Основы сценарной драматургии
Основы сценарной драматургии
Предмет и содержание искусства. Форма. Образ
Как воду нельзя перенести без сосуда, так и содержание нельзя передать без формы. Форма- средство для выражения содержания, одно из основных отличий сценария от пьесы. Образ - это всегда воображаемый вариант действительности, переведенный на язык искусства (ноты, холст, пластика, слово и т.д.). От художника (переводчика) зависит, как будет передана нам эта действительность. При создании образа художник должен учитывать, что читатель, слушатель, зритель соучаствуют в создании конечного образа. Эту особенность психики человека Ю.Айхенвальд выразил парадоксальной на первый взгляд мыслью, что быть Шекспиром и читать Шекспира - явления, бесконечно разнящиеся по степени, но совершенно одинаковые по природе. То есть каждый читатель воспринимает произведение индивидуально, как бы заново. И в каждом отдельном случае уровень гениальности Шекспира как бы соответствует интеллекту и уровню восприятия читателя.
Драматическое действие. Драматизм
Сценарная драматургия - особый специфический вид драматургии. (При этом оговоримся, что в течение всего семинара речь у нас будет идти о сценариях различных клубных и школьных мероприятий). В драматургии действуют общелитературные законы, законы живописи, музыки, хореографии, архитектуры, так как она использует эти виды искусства для создания собственного произведения. Особенность сценарной драматургии в том, что в ней могут отличаться некоторые принципы создания художественного образа, могут быть особые временно-пространственные построения. Ее отличительной чертой является также широкое использование приемов монтажа художественных и нехудожественных форм, таких, как информация, кинофотодокументы и т.п.
Важнейший элемент в драме - действие, оно и только оно есть его единственное художественное средство. Драматическое действие предполагает наличие противоречия, а в нем непреложно должны присутствовать драматизм и конфликт.
В основе драматизмалежит подавление свободы воли; максимальное подавление свободы есть смерть насильственная. Драматичны старость и неизбежность умирания. Природные катаклизмы драматичны только тогда, когда при этом погибают люди. В комедии герой, подавляющий свободу других, сам оказывается подавленным, и именно этот факт вызывает комический эффект. Борьба за свободу воли есть обратная сторона драматической борьбы, и в этой борьбе проявляется закон вечной смены старого новым. В глобальном смысле в ней отражается действие основных законов бытия: диалектического закона отрицания отрицания и закона единства и борьбы противоположностей.
Тема. Идея
Пока нет темы, не может и начаться работа автора над произведением. Тема- проблема, поставленная жизнью и побуждающая автора к творчеству. Когда автор приступает к реализации темы, у него уже есть вариант ее решения, и это - зерно идеи. Н.В.Гоголь писал, что тема есть идея еще не высказанная.
Идея- это решение какого-то вопроса, какой-то темы. Весь процесс создания произведения - это процесс раскрытия и решения темы и ее трансформации в идею. Идея никогда не является открытой и не бывает статичной. Она гибнет, как только перестает развиваться, или становится банальной и вредной. Плодотворная идея может жить тысячелетия, она не пропадает в конце произведения, а уходит с человеком и появляется всякий раз, когда к произведению обращаются вновь. Выдержали более трех тысячелетий идеи, заложенные древними авторами Египта, Греции, Китая и др. Существуют идеи перспективные и не имеющие развития. Есть идеи, которые временно теряют свою актуальность и как бы замирают в историческом небытии, а затем оживают заново. Так, в связи с появлением в России центробежных сил весьма современными становятся идеи "Слова о полку Игореве". Идеи бывают субъективного характера и объективного. Субъективная идея проверяется объективными закономерностями. Бывают случаи, когда автор, намереваясь обличать одно явление, на самом деле борется с другим, так как первоначальная идея либо незначительна, либо ложна и не выдерживает проверки объективной закономерностью, то есть жизнью. (Подобная метаморфоза идеи произошла в романе Л.Толстого "Анна Каренина"). Иногда появляются произведения с ложной идеей, они появляются чаще всего в несвободных обществах. Ложной идее, как правило, сопутствует ложная форма. Идеи, как и темы, бывают главные и побочные. В подлинном произведении происходит борьба идей, в ходе которой главная идея либо побеждает, либо погибает, если она была ложна.
Экспозиция.
Прежде всего, мы сообщаем читателю о том, где и в какое время происходит действие, представляем героев, коротко рассказываем их историю, знакомим с ними читателя. Конфликта здесь еще, как такового, нет, но можно обозначить предпосылки к нему.
