Краткий обзор второстепенных персонажей
Система персонажей, во-первых, является важнейшим средством раскрытия характера главного героя, во-вторых, играет и самостоятельную роль. Каждый из персонажей – яркий тип современной Лермонтову жизни. Персонажи наделены индивидуальными, неповторимыми чертами характера.
Максим Максимыч выступает в романе Лермонтова как герой и как рассказчик. Это, по словам Белинского, «тип старого кавказского служаки». Свой чин штабс-капитана герой получил в результате долгой, полной невзгод службы на Кавказе.
Портрет Максима Максимыча (повесть «Бэла») характеризует его как простого русского офицера. «Он казался лет пятидесяти, – пишет повествователь, – смуглый цвет лица его показывал, что оно давно знакомо с закавказским солнцем, и преждевременно поседевшие усы не соответствовали его твердой походке и бодрому виду».
Максима Максимыча, в отличие от Печорина, нельзя назвать светским человеком. Это человек из народа, «тип чисто русский», по замечанию Белинского. Герой не обладает ни европейской образованностью, ни утонченными аристократическими манерами. Максима Максимыча не интересуют философские вопросы, волнующие Печорина. Как пишет Белинский, «умственный кругозор Максима Максимыча очень ограничен, но причина этой ограниченности не в его натуре, а в его развитии».
Максим Максимыч видит смысл своей жизни в служении отечеству. «Для него жить – значит служить», – замечает критик. Хотя по своему образованию, по своему умственному развитию Максим Максимыч уступает Печорину, в то же время у него, по словам Белинского, «чудесная душа, золотое сердце». «Он каким-то инстинктом понимает всё человеческое и принимает в нем горячее участие», – замечает критик. Добрая и широкая душа Максима Максимыча противоположна индивидуалистической натуре Печорина. Эта противоположность выявляется прежде всего в истории с Бэлой. Максим Максимыч горячо сочувствует Бэле, тяжело переживает ее смерть. Для Печорина же трагическая судьба Бэлы не более чем неприятное воспоминание. Весьма показательна последняя встреча двух героев, описанная в очерке «Максим Максимыч». Здесь проявились искренняя привязанность Максима Максимыча к Печорину и одновременно равнодушие главного героя по отношению к бывшему сослуживцу.
Итак, доброта и душевная щедрость Максима Максимыча, замечательного человека из народа, ярко оттеняют эгоизм, душевную черствость Печорина.
В повести «Бэла» читатель встречает яркие, запоминающиеся образы горцев. Это Казбич, Азамат, Бэла. Горцев отличают близость к природе,неистребимаялюбовь к свободе. В образах кавказцев в некоторой степени воплощены представления Лермонтова о «естественном человеке».
Казбичвыступает в повести «Бэла» не только как герой, но также как автор песни и как рассказчик. Свободолюбивый дух Казбича проявляется в его песне о лихом коне, которого он ценит выше всех красавиц. Герою принадлежит также и рассказ о коне. Карагёз – своего рода «двойник» героя, верный спутник его жизни. Его потерю Казбич воспринимает как величайшую трагедию. Песня и рассказ героя сообщают повествованию романтическую окраску.
В то же время, в отличие от романтических героев, например Мцыри, Лермонтов не идеализирует Казбича, а тем более Азамата. Это характеры реалистические. Они наделены неприглядными чертами. Азамат капризен, своеволен, «ужасно падок» на деньги. Он без особых колебаний похищает сестру, чтобы обменять ее на коня. Казбич жесток и мстителен. Он убивает отца Бэлы. В результате неудачной попытки похитить Бэлу он губит и ее.
Портрет Казбича свидетельствует о его разбойничьем нраве. «Рожа у него была самая разбойничья; маленький, сухой, широкоплечий», – отмечает Максим Максимыч.
Печорина сближают с горцами сила характера, свободолюбивый дух, жажда действия. Вместе с тем Печорин далек от них и по своему общественному положению, и по развитию. Горцы, обладающие цельными характерами, живущие по законам природы и родовым обычаям, противопоставлены Печорину, оторванному от национальной почвы, страдающему от «рефлексии», не способному обрести душевное равновесие, смысл жизни.
Если Казбич и Азамат обрисованы Лермонтовым без какой-либо идеализации, то в образе Бэлымы находим некоторые идеальные черты, свойственные романтическим героям.
Об этом свидетельствует портрет героини. Бэла изображена в произведении как прекрасная черкешенка. «И точно, она была хороша: высокая, тоненькая, глаза черные, как у горной серны, так и заглядывали к вам в душу», – говорит Максим Максимыч.
Белинский отмечает в Бэле глубокую женскую натуру, способную на сильное чувство.
