Занятие 3. Звуковая культура речи. Работа над предложением

Цель.Совершенствовать фонетическое восприятие, умение определять количество и последовательность слов в предложении. Продолжать работу над смысловой стороной слова.

Ход занятия

«Кто из вас видел хрустальные вещи, которые сверкают при свете ламп? – начинает беседу воспитатель. – Это могут быть… бокалы, рюмки, салатницы, конфетницы, бра, люстры. А может осенний день быть хрустальным?


Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора —
Весь день стоит как бы хрустальный,
И лучезарны вечера.

Эти строчки написал замечательный русский поэт Федор Тютчев. Какие удивительно точные и красивые слова встречаются в этом четверостишии. Услышали? Осень первоначальная – это какая осень? Каким словом можно заменить слово дивная?»

Воспитатель объясняет, что такое лучезарные вечера. Затем просит детей сосчитать количество слов со звуком р в первых двух строчках стихотворения (повторяет их) и назвать эти слова.

«Можете ли вы назвать два первых звука в слове дивная. Ди – часть слова. Есть и другие слова, начинающиеся на ди-. Какие? (Дима, Дина, Динара, директор, диван…) Давайте заглянем в словарь и найдем слова, начинающиеся на ди-. Итак:диета, диадема, дикарь, диковина, дикобраз, динамо, диск, дирижер. Все слова вам знакомы? И диадема, дикобраз, дирижер? Определите, в какой части слова слышится звук р в слове дирижер?»

Далее педагог предлагает детям поиграть в игру «Я – вам, вы – мне» и напоминает ее правила: «Сначала я произнесу предложение, а вы сосчитаете количество слов в нем и назовете их. Затем кто-нибудь из вас произнесет свое предложение, а я сосчитаю количество слов. Итак, сколько слов в предложении „Поспевает брусника, стали дни холоднее“».

Дети считают слова (4–5 ответов), а затем называют слова в порядке их следования в предложении.

«А теперь поиграем по-другому, – говорит педагог. – Дима, у тебя словопоспевает, у Саши слово брусника, у Иры – стали, у Маши – дни, у Кати –холоднее. Выходите к моему столу и решите, кто с кем будет стоять, а потом проговорите предложение».

Если происходит путаница, игра повторяется с другими участниками. (Прием предложен Г. Беляковой.)

Далее кто-нибудь из детей произносит предложение и просит воспитателя сосчитать и назвать слова в нем. Задание воспитателю дают еще 1–2 ребенка.

Завершая занятие, педагог читает детям стихотворение Ф. Тютчева «Есть в осени первоначальной…» или К. Бальмонта «Осень».

* * *


Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора —
Весь день стоит как бы хрустальный,
И лучезарны вечера…


Где бодрый серп гулял и падал колос,
Теперь уж пусто все – простор везде, —
Лишь паутины тонкий волос
Блестит на праздной борозде.


Пустеет воздух, птиц не слышно боле,
Но далеко еще до первых зимних бурь —
И льется чистая и теплая лазурь
На отдыхающее поле…
Ф. Тютчев


Осень
Поспевает брусника,
Стали дни холоднее,
И от птичьего крика
В сердце стало грустнее.


Стаи птиц улетают
Прочь, за синее море.
Все деревья блистают
В разноцветном уборе.


Солнце реже смеется,
Нет в цветах благовонья.
Скоро осень проснется
И заплачет спросонья.
К. Бальмонт

Занятие 4. Пересказ рассказа В. Сухомлинского «Яблоко и рассвет»

Цель.Совершенствовать умение пересказывать и составлять план пересказа.

Ход занятия

«Сегодня я прочитаю вам рассказ, который написал учитель, директор школы Василий Сухомлинский, – начинает занятие педагог. – Называется рассказ „Яблоко и рассвет“».

...

Маленький Миша часто приходил в сад к дедушке своему Корнею. Угощал дед внука вкусными яблоками, грушами, медом.

А Миша не мог отвести глаз от огромного, белого, нежного яблока, которое светилось на самой верхушке одной яблони.

– Дедушка, милый, разрешите, я залезу и сорву вон то яблоко.

– Нет, – ответил дедушка, – яблоко достанется тому, кто придет в сад на рассвете и часок поработает: нальет пчелам воды, срежет сухие веточки.

Сколько раз собирался Миша прийти в сад на рассвете, но не мог одолеть лень.

Наконец все-таки собрался с силами, открыл глаза, когда было еще темно, отбросил подушку и побежал к дедушке в сад. Налил пчелам воды, срезал сухие веточки.

Взошла утренняя звезда. Подошел Миша к яблоне с заветным яблоком, и у него дух захватило. Огромное яблоко на самой вершине было уже не белым, а розовым, как небо на рассвете.

– Ну что ж, теперь яблоко твое. Лезь и срывай, – сказал дедушка.

– Нет, дедушка… Лучше завтра.

– Почему?

– Хочу еще раз увидеть рассвет.

«Если мы сможем составить план рассказа, то и пересказ у нас получится без существенных пропусков и ненужных повторов, – продолжает беседу педагог. – Помните, с чего начинается рассказ? Как можно кратко назвать эту часть рассказа?»

Воспитатель заслушивает ответы детей и говорит, что все, о чем они рассказали, случилось в саду у дедушки Корнея: «Я думаю, что первый пункт плана так и надо назвать: „В саду у дедушки Корнея“. А дальше действие рассказа разворачивалось уже не в саду, а где? И как развивалось действие? Эту часть рассказа можно назвать…? „Миша перестал лениться“, „Миша победил лень“…

Получил мальчик заветное яблоко? Как это яблоко описал Василий Сухомлинский? А когда это яблоко стало не белым, а розовым? (Когда взошла утренняя звезда.)

План у нас составлен. Теперь я прочитаю рассказ еще раз, чтобы вы лучше его запомнили».

Затем педагог вызывает ребенка, и они вместе пересказывают рассказ. Воспитатель заканчивает свою часть словами: «Дедушка, милый, разрешите, я залезу и сорву вон то большое яблоко». Далее пересказывает ребенок.

Педагог вызывает для пересказа другого ребенка, а тот приглашает сверстника.

«Яблоко в рассказе было… (огромное, белое, нежное). А какие яблоки встречались вам?» – интересуется педагог, завершая занятие.

Наши рекомендации