Н.В.Гоголь (1809–1852). Краткие биографические сведения
Николай Васильевич Гоголь родился в 1809 году в местечке Великие Сорочинцы Миргородского уезда Полтавской губернии в семье среднепоместного дворянина.
Мать Гоголя Мария Ивановна была набожной женщиной. Будущий писатель с детства воспитывался в православной вере. На протяжении всей жизни он был церковным человеком. Жизненный путь Гоголя – это путь христианского подвижничества, особенно сурового в последнее десятилетие жизни писателя. В своих произведениях Гоголь предстает как православный писатель, выражающий христианские представления о мире и о человеке.
С 1821 по 1828 год Гоголь учился в гимназии в городе Нежине. К этому времени относятся его первые литературные опыты. По окончании гимназии он едет в Петербург, хочет посвятить себя государственной службе и литературной деятельности. Попытки поступить на службу были безуспешными. Первая публикация – идиллия в картинах «Ганц Кюхельгартен» – оказалась неудачной. В начале 1829 года Гоголь совершает поездку за границу. По возвращении в Петербург ему удается поступить на службу. Будущий писатель прослужил мелким чиновником до 1831 года. Служебные впечатления Гоголя имели существенное значение для его творчества.
Первый литературный успех приходит к Гоголю в 1831–1832 годах, когда он публикует «Вечера на хуторе близ Диканьки». Здесь особенно заметно то влияние, которое оказала на молодого писателя народная культура Малороссии.
1835 год оказался для Гоголя необычайно плодотворным. Выходят два других сборника писателя – «Миргород» и «Арабески».
В том же году Гоголь пишет комедию «Ревизор», которая была опубликована и поставлена на сцене в 1836 году.
Наконец, к 1835 году относится замысел поэмы «Мертвые души».
В июле 1836 года Гоголь уезжает за границу. Там он проводит значительную часть жизни. Особенно подолгу писатель живет в Риме. Временами Гоголь приезжает в Россию, где читает друзьям главы из «Мертвых душ». Первый том «Мертвых душ» был завершен в 1841 году, впервые напечатан в 1842 году. Над вторым томом Гоголь работал всю оставшуюся жизнь. Последний вариант второго тома был, по-видимому, уничтожен писателем незадолго до смерти.
В 1845 году Гоголь перенес тяжелую болезнь, которая привела его к глубокому душевному и творческому кризису. После болезни углубились духовные искания писателя. В 1847 году он издал «Выбранные места из переписки с друзьями», которые вызвали неоднозначную, подчас резкую оценку со стороны литературных кругов и духовенства. В этот период Гоголь пишет произведения духовной прозы, «Авторскую исповедь».
В феврале 1848 года Гоголь совершает паломничество в Иерусалим и затем окончательно возвращается на родину. Он трижды посещает Оптину пустынь. В 1852 году в Москве Гоголь умер.
«Ревизор»
Время создания. Тематика
Комедия «Ревизор» создавалась в 1835 году. Сюжет произведения Гоголю подарил Пушкин. «Ревизор» вышел в свет в 1836 году.
В своем произведении драматург освещает жизнь русской провинции, уездного города, его обитателей. Кроме того, важнейшей темой комедии становится Петербург.
Уездный город в «Ревизоре» предстает перед зрителем как государство в государстве. На вершине социальной лестницы – городничий, олицетворяющий собой верховную власть в городе. Далее идут другие чиновники, затем городские помещики, купцы, мещане, простой народ.
Гоголю удалось осветить деятельность различных государственных и социальных учреждений. Это суд, полиция, образование, почта, богоугодные заведения. Гоголь показал разные сословия и общественные группы. Это дворянство в лице чиновников и городских помещиков, купечество, мещанство (или «гражданство», по выражению городничего). Таким образом, «Ревизор» Гоголя – это своего рода энциклопедия русской провинциальной жизни.
Создавая образ города, Гоголь углубляется и в нравственную тематику. Писатель рисует яркую картину человеческих страстей, пороков.В драматическом этюде под названием «Театральный разъезд» Гоголь писал о созданном им образе города: «Это сборное место: отовсюду, из разных углов России, стеклись сюда исключения из правды, заблуждения и злоупотребления, чтобы послужить одной идее – произвести в зрителе яркое, благородное отвращение от многого кое-чего низкого». Город в «Ревизоре» – это образ-символ, символ человеческой души, оказавшейся во власти пороков – жадности, лицемерия, тщеславия. В драматическом отрывке «Развязка “Ревизора”» Гоголь замечал, что это «наш же душевный город и сидит он у всякого из нас».