Впрочем, Печорину кажется, что «любовь дикарки немногим лучше любви знатной барыни». Бэла становится невинной жертвой ненасытной страсти Печорина к жизненным наслаждениям. Невольно погубив Бэлу, Печорин до конца не осознаёт своей вины. Для него история с Бэлой лишь звено в цепи бесплодных поединков с жизнью, с судьбой.
В «Тамани» действуют «ундина»,Янко,слепой мальчик,старуха, олицетворяющие собой загадочный мир «честных контрабандистов», мир вольной жизни, борьбы и опасных приключений.
Наиболее ярко очерчен в романе образ девушки-контрабандистки. Ее притягательная внешность («настоящая русалка»), решительный характер, смелость, отвага вызывают симпатию главного героя. Вот как Печорин рисует ее портрет: «Она была далеко не красавица... Необыкновенная гибкость ее стана... длинные русые волосы... и особенно правильный нос – все это было для меня обворожительно». Однако же «в ее косвенных взглядах» герой «читал что-то дикое и подозрительное». Такова внешность «ундины», едва не утопившей Печорина. Появление героини в повести сопровождается картиной «взволнованного моря». Ярко характеризует девушку и ее песня о «вольной волюшке», о «белопарусниках», о «буйной головушке». Девушка из «Тамани» – яркий народный характер. Речь ее, состоящая из пословиц, передает лукавство и природный ум героини («Откуда ветер, оттуда и счастье»; «Где поется, там и счастливится»; «Кто крестил, тот знает»).
При всей несхожести двух героев Печорина и девушку из «Тамани» сближает главное: яркость натур, сила воли, смелость, отвага, страсть к приключениям. Не случайно девушка-контрабандистка оказывается достойным противником главного героя. В отличие от других женщин в романе, она не поддается влиянию Печорина; она сама пытается очаровать его, а затем погубить.
Лермонтов отнюдь не идеализирует свою героиню. Девушка-контрабандистка, как и ее возлюбленный Янко, оказываются черствыми и жестокими по отношению к старухе и к слепому мальчику. Белый парус, символ свободы и борьбы, соседствует здесь с прозаическими деталями жизни контрабандистов.
События, описанные в «Тамани», существенны для понимания характера Печорина. Разрушив жизнь «честных контрабандистов», герой лишь на мгновение утолил свою ненасытную жажду борьбы, ничего не обретя взамен.
Наибольшее число персонажей мы находим в повести «Княжна Мери». Ярко очерчен характер Грушницкого. Образ этого персонажа Белинский назвал «истинно художественным созданием». По выражению критика, «Грушницкий – идеальный молодой человек, который щеголяет своей идеальностью». Пошлость натуры Грушницкого отразилась и в его портретной характеристике. Грушницкий стремится представить себя героем романа, и его внешность подтверждает это. Вот как описывает Грушницкого Печорин: «Он хорошо сложен, смугл и черноволос... Он закидывает голову назад, когда говорит, и поминутно крутит усы левой рукой, ибо правою опирается на костыль». Главный герой отмечает не только детали внешности Грушницкого (толстая солдатская шинель – особый род франтовства), но и его манеры («поминутно крутит усы левой рукой»), особенности речи («говорит он скоро и вычурно»).
Романтический облик Грушницкого, его разочарованность в жизни, его страдания – всё это лишь маска, за которой скрывается пошлая и ограниченная натура. В столкновении с Печориным Грушницкий проявляет подлость и низость души.
Грушницкий – своеобразный «двойник» Печорина, пародия на главного героя. Оригинальность натуры Печорина, его одиночество, его конфликт с обществом, душевная раздвоенность получают в характере Грушницкого карикатурное преломление.
Грушницкому суждено сыграть важную роль в любовной интриге, составляющей сюжетную основу повести «Княжна Мери». Это роль «неудачливого любовника». Комедия, участником которой становится этот персонаж, завершается трагически. Грушницкий погибает, став жертвой очередного «эксперимента» Печорина над жизнью.
Прототипом Вернера является доктор Майер – лицо близкое декабристам (в романе есть намёк на кружок ссыльных декабристов в Ставрополе).
Портрет героя свидетельствует о самобытности его личности: «Вернер был мал ростом, и худ, и слаб, как ребенок; одна нога была у него короче другой, как у Байрона... неровности его черепа поразили бы френолога странным сплетением противоположных наклонностей. Его маленькие черные глаза, всегда беспокойные, старались проникнуть в ваши мысли». О незаурядном характере Вернера говорит и его прозвище – Мефистофель.
