Международная конвенция по охране прав исполнителей, создателей фонограмм и организаций эфирного вешания (Римская конвенция)
Появление смежных прав явилось в основном результатом технического прогресса. Меры против неразрешенного снятия копий записей музыкальных произведений впервые были приняты индустрией фонограмм на национальном уровне. Закон об авторском праве Соединенного Королевства 1911 г. признал за производителями звуковых записей авторское право, и этот подход затем был применен некоторыми другими странами, принявшими англосаксонскую концепцию авторского права, несмотря на тот факт, что имелись значительные различия между последствиями, вытекающими из охраны авторских произведений и фонограмм. Именно в этом контексте в ряде стран и встал вопрос об охране прав исполнителей.72 Таким образом, именно прогресс в индустрии фонограмм содействовал принятию мер по охране так называемых смежных прав.
Как и в ряде национальных законодательств, первые предложения, направленные на охрану прав создателей фонограмм и исполнителей на международном уровне, также основывались на подходах, принятых в охране авторского права. На Дипломатической конференции Бернского союза по охране литературных и художественных произведений в Риме в 1928 г. было предложено, что «когда музыкальное произведение было записано на механический носитель путем вклада исполнителей, последние также бы пользовались благами охраны». На основании этого подхода была принята резолюция, в которой конференция просила правительства рассмотреть возможность принятия мер по защите интересов исполнителей.
В 1934 г. Международная конфедерация обществ, авторов и композиторов подписала в Стрезе соглашение с Международной федерацией граммофонной индустрии, в соответствии с которым на предстоящей конференции по пересмотру Бернской конвенции последняя должна была включить дополнение, предусматривающее охрану фонограмм против неразрешенного снятия копий и право создателей фонограмм на справедливое вознаграждение за сообщение для всеобщего сведения их фонограмм с помощью передачи в эфир или кинематографии. С другой стороны, Международная организация труда (МОТ) начиная с 1926 г. также проявляла интерес к охране труда исполнителей. Совместно с Бюро Бернского союза были подготовлены соответствующие проекты, однако с началом Второй мировой войны продвижение вперед по этому вопросу затормозилось на несколько лет.
После войны вопрос был поставлен снова на Брюссельской конференции по пересмотру Бернской конвенции (1948 г.), однако попытки предоставить на международном уровне права исполнителям и производителям фонограмм, аналогичные авторскому праву, не увенчались успехом. Вместе с этим было высказано пожелание, чтобы правительства продолжали работу в направлении предоставления такого рода охраны. Различные комитеты экспертов подготовили проекты конвенций, включающих охрану интересов организаций эфирного вещания: Римский протокол (1951), Проект, подготовленный под эгидой МОТ (1957), и Монакский проект (1957), подготовленный группой экспертов, созванной Международным бюро Бернского союза и ЮНЕСКО. И, наконец, в 1960 г. Комитет экспертов, совместно созванный ВОИС, ЮНЕСКО и МОТ, собрался в Гааге и подготовил Проект конвенции, который был принят за основу на Дипломатической конференции в Риме, где был согласован окончательный текст Международной конвенции по охране прав исполнителей, создателей фонограмм и организаций эфирного вещания (так называемой Римской конвенции) 26 октября 1961 г. .
Смежные права так названы, поскольку они неразрывно связаны с правами авторскими. Поэтому первая статья Римской конвенции предусматривает, что предоставляемая в соответствии с ней охрана никоим образом не влияет на охрану авторского права на литературные и художественные произведения. Это означает, что ни одно из положений Римской конвенции не может быть интерпретировано как наносящее ущерб авторско-правовой охране. Из текста статьи 1 также следует, что в тех случаях, когда в силу авторского права для использования авторского произведения требуется согласие автора, Римская конвенция никоим образом не влияет на необходимость получения такого рода разрешения.
Предусматривается, что для того, чтобы присоединиться к Римской конвенции, государство должно быть не только членом ООН, но также членом Бернского союза или членом Всемирной конвенции по авторскому праву — статья 24(а). Более того, государство перестает быть участником Римской конвенции с момента выхода из Бернского союза или Всемирной конвенции по авторскому праву — статья 28(4). Из-за такой привязки к конвенциям по авторскому праву Римская конвенция иногда рассматривается как «закрытая» с точки зрения государств, которые хотели бы к ней присоединиться74, что, однако, представляется не совсем правильным, поскольку сама логика иерархии прав подразумевает, что в отсутствие действенной системы защиты авторских прав охранять права смежные если и возможно, то лишь в ущерб правам авторским.