Важное место в произведении занимает также тема Петербурга. В гоголевской оценки столицы Государства Российского прослеживаются взгляды православного писателя.
Во-первых, Петербург для Гоголя – символ самодержавной власти, которая вершит правосудие (немая сцена в «Ревизоре»).
Во-вторых, Петербург становится в изображении Гоголя средоточием худших проявлений западной цивилизации. Это бездуховность при внешнем блеске, неудержимое стремление к чинам, к деньгам, материальному благополучию, культ тщеславия.
В-третьих, позицию Гоголя в отношении Петербурга характеризует также резкая критика бюрократии, подавляющей «маленького человека» и вносящей бездушие и жестокость в человеческие отношения.
Тема Петербурга усиливает впечатление универсальности изображенного в «Ревизоре». В результате сатира Гоголя оказывается направленной против всей бюрократической системы России. Недаром Николай I, присутствовавший на премьере «Ревизора», воскликнул: «Ну, пьеска! Всем досталось, а мне – более всех!»
Идейная направленность
Жанр комедии предполагает прежде всего сатирический, обличительный пафос.
Об идейной направленности своего произведения Гоголь писал в 1847 году в «Авторской исповеди»: «В “Ревизоре” я решился собрать в одну кучу все дурное в России, какое я тогда знал, все несправедливости... и за одним разом посмеяться над всем. Но это, как известно, произвело потрясающее действие».
Дать почувствовать зрителю, что город, выведенный в комедии, существует не в абстракции, но в каждом уголке России, а страсти и пороки персонажей таятся в душе каждого человека, – вот главная цель комедии. «На зеркало неча пенять, коли рожа крива», – гласит пословица, избранная автором в качестве эпиграфа к пьесе. Знаменательны и известные слова городничего, обращенные к зрителям: «Чему смеетесь? Над собою смеетесь!»
Главная идея «Ревизора» – неизбежность возмездия за отступления от нравственного закона. Эта идея наиболее ярко воплощена в немой сцене, завершающей произведение. Здесь, очевидно, содержится намек не только на правосудие со стороны самодержавного государства, но и на Божий Суд. «Страшен тот Ревизор, который ждет нас у дверей гроба», – писал Гоголь в «Развязке “Ревизора”».
Жанровое своеобразие
Как известно, комедия – один из основных жанров драматургии. Это жанр нравоописательный и часто сатирический.
В одной из своих статей[24] Гоголь ставит новые задачи перед русской драматургией.Писатель стремился внести новое содержание в традиционный жанр комедии. Гоголь мыслил создание «истинно общественной комедии». Кроме того, он считал необходимым соединение в драматическом произведении злободневности комедии и нравственной силы трагедии.
Указанные принципы Гоголь воплотил в «Ревизоре». На первом плане в «Ревизоре» не традиционная для комедии любовная интрига, а общественные проблемы.
Существенно также, что в «Ревизоре» нет положительного героя. Единственным «честным, благородным лицом» в комедии, по выражению самого Гоголя, становится смех.
Комическая сущность персонажей раскрывается не посредством разоблачения их пороков со стороны положительного героя, а через вскрытие противоречий в характерах и поведении этих лиц.
Персонажи
Городничий Антон Антонович Сквозник-Дмухановский – один из центральных персонажей комедии. Краткую характеристику этому персонажу дает сам Гоголь в «Замечаниях для господ актеров»: «Хотя и взяточник, но ведет себя очень солидно... несколько даже резонер; говорит ни громко, ни тихо, ни много, ни мало. Его каждое слово значительно».
Главные страсти, определяющие всю жизнь городничего, – это жадность и тщеславие. О жадности городничего Гоголь писал: «Человек этот более всего озабочен тем, чтобы не пропускать того, что плывет в руки». По замечанию драматурга, хватать всё, не пропуская ничего, сделалось у него привычкой. Из-за этого своего качества городничий и стал притеснителем всех в городе. Герой не зол по своей природе, но жадность огрубила его душу. Городничий набожен, ходит в храм, считает, что он «в вере твёрд», но это не помешало ему украсть даже те деньги, которые были предназначены для строительства новой церкви.
Городничий тщеславен: он мечтает о почете, славе, деньгах, высоком чине. Радость героя, связанная с помолвкой его дочери и Хлестакова, дает необыкновенный простор для тщеславных помыслов. В разговоре с женой Антон Антонович с восторгом рассуждает о генеральстве, о жизни в Петербурге.
Городничим, как и другими чиновниками города, овладевает неодолимый страх перед ревизором: это не что иное, как страх ожидания расплаты за содеянные беззакония.
