Занятия по развитию речи в средней группе детского сада
Гербова
Занятия по развитию речи в средней группе детского сада
Планы занятий
Библиотека «Программы воспитания и обучения в детском саду»под общей редакцией М.А. Васильевой, Т.С. Комаровой, В.В. Гербовой
Гербова Валентина Викторовна –кандидат педагогических наук, автор пособий по методике развития речи детей и приобщения их к художественной литературе.
От автора
Успешная реализация программных задач зависит от ряда факторов и прежде всего от уклада жизни дошкольного учреждения, той атмосферы, в которой воспитывается ребенок, от специально заданной, продуманной развивающей среды.
Эффективность воспитания и обучения достигается путем кропотливого труда педагогов, непосредственно работающих с детьми, и всех сотрудников дошкольного учреждения, общающихся с дошкольниками в течение дня.
Система работы по обучению детей родному языку, ознакомлению их с художественной литературой представлена в работах В. В. Гербовой «Развитие речи в детском саду», «Приобщение детей к художественной литературе» (М.: Мозаика-Синтез, 2005).
Пособие «Занятия по развитию речи в средней группе детского сада», написанное в рамках «Программы воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой, дополняет рекомендации по важнейшему направлению педагогической деятельности – целенаправленному и планомерному обучению дошкольников на занятиях. Практическое назначение книги – дать воспитателям примерные ориентиры по планированию занятий (определение тем и целей обучения, способов их реализации).
Формирование словаря
Поскольку работа по обогащению и уточнению словаря дошкольников предполагает активное познание ими окружающей действительности, она входит в разные виды деятельности детей: игровую, бытовую, трудовую, учебную – и, следовательно, осуществляется и в быту, и на занятиях. При этом ведущим выступает метод распознающего наблюдения. С помощью различных анализаторов и разнообразных способов обследования (практических действий: надавить на предмет, согнуть его, потянуть, измерить и т.д.; сравнения с известным, пробных экспериментов, вопросов к взрослому и т.д.) дети вычленяют свойства предмета, называют материал, из которого он изготовлен, открывают приметы времен года и т.д. На основе познавательной деятельности воспитатель решает задачи словарной работы: вводит в активный словарь детей новые слова, закрепляет уже известные, знакомит с различными значениями слов.
Для обогащения и уточнения словаря детей используются следующие приемы:
• использование нового слова и рассматривание предмета (демонстрация действия), которое оно обозначает. («Про глаза с черным зрачком говорят, что они черные. А про куклу с черными глазами говорят черноглазая, – объясняет педагог. – Что скажете про вторую куклу с синими глазами?» (Синеглазая.);
• интонационное акцентирование внимания детей на новом слове («Не заметили, какое слово я голосом выделила? – интересуется воспитатель. – Ошпаренный – это значит облитый кипятком, упавший, нырнувший в кипяток, как волк из сказки „Три поросенка“».);
• многократное повторение речевого образца для его дословного воспроизведения («Чтобы медвежонок не проиграл, соревнуясь в беге с хитрым волчонком, надо научить его слушать вашу команду: „Раз, два, три – беги!“» (Хоровые и индивидуальные повторения.));
• употребление нового слова (определения) в различных речевых высказываниях («Как думаете, что можно сшить из синей ткани в мелкую белую полоску? – интересуется педагог. – Начните ответ так: „Из синей ткани в мелкую белую полоску я бы… (сшила (сшил) платье, фартук, наволочку, пододеяльник, грелку на чайник и т. п.“».)
Для активизации словаря используются следующие приемы:
• вопросы к детям, требующие ответа-констатации (что? где? какой?) или ответа-размышления (как? почему? зачем?);
• напоминание, косвенное подсказывание известного ребенку слова («Красная Шапочка верила волку. Она была очень… (доверчива).);
• образование слов по аналогии («Для сахара – сахарница, а для сухарей… (сухарница));
• подбор прилагательных и глаголов, характерных для объекта («Какой рассказ?» (Веселый, смешной, похожий на сказку.));
• договаривание детьми слов, преднамеренно пропущенных воспитателем в литературном произведении. («Я теперь не один Комар Комарович – Длинный Нос, а прилетели со мной и дедушка Комарище… (Длинный Носище), и младший брат Комаришка… (Длинный Носишко). (Д. Мамин-Сибиряк.))
