Договор ВОИС по исполнениям и фонограммам (ДИФ)

Этот Договор заключен 20 декабря 1996 г. Он открыт для участия любых государств — членов ВОИС и Европейского сообщества. Ас­самблея, учрежденная Договором, после вступления Договора в силу может принять решение о допуске других межправительственных орга­низаций для участия в Договоре.

Договор вступит в силу после сдачи на хранение 30 государствами документов о ратификации или присоединении. Такие документы дол­жны быть переданы на хранение генеральному директору ВОИС, кото­рый является депозитарием Договора.

По состоянию на 1 февраля 2001 г. Договор в силу не вступил. Его подписали следующие 50 государств: Аргентина, Австрия, Беларусь, Бельгия, Боливия, Буркина-Фасо, Венгрия, Венесуэла, Гана, Германия, Греция, Дания, Европейское сообщество, Израиль, Индонезия, Ирлан­дия, Италия, Казахстан, Канада, Кения, Колумбия, Коста-Рика, Люк­сембург, Мексика, Монако, Монголия, Намибия, Нигерия, Нидерлан­ды, Панама, Португалия, Республика Молдова, Румыния, Сенегал, Словакия, Словения, Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии, Соединенные Штаты Америки, Того, Уругвай, Финляндия, Франция, Хорватия, Чили, Швейцария, Швеция, Эква­дор, Эстония и ЮАР.

Ратифицировали или присоединились к Договору следующие 20 государств: Аргентина, Беларусь, Буркина-Фасо, Венгрия, Колумбия, Коста-Рика, Латвия, Литва, Мексика, Панама, Парагвай, Республика Молдова, Румыния, Сент-Люсия, Сальвадор, Словакия, Словения, Соединенные Штаты Америки, Хорватия и Эквадор.77 Российская Федерация Договор пока не подписала. Договор никоим образом не связан с какими-либо другими догово­рами и не ущемляет какие-либо права и обязательства по ним. Это так­же распространяется и на Международную конвенцию об охране инте­ресов исполнителей, производителей фонограмм и вещательных организаций (Римскую конвенцию) 1961 г. Договор касается прав интеллектуальной собственности в отноше­нии двух охраняемых групп лиц:

1. исполнителей (актеров, певцов, музыкантов и т. д.);

2. производителей фонограмм (физических или юридических лиц, которые берут на себя инициативу и несут ответственность за за­пись звуков исполнения).

Они рассматриваются в одном и том же Договоре, поскольку боль­шинство прав, предоставляемых Договором исполнителям, являются правами, связанными с их записанными, сугубо звуковыми исполнени­ями (т. е. фонограммами).

Что касается исполнителей, Договор предоставляет им четыре вида имущественных прав на их произведения, записанные на фонограммах (но не в аудиовизуальных записях, т. е., например, в звуковых записях к кинофильмам):

1. право на воспроизведение, т. е. исключительное право разрешать прямое или косвенное воспроизведение фонограмм любым образом и в любой форме;

2. право на распространение, т. е. исключительное право разрешать доведение до всеобщего сведения оригинала и экземпляров фо­нограммы посредством продажи или иной передачи права собствен­ности;

3. право на прокат, т. е. исключительное право разрешать коммер­ческий (или так называемый гражданско-правовой) прокат для публи­ки оригинала и экземпляров фонограммы, как это определено в нацио­нальном законодательстве договаривающихся сторон (за исключением стран, в которых с 15 апреля 1994 г., т. е. с момента подписания Согла­шения ТРИПС, уже действует система выплаты справедливого вознаг­раждения за такой прокат);

4. право сделать записанные произведения доступными, т. е. ис­ключительное право разрешать доведение до всеобщего сведения (об­народования) любого исполнения, записанного на фонограмму, по про­водам или средствами беспроволочной связи таким образом, чтобы представители публики могли осуществлять к ним доступ из любого
места и в любое время по их собственному выбору. Это право охватывает, в частности, интерактивное сообщение по запросу через систему Интернет или Web-TV.

Вместе с этим Договор предоставляет исполнителям три вида имуще­ственных прав в отношении их незаписанных («живых») исполнений:

1. право на эфирное вещание (за исключением случаев повторного эфирного вещания);

2. право на сообщение для всеобщего сведения (за исключением случаев, когда исполнение уже передавалось в эфир);

3. право на запись.

Договор также предоставляет исполнителям неимущественные права:

а) право требовать признания в качестве исполнителя;

б) право возражать против всякого извращения, искажения или иного изменения, способного нанести ущерб репутации исполнителя.