Городничий играет важную роль в сюжете«Ревизора». Герой участвует почти во всех основных сценах комедии. Это чтение письма, полученного от Чмыхова, в присутствии чиновников города, встреча с Хлестаковым в гостинице, сцена вранья Хлестакова в доме городничего, разговор с купцами, мечты о генеральстве, чтение письма Хлестакова к Тряпичкину, последний монолог городничего, немая сцена.
Судья Аммос Федорович Ляпкин-Тяпкин– это, по замечанию Гоголя, «человек, прочитавший пять или шесть книг», поэтому он «несколько вольнодумен». Он не ходит в церковь и читает масонские книги, любит порассуждать, поговорить о сотворении мира.
Ярко характеризует судью его говорящая фамилия: героя отличает полное небрежение о службе. В передней суда сторожа завели домашних гусей с гусятами, в служебном помещении висит охотничий арапник, а сам герой больше думает о травле зайцев, чем о судейских обязанностях.
Ляпкин-Тяпкин, будучи судьей, не имеет ни малейшего понятия о правосудии. Мало того, он злоупотребляет служебным положением: охотится на полях помещиков, затеявших тяжбу. Дача взятки воспринимается судьей как обычное дело: он первый дает взятку Хлестакову. Сам же герой берет взятки борзыми щенками. В результате оказывается, что и «благочестивый» городничий, и вольнодумный судья отнюдь не являются стражами закона в уездном городе.
Происшествие с ревизором в восприятии Ляпкина-Тяпкина – интересное событие, занимающее его, доставляющее ему неизъяснимое удовольствие.
Попечитель богоугодных заведений Артемий Филиппович Земляника тоже значительное лицо в городе. Основное его занятие – воровство в больнице, то есть грубое попрание самой сути богоугодной деятельности. Гоголь заметил о Землянике, что это «человек толстый, но плут тонкий». Свои обязанности Земляника выполняет по им же провозглашенному принципу: «Человек простой: если умрет, то и так умрет; если выздоровеет, то и так выздоровеет».
Землянику отличает также лесть, подхалимство. Он стремился угодить сначала Хлестакову, а затем и городничему, узнав, что тот выдает за Хлестакова свою дочь.
Еще одна характерная черта героя – страсть к доносительству. Казнокрад и плут, он стремится «вывернуться» за счет других (вспомним доносы Земляники Хлестакову в четвертом действии).
Доктор Христиан Иванович Гибнер – бессловесный персонаж с говорящей фамилией. Его фигура – знак отсутствия всякого попечения о больных в богоугодных заведениях, подведомственных Землянике.
Смотритель училищ Лука Лукич Хлопов – человек, напуганный частыми ревизиями и выговорами, по замечанию Гоголя. Хлопов – наиболее беззащитное существо среди чиновников. Он не может навести порядок в подведомственных ему заведениях. «Не приведи Бог служить по ученой части!» – восклицает герой.
Почтмейстер Иван Кузьмич Шпекин – «простодушный до наивности человек», по замечанию Гоголя. Главное его увлечение – чтение чужих писем. Герой глядит на жизнь «как на собрание интересных историй», о которых он узнаёт из распечатанных писем. Письма открывают ему мир, который он никогда не видел. Шпекин играет важную сюжетную роль: именно он первым выясняет, что Хлестаков не ревизор.
Городские помещики Петр Иванович Добчинский и Петр Иванович Бобчинский – парные персонажи. Это городские сплетники, «сороки короткохвостые». Они живут только ради того, чтобы рассказать о чем-либо всем подряд. Гоголь писал, что они страдают «необыкновенной чесоткой языка». По замечанию автора, «оба говорят скороговоркою и чрезвычайно много помогают жестами и руками».
Важна роль Бобчинского и Добчинского в сюжете комедии. Именно они убедили всех, что Хлестаков – это и есть ревизор.
Осип – тип крепостного слуги. По выражению Гоголя, «эта роль значительнее прочих». Осип отличается хитростью и умением трезво оценивать ситуацию. Будучи умнее Хлестакова, Осип реально смотрит на вещи. Недаром он советует Хлестакову поскорее уезжать из города.
Кроме того, Осип своего рода резонер: он любит порассуждать о своем барине, мысленно прочитать ему нравоучения. Он всегда не прочь побранить барина, чувствуя, что тот ничтожество и «тряпка». Осип грубит Хлестакову, а иногда и управляет им.
Центральный эпизод в раскрытии характера Осипа – его монолог в начале второго действия о Хлестакове и о жизни в Петербурге.