Доктор Вернер, по замечанию Печорина, «скептик и материалист». Эти черты мировоззрения доктора сближают его с главным героем романа, делают его одним из «двойников» Печорина. Однако доктор «вместе с этим поэт». Вернера отличают истинная гуманность, сострадание к людям. «Я раз видел, как он плакал над умирающим солдатом», – вспоминает Печорин.
По замечанию А.Н.Соколова, доктор Вернер противопоставлен Печорину и как незнатный человек – аристократу, и как человек труда – праздному искателю приключений, и как человек сердечный – холодному эгоисту. Вернер не может понять и принять жестокости главного героя, убившего на дуэли Грушницкого. Доктор с грустью замечает в своей записке, адресованной Печорину: «Доказательств против вас нет никаких, и вы можете спать спокойно... если можете... Прощайте...»
Среди эпизодических персонажей «Княжны Мери» выделяется драгунский капитан – типичный представитель русского офицерства николаевской поры, соединяющий в себе пошлость и грубость, подлость и трусость. Он делает всё возможное, чтобы поссорить Печорина с Грушницким, провоцирует скандал и дуэль. В то же время он проявляет малодушие, когда Печорин, добиваясь равных условий дуэли с Грушницким, предлагает капитану стреляться на тех же условиях.
Особое место в повести «Княжна Мери» занимают женские персонажи. Это княгиня Лиговская, ее дочькняжна Мери,Вера.
Наиболее ярко очерчены и внешний облик, и характер княжны Мери. Повторяющаяся портретная деталь – «бархатные глаза» – подчеркивает утонченность и обаяние героини. В романе отмечены ум и образованность княжны: она читала Байрона по-английски, знает алгебру.
Важную сюжетную роль в повести играет история любви княжны Мери к Печорину. Лермонтов психологически точно рисует изменения во внутреннем мире героини. Вначале писатель передает раздражение и неприязнь княжны в отношении Печорина, потом – чувство любопытства, зарождающейся любви, затем страсть, наконец – горькое разочарование. Получается, что образ героини играет важную композиционную роль в романе. Любовная интрига с ее участием позволила автору глубже раскрыть характер, внутренний мир не только княжны Мери, но и главного героя – Печорина.
Образ Веры менее яркий, нежели образ княжны Мери. Белинский пишет о Вере: «Это скорее сатира на женщину, чем женщина». Далее критик замечает: «Отношения ее к Печорину похожи на загадку. То она кажется вам женщиной глубокой, способной к безграничной любви и преданности, к геройскому самоотвержению, то видите в ней одну слабость и больше ничего... В ее обожании есть что-то рабское». Отметим портретную характеристику героини. Бледность лица Веры – проявление болезненности героини, ее слабости.
Для Печорина Вера олицетворяет скорее воспоминание о прежней любви, нежели любовь в настоящем. На сильное, глубокое чувство герой оказывается не способен. Двусмысленность отношений Печорина с Верой – еще одно свидетельство жизненной несостоятельности героя, его душевной нечистоты. Отсюда и неопределенность его чувства к Вере, и сознание бессмысленности дальнейших близких с ней отношений. «Гнаться за погибшим счастьем бесполезно и безрассудно», – замечает герой.
В рассказе «Фаталист» перед читателем предстает еще одна яркая личность. Это поручик Вулич, тоже своего рода «двойник» Печорина. Яркая, колоритная внешность Вулича – свидетельство незаурядности его натуры: «Наружность поручика Вулича отвечала вполне его характеру. Высокий рост и смуглый цвет лица, черные волосы, черные проницательные глаза, большой, но правильный нос, принадлежность его нации, печальная и холодная улыбка, вечно блуждавшая на губах его, – все это будто согласовалось для того, чтобы придать ему вид существа особенного», – пишет Печорин.
В «Фаталисте» Вулич и Печорин поочередно ставят «эксперименты» над жизнью, испытывают судьбу. Фаталист Вулич стреляет в себя, но остается жив: значит, ему не суждено было в этот момент погибнуть. Однако Печорин читает «печать смерти на бледном лице его», и Вулич вскоре погибает. Затем Печорин сам испытывает судьбу, обезоруживая пьяного казака, и остается жив.
Видимо, смысл сопоставления двух героев-двойников заключается в следующем. Печорин готов в какой-то момент согласиться с Вуличем в том, что судьба властвует над человеком. Но он не может не бросить судьбе вызов: в этом суть личности главного героя.
В рассказе «Фаталист» появляется эпизодический женский персонаж – хорошенькая девушка Настя, дочка старого урядника, к которой Печорин испытывал симпатию. Настя, по всей видимости, страдает от любви к Печорину. Пока Настя дожидалась героя у калитки, ее «милые губки» посинели от холода. Печорин же кажется холодным и равнодушным. Вселенские вопросы волнуют героя больше, чем чувство Насти.