Развитие связной речи
Пятый год жизни – период наивысшей речевой активности. Дети легко подхватывают начатый разговор, спешат высказаться, перебивают друг друга, достаточно часто сопровождают речью собственные действия. Ребенок старше четырех с половиной лет сопровождает речью каждое второе (бытовое, игровое) действие (данные Г. Ляминой). Из книг, телепередач, рассказов взрослых малыши получают некоторые сведения о предметах, явлениях, событиях, не имевших места в их собственном опыте. У них появляется круг вербальных (словесных) знаний. Оперируя ими, дети зачастую делают логически неправильные выводы. (Например: «Близнецы – это не внуки. Близнецы – знак Зодиака», – поясняет ребенок взрослым, услышав их разговор.)
Воспитатель должен серьезно и уважительно относиться к любым высказываниям детей. Малыши очень эмоционально реагируют на отрицательную оценку, так как не видят оснований для нее.
Ведущей формой обучения родному языку является диалог, в котором речь взрослых обеспечивает опережающее усвоение детьми слов. Общаясь с дошкольниками, воспитатель должен употреблять синонимы, антонимы, формы вежливого обращения, конструкции с разнообразной подчинительной связью. Стараясь привлечь внимание детей к слову, предложению, педагог может схитрить: «Ой, забыла, как я про котишку только что сказала? Какой он? Спасибо, Дима. Да, я сказала: „Маленький, лохматенький, но не котик, а… (котишка).“» Дети всегда с радостью помогают «забывчивому» взрослому.
Детей этого возраста нужно хвалить не только за сообразительность, готовность ответить на вопрос воспитателя, но и за удачное высказывание: «Умница, Максимка! Хвалю! И за то, что на трудный вопрос ответил правильно, и за то, что слова замечательные выбрал (в предложении твоем все слова в согласии живут)», и т.п.
При такой системе работы дети и по своей инициативе начинают интересоваться: «Я все правильно сказал? Красиво получилось?» Малыши постепенно осознают, что на занятиях по развитию речи они учатся правильно говорить, быть интересными собеседниками.
В средней группе начинается работа по обучению детей монологической речи. Однако надо помнить, что в психическом развитии переломным моментом является середина года. После 4 лет 6 месяцев дети начинают стремительно «взрослеть». Обучение их рассказыванию становится более успешным.
Начинать обучение рассказыванию мы предлагаем с описания игрушек. Успех занятия подчас зависит от выбора игрушки. Она должна привлекать детей своей необычностью, образностью (неваляшка; утенок в смешном наряде; печальный зайчик и т.д.).
Воспитатель должен заранее составить рассказ-описание игрушки, выделив в нем основные предложения (их обычно три), которые помогут детям описать игрушку, рассказать о чем-то конкретном, например, сначала о том, как красива кукла. (Наша кукла очень красивая. У нее… (большие синие глаза, румяные щечки).) Затем – какая она нарядная, а позже о том, что кукла – игрушка музыкальная.
На первых занятиях по обучению рассказыванию предлагаются короткие (продолжительностью 3–4 минуты) игры-инсценировки. Набор приемов, используемых в игре, разнообразен, и вместе с тем все они предназначены для того, чтобы помочь детям обратить внимание на особенности внешнего вида игрушки и проговорить предложение, в котором отражены эти особенности.
Например, утенок прячется, и дети зовут его: «Желтый пушистенький Кряк, выходи!», или сообщают зайцу: «Видим, видим твои длинные белые уши». Они угадывают, какого цвета у персонажа глаза, соглашаются или опровергают его мнение по поводу собственной внешности, размышляют, отчего грустен заяц и как следует поступить, чтобы помочь ему.
В этом случае образец описательного рассказа педагога, завершающий игру-инсценировку и заключающий в себе «обыгранный набор действий и слов», воспринимается детьми с радостью, как что-то приятное и знакомое. Конец рассказа предусматривает эмоциональное общение детей с игрушкой: прижать к себе утенка, дать огорченному зайцу морковку и пр.
Ввиду того, что на пятом году жизни у детей не сформирован такой компонент произвольной памяти и внимания, как удержание мотива, последовательности действий, педагог должен помогать дошкольникам составлять рассказ, подсказывая им основное предложение: «Наша кукла очень красивая, – напоминает педагог. – У нее…»
Дети на интуитивном (неосознанном) уровне учатся рассказывать, придерживаясь определенного плана. А это одна из главных задач обучения рассказыванию.
Для того чтобы научить детей использовать разнообразный словарный запас при самостоятельном рассказывании, в конце октября проводится специальное занятие, посвященное составлению рассказов-описаний. Вниманию детей предлагаются две внешне различающиеся игрушки (два чебурашки, две кошки). Педагог рассказывает об одной игрушке, а дети, следуя образцу, рассказывают про другую игрушку. Затем дети и педагог обмениваются игрушками.
В конце ноября проводится контрольное занятие, позволяющее выяснить, поняли ли дети, что рассказывать об игрушке следует в определенной последовательности.