Купец Абдулин и другие купцы выступают, с одной стороны, как жертвы произвола городничего и полиции. С другой стороны, их самих отличает склонность к мошенничеству, которую поддерживает в них городничий: он устраивает купцам выгодные подряды, обманывая при этом государственную казну. Яркие эпизоды, характеризующие жизнь купечества, – это, во-первых, сцена жалобы купцов на городничего Хлестакову в четвертом действии и, во-вторых, сцена разноса, который устроил городничий купцам, в пятом действии.
Частный пристав Степан Ильич Уховёртов, полицейские Свистунов,ПуговицыниДержиморда олицетворяют собой атмосферу грубого произвола, беззакония и пьянства, царящую в уездном городе. Автор наделяет их яркими говорящими фамилиями.
Отставные чиновники Федор Андреевич Люлюков, Иван Лазаревич Растаковский, Степан Иванович Коробкин, а также безымянные чиновники, их жены, выходящие на сцену в пятом действии, дополняют общую картину лести, лицемерия и празднословия.
Жена городничего Анна Андреевна и его дочь Марья Антоновна тоже парные персонажи. Это типичные провинциальные кокетки. Они воспитаны, по замечанию драматурга, на романах и альбомах. Дочь городничего наивна и глуповата. Жена его необыкновенно тщеславна. Обе дамы страдают необычайным любопытством. Их идеалом становится Хлестаков – франт и повеса, «столичная штучка».
Жена и дочь городничего играют важную роль в сюжете: с ними связана любовная интрига. Кроме того, диалоги этих двух дам, вспыхивающие время от времени, служат своеобразным комическим аккомпанементом к основному действию произведения.
Слесарша и унтер-офицерша – персонажи, представляющие мир «униженных и оскорбленных». Мужа слесарши городничий по своему произволу отдал в рекруты, а унтер-офицерская вдова была «по ошибке» высечена.
Иван Александрович Хлестаков, чиновник из Петербурга, коллежский регистратор («елистратишка», по замечанию Осипа) – одно из центральных лиц в комедии. Хлестаков – главное лицо в «миражной интриге», которая завязалась благодаря заблуждению чиновников.
В «Замечаниях для господ актеров» Гоголь пишет о Хлестакове, что это «молодой человек лет двадцати трех, худенький, несколько приглуповат и, как говорят, без царя в голове». Хлестакова можно отнести к известному в литературе типу «маленьких людей». Интересно, однако, что это «маленький человек», искреннее поверивший в то, что он «значительное лицо». Вот что пишет об этом Гоголь: «Хлестаков сам по себе ничтожный человек, даже пустые люди называют его пустейшим». Раньше его никто не замечал, и вдруг сила страха сделала из него важную фигуру. В результате Хлестаков из ничтожества и неудачника превращается в глазах городничего и его окружения в большого начальника, к тому же ревизора. Мы видим таким образом, что характерная для Гоголя тема маленького человека получает в «Ревизоре» сугубо комическую трактовку.
Хлестаков настолько глуп, что не сразу догадывается, что его приняли за другого. Если бы Осип не уговорил барина уехать, то Хлестаков мог бы дождаться разоблачения.
Он повеса и мот: к моменту приезда в город Хлестаков уже проиграл в карты все деньги: ему нечем заплатить за обед. Слуга Хлестакова Осип так говорит о своем барине: «Профинтил дорогою денежки, голубчик, теперь сидит, и хвост подвернул, и не горячится».
Хлестаков, по замечанию драматурга, «говорит и действует без всякого соображения». Он не может сосредоточиться на какой-либо конкретной мысли, поэтому говорит он сбивчиво, постоянно перескакивая с одной мысли на другую; по утверждению Гоголя, «слова вылетают из уст его совершенно неожиданно». Между тем именно в уста Хлестакова драматург вкладывает меткие характеристики чиновников города, например: «Городничий глуп, как сивый мерин», «Земляника – совершенная свинья в ермолке»...
Хлестаков не лжец, как можно подумать. Он действительно верит в то, о чем говорит. В сцене вранья Хлестакова в третьем действии герой искренне считает себя важным петербургским чиновником. Поскольку Хлестаков чистосердечен и простодушен, все его поступки кажутся еще более комичными.
С образом Хлестакова в комедии неразрывно связана тема Петербурга. Хлестаков в представлении обитателей уездного города олицетворяет собой блеск столичной жизни, страх перед высшим начальствоми одновременно пробуждает в них тщеславные надежды.
Исключительно важна роль героя в любовной интриге. Как мы знаем, Хлестаков ухаживает одновременно за женой и дочерью городничего. Это кончается тем, что он делает предложение Марье Антоновне, после чего уезжает из города, оставляя семью городничего в радужных надеждах, в ожидании блестящей петербургской жизни. Отметим, что поведение Хлестакова в любовной интриге совершенно искреннее, что только усиливает комический эффект.