Лорэйн переезжает на новую квартиру, знакомится с соседями, звонит подруге – это и есть наша экспозиция: мы познакомили читателя с главной героиней, обозначили время и место действия, косвенно рассказали про остальных действующих лиц. Зачатки конфликта здесь можно показать через своеобразные отношения девушек, на почве которых скоро взойдут ростки непонимания и ревности.
Насколько длинной будет экспозиция, целиком зависит от автора и его замысла. Для произведений со стремительным сюжетом достаточно и пары строк, чтобы ввести читателя в суть дела, для произведений с затянутым сюжетом вступление обычно делают побольше. Постарайся не переусердствовать, не растянуть завязку и в то же время не слишком её скомкать.
Завязка.
Не путать с экспозицией! Собственно завязка – это событие, с которого все и начнется. Можно сказать так: если конфликт – причина войны, то завязка – повод к ней, вроде нарушения мирного договора.
А в нашей истории что послужит "спусковым крючком" для развития сюжета, какое событие? Я думаю, что действие начнется со знакомства наших героинь с симпатягой Дэйвом, ведь именно после этого все и закрутится - завертится. Значит, в нашем случае завязкой сюжета можно считать сцену знакомства.
Обычно завязка - это момент, когда перед героем ставиться важная задача, которую он должен выполнить, или же он, герой, должен совершить свой выбор. Автор обычно использует данную ситуацию, чтобы обозначить конфликт, показать, в чем именно заключаются противоречия между героем и злодеем, описать, как именно каждый из них воспринимает вставшую перед ними проблему, и тонко намекнуть нам, что каждый из них намерен делать дальше.
Вот, в поле зрения девушек появился молодой человек, который приглянулся им обеим, но ему больше понравилась Лорэйн, а Ингу это взбесило. Лорэйн неловко, что так получилось, но парень ей нравится, и она намерена продолжить знакомство. Инга раздосадована, но пока не собирается ничего делать, она предпочла отойти в сторону и предоставила подруге делать все, что та посчитает нужным.
В то же самое время писатель, добившись того, что читатель однозначно заинтересовался его историей, потихоньку начинает раскручивать свою интригу (кто победит, а кто останется с носом? чем дело кончится?) и одновременно с этим исподволь преподносить нам основную идею произведения ("дружба и любовь победят все" или же, наоборот, "никакая, даже самая крепкая дружба не выдержит предательства").
Завязка не обязательно должна быть одна; в серьёзные произведения авторы обычно вкладывают сразу много сюжетных линий – любовная линия, семейная, детективная, политическая и прочая, прочая. Авторы же сериалов обычно ограничиваются одной-единственной линией, но тебе никто не мешает сделать их несколько. Итак, сколько будет сюжетных линий, столько же будет и завязок, они могут быть рассыпаны по всему тексту, но не забывай: каждая ситуация должна иметь логическое завершение, значит, у каждой завязки будет продолжение и развязка. Начатых, но не законченных сюжетных линий быть не должно.
3. Развитие действия по восходящей.
Тут-то и начнется ничем не ограниченный полет фантазии! Автор выдумывает невероятнейшие сюжетные ходы, помещает героев в различные трудные ситуации, описывает их переживания по этому поводу и рассказывает нам, как испытания закаляют характеры героев, какие уроки они для себя извлекают.
Герои должны меняться, это очень важно! Если от первой к последней серии герой ничуть не изменился, если он все тот же и воспринимает мир так же, как и раньше, если он не вынес для себя никаких ценных уроков, то ты не выполнил свою задачу, как писатель. Зачем надо было рассказывать эту историю? В чем был её глубокий смысл? Что хотел автор нам сказать? Получается, что ни в чем смысл, ничего не хотел сказать, да и говорить-то, в общем, было не о чем.
Действие не должно быть бессвязным: вот наших героев поймал маньяк, а вот они, непонятно как сбежав от мучителя, уже безо всякого повода оказываются на заброшенной ядерной станции. Сюжетные ходы должны "цепляться" друг за друга, словно петли в вязании, тогда и получится цельный носок, то есть, простите, история.