Аналогично Бернской конвенции охрана, предоставляемая Римской конвенцией, в основном сводится к национальному режиму, предоставляемому государствами-членами национальным исполнителям, производителям фонограмм и организациям эфирного вещания в соответствии с национальным законодательством — статья 2(2). Это означает, что помимо прав, гарантированных самой конвенцией и составляющих минимальный уровень охраны, в государствах-участниках иностранные исполнители, производители фонограмм и организации эфирного вещания пользуются теми же правами, которые предоставляются этими государствами своим собственным гражданам.
Национальный режим предоставляется исполнителям, если исполнение имеет место в другом Договаривающемся государстве (независимо от того, к какой стране принадлежит сам исполнитель), или если оно включено в фонограмму, охраняемую Конвенцией (независимо от того, какой стране принадлежит исполнитель и где имело место исполнение), или если оно транслируется в живом исполнении (а не с фонограммы) в передаче, охраняемой Конвенцией (независимо от страны, к которой принадлежит исполнитель) — статья 4.
Национальный режим предоставляется производителям фонограмм, если производитель является гражданином другого договаривающегося государства (критерий национальности) или если первая фиксация была осуществлена в другом договаривающемся государстве (критерий фиксации), или фонограмма была впервые или одновременно выпущена в свет в другом договаривающемся государстве (критерий выпуска в свет) — статья 5. Допускаются оговорки в отношении этих альтернативных критериев: путем уведомления Генерального секретаря ООН любая договаривающаяся страна может в любое время заявить, что она не будет применять критерия выпуска в свет или — в качестве альтернативы — критерия фиксации. Любое государство, которое на день подписания Конвенции в Риме уже предоставило охрану производителям фонограмм исключительно на основании фиксации, может исключить как критерий выпуска в свет, так и критерий национальности.
Национальный режим предоставляется организациям эфирного вещания, если их штаб-квартира расположена в другом договаривающемся государстве (принцип национальности) или если передача транслируется с передатчика, расположенного в другом договаривающемся государстве, независимо от того, расположена ли первоначальная организация эфирного вещания в договаривающемся государстве или нет (принцип территориальности). Договаривающиеся государства могут заявить, что они обеспечат охрану радио- и телепередач только в том случае, если условия национальности и территориальности удовлетворяются в отношении одного и того же договаривающегося государства — статья 6.
Конвенция предусматривает минимальный уровень охраны исполнителей через механизм «возможности предотвращения определенных действий», осуществляемых без согласия исполнителей. Авторы Конвенции предпочли это выражение простому перечислению минимальных прав исполнителей для того, чтобы позволить таким странам, как Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии, продолжать охрану прав исполнителей с помощью уголовного законодательства, определяющего правонарушение и наказание за него. При этом определено, что действия, которые могут быть предотвращены исполнителем, требуют его предварительного согласия. Таким образом, перечисление определенных действий, которым может воспрепятствовать исполнитель в силу Конвенции, равносильно предоставлению ему определенного комплекса прав. (Это может служить наглядной демонстрацией того, что подход авторов правовых норм, регулирующих авторско-правовые отношения, до сих пор может быть различным в определении того, чем собственно являются эти права: положительным правом, которым наделяются авторы и исполнители, или правом запрещать использование.)
Исполнители (артисты, певцы, музыканты, танцоры и другие лица, исполняющие литературные или художественные произведения) охраняются от следующих действий, на которые они не давали своего согласия — статья 7:
а) передача в эфир или сообщение для всеобщего сведения живого исполнения;
б) осуществление записи незафиксированного исполнения;
в) воспроизведение фиксации исполнения при условии, что первоначальная фиксация была осуществлена без согласия исполнителя или же что воспроизведение осуществляется в целях, не разрешенных Конвенцией или исполнителем.
Производители фонограмм имеют правомочия разрешать или запрещать прямое или косвенное воспроизведение их фонограмм — статья 10, т. е. первичное использование фонограмм. Фонограммы определяются в Конвенции как любая исключительно звуковая запись какого-либо исполнения или других звуков. Римская конвенция не предусматривает никаких правомочий на разрешение исполнения фонограмм и не содержит явного запрета на распространение или ввоз в страну неразрешенных дубликатов фонограмм.
Если фонограмма, выпускаемая для коммерческих целей, служит для вторичного использования (например, для радио- или телепередачи либо сообщения для всеобщего сведения в любой форме), пользователь должен уплатить разовое справедливое вознаграждение исполнителям или производителям фонограмм или тем и другим вместе — статья 12. Гарантируя разовое вознаграждение за использование фонограммы, Конвенция, как представляется, создает что-то вроде принудительной лицензии. Однако договаривающиеся государства свободны не применять это правило или ограничивать его применение.
