убийстве старухи-процентщицы.
В системе двойников Раскольникова Порфирий Петрович занимает особое место. Это, можно сказать, двойник-аналитик. Обладая незаурядным умом, Порфирий исследует поведение убийцы с психологической стороны. Он первый догадывается о том, кто совершил преступление. Мало того. Сочувствуя Раскольникову, понимая его душевные терзания, Порфирий стремится помочь главному герою разобраться в себе, осознать ложность разработанной им теории, принести покаяние и принять страдания – единственное средство искупить собственную вину и вернуться к жизни.
Порфирий, кроме того, обладает насмешливым нравом и ярко выраженным чувством юмора, что, несомненно, помогает ему в общении с преступником.
Знаменательны три встречи Раскольникова с Порфирием Петровичем.
Во время первой встречи, на которой, кроме Порфирия и Раскольникова, присутствуют также Разумихин и Заметов, обсуждается статья Раскольникова «О преступлении», опубликованная в «Периодической речи» и содержащая изложение теории главного героя. В беседе с Раскольниковым Порфирий стремится осмыслить психологические мотивы преступления, совершенного «по теории», разобраться в самой теории. Уже во время первой встречи с Раскольниковым Порфирию становится ясно, что убийца – это он.
Вторая встреча происходит в отделении пристава следственных дел, куда Раскольников принес заявление о часах, заложенных у процентщицы. Порфирий, тщательно анализируя мотивы преступления и психологию преступника, прилагает все усилия к тому, чтобы разоблачить Раскольникова, однако неожиданный поступок маляра Миколки, решившего взять вину на себя, на время расстраивает планы следователя.
Наконец, третья встреча героев происходит на квартире Раскольникова. Порфирий уже не скрывает своей убежденности в том, что преступление совершил Раскольников, и советует ему учинить явку с повинной.
Порфирий дает наиболее четкую и выразительную характеристику дела Раскольникова: «Тут дело фантастическое, мрачное, дело современное, нашего времени случай-с, когда помутилось сердце человеческое... Тут книжные мечты-с, тут теоретически раздраженное сердце...»
Встречи Порфирия с Раскольниковым помогают главному герою осознать собственное преступление и в дальнейшем найти путь к преодолению пагубной теории. В образе Порфирия Петровича воплотились представления автора о справедливом правосудии.
Кроме собственно «двойников» главного героя, в романе много других персонажей, позволяющих автору нарисовать широкую картину эпохи, создать яркие психологические типы.
Старуха-процентщица Алёна Ивановна – фигура символическая. Она олицетворяет собой то зло, которое царит в мире и против которого направил свой бунт Раскольников.
На вид Алёна Ивановна – «ничтожная, злая, больная старушонка», по выражению студента, беседовавшего с офицером в трактире. Об этом свидетельствует описание её внешности: «Это была крошечная, сухая старушонка, лет шестидесяти, с вострыми и злыми глазками, с маленьким вострым носом и простоволосая». Интерьер квартиры старухи также оставляет впечатление заурядности: «Небольшая комната ... с желтыми обоями, геранями и кисейными занавесками на окнах... Мебель, вся очень старая и из желтого дерева, состояла из дивана с огромною выгнутою деревянною спинкой, круглого стола овальной формы перед диваном, туалета с зеркальцем в простенке, стульев по стенам да двух-трех грошовых картинок в желтых рамках, изображавших немецких барышень с птицами в руках, – вот и вся мебель. В углу перед небольшим образом горела лампада. Все было очень чисто...»
Раскольников был убеждён, что, убивая ничтожную старушонку, он вроде бы и не совершает преступление – как будто убивает вошь. Между тем писатель стремится подчеркнуть, что старуха, несмотря на всё её ничтожество, всё-таки человек, а не «вошь», как выразился о ней Раскольников, вызвав возмущение Сони.
Лизавета, сводная сестра старухи-процентщицы, – полная противоположность Алёне Ивановне. Это человек необычайно кроткий, смиренный, чрезвычайно набожный, хотя и не без греха. Кроткая Лизавета – двойник Сони Мармеладовой. Став безвинной жертвой Раскольникова, она становится немым укором герою с его бесчеловечной теорией.
Прасковья Павловна Зарницына, квартирная хозяйка Раскольникова, олицетворяет собой добродушие и душевную теплоту.
Наталья, покойная невеста Раскольникова, дочь его квартирной хозяйки вдовы Зарницыной, как и Соня, олицетворяет собой смирение, кротость, душевную теплоту, выявляя светлые стороны личности главного героя.
Настасья – служанка и кухарка квартирной хозяйки Раскольникова вдовы Зарницыной – простая русская женщина, с сочувствием относящаяся к герою.
Марфа Петровна – жена Свидригайлова и, по-видимому, его жертва – соединяет в себе такие черты, как искренняя набожность, великодушие, сочувствие страждущим и одновременно взбалмошность, раздражительность, деспотичность. Все эти черты проявляются в ее отношении к Дуне.
