Использование средств в сценарной работе.

В сценарной работе используются различные средства, способные придать театрализованному представлению, вечеру, концерту, и любому другому мероприятию яркую окраску, неповторимую индивидуальность и эффектность.

Документальные средства используются в проведении вечеров, посвященных памятным, историко-революционным датам или связанных с военно-патриотической тематикой; митингов, манифестаций, юбилеев, документальных тематических и киновечеров, устных журналов.

Художественные средства с элементами театрализации

используются в мероприятиях, организованных для подростков, молодежи, студенческой аудитории; в театрализованных концертах, вечерах отдыха, вечерах знакомства.

Средства клоунады, буффонады, юмора, пародии, шаржа и ярмарочногопраздника используются для проведения новогодних представлений, карнавалов, маскарадных шоу, игровых программ, детских праздничных шоу, спектаклей, встреч со сказочными героями, танцевальных вечеров, караоке.

Научно-популярные и технико-пропагандистские средства в вечерах данной направленности служат для пробуждения интереса к вопросам науки, техники, экономики, используются с целью расширения научно-технического кругозора молодежи, популяризации научных и технических знаний, новых технических достижений. Мероприятия носят научный характер и могут быть представлены в жанрах устных журналов, вечеров передового опыта изобретателей, рационализаторов, например «Наука смотрит в будущее», «Новости техники», «Техника за рубежом» и др. Непременные отличительные черты таких вечеров - передовая научная и техническая мысль, увлекательная форма подачи и изложения материала, актуальность поставленных проблем.

Музыкально-художественные средства в театрализованных мероприятиях. Главная идея подготовки и разработки подобных мероприятий заключается в использовании различных жанров искусства при приоритете музыкальных номеров. Театрализованные вечера и обозрения, тематические программы художественной самодеятельности, литературно-музыкальные композиции, альманахи искусств, фольклорные вечера, анимационные праздничные концерты - каждый из них сохраняет свой жанровый почерк, однако всех объединяет музыкально-художественная направленность. Привычные элементы - слово, пантомима, песня, музыка, танец - выступают в новом качестве, создавая новый жанр.

Вопросы для самопроверки

1. Что является основой для подготовки и проведения анимационно-театрализованных представлений?

2. Какие компоненты определяет сценарист-аниматор для замысла сценария?

3. Какие сценарные планы составляет сценарная группа менеджеров аниматоров?

4. В чем состоит главное отличие анимационно-театрали-Ювамного представления от концертов, вечеров отдыха, кон-Курсов?

5. Что включается в сюжетную основу сценария анимацион-ИО-тсатрализованного представления?

6. В чем заключается основная сценарная работа при подготовке сценария-импровизации?

7. В каких мероприятиях используются элементы клоунады, буффонады, юмора, пародии, шаржа и ярмарочного

праздника?

8. Какие средства используются при разработке сценария массово-игровых анимационных мероприятий?

9. В чем состоит сложность подготовки и разработки сценария музыкально-художественных театрализованных мероприятий?

3. ПРИНЦИПЫ И ПРИЕМЫ

ПОСТРОЕНИЯ СЦЕНАРИЯ

АНИМАЦИОННОГО МЕРОПРИЯТИЯ

Многообразные сценарии анимационных мероприятий строятся по принципу условности.Сценаристы, режиссеры, организаторы принимают решения по оформлению сцены, зала, туристской площадки, используя условности для воплощения своего замысла. Зритель охотно принимает любую условность, когда язык восприятия доступен и понятен. Устойчивые своеобразные условности устанавливаются в театре, а также во многих жанрах искусства.

Границы жанра так же условны, как и сами жанры: вечер-очерк, вечер-сказка, сказочно-фольклорная композиция, художественные иллюстрации.

Для того чтобы создавать новые анимационные программы, сценаристу надо знать условности литературных жанров -эпического, лирического, драматургического. Несмотря на то, что любая анимационная программа по своей форме наиболее близка к эстрадной и кинематографической, в сценарии можно использовать материалы из документальной и научно-популярной литературы, периодической печати, статистической отчетности.

Например, все знают, что журнал - продукция литературная и типографская. Однако существует программа «устный журнал», построенная по принципу «обо всем понемногу» и состоящая из отдельных тематических эпизодов -страничек. Выберем тему — «Проблемы туризма». Главное здесь - разнообразие и актуальность: международное обозрение сменяется короткометражными фильмами о развитии туризма в разных странах мира; новости о проведении карнавалов и шоу-представлений — пантомимой; рассказ о достижениях в спортивном туризме — юмористической страницей и т. д.

Построение сюжетов, приемы сценарной работы, теоретические разработки основ научно-популярного и документального сценария с уменьшением роли монологов и диалогов, значительным расширением ремарок, примечаний, характеристик участников - все это сценарист заимствует из опыта кинодраматургии.