Организации эфирного вещания имеют правомочия разрешать или запрещать:
а) одновременную ретрансляцию их передач;
б) фиксацию их передач;
в) воспроизведение неразрешенных фиксаций их передач или воспроизведение законных фиксаций в противозаконных целях;
г) сообщение для всеобщего сведения их телевизионных передач с помощью приемников, установленных в местах, доступных для публики, за плату.
Римская конвенция не предусматривает охраны против распространения передач по кабелю.
Римская конвенция допускает исключения из вышеозначенных прав в национальных законах в отношении:
1. личного использования;
2. использования коротких отрывков в связи с репортажами о текущих событиях;
3. эфирной фиксации вещательной организацией на своем собственном оборудовании, используемой для своих собственных передач;
4. использования исключительно в целях обучения или научных исследований;
5. во всех случаях, когда национальный закон предусматривает исключения из авторско-правовой охраны литературных и художественных произведений, за исключением принудительных лицензий, выдача которых была бы несовместима с Бернской конвенцией.
Более того, как только исполнитель дает свое согласие на включение его исполнения в визуальную или аудиовизуальную запись, положения о правах исполнителей перестают применяться.
Продолжительность охраны должна составлять по меньшей мере 20 лет, считая с конца года, когда:
1. была сделана запись (в случае фонограмм и включенных в них исполнений);
2. состоялось исполнение (в случае исполнений, не включенных в фонограммы, т. е. «живых»);
3. состоялась передача в эфир (в случае радиотелепередач).
При этом надо заметить, что национальные законы чаще всего предусматривают 50-летний срок охраны, по крайней мере в случае фонограмм и исполнений.
Административные функции этой Конвенции выполняет ВОИС совместно с МОТ и ЮНЕСКО. Эти три организации образуют Секретариат Межправительственного комитета, учрежденного в рамках Конвенции и состоящего из представителей двенадцати договаривающихся государств.
Конвенция не предусматривает учреждение Союза или бюджета. Она учреждает Межправительственный комитет, в состав которого входят договаривающиеся государства.
По состоянию на 15 января 2001 г. в Конвенции участвовали следующие 67 государств: Австралия, Австрия, Албания, Аргентина, Барбадос, Бельгия, Болгария, Боливия, Бразилия, Буркина-Фасо, Венгрия, Венесуэла, Гватемала, Германия, Гондурас, Греция, Дания, Доминика, Доминиканская Республика, Ирландия, Исландия, Испания, Италия, Канада, Колумбия, Конго, Коста-Рика, Латвия, Лесото, Ливан, Литва, Лихтенштейн, Люксембург, бывшая Югославская Республика Македония, Мексика, Монако, Нигер, Нигерия, Нидерланды, Никарагуа, Норвегия, Остров Зеленого Мыса, Панама, Парагвай, Перу, Польша, Республика Молдова, Румыния, Сальвадор, Сент-Люсия, Словакия, Словения, Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии, Уругвай, Фиджи, Филиппины, Финляндия, Франция, Хорватия, Чешская Республика, Чили, Швейцария, Швеция, Эквадор, Эстония, Ямайка и Япония.75
Первыми к Конвенции в 1964 г. присоединились Конго, Мексика, Нигер, Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии, Швеция, Эквадор. Последними к Конвенции в 2000 г. присоединились Албания, Никарагуа, Хорватия и Эстония. Российская Федерация к Конвенции не присоединилась.
Российская Федерация дала обязательство Европейскому Союзу присоединиться к Римской Конвенции до конца 2002 г., что нашло свое отражение в Соглашении 1997 г. о партнерстве и сотрудничестве, устанавливающем партнерство между Европейскими сообществами и учреждающими их государствами с одной стороны и Российской Федерацией, с другой стороны.76
В соответствии с этим Соглашением Российская Федерация взяла на себя обязательство обеспечить «адекватную и эффективную защиту и охрану» интеллектуальной собственности с целью достижения уровня защиты, сходного с уровнем, существующим в Европе, включая эффективные способы принудительного исполнения прав интеллектуальной собственности.
Присоединение Российской Федерации к Римской конвенции — это чрезвычайно важный шаг для установления в России должного уровня охраны смежных прав. Как будет сказано ниже, положения Римской конвенции с определенными изменениями вошли составной частью в Соглашение ТРИПС. Это означает, что присоединение России к Римской конвенции также будет являться необходимым шагом Для вступления России во Всемирную торговую организацию.
Все вышесказанное дает надежду, что к Конвенции Россия действительно присоединится, и смежные права, прописанные в Законе РФ «Об авторском праве и смежных правах», реально начнут соблюдаться.