Амалия Федоровна Липпевехзель – квартирная хозяйка Мармеладовых, Дарья Францевна – содержательница притона, Гертруда Карловна Ресслих – ростовщица, знакомая Свидригайлова, – все эти персонажи дополняют картину зла, царящего в мире.
Рассмотрим далее образы представителей семьи Мармеладовых. Эта семья олицетворяет в романе мир «униженных и оскорбленных».История этой семьи составляет трагическую сюжетную линию в произведении Достоевского.
Семён Захарович Мармеладов – мелкий чиновник, титулярный советник. Это «маленький человек», опустившийся на самое дно жизни. Страсть к пьянству лишила его места на службе, привела к тому, что он совершенно опустился, начал терять человеческий облик. Между тем Мармеладова отличают глубокое смирение, сознание собственной греховности и искренняя надежда на милосердие Бога.
Важная деталь состоит в том, что перед смертью герой испрашивает прощения у дочери Сони и сподобляется исповеди и причащения.
Катерина Ивановна, жена Мармеладова во втором браке, являет собой характер, противоположный Мармеладову. Это, по его выражению, дама «горячая, гордая и непреклонная».
Катерина Ивановна очень больна, это проявляется в ее внешности и поведении. Вот как Достоевский рисует её портрет: «Это была ужасно похудевшая женщина, тонкая, довольно высокая и стройная, еще с прекрасными темно-русыми волосами и ...с раскрасневшимися до пятен щеками».
Самоотверженное служение детям сочетается в Катерине Ивановне с такими страстями, как непомерная гордость и болезненное тщеславие. Героиня кичится своим благородным происхождением, постоянно обличает мужа, в постоянном раздражении общается с детьми. Именно Катерина Ивановна толкает падчерицу Соню на страшный поступок, принесший девушке столько горя и страданий.
В конце произведения героиня сходит с ума. В отличие от мужа, даже перед смертью она проявляет несмирение и отказывается от исповеди и причастия: «На мне нет грехов!.. Бог и без того должен простить... Сам знает, как я страдала!.. А не простит, так и не надо!..»
С образами детей Катерины Ивановны – Поленьки, Лиды (она же Леня) и Коли – связан мотив поруганного, оскорбленного детства. Страдания детей, по убеждению писателя, – самое яркое проявление жестокости впадшего в грех мира.
Искренняя и бескорыстная помощь Раскольникова семье Мармеладовых оказывается мощным толчком к душевному воскрешению героя. Детская молитва о «рабе Родионе», наряду с молитвами матери и сестры героя, становится решающей силой, спасающей его душу: она предотвращает самоубийство Раскольникова и ведет его к духовному возрождению.
Образ пьяной девочки на бульваре дополняет картину «униженных и оскорбленных», развивает тему поруганного детства.
Рассказ писателя о детских страданиях включает в себя и упоминание семи больных детей портного Капернаумова, у которого снимала комнату Соня.
Среди детских образов в романе следует отметить также образы детей – жертв Свидригайлова. Это несчастная глухонемая племянница госпожи Ресслих, которую Свидригайлов своими надругательствами довел до самоубийства, это его юная «невеста», которую родители готовы выдать замуж ради денег, и другие его жертвы, упоминаемые в романе. Особенно ярко образы детей – жертв Свидригайлова – предстают в кошмарах, которые видятся ему перед самоубийством.
Картину человеческих страданий дополняет также Афросиньюшка – пьяная женщина, пытающаяся покончить с собой, бросившись в канал.
Доктор Зосимов, лечащий Раскольникова, соединяет в себе профессиональную честность, добросовестность, готовность прийти на помощь с некоторым высокомерием и тщеславием, а также склонностью к распутству. По мысли Разумихина, через несколько лет Зосимов может утратить свое благородство и стать рабом материального благополучия. Этот персонаж отчасти напоминает нам чеховского Ионыча в первоначальный период его врачебной практики.
Достоевский рисует нам и мир полиции. Это вспыльчивый и одновременно необычайно добрый поручик Илья Петрович по прозвищу Порох, квартальный надзиратель Никодим Фомич, письмоводитель Замётов. Все эти персонажи дополняют широкую картину петербургской жизни, нарисованную Достоевским в романе «Преступление и наказание».
Достоевский в своем произведении затронул и тему простого народа
Два Миколки (мужик, убивающий лошадку в первом сне Раскольникова, и маляр, ошибочно арестованный по подозрению в убийстве старухи и готовый невинно пострадать) олицетворяют, по убеждению Достоевского, два полюса в характере русского народа – его способность совершить непомерную жестокость и одновременно готовность к самоотверженному поступку, готовность принять страдания.
Символичен образ мещанина – человека, откровенно сказавшего Раскольникову о том, что тот убийца («убивец»). Этот персонаж олицетворяет собой просыпающуюся совесть героя.