Учить детей рассказывать по плану и пытаться дать собственное название изображенному – главные задачи в работе с сюжетной картиной. (Умению рассматривать картину детей обучали в предыдущих возрастных группах.)
Готовясь к занятию по обучению рассказыванию по картине, воспитатель также должен предварительно составить небольшой рассказ (10–13 предложений), выделяя в нем основные фразы-связки, нацеливающие детей на более пристальное внимание к определенному объекту. Например: «У кошки – котята. Они подросли и могут сами себя занять. Ведь так? (Дети рассказывают про котят. Выслушиваются все желающие.) Большая красивая кошка любуется котятами, не правда ли? Расскажите о ней… Котятам, я так думаю, хорошо дома. А вы как думаете?..»
Сформулировав вопрос, педагог выслушивает детей, что-то уточняет, чему-то удивляется, и, получив достаточную информацию, обобщает сказанное или поручает сделать это кому-нибудь из ребят.
В течение года дети рассматривают и учатся составлять повествовательные рассказы по сюжетным картинам в ходе 4–5 занятий.
В планах занятий используются следующие картины: «Собака со щенятами» (автор С. Веретенникова; ноябрь), «Вот это снеговик!» (автор В. Гербова; декабрь), «Таня не боится мороза» (автор О.И. Соловьева; январь), «На полянке» (автор В. Гербова; февраль), «Одуванчики» (автор В. Гербова) или «Кошка с котятами» (автор С. Веретенникова; март: контрольное занятие).
Эффективным средством развития творчества детей и активизации их речи является работа по созданию и описанию картин, составленных из раздаточных картинок на поле-матрице. Сначала это задание следует предложить подгруппе детей (4–5 человек), используя фланелеграф (лист для черчения). Воспитатель, выложив по краям поля 3–4 картинки, сообщает детям, что перед ними арена цирка (лесная полянка, африканский заповедник и т. д.). «Что за представление идет в цирке, решать вам», – говорит педагог, раскладывая перед детьми раздаточные картинки. При этом воспитатель вводит правило: ребенок (дети) может воспользоваться только 3–4 картинками и обязательно рассказать о содержании созданного сюжета.
В апреле-мае проводятся занятия со всей группой детей. Двое ребят работают у фланелеграфа (можно использовать два фланелеграфа, и тогда дети будут создавать картины по двум разным темам). Дети на местах (по 4–5 человек) создают картины по тем же темам, что и дошкольники, работающие около фланелеграфов.
В течение года осуществляется подготовка детей к пересказу. На занятиях и вне их проводятся игры-драматизации, игры-импровизации, чтение стихотворений по ролям.
Планы занятий
Сентябрь – октябрь – ноябрь
Рекомендация читать детям каждый день остается в силе и в средней группе детского сада.
Многие песенки и потешки русского народа, авторские поэтические произведения являются удачным материалом для подвижных игр и импровизаций: «Зайчишка-трусишка…», «Гуси, вы, гуси…», «Дон! Дон! Дон!..» и др.
Перед тем как познакомить детей с песенкой «Дон! Дон! Дон!..», целесообразно напомнить им песенку «Тили-бом! Тили-бом!», в которой усилиями соседей удалось спасти кошкин дом. «В новой песенке кошкин дом сгорел. Попробуйте догадаться, почему это произошло?» – просит детей воспитатель.
«Все спешили, суетились, испугались», – говорят дети, и педагог подтверждает их ответ строчками из песенки: «Коза выскочила, глаза выпучила, залить не может»; «Бежит уточка с ковшом, но ковш уронила, воду-то разлила» и т. п.
Игру в прятки можно начать «Считалочкой» В. Витки (пер. с белор. И. Токмаковой).
Раз, два, три, четыре, пять,
Негде зайчику скакать:
Всюду ходит волк, волк,
Он зубами щелк, щелк!
А мы спрячемся в кусты,
Прячься, заинька, и ты.
Ты, волчище, погоди!
Как попрячемся – иди.
Перед дневным сном детям следует читать такие произведения, которые не заставляют их волноваться за судьбу героев, например: сказку «Война грибов с ягодами» в обр. В. Даля, «Заяц и еж» (из сказок братьев Гримм, немец., пер. А. Введенского, под ред. С. Маршака); главы из книги А. Милна «Винни-Пух и все-все-все» (пер. с англ. Б. Заходера) и главы из книги А. Введенского «О девочке Маше, о собаке Петушке и о кошке Ниточке».
Убаюкать детей поможет потешка:
Лень-потягота,
Поди на Федота,
С Федота на Якова,
С Якова на всякого…
«Сказка о кругленьких и длинненьких человечках» Р. Сефа – веселое и мудрое произведение, помогает легко предотвратить любую конфликтную ситуацию, стоит лишь прочитать строчки: «Ах, не надо, ох, не надо ссориться по пустякам».