Внесценические лица
Кроме действующих лиц, появляющихся на сцене, в пьесе Гоголя много внесценических персонажей. Отметим некоторых из них.
Реальный ревизор из Петербурга, на протяжении всего действия остающийся за сценой, олицетворяет собой идею справедливости и правосудия. Он вызывает страх у творящих беззаконие чиновников уездного города.
Письмо Андрея Ивановича Чмыхова, друга и кума городничего, вводит зрителя в ситуацию ревизора. В своем письме Чмыхов откровенно и цинично напоминает городничему, что тот «человек умный» и не любит «пропускать то, что плывет в руки». Вероятно, Чмыхова отличают те же «грешки», что и городничего, и он спешит предупредить «любезного друга» об опасности.
Больные в грязных колпаках в богоугодных заведениях Земляники свидетельствуют о полном разорении этих заведений, обворованных их попечителем.
Сторожа, которые завели гусей в здании суда, судебный заседатель, от которого постоянно исходит винный запах, свидетельствуют об отсутствии всякого порядка в уездном суде, который возглавляет Ляпкин-Тяпкин.
Колоритны фигуры учителей, служащих в учебных заведениях города. Особенно ярко обрисован учитель истории, который, рассказывая об Александре Македонском, начал ломать стул. По замечанию городничего, «умный человек или пьяница, или рожу такую состроит, что хоть святых выноси».
Полицейский Прохоров, оказавшийся мертвецки пьяным в результате разбора происшествия, олицетворяет собой, как и другие полицейские, атмосферу беззакония, царящую в органах власти.
Отец Хлестакова, строгий барин, упоминаемый Осипом в монологе в начале второго действия, оттеняет характер центрального героя – мота и повесы.
Пехотный капитан, упоминаемый Хлестаковым в начале второго действия и затем в четвертом действии, выявляет любовь самого Хлестакова к азартным играм.
Особенно много внесценических лиц в сцене вранья Хлестакова о Петербурге. Здесь и официальный, и дипломатический, и светский, и литературный Петербург. В карты герой играет в компании высокопоставленных особ: это «министр иностранных дел, французский посланник, английский, немецкий». В передней у Хлестакова «графы и князья толкутся и жужжат, как шмели». Оказывается, герой «с Пушкиным на дружеской ноге». Выясняется, что «Юрий Милославский», которого Марья Антоновна «по ошибке» приписала Загоскину, написан Хлестаковым. «Тридцать пять тысяч одних курьеров» – гипербола, венчающая рассказ героя о Петербурге. Комический эффект усиливается тем, что Хлестаков невольно называет лиц из своей реальной, причем весьма скромной, петербургской жизни. Взбежав на четвертый этаж по лестнице, герой отдает свою шинель кухарке: «На, Маврушка, шинель…»
Иван Васильевич Тряпичкин, приятель Хлестакова, бедный журналист, фигура из реального петербургского окружения Хлестакова, – своеобразный двойник главного героя. Эпизод чтения письма Хлестакова к Тряпичкину в пятом действии составляет важный композиционный элемент произведения, предваряющий развязку. В письме Тряпичкину, в свою очередь, упоминаются яркие, колоритные фигуры. Например, это департаментский сторож Михеев, который пьет горькую, подобно почтмейстеру из уездного города.
Конфликт
Необходимо указать на две стороны конфликта в «Ревизоре» – внешнюю и внутреннюю. Внешняя сторона конфликта заключается в противостоянии Хлестакова и чиновников города. Эту сторону конфликта нередко называют «мнимым» конфликтом. В самом деле, конфликт здесь построен на недоразумении: чиновники города приняли Хлестакова за ревизора из Петербурга. Однако все действие комедии строится именно на этом конфликте. Он играет важную композиционную роль в произведении.
Что касается другой стороны конфликта, то она не связана со столкновением конкретных персонажей. Основной конфликт в пьесе имеет нравственное содержание. Он состоит в противоречии между той жизнью, которую ведут обитатели города, и христианскими представлениями автора о должном бытии человека. Так, например, Гоголь вскрывает противоречие между лицемерной верой городничего, который ходит в церковь, но одновременно берет взятки, занимается казнокрадством, чинит произвол, и истинной верой в Бога; между мнимым милосердием Земляники, обворовывающего богоугодные заведения, и истинным милосердием; между халатным отношением к делу Ляпкина-Тяпкина и подлинным правосудием.