Лучше всего будет, если ты, прежде чем описать какой-либо ход, заранее слегка "раскроешь карты" и дашь скромный, незаметный намек на то, что вот, очень может быть, скоро случится то-то и то-то. Именно намек, не больше. Например, если ты запланировал, что через серию-другую твой герой будет угрожать кому-то пистолетом, неплохо бы сообщить уже сейчас, что этот милый юноша является счастливым владельцем огнестрельного оружия или же имеет привычку ходить в тир, где был замечен как неплохой стрелок. По крайней мере, когда читатель увидит, что твой Крутой Уокер прицеливается в своего соперника и грозит отстрелить бедолаге немаловажную часть тела, то у него не возникнет ощущения, будто его, читателя, бревном по голове жахнули. Наоборот, он будет доволен собой: надо же, а я еще в прошлой серии догадался, чего от этого рейнджера можно ждать!
Все, на что ты намекнул в завязке, должно развиться и конкретизироваться. Конфликт должен неуклонно нарастать. Пусть персонажи проявят себя с разных сторон, пускай в конфликт будут вовлечены новые участники, пускай выскажутся те, кто сперва промолчал.
Взять, например, наш конфликт, который мы уже обозначили. Две подруги поссорились из-за парня и пытаются поделить его, да при этом еще и сохранить дружеские отношения. А парень? Как он себя чувствует в такой ситуации? Чего он сам хочет? Каковы его намерения относительно каждой из девиц? А может, ему все равно?
Неуклонно развивай сюжетную линию от серии к серии. Если сюжетных линий несколько, тем интереснее, пускай они пересекаются, переплетаются, "подталкивают" друг друга. Героиня скорее совершит самоубийство, если её предала подруга, у неё кончились деньги и возникли проблемы на работе, чем если произошла какая-то одна из этих неприятностей.
Так, постепенно нагнетая напряжение, мы шаг за шагом подводим героев к самому важному этапу во всей истории. Этокульминация.)
4. Кульминация есть вершина сюжета, никто с этим не спорит.
Ситуация достигла своего пика и сейчас взорвется. Конфликт, который мы обозначили еще в завязке и старательно развивали все это время, достиг точки кипения, и противники просто не могут не схватиться друг с другом. Проблема, которая встала перед героем в самом начале, должна быть разрешена, или же она погубит его. На вопросы, которые мучили нас все это время, должны найтись ответы. Тайны обязаны раскрыться, хотя бы и не все; то, что мы искали, должно найтись.
Умение удивить читателя трудно переоценить! Чем неожиданнее будет кульминационная сцена, тем лучше. Давний друг может неожиданно оказаться тайным врагом и воткнуть герою нож в спину. Хорошие могут стать плохими, и наоборот. Все то, что герой делал, окажется полной бессмыслицей, или же, наоборот, ничего не значащее действие, что он когда-то совершил, приведет к катастрофе или станет первым шагом на пути к спасению. Закрути кульминацию как следует, чтобы читатели еще долго восхищенно вздыхали, читая и перечитывая твой сериал.
В трагическом произведении кульминационным моментом чаще всего становится гибель героя.
В драматической жизненной истории героев в момент наивысшего напряжения проводят через сложную ситуацию, после чего напряжение спадает.
В комедии, как правило, кульминация приходится на тот момент, когда открываются все тайны, и герои оказываются в смешном и неловком положении.
В детективе кульминация – тот момент, когда называется имя убийцы (похитителя, грабителя).
Что же станет кульминацией в нашем случае?
Вспомни: кульминация – это то, к чему мы вели читателя все это время.
Тебе может показаться, что кульминационный момент всей истории – измена.
Это не совсем так.
Кульминационный момент всего сериала – момент, когда героиня узнает об измене. Именно потому, что мы писали всю историю, можно сказать, ради этой сцены. Ситуация разрешилась, девушка поняла, что ей придется пожертвовать или любовью, или дружбой, или и тем и другим.
Кульминация должна быть исчерпывающей, она должна отвечать на большинство вопросов, которые у читателя возникли еще в самом начале. Маски сброшены, комедия окончена, как же герои будут жить дальше? Что с ними будет потом, все еще неясно, и читатель, затаив дыхание, ждет, как же ты завершишь свою историю.
5. Действие по нисходящей.
Как только случилась кульминация, и, значит, главное событие всего сериала свершилось, приходит пора потихоньку сворачивать действие. Завершишь ли ты историю плавно, на протяжении нескольких серий рассказывая, что было после того, как… - или резко оборвешь все ниточки сразу же после момента наивысшего напряжения, решать тебе. Желательно сворачивать сюжет с такой же скоростью, с какой ты его развертывал: допустим, ты потратил десять серий только на то, чтобы подвести читателя к кульминационному моменту, а на завершение сюжета у тебя ушло всего десять строк - это выглядит странно. Хотя, опять же повторю, дело хозяйское.