Дошкольникам полезно читать уже знакомые произведения из программного репертуара для детей 3–4 лет: Д. Лукич «Три плюшевые сказки» (пер. с сербохорват. Л. Яхнина), Б. Поттер «Ухти-Тухти» (пер. с англ. О. Образцовой), Й. Чапек (главы из книги «Приключения песика и кошечки», пер. с чешск. Г. Лукина), Г. Цыферов (главы из книги «Про цыпленка, солнце и медвежонка»), С. Прокофьева (главы из книги «Машины сказки») и др.[1]
Следует продолжать работу по приобщению детей к рассматриванию иллюстраций в книгах, начатую в младшем возрасте. Еженедельно в книжном уголке следует выставлять книги для рассматривания. Педагог должен восхищаться наблюдательностью детей, побуждая их описывать иллюстрации: «Догадайтесь, о чем книга. Расскажите, кому какой рисунок особенно понравился и почему». Позже он должен рассказать о том, что дети не заметили, описать рисунок, который им совсем не понравился, побуждая обратиться к книге еще раз.
Обязательно нужно рассматривать с детьми сборники русских народных песенок, например иллюстрированные Ю. Васнецовым, А. Елисеевым, В. Конашевичем; «Новую азбуку» Л. Толстого с рисунками А. Пахомова, М. Петрова, Т. Морковкина.
Удобны для рассматривания «Сказки в картинках» с рисунками Н. Шеварева, М. Меженинова и других художников.
После того как дети рассмотрели книгу и достаточно подробно описали содержание рисунков, важно объяснить им, почему именно эта книга заняла почетное место в книжном уголке. При этом обязательно следует назвать фамилию художника. Можно попросить детей обратиться за помощью в методический кабинет или к родителям с просьбой узнать, какие еще существуют книги с рисунками этого художника. В ходе работы с детьми следует обращать внимание на звукопроизношение; на то, что и как рассказывают дети, подсказывать им правильные формы слов, помогать без искажений строить предложения, бережно относиться к детским фантазиям.
Сентябрь
Ход занятия
«Весь год каждую неделю на занятиях по развитию речи мы будем учиться правильно и красиво говорить на родном русском языке, – начинает занятие воспитатель. – Как вы думаете, почему надо (и надо ли!) хорошо владеть родным языком?» Педагог выслушивает ответы детей и обобщает их: «Богатый запас слов, умение понятно для окружающих строить высказывания, доброжелательность речи – показатели культуры человека».
Продолжая беседу, педагог напоминает, что пока не все слова дети произносят правильно, без ошибок, а иногда им не хватает слов, чтобы о чем-то рассказать. «Давайте проверим, права ли я?» – предлагает воспитатель. Он показывает яркую мягкую игрушку, например, лису. Дети описывают ее.
«Молодцы, – хвалит их педагог, – замечательные слова вспомнили. Но я дополню ваше описание лисички. Мех у нее блестящий, разных цветов: светло-желтый, оранжевый, ярко-рыжий. Хвост лохматый, ушки торчком, белоснежные щечки, под шейкой – пушистая белая пелеринка».
Воспитатель предлагает вниманию детей рисунок с образцами тканей[2].
«Вашему вниманию предлагаются ткани для наволочек, пододеяльников, простыней, – объясняет педагог. – Кто какую ткань выбирает?»
Воспитатель помогает детям правильно охарактеризовать ткань. Подсказывает, как по-другому можно начать свой ответ: «Я хочу наволочку из ткани…», «Мне понравилась ткань…», «Думаю, что самая красивая ткань…» И так далее.
Педагог объясняет, что принято говорить простыня, а не простынь. Просит объяснить смысл слова пододеяльник.
Завершая занятие, педагог спрашивает у детей, убедились ли они в том, что нужно учиться правильно говорить по-русски.
Ход занятия
«Живет-поживает Язычок в своем домике, – начинает занятие воспитатель. – А домик Язычка – рот. Домик открывается и закрывается. (Медленно смыкает и размыкает зубы. Губы в положении улыбки.) Язычок то выглядывает из домика, то прячется».
Педагог предлагает детям выпустить Язычок погулять, а потом вернуть его в домик.
«Язычок очень любит петь разные песенки, – продолжает воспитатель. – Однажды он пел: „И-и-и“. Как он пел? Хотите спеть вместе со мной? Тогда помогайте мне: „И-и-и-и“. (Поют негромко.)