Что касается производителей фонограмм, Договор предоставляет им четыре вида прав (все они являются имущественными) в отноше­нии их фонограмм:

1. право на воспроизведение, т. е. исключительное право разрешать прямое или косвенное воспроизведение фонограммы любым образом и в любой форме;

2. право на распространение, т. е. исключительное право разрешать доведение до всеобщего сведения оригинала и экземпляров фонограм­мы посредством продажи или иной передачи права собственности;

3. право на прокат, т. е. исключительное право разрешать коммерческий (или так называемый гражданско-правовой) прокат оригинала и экземпляров фонограммы для публики, как это определено в нацио­ нальном законодательстве договаривающихся сторон (за исключением стран, в которых с 15 апреля 1994 г., т. е. с момента подписания Согла­шения ТРИПС, уже действует система выплаты справедливого вознаг­раждения за такой прокат);

4. право сделать фонограммы доступными, т.е. право разрешать дове­дение до всеобщего сведения фонограммы по проводам или средствами беспроволочной связи таким образом, что представители публики могут осуществлять к ним доступ из любого места и в любое время по их соб­ственному выбору.79 Это право охватывает, в частности, интерактивное сообщение по запросу через систему Интернет или Web-TV.

Что касается обеих категорий исполнителей и производителей фо­нограмм, Договор помимо установленного Договором минимального на­бора прав обязывает каждую договаривающуюся сторону предоставлять

гражданам других договаривающихся сторон такой же режим, какой она предоставляет своим собственным гражданам в отношении прав, особо предоставляемых Договором («национальный режим»).

Кроме того, Договор предусматривает, что исполнители и произво­дители фонограмм пользуются правом на единовременное справедли­вое вознаграждение за прямое или косвенное использование фоно­грамм, опубликованных в коммерческих целях, для целей эфирного вещания или сообщения для всеобщего сведения (так называемое вторичное использование). Однако любая договаривающаяся сторона может ограничить или — при условии, что она сделает оговорку к Договору — вообще не применять это право — статья 15(3) Договора. В этом случае и с учетом объема оговорки, сделанной договариваю­щейся стороной, другие договаривающиеся стороны имеют право не предоставлять национальный режим в отношении договаривающейся стороны, сделавшей оговорку («принцип взаимности»).

Срок охраны должен составлять не менее 50 лет.

Обладание правами и осуществление прав, предусмотренных Догово­ром, не может быть обусловлено соблюдением каких-либо формальностей.

Договор обязывает договаривающиеся стороны предусматривать соответствующую правовую охрану и эффективные средства правовой защиты от обхода существующих технических средств (например, ко­дирование), используемых исполнителями или производителями фо­нограмм в связи с осуществлением их прав и ограничивающих дей­ствия в отношении их исполнений или фонограмм, которые не разрешены исполнителями или производителями фонограмм или не Допускаются законом (статья 18).

Договаривающиеся стороны согласно Договору также обязаны пре­дусмотреть в своем законодательстве соответствующие и эффектив­ные средства правовой защиты, направленные против:

1) осуществляемого без разрешения устранения или изменения любой электронной информации об управлении правами;

2) распространения, импорта с целью распространения, передачи в эфир или сообщения для всеобщего сведения без разрешения исполнений экземпляров записанных исполнений или фонограмм при условии, что лицо, осуществляющее указанные действия, знает, что в них без разрешения была устранена или изменена электронная информа­ция об управлении правами.

В данном случае речь идет об информации, которая идентифицирует исполнителя, исполнение исполнителя, производителя фонограммы, фонограмму, обладателя какого-либо права на исполнение или фоно­грамму, или информацию об условиях использования исполнения и любые цифры и коды, в которых представлена такая информация (ста­тья 19).

Договор обязывает каждую договаривающуюся сторону в соответ­ствии со своими правовыми системами принимать меры, необходимые для обеспечения применения Договора, т.е. меры, позволяющие осуще­ствлять эффективные действия против любого акта нарушения прав, предусмотренных Договором. Такие действия должны включать сроч­ные меры по предотвращению нарушений и меры, являющиеся сдер­живающим средством от дальнейших нарушений (статья 23).

Договор учреждает Ассамблею, главной задачей которой является рассмотрение вопросов, касающихся сохранения и развития Договора. Административные функции по Договору выполняет Международное бюро ВОИС.

Наши рекомендации