Бывает и так, что кульминация и есть тот самый завершающий момент, после которого уже ничего нет (и не надо). Все зависит от твоего творческого замысла, и, не побоюсь этого слова, художественного чутья.
Не забывай, что читатель все еще под впечатлением от кульминационного момента, поэтому не стоит усиленно бомбардировать его новыми ужасными подробностями, наоборот, нужно дать ему слегка передохнуть и замедлить темп повествования.
С другой стороны, скучать читатель тоже не должен, поэтому постарайся, чтобы текст по-прежнему держал его в напряжении. Это не сложно, если хорошенько подумать, ведь после кульминации столько всего осталось недосказанного! Наш герой с честью прошел через самое сложное испытание, которое мы ему приготовили, но как он будет жить дальше?
Лорэйн узнала, что её возлюбленный изменил ей с её лучшей подругой, она в отчаянии, её привычный мир рухнул. Что будет дальше? Порвет ли она с парнем, рассорится ли с подругой или, может быть, разорвет отношения с ними обоими? Может, она попытается понять их и помириться? А может, не выдержит напряжения и покончит с собой или сотворит ещё какую глупость?
Видишь, как много всего ещё можно рассказать после того, как главное свершилось. Опять же повторю, будешь ты все это сообщать читателю в краткой или развернутой форме, дело лично твое. Все зависит от конкретного случая.
6. Развязка. Финал.
Развязка – событие, исчерпывающее конфликт. Это та точка в конце предложения, то событие, которое должно окончательно все разъяснить и после которого сериал можно смело завершать.
В нашем случае развязкой будет самоубийство Лорэйн или её примирение с подругой, либо с парнем – любое решение, которое она примет. На этом конфликт будет считаться законченным.
Развязка твоей истории должна доказать ту основную мысль, которую ты стремился донести до читателя, когда начинал её писать.
Не нужно излишне оттягивать концовку, но и торопить её – тоже не дело. Если ты оставишь большинство вопросов без ответов, читатель будет чувствовать себя немного… обманутым. С другой стороны, если ты собираешься проследить весь путь героини до самого её смертного одра, твое повествование рискует сильно затянуться, тогда, скорее всего, читателю скоро наскучит плестись следом за тобой по этой пыльной дорожке, и он слиняет при первом же удобном случае.
Финал – собственно конец истории, финальная сцена.
Ты можешь сделать финал трагическим или счастливым, по своему усмотрению - все зависит от того, что ты хотел сказать.
Можешь оставить "открытый" финал: да, герой получил важный урок, прошел через непростую жизненную ситуацию, кое-в-чем поменялся, но это еще не конец, жизнь продолжается, и непонятно, как все это закончится в конце концов.
Хорошо, если читателю будет над чем поразмыслить после того, как он прочтет последнюю фразу.
Финал обязательно должен нести смысловую нагрузку. Злодеи должны получить по заслугам, страдальцы – получить воздаяние. Те, кто заблуждался, должны заплатить за свои ошибки и прозреть, либо же продолжать пребывать в неведении. Каждый из героев изменился, сделал для себя какие-то важные выводы, которые автор и хочет преподнести как основную мысль своего произведения. В баснях в таких случаях обычно печатают мораль, но ты постарайся донести свою мысль до читателя более тонко, ненавязчиво.
Если ты покажешь страдания своих героев, эффект будет во много раз сильнее, чем если ты просто напишешь: "так-то делать хорошо, а так-то – плохо".
Даже если в финале не происходит НИЧЕГО, то и в этом должен быть свой смысл.
Для финальной сцены лучше всего выбрать какой-то важный момент в жизни героини. Например, все сказки всегда заканчиваются свадьбой. Что было после того, как все переженились, о том сказка умалчивает.
В нашем случае финал может быть любым, в зависимости от того, как ты разрешишь конфликт: счастливым, или трагическим, или неоднозначным. В любом случае, стоит подчеркнуть, что после всего случившегося герои пересмотрели свои взгляды на любовь и дружбу.
...