„С-с-с-с, – полилась из крана вода. – Язычок, выучи, пожалуйста, и мою песенку“. „Хорошо“, – согласился Язычок и запел: „С-с-с-с“. (Произносится отрывисто.)
Давайте споем песенку воды вместе. Чтобы песенка хорошо звучала, надо кончик языка прижать к нижним зубам.
Закройте рот, отдохните. А теперь вновь прижмите кончик языка к нижним зубам и тихонько пойте: „С-с-с“.
Давайте послушаем, как песня воды получается у Олега (у Саши). (Вызывает 4–5 детей, в том числе тех, кто не овладел произношением звука.)
А теперь споем песенку все вместе.
Вода течет небольшой струей – поет негромкую песню.
Теперь водичка зажурчала громче. Тише. Совсем тихо. Закрыли кран.
Если петь песню воды медленно и отрывисто (вот так!), то кажется, что вокруг губ танцует ветерок. Хотите убедиться в этом? Тогда сделайте такой же заборчик, как у меня (подносит к губам ладонь, но не прижимает к ним), и разрешите ветерку потанцевать.
Посмотрите: сейчас я буду петь песню воды, и бумажка, которую я держу перед ртом, начнет шевелиться. Что вы видели? (Бумажка шевелилась.)
Возьмите по такой же полоске бумаги (узкие полоски папиросной бумаги лежат на столах) и спойте песенку воды. Давайте посмотрим на полоску Димы, когда он поет песню (Кати, Оленьки…).
Отложите бумажки и послушайте: Язычок стал сочинять другие песенки, похожие на песню воды. Сначала он запел: „Са-са-са“. Что запел Язычок? Потом: „Ся-ся-ся, ось-ось-ось“.
Су-су-су – ягоды в лесу,
Ус-ус-ус – на елке много бус».
Воспитатель читает русскую народную песенку «Сорока, сорока…»:
Сорока, сорока,
Сорока-белобока.
Кашку варила,
На порог скакала,
Гостей скликала.
Гости услыхали,
Быть обещали.
Гости – на двор,
Кашицу – на стол.
Педагог повторяет песенку, побуждая детей договаривать слова со звуком с(выделены курсивом).
Затем предлагает детям загадку:
Скатерть бела весь свет одела.
(Снег)
Примечание. Для индивидуальной работы с детьми, которые плохо овладели произношением звуков с, сь, можно использовать соответствующие страницы рабочей тетради. (Уроки грамоты для малышей. Средняя группа. – М.: Мозаика-Синтез, 2006. – Тема: «Звук с».)
Ход занятия
Воспитатель ставит на стол спиной к детям неваляшку. Они просят хором и по одному (2–3 ребенка): «Неваляшка, повернись!» Воспитатель предлагает малышам позвать неваляшку иначе: «Неваляшка с большими синими глазами и длинными ресницами, повернись к нам!» (Хоровые и индивидуальные просьбы.)
Неваляшка поворачивается, дети рассматривают ее огромные синие глаза и длинные черные ресницы, обмениваются впечатлениями.
«Наша неваляшка очень красивая, – говорит педагог. – У нее большие синие глаза…» (длинные ресницы, румяные щеки).
«Наша неваляшка не только красивая. Она нарядная, не правда ли?» – спрашивает педагог, переходя ко второй части описания. (Да, она нарядная: на ней яркое красное пальтишко с белыми пуговицами и красная шапочка с белым отворотом.)
«Наша неваляшка – веселая игрушка, – продолжает воспитатель. – Чуть тронешь ее, и она начинает звенеть и качаться. Покажите как». Дети качаются и «звенят», как неваляшки.
Воспитатель дает образец описания куклы. Затем просит детей рассказать про неваляшку, подсказывая им план рассказа: «Наша неваляшка хороша собой. У нее… Наша неваляшка – нарядная кукла. На ней… Наша неваляшка – веселая игрушка…»
Педагог вызывает 2–3 ребят. Если ребенку нужна помощь, подсказывает исходную фразу, например: «Наша неваляшка – нарядная кукла. Продолжай…»
«Мы сегодня учились рассказывать, – напоминает детям педагог, – и очень хорошо рассказали про неваляшку. Она решила до конца дня погостить в нашей группе. Вдруг кто-то из вас порадует ее, рассказав о том, какая она красивая, нарядная и веселая».
Примечание. Перед сборами на прогулку педагог напоминает детям о том, что у неваляшки глаза синие-синие. «Про того, у кого синие глаза, часто говорят синеглазый. А вот Андрюша у нас черноглазый, Аленушка – сероглазая…»
Дети выясняют, у кого какие глаза. Это позволит избежать характерных ошибок: «Глаза немножко белые и немножко черные».
