Источниковедение науки о литературе и его основные задачи. Пособия.

«Источниковедение» - термин, обозначающий совокупность знаний об источниках и методах их изучения. Источники классифицируются по ряду признаков, например, подразделяются на письменные источники и источники материальной культуры. В зависимости от задач изучения источников в источниковедении выделяются научные специальности. Так, лингвистическое источниковедение анализирует письменные источники с целью исследования истории того или иного языка. Историческое источниковедение анализирует источники с целью изучения истории того или иного народа, государства и пр. При этом используются как письменные источники, так и источники материальной культуры (например, добытые археологами). Историко-книжное источниковедение анализирует памятники материальной культуры (средства изготовления и печатания книг, сами книги и др.) и письменные источники. Цель такого изучения - воссоздание процессов, связанных с появлением письменности, средств и форм ее фиксации и распространения, со способами потребления книг, с психологическими особенностями чтения и т.п. При этом применяются классические методы лингвистического и исторического источниковедения, а также специфические - историко-книжные. Например, особые исследовательские приемы историко-книжного источниковедения используются при анализе книжных знаков (экслибрисов), книгопечатных шрифтов, организации производства книг, способов гравирования и печати и пр.

«Историография» - термин, обозначающий источниковедческий метод обобщения исторической информации. Содержание термина «историография» исторически изменялось. Так, знаменитый русский историк Н.М. Карамзин именовался «историографом» в смысле официального государственного историка. Нередко до сих пор слово «историография» воспринимается как синоним слова «история». В источниковедении термин «историография» близок к понятию «обзор литературы по предмету исследования». Однако нередко там, где кончается работа над обзором, начинается исследовательская деятельность историка, обращающегося к историографии как источниковедческому методу. Историографический метод заключается в критическом анализе опубликованной по рассматриваемому вопросу литературы. При этом не просто фиксируются отраженные в ней факты, а производится их научная классификация на достоверные или доказанные, предположительно верные или вероятные, малодостоверные и ложные. После этого становится ясно, в каком направлении надо вести научный поиск.

Источниковедение и историография тесно связаны между собой. При изучении определенного вопроса по истории книги исследователь знакомится со всей известной по теме литературой. Устанавливает сильные и слабые места в существующих концепциях, то есть выявляет, в каком направлении нужно вести дальнейшее исследование. Чем глубже ученый овладел методом историографии, тем правильнее он определит направление для своего научного поиска. Далее исследователь проводит разыскание недостающих источников, анализируя архивные и другие документы, материальные объекты. При этом не обязательно каждый раз это будут новые, ранее неизвестные источники. Вдумчивый ученый может в уже изучавшихся материалах обнаружить нужные ему факты, мимо которых прошли предыдущие исследователи.

Сочетание методов источниковедения и историографии является способом, предохраняющим исторические исследования от волюнтаристских подходов. Волюнтаризм сталинско-брежневской поры, приводивший к «высасыванию из пальца» исторических фактов, их фальсификации, породил существенные деформации в советской исторической науке. Сейчас перед историками, включая историков книги, стоит задача адекватного, соответствующего исторической реальности воссоздания прошлого на основе действительно научных методов исторического исследования. Вот почему будущие книговеды, организаторы книжной торговли, историки книги должны овладевать знаниями по дисциплине «Источниковедение и историография истории книги».

Задачами источниковедения является разработка на основе теоретико-методологических принципов приемов изучения степени адекватности источников в отношении исторической действительности, а также выработка методов выявления, отбора и обработки содержащейся в нем информации.

Пособия – всё то, что имеет отношение к изучению биографии и творчеству писателя.

К этому относят :

1. рукописные и печатные работы писателя

2. библиография произведений писателя

3. переводы произведений

4. отклики писателей в музыке, литературе

5. дом, квартира, обстановка

6. библиотека писателя как материальный предмет

7. обобщающие труды по изучению творчества писателя

Научная библиотека СГУ

ЗНБ СГУ является одним из ведущих структурных подразделений СГУ, обеспечивающим литературой и информацией учебно-воспитательный процесс и научные исследования, а также региональным центром распространения знаний, духовного и интеллектуального общения, культуры. Основная цель деятельности ЗНБ СГУ - полное и оперативное библиотечное и информационно-библиографическое обслуживание студентов, учащихся, аспирантов, докторантов, научных работников, преподавателей, инженерно-технического персонала и других категорий читателей СГУ в соответствии с информационными запросами на основе широкого доступа к фондам ЗНБ СГУ (в рамках законодательства РФ и Правил пользования ЗНБ СГУ).

Наши рекомендации