Вопросы и задания
1. Когда создавался роман «Герой нашего времени»? В каком году он был впервые опубликован?
2. Назовите основные темы произведения. К какой исторической эпохе относятся события романа? Кратко охарактеризуйте этот исторический период.
3. Как можно определить главную проблему романа? Какие социальные, философские и нравственные вопросы с ней связаны?
4. Можно ли утверждать, что Лермонтов определил пафос своего романа как критический? Какие грани авторского идеала всё же утверждаются при этом в произведении?
5. Почему «Герой нашего времени» называют произведением критического реализма? Есть ли здесь черты романтизма?
6. Почему «Герой нашего времени» – это, по словам Белинского, «не собрание повестей и рассказов», а целостный роман? Почему мы можем говорить, что произведение Лермонтова сочетает в себе черты социального, философского, психологического романа? Признаки каких еще литературных жанров, популярных в лермонтовскую эпоху, мы здесь находим?
7. В какой последовательности идут отдельные повести, составляющие роман? Какие из этих повестей входят в «Журнал Печорина»? От чьего имени ведется рассказ в каждой из повестей? От чьего лица написано предисловие к «Журналу Печорина»? Как будут следовать повести, если их расположить в хронологическом порядке?
8. Какие факторы определяют общее построение романа? Как раскрывается характер и внутренний мир Печорина от «Бэлы» до «Княжны Мери»? Почему именно «Фаталист» завершает роман?
9. Кратко охарактеризуйте рассказчиков в каждой из повестей. Какие стороны личности Печорина помогает нам выявить Максим Максимыч и какие остаются «загадкой»?
В чем сходство и в чем различие в личностях двух повествователей – странствующего офицера и самого Печорина, в их отношении в миру и к людям? -
10. Определите место Печорина в произведении, социальный статус героя.
11. Назовите философские проблемы, которые осмысляет автор в связи с образом Печорина (действие и бездействие, познание, предопределение и свобода воли, вера и безверие, добро и зло, смысл жизни, человек и природа).
12. Как вы можете объяснить связь между утратой веры в добро, крайним индивидуализмом и пессимизмом главного героя? Можно ли утверждать, что Печорин всё-таки понимал, что истинный смысл жизни существует? Почему же герой утратил его?
13. Какие стороны личности Печорина помогают раскрыть образы природы? Назовите наиболее яркие пейзажные зарисовки в романе, характеризующие главного героя, прокомментируйте их.
14. Рассмотрите психологический портрет героя. Какие детали внешности персонажа позволяют нам судить о его характере, о его внутреннем мире?
15. Назовите наиболее яркие монологи главного героя и прокомментируйте их. Как в этих монологах раскрываются философские взгляды героя, его жизненные принципы?
16. Какие основные функции выполняют второстепенные персонажи в романе? Охарактеризуйте Максима Максимыча как рассказчика и как героя. В чем он противопоставлен Печорину?
17. Кратко охарактеризуйте горцев – Бэлу, Казбича, Азамата. Кто из этих персонажей выступает также в роли рассказчика? Какие художественные средства использует Лермонтов при создании образов кавказцев?
18. Расскажите о героях «Тамани». Можно ли утверждать, что писатель идеализирует «честных контрабандистов»? Какие черты характера сближают «ундину» с Печориным? С помощью каких художественных средств Лермонтов создает образ девушки-контрабандистки?
19. Почему Грушницкого можно назвать пародией на Печорина? Какую роль играет Грушницкий в сюжете «Княжны Мери»?
20. Какие черты сближают Печорина и доктора Вернера, какие разделяют? Приведите примеры деталей, характеризующих доктора Вернера.
21. Охарактеризуйте княжну Мери, ее роль в сюжете, художественные средства создания ее образа.
22. Какие стороны личности Печорина раскрываются в его отношении к Вере?
23. В чем идейно-композиционная роль образа поручика Вулича? Какие черты характера этого персонажа сближают его с Печориным? По какому мировоззренческому вопросу мнения Печорина и Вулича принципиально расходятся? Кто, с вашей точки зрения, оказывается прав в их споре?
24. Составьте развернутый план-конспект и подготовьте устное сообщение на тему: «Художественные функции пейзажа в свете философской проблематики романа “Герой нашего времени”».
25. Составьте развернутый план-конспект и подготовьте устное сообщение на тему: «Мастерство портрета в романе “Герой нашего времени”».
26. Напишите сочинение на тему: «Противоречия личности Печорина».
Тема 10. Н.В.Гоголь. Краткие биографические сведения. «Ревизор»[23]