Ход занятия
Педагог интересуется у детей, какое сейчас время года, с какого месяца начинается осень. «Начало осени – это ранняя осень, очень яркое и красивое время года, про которое написано много чудесных стихотворений. Я прочитаю вам одно из них».
Читает стихотворение И. Бунина «Листопад» (2 раза).
«Согласитесь, – обращается к детям педагог, – так красиво можно рассказать об осенней природе только в поэтическом (стихотворном) произведении. Даже кукла, пришедшая к нам на занятие, замерла в немом восторге!»
Воспитатель объясняет, что неваляшка рассказала игрушкам о том, как порадовали ее дети, отметив ее красоту, описав ее одежду и музыкальность. Теперь обо всем этом хочется услышать и этой красавице кукле. «Порадуем ее? – спрашивает педагог. – Тогда начнем. И эта кукла очень красива. У нее… Кукла нарядная. У нее… Кукла не простая, а говорящая…»
Педагог просит кого-нибудь из детей рассказать о кукле. Объясняет, почему рассказ получился без повторов.
Воспитатель завершает занятие чтением стихотворения И. Бунина «Листопад».
Октябрь
Ход занятия
Воспитатель интересуется, заметили ли дети новую книгу, вспомнили ли, как она называется. Напоминает фамилию автора произведения. Просит вспомнить другие сказки К. Чуковского. Затем читает сказку «Телефон».
Педагог интересуется у детей, кому какой телефонный разговор кажется самым смешным. «Лично мне, – говорит воспитатель, подсказывая, как ответить на поставленный вопрос, – показалась смешной просьба свиньи и ответ автора:
– Нельзя ли прислать соловья?
Мы сегодня вдвоем
С соловьем
Чудесную песню
Споем.
– Нет, нет, соловей
Не поет для свиней!
Позови-ка ты лучше ворону!»
Педагог предлагает детям поиграть в телефон. Он сообщает, что сейчас звонок будет сделан с Диминого (Олиного, Сашиного и т.д.) телефона. Перед тем как заговорит ребенок, дети произносят: «Динь-ди-лень, динь-ди-лень».
«Алло! Вас слушают, – говорит воспитатель. – Это я, крокодил (медведь, носорог…)». Далее воспроизводится отрывок (если потребуется, с помощью взрослого).
Примечание. В эту игру следует играть и в последующие дни (в помещении, на улице), помогая детям запоминать и выразительно читать диалоги.
Ход занятия
Педагог просит детей вспомнить свистящую песенку воды, вытекающей из крана. Эту песенку дети исполняют все вместе и индивидуально.
«Сейчас слушайте особенно внимательно, – обращается воспитатель к детям и произносит звуки с (с-с-с-с-с) и з (з-з-з-з-з). – Что вы услышали? Молодцы. Сумели услышать две похожие песенки, два звука, которые легко спутать. При их исполнении язык прижимается к нижним зубам. Проверим? Звуки произносятся похоже, только звук з получается звонким.
З-з-з-з-з – эта звонкая песенка очень хорошо получается у комаров. Летом в вечернее время з-з-з-з-з слышится слева, справа, сзади, над головой».
Педагог предлагает поиграть. Одна группа дошкольников изображает комаров, которые поют то тихо, то громко, а остальные дети отмахиваются, отгоняют комаров. Затем ребята меняются ролями.
Путем индивидуального исполнения комариной песни (3–4 ответа) выбирается лучший певец – комар-солист.
Воспитатель продолжает: «В музыкальной комариной школе малыши-комары (их еще можно назвать иначе: вы – ребята, а они… (комарята), вы – ребятишки, а они… (комаришки)) исполняют сложные песенки. Например:
За-за-за, зя-зя-зя – потерял я ферзя.
Кто что потерял? Ферзь – это… (шахматная фигура). Значит, это шахматист потерял ферзя.
Зя-зя-зя, за-за-за – прилетела стрекоза. (Дети повторяют чистоговорку.)
Зю-зю-зю, зу-зу-зу – не дразните козу.
Почему не стоит дразнить это рогатое животное?»
Воспитатель дважды читает детям отрывок из стихотворения А. Прокофьева «На зеленой на лужайке»:
На зеленой на лужайке
Заиграли балалайки,
Загудела дудочка,
Дудочка-погудочка.
Педагог просит назвать слова со звуками з, зь. Поясняет, что в стихотворении три слова начинаются с этого звука.
Воспитатель предлагает поиграть: «Я буду произносить слова. Когда услышите слово, начинающееся со звука з, хлопните в ладоши». Педагог произносит следующие слова: заяц, кролик, черника, земляника, зеленый, синий, сиреневый, заря-заряница – солнцева сестрица.