Для создания поэтического жанра авторы сценариев анимационных мероприятий должны владеть культурой речи, знать законы построения устных выступлений, особенности речи, внимания, ораторские приемы.

Использование метода «живые картины» предусматривает построение сценария по принципу «оживления» произведений изобразительного искусства. В данном жанре музыка помогает добиться определенного темпа и ритма действия, настроения, эмоциональной окраски, акцента на определенных моментах. Атмосфера эпохи, передаваемая с помощью костюмов, условно-декоративных средств, а также музыки, создает незабываемое впечатление.

Не менее важно изучать формы гражданских торжеств. Приемы и средства их проведения должны носить творческий характер использования существующих, а также создания новых, современных обрядов и ритуалов.

Для подготовки массовых праздников необходимо знание организационных основ работы с публикой во время массовых гуляний, шествий, манифестаций. В этом отношении полезен опыт организации слетов, спортивных показательных выступлений, проведения массовых игр, соревнований, фестивалей.

Сценарии многопрограммных анимационных мероприятий.Тематический вечер, утренник, праздничный концерт или театрализованное представление имеют одну программу продолжительностью полтора-три часа. Однако существуют праздничные программы, рассчитанные на более длительное время -это шоу-маскарад, фестиваль, карнавал, День города.

Сценарии многопрограммных мероприятий отличаются тем, что в них:

• производится разбивка программ на несколько частей;

• каждая программа пишется отдельно;

« составляется общий план мероприятий;

• регламентируется по времени проведение каждого сегмента мероприятия;

• с точностью указываются места проведения празднеств;

• назначаются ответственные лица за каждый сегмент мероприятия.

Совершенствуя методы анимационной работы, сценаристы разрабатывают новые, активизирующие туристов формы вечеров. Особенность проведения таких вечеров заключается в том, что различные встречи, концерты, массовые игры и танцы проводятся одновременно в разных помещениях отеля, туристского клуба, Дворца или Дома культуры. Для этого используются: фойе, малый лекционный зал, большой кинозал, спортивный зал, большие комнаты, диско-клуб, сцены, танцевальные залы.

Зрители самостоятельно решают, какие мероприятия необходимо посетить: международный обзор событий за неделю; встречу с группой туристов-байдарочников; слет любителей самодеятельной песни; демонстрацию художественных, документальных или научно-популярных фильмов; эстрадный концерт или принять участие в массовых играх и конкурсной программе.

Особенностью такой формы работы является то, что пропускная способность участников массового мероприятия увеличивается в несколько раз.

Каждое мероприятие имеет свои специфические особенности и возможности. Предварительно готовится несколько вариантов сценария, затем выбираются наиболее интересные, оригинальные, содержательные.

Например, проводится мероприятие «Конкурс туристской песни»: для любителей самодеятельной песни устраивают прослушивание, встречу с бардами, музыкантами, поэтами, композиторами. Кульминационным моментом вечера может послужить появление на сцене известного музыканта или композитора. Вечер дополняется демонстрацией видеоклипов, выступлением вокалистов, иллюстрацией фотоматериалов, фрагментами из музыкальных произведений; готовятся стихи, эпиграммы, дружеские пародии, сценки, музыкальные викторины.

Формирование замысла сценария.Сценарный замысел должен быть определенным и ясным. Первоначально формируется банк данных — записываются интересные формы, детали, предложения.

Дальнейшую работу рекомендуется вести по этапам. Каждый из них имеет свои задачи и особенности.

Сценарный ход

Сценарный ход - это прием ведения вечера, праздника, утренника, театрализованного представления, т. е. построение материала в логической последовательности.

Сценарным ходом военно-патриотического вечера станет рассказ очевидца событий, построенный на личных воспоминаниях, дополняемый кино- и фотоматериалами, выступлениями участников Великой Отечественной войны, узников концлагерей, работников тыла. В программу включают исполнение песен военных лет, танцевально-хореографические зарисовки на заданную тему, лирические выступления.

Молодежные вечера готовят по заранее намеченной теме. В концертной программе, содержащей современные песни и танцы, организацию встреч с любимыми исполнителями, демонстрацию фильмов, используют прием - герои или актеры сходят с экрана в зал; выступление хореографического коллектива соединяют с демонстрацией кинофрагмента; сказочные герои встречаются в зале со зрителями - вручают памятные подарки, призы.

Требования к сценарному ходу. Сценарный ход как прием ведения вечера призван помочь раскрытию основной темы, заинтересовать, создать эмоциональный настрой, атмосферу единства, продуманности. Прием можно использовать, если он органически вытекает из тематического замысла вечера, подсказан его материалом, интересной информацией, уникальными сюжетами, историческими документами, неопровержимыми фактами.