Вот, я вкратце описала тебе классическую схему построения сюжета, но это не значит, что все строят сюжет именно так. Например, ты можешь начать с кульминационной сцены, потом совершить рывок в прошлое и рассказать, как ситуация развивалась, потом снова вернуться к кульминации и начать описывать, что последовало за ней… Главное, чтобы основные компоненты этой схемы в твоей истории сохранились.
Вот всего лишь несколько вариантов того, как может выглядеть сюжетная схема:
Схема 1.
Классический вариант – завязка, медленное развитие действия, неуклонное движение, кульминация как точка высшего напряжения, медленный спад напряжения и развязка.
Схема 2.
Здесь мы видим более стремительное действие. Автор сократил вводную часть и сразу же кинул нас в пучину событий. Напряжение нарастает взрывообразно… бах! – кульминация. Мгновенный спад и быстрая развязка.
>
Схема 3.
Автор буквально с первых же страниц проверяет нервы читателя на прочность. Мгновенное развитие действия – бах!- кульминация – спад. Снова развитие – кульминация – спад и так далее. Рассказ держит в напряжении, мучает, от него невозможно оторваться, иначе можно пропустить что-то важное…
Обрати внимание, что Самую Главную Кульминацию я все-таки выделила. Как ни крути, но на фоне других "микровзрывов" она должна выглядеть мощнее всех. К тому же, не случайно Самую Главную Кульминацию я подгадала ближе к концу – именно там она обычно и располагается. Неинтересно же узнавать все самое интересное сначала, так ведь? Лучше в конце.
Схема 4.
Еще один вариант "стремительно нарастающего" сюжета. Автор постепенно нагнетает напряжение, доводит его до высшей точки и тут же сворачивает действие – за кульминацией почти сразу следует развязка.
И так далее, и тому подобное. Схем можно изобрести великое множество.
Все, что я сказала выше, конечно, важно, но это не означает, что любой автор, начиная писать, постоянно проверяет "не затянул ли я с зачином и скоро ли кульминация". Писатели сочиняют так, как им Бог на душу положит, не особо зацикливаясь на деталях, только вот почему-то все их произведения выстроены именно по этому принципу. Интуитивно чувствуют, наверное.
Я бы не заостряла на сюжетной схеме внимания, если бы это не имело значения. Только вот вторая прискорбная ошибка начинающих авторов в том, что они строят сюжет не по веками отработанной схеме, а по каким-то им одним известным принципам.
Основы сценарной драматургии
Предмет и содержание искусства. Форма. Образ
Как воду нельзя перенести без сосуда, так и содержание нельзя передать без формы. Форма - средство для выражения содержания, одно из основных отличий сценария от пьесы. Образ - это всегда воображаемый вариант действительности, переведенный на язык искусства (ноты, холст, пластика, слово и т.д.). От художника (переводчика) зависит, как будет передана нам эта действительность. При создании образа художник должен учитывать, что читатель, слушатель, зритель соучаствуют в создании конечного образа. Эту особенность психики человека Ю.Айхенвальд выразил парадоксальной на первый взгляд мыслью, что быть Шекспиром и читать Шекспира - явления, бесконечно разнящиеся по степени, но совершенно одинаковые по природе. То есть каждый читатель воспринимает произведение индивидуально, как бы заново. И в каждом отдельном случае уровень гениальности Шекспира как бы соответствует интеллекту и уровню восприятия читателя.
Драматическое действие. Драматизм
Сценарная драматургия - особый специфический вид драматургии. (При этом оговоримся, что в течение всего семинара речь у нас будет идти о сценариях различных клубных и школьных мероприятий). В драматургии действуют общелитературные законы, законы живописи, музыки, хореографии, архитектуры, так как она использует эти виды искусства для создания собственного произведения. Особенность сценарной драматургии в том, что в ней могут отличаться некоторые принципы создания художественного образа, могут быть особые временно-пространственные построения. Ее отличительной чертой является также широкое использование приемов монтажа художественных и нехудожественных форм, таких, как информация, кинофотодокументы и т.п.
Важнейший элемент в драме - действие, оно и только оно есть его единственное художественное средство. Драматическое действие предполагает наличие противоречия, а в нем непреложно должны присутствовать драматизм и конфликт.
В основе драматизма лежит подавление свободы воли; максимальное подавление свободы есть смерть насильственная. Драматичны старость и неизбежность умирания. Природные катаклизмы драматичны только тогда, когда при этом погибают люди. В комедии герой, подавляющий свободу других, сам оказывается подавленным, и именно этот факт вызывает комический эффект. Борьба за свободу воли есть обратная сторона драматической борьбы, и в этой борьбе проявляется закон вечной смены старого новым. В глобальном смысле в ней отражается действие основных законов бытия: диалектического закона отрицания отрицания и закона единства и борьбы противоположностей.