Воспитатель сообщает, сколько раз ошибся тот или иной ребенок. «В следующий раз будьте внимательнее», – советует педагог.
В заключение он читает четверостишие:
Заря-заряница,
Солнцева сестрица,
День замыкает,
Месяц зажигает.
Воспитатель просит детей понаблюдать, будет ли сегодня вечерняя заря-заряница.
Ход занятия
Воспитатель сообщает детям о том, что знает теперь, какие стихи они помнят.
«Особенно приятно было слушать… – называет имена 3–4 детей. – Думаю, что и вам будет приятно послушать стихи в их исполнении».
Дети (2–3 ребенка) читают стихи (по своему выбору).
Воспитатель говорит детям, что знает русскую народную песенку, которую стоит запомнить, чтобы позже порадовать кого-нибудь из своих близких, «подарив» им чудесное стихотворение:
Тень-тень-потетень,
В огороде-то плетень.
В избе печка топится,
Бабушка торопится:
Она репу печет,
По тарелочкам кладет.
Кот к тарелке – скок!
Себе нос обжег.
«Тень-тень-потетень, в огороде-то плетень?» – спрашивает воспитатель, предлагая ребятам повторить эти строки с утвердительной интонацией (хоровой и 3–4 индивидуальных ответа).
«В избе печка топится? Бабушка торопится?» – интересуется педагог.
Затем читает первые шесть строчек и поясняет: «Если бабушка торопится и уже печеную репу по тарелочкам кладет, значит кто-то вот-вот придет обедать. Но первым прибежал… (кот).
Кот к тарелке – скок!
Себе нос обжег».
Дети по очереди повторяют эти строки.
Педагог читает стихотворение полностью. Затем приглашает к себе ребенка, предложив ему выбрать сверстника на роль кота.
Первые две строчки произносят все дети. Далее текст читает вызванный ребенок, показывая как он раскладывает репу по тарелочкам (воображаемая ситуация). Другой ребенок, изображающий кота, прыгает к тарелке, трет обожженный нос и мяукает (обиженно или с негодованием).
Потом дети меняются ролями.
Если позволит время, можно еще раз разыграть сценку с участием других детей.
Ход занятия
Воспитатель напоминает, что ранняя осень миновала и заканчивается второй осенний месяц: «Изменяется погода, большие изменения происходят в природе. И в стихах про осень появилась грусть, Послушайте…»
Педагог читает стихотворения А. Пушкина «Уж небо осенью дышало» (отрывок из романа «Евгений Онегин»), А. Плещеева «Осень наступила». Интересуется, кому какое стихотворение понравилось. Обещает прочитать их еще раз в конце занятия или на прогулке.
Воспитатель предлагает вниманию детей две разные по внешнему виду мягкие игрушки, например, двух чебурашек (кошечек, собак и т.п.).
«Сегодня мы продолжим учиться рассказывать об игрушках, – объясняет воспитатель. – Я буду рассказывать об одной, вы – о другой. Выбирайте игрушку. Начинаем работать. Мой чебурашка – очаровательная игрушка. У него большие мягкие ушки, красивые черные грустные глаза. А что вы расскажете о чебурашке?»
Дети, подражая педагогу, описывают свою игрушку.
«Мой чебурашка сшит из гладенького темно-коричневого меха, а его мордочка – из бежевого меха. А ваш чебурашка?
Мой чебурашка – такой трогательный, милый, что его хочется взять на руки и прижать к груди. А что вы можете сказать о своем чебурашке?»
«Вы замечательно работали, – говорит педагог и предлагает детям поменяться игрушками. – Я буду рассказывать про вашего чебурашку, а вы про моего. Итак…»
«Вот повезло нашим чебурашкам. Они так много интересного узнали и про себя, и друг про друга», – завершает педагог эту часть занятия.
Затем читает стихотворение, понравившееся большинству детей. Если при оценке стихотворений мнения детей разделились, следует прочитать оба произведения.
Ноябрь
Ход занятия
«Сегодня я прочитаю вам сказку о трех поросятах. Эта английская сказка, а на русский язык ее перевел Сергей Михалков, – начинает занятие воспитатель. – Слушайте. Уму-разуму набирайтесь. Сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок».
Педагог читает сказку.
«Итак, добры молодцы и красны девицы, чему-нибудь эта сказка вас научила?» – продолжает занятие педагог. Выслушивает ответы детей и обобщает их: «Лодырничать, надеясь, что что-то без труда получится, – плохая привычка. Воображать и хвалиться – тоже не годится. Вспомните, как перепугались поросята, удиравшие от волка: „От страха у них… (отнимались ноги), каждая щетинка… (дрожала), носы… (пересохли). Да еще и визжали на весь лес“.