Сюжетный ход (линия). Там, где сценарный ход требует построения определенной сюжетной линии, условных действующих лиц, он перерастает в сюжетный ход (линию).

Организация сюжета.Построение сюжета вечера, камерной программы, массового зрелища или эпизода - важный этап создания сценария. Это работа творческая, требующая знания материала, незаурядной фантазии. Готовых сюжетов для вечеров не существует. Сценарист, разрабатывая сюжет, трансформирует его для раскрытия темы и решения задачи конкретного воздействия на публику.

Принципы построения сюжета

Литературно-повествовательный принцип. Сюжет раскрывается описательными средствами, способами рассказа. Например, литературно-музыкальную композицию раскрывают персонажи литературных произведений. Можно вводить в действие новые лица - автора произведения, современного читателя, критика; в музыкальных представлениях - композитора, слушателей, музыкальных героев или образы, навеянные музыкой.

Драматический принцип. Основное действие, событие создается фантазией сценаристов с помощью действующих лиц.

Особое значение приобретают характеры, обстоятельства, поведение персонажей в определенной сценической ситуации, столкновение характеров в героико-драматической или комедийной борьбе.

Литературно-повествовательный и драматический принципы имеют свою специфику, однако их различие не исключает возможности применения одинаковых литературных приемов построения сюжета.

Сюжет-сопоставление - сравнение фактов, событий по сходству двух или нескольких ситуаций.

Сюжет-аллегория (буквально - изображение отвлеченной идеи посредством образа) - аллегорический перенос смысла на аналогичное событие из жизни животных или сказочных персонажей.

Сюжет-метафора - перенесение свойств одного предмета на другой. Метафорическое построение сюжета украшает вечер или театрализованное представление. Яркость, образность -залог успеха. Необходимо уметь находить новые поэтические образы (например, приход весны - новая жизнь; восход солнца -перемена судьбы).

Сюжет-гипербола - намеренное преувеличение значимости события, ситуации, факта, определенной черты характера.

Сюжет-пародия - сознательная имитация в иронических и юмористических целях, построенная на обобщенных и обостренных конфликтных ситуациях или столкновениях персонажей на сцене.

Сюжет-гротеск (причудливый, комичный) - вид художественной образности, обобщающий и заостряющий жизненные отношения посредством причудливого и контрастного сочетания: реального и фантастического, трагического и комического, прекрасного и безобразного.

Сюжет-сатира - способ проявления комического, состоящий в уничтожающем осмеянии явлений, которые представляются автору порочными.

Сюжет-ирония - способ осмеяния, притворно облекаемый в форму согласия или одобрения, основанный на иносказании. В иронии как виде комического смешное скрывается под маской серьезности, с преобладанием отрицательного отношения к предмету.

Сюжет-юмор - сочетает насмешку и сочувствие, внешне комическую трактовку и внутреннюю причастность к тому, что представляется смешным.

Сюжет-комедия - основан на хитроумной, запутанной интриге. Осмеиваются характеры, нравы, человеческие качества, банальные идеи.

Построение предварительной композиции.Наметив замысел, сценарный ход и сюжет сценария, составляется композиционный план в виде записи по порядку наименований эпизодов, или план по эпизодам. Всценарии может быть один или несколько эпизодов. По плану действие может развиваться в следующем порядке: пролог; экспозиция; развитие действия с неожиданным обострением ситуации, поворотами сюжета, завязкой; кульминационный момент; финал, развязка.

Монтажпроизводится из отдельных эпизодов, номеров, страничек, миниатюр, сценок. В задачу сценариста входит тщательная подготовка драматургии каждого отдельного звена.

Монтаж тематических эпизодов.В тематических вечерах эпизод представляет собой относительно законченную небольшую тему, являющуюся частью основной, со своей экспозицией (введение в тему), завязкой (постановка вопроса), развитием (раскрытие темы), финалом (завершение, вывод).

Драматургическое построение приемлемо для художественного, научного, популярного, документального и литературного материала.

Принцип тематических блоков - построение вечера из эпизодов, близких по теме, материалу и жанру, в соответствии с развитием действия и сценарным ходом.

Первым принципом построения концертной программы считается предварительное распределение материала по характеру и виду выступлений, которое можно представить в виде приведенной ниже таблицы.

№ п/п Виды выступлений, наименования коллективов, номеров Количество подготовленных номеров Ответственные исполнители
Художественное слово • басня «Волк и овцы» • стихотворение «Весна» Ф.И.О. Ф.И.О.
Вокальное исполнение » ария из оперы Верди «Аида» Ф.И.О.