Тема. Идея
Пока нет темы, не может и начаться работа автора над произведением. Тема - проблема, поставленная жизнью и побуждающая автора к творчеству. Когда автор приступает к реализации темы, у него уже есть вариант ее решения, и это - зерно идеи. Н.В.Гоголь писал, что тема есть идея еще не высказанная.
Идея - это решение какого-то вопроса, какой-то темы. Весь процесс создания произведения - это процесс раскрытия и решения темы и ее трансформации в идею. Идея никогда не является открытой и не бывает статичной. Она гибнет, как только перестает развиваться, или становится банальной и вредной. Плодотворная идея может жить тысячелетия, она не пропадает в конце произведения, а уходит с человеком и появляется всякий раз, когда к произведению обращаются вновь. Выдержали более трех тысячелетий идеи, заложенные древними авторами Египта, Греции, Китая и др. Существуют идеи перспективные и не имеющие развития. Есть идеи, которые временно теряют свою актуальность и как бы замирают в историческом небытии, а затем оживают заново. Так, в связи с появлением в России центробежных сил весьма современными становятся идеи "Слова о полку Игореве". Идеи бывают субъективного характера и объективного. Субъективная идея проверяется объективными закономерностями. Бывают случаи, когда автор, намереваясь обличать одно явление, на самом деле борется с другим, так как первоначальная идея либо незначительна, либо ложна и не выдерживает проверки объективной закономерностью, то есть жизнью. (Подобная метаморфоза идеи произошла в романе Л.Толстого "Анна Каренина"). Иногда появляются произведения с ложной идеей, они появляются чаще всего в несвободных обществах. Ложной идее, как правило, сопутствует ложная форма. Идеи, как и темы, бывают главные и побочные. В подлинном произведении происходит борьба идей, в ходе которой главная идея либо побеждает, либо погибает, если она была ложна.
Действие. Конфликт. Сюжет. Фабула. Интрига
Действие - существо драматургии, единственная форма развертывания темы, утверждения идеи самым наглядным, естественным образом, а не декларативными схемами. Важнейшая цель сценариста - развивать действенную, а значит, художественную сторону драматургии, избегать декларативности, ибо она убивает идею. Даже описания в драме, а тем более в сценарии, должны двигать действие, иначе они не нужны. Действие - главное средство развития темы в идею. Художественная идея всегда бывает выражена в образе. Образы могут быть полярны и неполярны, но действие всенепременно расставляет их на противоборствующие позиции. Конфликт знаменует собой высшую ступень проявления драматических противоречий. Конфликт развивается как путем противоречий внутренних (психологических), так и путем противоречий внешних. Чтобы развернуть конфликт, необходимо придумать сюжет.
Сюжет - это всякого рода связи между действующими лицами, взятые в их развитии. Другими словами - это история роста и становления характеров. Раскрытие сути человека возможно только тогда, когда он совершает поступок. Каждый поступок в драматургическом произведении - событие. Цепь событий есть фабула, которая конкретизирует конфликт через конкретизацию сюжета. Хотя сюжет является формой конкретизации, сам он не может быть конкретизирован без фабулы или интриги. А интрига - это цепь событий, совершаемых персонажами.
Элементы (структура) драматического действия
Основы сценарной драматургии
Предмет и содержание искусства. Форма. Образ
Как воду нельзя перенести без сосуда, так и содержание нельзя передать без формы. Форма- средство для выражения содержания, одно из основных отличий сценария от пьесы. Образ - это всегда воображаемый вариант действительности, переведенный на язык искусства (ноты, холст, пластика, слово и т.д.). От художника (переводчика) зависит, как будет передана нам эта действительность. При создании образа художник должен учитывать, что читатель, слушатель, зритель соучаствуют в создании конечного образа. Эту особенность психики человека Ю.Айхенвальд выразил парадоксальной на первый взгляд мыслью, что быть Шекспиром и читать Шекспира - явления, бесконечно разнящиеся по степени, но совершенно одинаковые по природе. То есть каждый читатель воспринимает произведение индивидуально, как бы заново. И в каждом отдельном случае уровень гениальности Шекспира как бы соответствует интеллекту и уровню восприятия читателя.