Воспитатель просит вспомнить, что в сказке говорится про волка. «С каким ревом ошпаренный волк вылетел из трубы? (С диким.) С крыши он… (скатился). Сколько раз волк перекувырнулся через голову?» (Четыре.)
Если останется время, можно спеть вместе с детьми песенку Наф-Нафа:
Никакой на свете зверь,
Хитрый зверь, страшный зверь,
Не откроет эту дверь.
Нет!
Примечание. С детьми, которые не различают звуки с и з, воспитатель повторяет песенку Наф-Нафа и просит назвать слова сначала с одним, потом с другим звуком (выделены курсивом).
Педагог предлагает ребятам сосчитать, сколько раз в песенке повторяется словозверь, выясняет, чем отличаются слова зверь и дверь.
Ход занятия
Воспитатель напоминает детям о том, что они учились различать похожие звукис, сь – з, зь. «Сейчас я проверю, не путаете ли вы их. Будьте внимательны, – говорит педагог. – Киска ест сметану из миски. Какой звук слышите? (Звук с.)
„А недавно две газели позвонили и запели“ (Корней Чуковский „Телефон“), – педагог повторяет три последние слова и спрашивает: Какой звук встречается во всех этих словах?» (Звук з.)
Воспитатель хвалит детей за умение различать звуки на слух.
Затем спрашивает, любят ли дети загадки, и предлагает отгадать одну из них.
Два конца, два кольца,
Посередине гвоздик.
(Ножницы)
После того как дети отгадают загадку, воспитатель, слегка интонируя звук ц, произносит слова: кольца, концы, ножницы.
«Какой звук я выделила голосом? – спрашивает педагог. – Этот звук тоже важно научиться произносить правильно и четко. Сначала давайте поцокаем, как белки:„Ц-ц-ц-ц“ (хоровой и 3–4 индивидуальных ответа). А теперь позовем цыплят:„Цып-цып-цып“. И насыплем им зернышек. Пусть клюют.
Цыплят заметила кошка Царапка. Как кошку зовут? „Сейчас я, – говорит Царапка, – цыплят цап-цап-цап“. Что сказала кошка? Скажите ей: „Царапка, не смей трогать и пугать цыплят!“ (Хоровой и индивидуальные ответы.) Царапка убежала. Цыплята ушли. Но появился мышонок. Сидит он, моет свою мордочку, моет без водицы и без мыльца, как мышонок из знакомой вам сказки:
А мышонок вымыл рыльце
Без водицы и без мыльца.
Из какой сказки этот мышонок? Кто эту замечательную сказку написал?»(Самуил Маршак. «Сказка об умном мышонке».)
Воспитатель просит повторить стихотворные строки так, чтобы в словах рыльце, водица, мыльце был слышен звук ц.
Затем педагог предлагает поиграть. «Я буду произносить слова. Когда вы услышите в слове звук ц, хлопните в ладоши. Цапля… цокает… ходит… цветок… растет… цветет… цирк… приехал… цифра… пятерка». (Между словами воспитатель делает паузу, считая про себя до трех.)
Педагог называет детей, которые спешили с ответами и проиграли.
«В любой игре надо быть внимательнее, принимать решение самостоятельно, не ориентироваться на товарищей. Ведь у нас занятие, а это значит, что мы чему-то учимся, и возможны ошибки», – завершает занятие воспитатель.
Примечание. В свободное от занятий время можно предложить детям запомнить четверостишие (из чешской поэзии, пер. С. Маршака):
Знаешь буквы А, Бе, Це?
Сидит кошка на крыльце,
Шьет штанишки мужу,
Чтоб не мерз он в стужу.
Когда дети запомнят стихотворение, можно предложить им поиграть. Взрослый (или ребенок) произносит первую строчку, обращаясь к кому-либо из детей, а ребенок в ответ проговаривает остальные три строки стихотворения.
Для индивидуальной работы с детьми можно использовать:
• скороговорку: «Из соседнего колодца целый день водица льется»;
• загадки:
Девица в темнице,
А коса на улице.
(Морковь)
Не зверь, не птица,
И нос, как спица.
(Комар)
• страницу из рабочей тетради «Уроки грамоты для малышей. Средняя группа» (М. Мозаика-Синтез, 2006. – Тема: «Звук ц»).
Детям, которые нечетко произносят звук ц, можно предложить проговаривать звуки т и с сначала медленно, потом быстро, на одном выдохе, слитно.
Занятие 3. Рассказывание по картине «Собака со щенятами»[3]. Чтение стихов о поздней осени
Цель.Учить детей описывать картину в определенной последовательности, называть картинку. Приобщать детей к поэзии.
Ход занятия
Воспитатель утром, <