Занятие 5. Чтение сказки П. Бажова «Серебряное копытце»
Цель.Познакомить детей со сказкой П. Бажова «Серебряное копытце».
Ход занятия
Воспитатель спрашивает у детей, видели ли они фильм о хозяйке Медной горы и Даниле-мастере. Выясняет, какими богатствами владела хозяйка Медной горы и что делал в ее сказочных дворцах Данила.
Педагог сообщает, что фильм снят по произведению великого уральского сказочника Павла Бажова.
«Сегодня я прочитаю вам другую сказку Павла Бажова. Называется она „Серебряное копытце“, – говорит педагог. – Как вы думаете, о ком эта сказка?»
Воспитатель читает сказку. Дает детям возможность осмыслить услышанное. Спрашивает, понравилась ли сказка, и кому какой эпизод особенно запомнился. Зачитывает 3–4 отрывка.
Примечание. Эту спокойную сказку целесообразно читать детям перед сном, прослушивать в аудиозаписи. Можно предложить детям нарисовать Серебряное копытце или вылепить его из пластилина.
Занятие 6. Заучивание стихотворения С. Маршака «Тает месяц молодой»
Цель.Вспомнить с детьми произведения С. Маршака. Помочь запомнить и выразительно читать стихотворение «Тает месяц молодой».
Предварительная работа.Воспитатель организует выставку произведений С. Маршака («Тихая сказка», «Сказка о глупом мышонке», «Багаж», «Про все на свете»; английские песенки в переводе С. Маршака: «Маленькие феи», «Три зверолова», «Кораблик», «Храбрецы» и т. п.). Помогает детям рассмотреть иллюстрации, вспомнить знакомые произведения. По просьбе детей читает некоторые из них.
Ход занятия
Воспитатель интересуется, удалось ли детям посмотреть иллюстрации к произведениям С. Маршака.
«Кому какая книжка понравилась и что вы в ней увидели? – спрашивает педагог. – У Самуила Яковлевича Маршака есть очень красивое новогоднее стихотворение. Сейчас я его вам прочитаю. Уверена, что вы захотите его запомнить, чтобы „блеснуть“ на новогодней елке».
Воспитатель дважды читает стихотворение.
Затем проговаривает первые две строчки стихотворения:
Тает месяц молодой,
Гаснут звезды чередой.
Воспитатель выясняет у детей, почему в стихотворении месяц назван молодым. Обращает их внимание на слово тает: «Наблюдая за исчезающим месяцем, мы бы, наверное, сказали другие слова. Какие? (Бледнеет. Исчезает. Тускнеет.)Когда же это случается: „Тает месяц молодой, гаснут звезды чередой“ (то есть друг за другом)? (На рассвете.) „Гаснут звезды“. Как гаснут?» (Исчезают.)
«Замечательными строчками начинается стихотворение, не правда ли?» – уточняет педагог и предлагает детям проговорить их очень спокойно, без спешки, так, чтобы каждое слово зазвучало (хоровой и 2–3 индивидуальных ответа).
Педагог повторяет строчки и присоединяет к ним две следующие:
Из распахнутых ворот
Солнце красное идет!
«Что это за ворота такие? Их даже не открыли, а распахнули, – говорит воспитатель. – И как торжественно звучат эти строчки».
Дети интонацией пытаются передать торжественный выход солнца из распахнутых ворот (3–4 индивидуальных повторения).
Педагог проговаривает эти строчки и присоединяет к ним последнее двустишие:
Солнце за руку ведет
Новый день и Новый год!
Воспитатель объясняет, почему у солнца такой торжественный выход и ворота не само солнце открыло, а их распахнули перед ним. («Этот новый день – начало Нового года».)
«А чего это солнце новый день и Новый год за руку ведет, как малышей? – спрашивает воспитатель. – Правильно. Они и есть малыши. Правда, новый день солнце каждое утро выводит, а вот Новый год – один раз в триста шестьдесят пять дней».
Воспитатель читает последние строки еще раз, а затем предлагает детям повторить их, сделав паузу перед словами Новый год. Дети 2–3 раза повторяют конец стихотворения.
Педагог несколько раз читает стихотворение целиком. Дети очень тихо, подражая интонациям воспитателя, читают стихотворение вместе с ним.
Занятие 7. Беседа по сказке П. Бажова «Серебряное копытце». Слушание стихотворения К. Фофанова «Нарядили елку…»
Цель.Развивать творческое воображение детей, помогать логично и содержательно строить высказывания.
Ход занятия
Воспитатель напоминает детям, что сказку «Серебряное копытце» написал Павел Бажов.
«В этой сказке много загадочного, – говорит педагог. – Например, откуда появилась драная тощая Муренка? Ваши предположения».
Просит детей следить за своей речью при ответе на вопрос, чтобы высказывания вытекали одно из другого, согласовывались друг с другом.
«Как вы думаете, почему Муренка, отбиваясь от собак, в зимний холод за Даренкой увязалась? – спрашивает воспитатель. – О чем Муренка с Серебряным копытцем беседовали? Что она козлику рассказала? И, наконец, почему кошка покинула Даренку?»
Заканчивая эту часть занятия, педагог хвалит детей, старающихся говорить грамотно.
«Скоро в нашем зале и у вас дома будут стоять красиво убранные лесные елки, – продолжает занятие педагог. – Когда все спят, о чем вспоминает елка, о чем тоскует? А о чем мечтают красавицы елки и сосны, оставшиеся в лесу?»
Выслушав ответы детей, воспитатель читает стихотворение К. Фофанова «Нарядили елку…»:
Нарядили елку в праздничное платье:
В пестрые гирлянды, в яркие огни.
И стоит, сверкая, елка в пышном зале,
С грустью вспоминая про былые дни.
«О чем вспоминает елка? – интересуется педагог.
Снится елке вечер, месячный и звездный,
Снежная поляна, грустный плач волков
И соседи-сосны, в мантии морозной,
Все в алмазных блестках, в пухе из снегов.
И стоят соседи в сумрачной печали,
Грезят и роняют белый снег с ветвей…
Грезится им елка в освещенном зале,
Хохот и рассказы радостных детей.