Почему в рыцарских подвигах не осуществляются благородные стремления героя? Почему он отправляется странствовать?
Необходимо понять, что речь идет не о книгах вообще, а о рыцарских романах, представляющих, как пишет Сервантес, нагромождение «невероятной чепухи», в которую безоговорочно поверил Дон Кихот, подражая героям этих книг, перенося в реальный мир рыцарские правила и заветы.
Увидев прислоненное к дереву копье, Дон Кихот решает, что Хосе Альдудо — рыцарь и, следовательно, принадлежит к рыцарскому ордену, что окончательно смешало в его сознании реальный и воображаемый мир, созданный под влиянием рыцарских романов. Вследствие этого он обращается к Альдудо так, как говорят герои этих книг, Дон Кихот свято верит в обещания и клятвы. Он не обращает внимания на слова Андреса, предупреждающего его, что Хосе Альдудо не рыцарь, а богатый крестьянин из деревни Кинтаиар. Дон Кихот убежден, что человека надо судить по его делам. Поэтому и крестьянин, по его мнению, может быть рыцарем. Эти слова, выражающие передовую точку зрения эпохи Возрождения, в устах Дон Кихота превращаются в насмешку, пародию на человека, так как относятся они к Хосе Альдудо, занятого далеко не рыцарскими делами.
Против него и поднял свое копье Дон Кихот. Однако заблуждения Дон Кихота оказались намного сильнее, чем происходящие на его глазах события. Поэтому и поверил он лживым заверениям Хосе Альдудо. Счастливый и гордый тем, что помог Андресу, что выполнил долг странствующего рыцаря, отправляется Дон Кихот своей дорогой, так и не поняв, что за человек Хосе Альдудо.
Незнание жизни, людей, наивная доверчивость Дон Кихота, смешение действительного и воображаемого мира привели к тому, что добрые намерения его не осуществились как в этом, так и в других случаях.
С мотивом дороги, странствия тесно связан и мотив ухода, присущий герою романа Сервантеса. Дон Кихот бежит от обыденности и повседневности в поисках идеального, героического и прекрасного мира рыцарских романов.
Эволюционирует ли Дон Кихот на протяжении произведения?
Вершиной творчества Сервантеса является роман «Хитроумный Идальго Дон Кихот Ламанчский». «Дон Кихот» с первых страниц развертывается как пародия на рыцарский роман, который все еще пользовался в Испании чрезвычайной популярностью. Сервантес заявлял, что стремился «внушить людям отвращение к вымышленным и нелепым историям, описываемым в рыцарских романах». Осмеивая рыцарские романы, он боролся со старым, феодальным сознанием, которое подкреплялось ими и находило в них всое поэтическое выражение.
Алонсо Кехано назвал себя громким именем Дон Кихота Ламанчского, облекся в рыцарские доспехи, избрал себе даму сердца и, оседлав боевого коня, отправился на поиски приключений. Вскоре появился у него оруженосец, мирный землепашец Санчо Панса. Нелепы и часто смехотворны «подвиги» Дон Кихота: постоялый двор представляется ему замком, купцы – странствующими рыцарями, ветреные мельницы – многорукими великанами и т.д. В своем романе подсмеивается Сервантес также над претенциозным стилем рыцарских романов. Осмеивая рыцарский роман, он расчищал путь литературе содержательной, правдивой, близкой к жизни. Поначалу роман Сервантеса почти не выходит за пределы литературной пародии. Но постепенно Дон Кихот перестает быть только комической фигурой. Он проявляет такие свойства, которые позволяют увидеть его совсем в другом свете. Дон Кихот не только поэт, он, при всем своем безумии, еще и благородный мыслитель, человек большого ума. По мере развития романа фигура Дон Кихота приобретает все более патетический характер. Его безумие все чаще оборачивается мудростью. У него все отчетливее проступают гуманистические черты. Дон Кихот рассуждает так, как рассуждали гуманисты эпохи Возрождения. Мудрость Дон Кихота вовсе не была церковной. Он мечтал не о небесном, а о земном счастье человечества и всегда готов был дать добрый совет тому, кто испытывал в нем нужду. Однако Сервантес непрерывно ставит Дон Кихота в нелепые смешные положения, ведь прекраснодушие Дон Кихота бессильно что-либо изменить в мире, в котором воцарились эгоизм и стяжательство. Роман завершается торжеством здравого смысла. Перед смертью Дон Кихот отрекается от рыцарских романов и всех своих былых сумасбродств.