Занятие 3. Работа по сюжетной картине
Цель.Совершенствовать умение детей озаглавить картину, составить план рассказа. Активизировать речь детей.
Ход занятия
Педагог выбирает для занятия любую сюжетную картину и предлагает ее вниманию детей. Спрашивает, о чем картина, как лучше ее назвать.
Воспитатель напоминает детям о том, что они уже знают, как составлять план рассказа по картине. Интересуется, зачем нужен план. (Чтобы избежать повторов, чтобы рассказ был логичным.)
Дети предлагают первый пункт плана. Если вариантов несколько, выбирается один из них. Затем дети формулируют остальные пункты плана.
«Мы составили хороший план рассказа по картине, – продолжает беседу воспитатель. – Теперь очень важно удачно начать рассказ. Какие будут предложения?»
Воспитатель вместе с детьми оценивает наиболее интересные вступления к рассказу.
Затем дети выбирают фразу, завершающую рассказ, и 2–3 ребенка составляют рассказ по картине.
По ходу рассказа желательно делать пометки в тетради, если дети допускают ошибки в построении предложений. Позже нужно выяснить у детей, как должно звучать предложение (или слово), произнесенное сверстником.
Занятие 4. Чтение былины «Илья Муромец и Соловей-разбойник»[19]
Цель.Познакомить детей с былиной, с ее необычным складом речи, с образом былинного богатыря Ильи Муромца.
Ход занятия
Педагог предлагает детям послушать былину про русского богатыря Илью Муромца. Уточняет, слышали ли они что-нибудь об этом богатыре и как они его себе представляют.
Воспитатель читает отрывок из былины (в записи А. Гильфердинга). Дает детям возможность обменяться впечатлениями. Соглашается, что былина написана совсем не так, как привычные, легкие и понятные стихи: «Так народ давным-давно рассказывал о своих героях, и рассказы эти называли былинами. В былинах говорилось о героях, которые жили на русской земле, защищали ее от врагов и нечисти, например, от Соловья-разбойника, в страхе державшего простых людей».
Педагог зачитывает соответствующий отрывок из былины.
«Только подвиги этих былинных героев были иногда преувеличены, – продолжает воспитатель, – поэтому былины – необычные литературные произведения. В них реальные герои и события иногда описаны так, что они воспринимаются как сказочные. Мог ли, например, один человек, даже если он силы необыкновенной, победить целое войско?»
Воспитатель читает следующий отрывок:
У того ли города Чернигова
Нагнано-то силушки черным-черно…
А подъехал как ко силушке великой,
Он как стал-то эту силушку великую,
Стал конем топтать да стал копьем колоть,
Ай побил он ту силу всю великую.
Заканчивая занятие, педагог предлагает вниманию детей репродукцию картины В. Васнецова «Три богатыря».
Если у детей появится желание узнать о двух других богатырях, следует пообещать им найти былины о них.
Занятие 5. Лексические игры и упражнения
Цель.Обогащать и активизировать речь детей, совершенствовать слуховое восприятие речи.
Ход занятия
«Ох и трудное задание вы сегодня будете выполнять, – начинает занятие педагог. – Проговорите про себя слова день – лень. Они звучат похоже, но между ними есть и разница. Не надо объяснять, что обозначают эти слова. Обратите внимание на звуки. (В слове „день“ был звук дь, а в слове „лень“ появился звук ль.)
Произнесите еще два слова: кот – кит. Какие звуки виноваты в том, что образовались разные слова? И еще два слова: сын – сон».
Педагог формулирует новое задание. «Что такое коса? (Особым образом заплетенные волосы, рабочий инструмент, песчаная отмель.) Получается, что слово одно, а значений много. Это многозначное слово.
Многозначными также являются слова: ключ, листок, кран. Попробуйте объяснить значения этих слов. (Ключ (к замку, родничок), листок (с дерева, бумажный), кран (подъемный, кран у самовара, водопроводный кран).)[20]
Воспитатель напоминает детям о том, как друзья обиделись на Незнайку – сочинителя стихов. И уточняет: «Что их обидело? Надеюсь, что мы с вами будем удачливее Незнайки и наши рифмовки будут приятными для слуха».
Педагог предлагает детям закончить четверостишия:
Говорит котенку «кыш!»
Неприветливая мышь,
А котенок сладко спит
…….
Кот на завтрак съел омлет,
Следом – несколько котлет,
Ну а после бутерброд
…….
Е. Лаврентьева
Затем педагог просит дошкольников подобрать слова с противоположными значениями:
спать – бодрствовать;
встать – лечь;
мириться – ссориться;
снимать – надевать;
раздевать – одевать;
хмуриться – улыбаться.
«А теперь угадайте предмет, который я задумала», – формулирует воспитатель последнее задание. Дети задают уточняющие вопросы, постепенно сужая круг поиска.
Занятие 6. Пересказ рассказа В. Бианки «Музыкант»[21]
Цель.Совершенствовать умение детей пересказывать рассказ.
Ход занятия
Воспитатель интересуется у детей: «Знакомо ли вам слово музыкант? А бывают ли звери-музыканты и не в цирке, а в дикой природе?»
Педагог читает рассказ В. Бианки «Музыкант». Затем дает детям возможность обменяться впечатлениями и предлагает пересказать произведение. Вызвав ребенка, воспитатель советует ему пригласить сверстника, с которым они вместе будут пересказывать рассказ.
Пересказ начинает педагог (до слов: «Старик отложил скрипку…»). Затем просит ребенка продолжить рассказ (до фразы: «Звук слышался с опушки»). Далее пересказывает второй ребенок (оставшуюся часть произведения или только его часть, концовку может рассказать педагог).
Потом текст пересказывают другие дети. Их может быть двое или трое – те части рассказа, которые пересказывал педагог, теперь может рассказать ребенок.