Продолжение

№ п/п Виды выступлений, наименования коллективов, номеров Количество подготовленных номеров Ответственные исполнители
Пантомима Композиции в исполнении Детской школы искусств • «Фантазия» • «Ласточка» • «Тревога» • «Ласковый день» Ф.И.О.
Хореографическая зарисовка • «В моей душе звенит капель» Балетмейстер-постановщик Ф.И.О. солист Ф.И.О.
Песни в исполнении хора русской народной песни «Русская красавица» • «Ой, мороз, мороз» • «Рябинушка» • «Вот кто-то с горочки спустился» Руководитель хора Ф.И.О.
Демонстрация видеоклипов • «Родная сторона» • «Мы входим в XXI век» Главный режиссер-постановщик Ф.И.О.
Сцены из спектаклей Театра юных зрителей • «Королевство кривых зеркал» • «Снежная королева» Режиссер Ф.И.О.
Эпизодные танцы • латиноамериканский танец «Самба» • испанский танец «Паса-добль» • кубинский танец «Румба» Исполнители Ф.И.О. Ф.И.О. Ф.И.О.

Окончание

№ п/п Виды выступлений, наименования коллективов, номеров Количество подготовленных номеров Ответственные исполнители
Народный танец в исполнении детского танцевального коллектива «Светлячок» • «Барыня-сударыня» Художественный руководитель Ф.И.О.
Выступление детского оркестра духовых инструментов «Трубадур» • «Попурри» • «Весенняя фантазия» Дирижер Ф.И.О.

Следующий принцип - составление программы с чередованием номеров эпизодов разных жанров. Прямую связь между общим замыслом и последовательностью номеров выстраивают и развивают за счет конферансье.

Вопросы для самопроверки

1. В чем заключается использование метода «живые картины»?

2. По каким принципам производится схема построения анимационных мероприятий?

3. Чем отличаются сценарии многопрограммных мероприятий?

4. Как строятся основные компоненты замысла в сценарии?

5. Какие требования предъявляются к сценарному ходу?

6. Какие формы используются в традиционных национальных вечерах?

7. В чем заключаются основные принципы построения сюжета вечера, камерной программы, массового зрелища или эпизода?

8. Какие литературные приемы построения сюжета вам известны?

9. В чем заключается монтаж эпизодов?

10. Раскройте специфику режиссуры анимационной деятельности.

■у

4. МОНОЛОГИЧЕСКИЕ И ДИАЛОГИЧЕСКИЕ ФОРМЫ ИНФОРМАЦИОННО-АНИМАЦИОННОЙ J ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Для подготовки и осуществления анимационной программы необходимо научиться интересно и увлекательно рассказывать, т. е. профессионально использовать монологические и диалогические формы.

В то же время не следует злоупотреблять информацией, рассчитанной на слух (лекции, беседы, монологи, диалоги), нужно искать наглядный материал, делать анимационные мероприятия максимально насыщенными зрительным восприятием. Важно помнить, что при попытке дать человеку за короткий срок слишком большое количество информации снижается его способность активно усваивать материал.

Анимационные мероприятия необходимо строить по принципам:

• не допускать однообразия сообщений;

• стараться чередовать материал, различный по характеру; : • создавать непрерывную смену информации;

• применять элементы новизны, непредвиденности, неожиданности;

• привлекать и удерживать внимание слушателей эмоциональными, динамичными, взрывными эпизодами, активностью происходящего на сценической площадке;

• следить за постоянной сменой впечатлений, чередовать речевые, музыкальные, шумовые, световые и зрительные элементы.

Рассмотрим в качестве примера анимационное мероприятие «Карнавалы мира». Наряду с интересной и захватывающей информацией об истории возникновения карнавалов предоставляется возможность просмотра видеофильма о проведении

бразильских и венецианских карнавальных шествий. Затем на щепе выступают танцевальные коллективы, исполняющие зажигательные латиноамериканские танцы, самбо, румбу. Создается полное ощущение причастности к происходящему действию, зрители вовлекаются в захватывающие мероприятия, аттракционы, интересные игровые композиции в сочетании с театральными эффектами.

Монолог- один из элементов сценария анимационного мероприятия. Данная форма используется на встречах, тематических вечерах, в устных журналах, являясь основой театрализованных представлений (репризы ведущих, фельетоны, коммен-трии, стихи, песни, объявления номеров). Важно привлекать к выступлениям людей, владеющих приемами устной речи, умеющих говорить правильно, ярко, образно.

Мастерство же сценариста заключается в умении:

• чувствовать глубину слова;

• подготовить текст для исполнителя;

• передать характер выступающего;

• подчеркнуть эмоциональную сторону речи;

• выразить особенности жанра.

Речевую партитуру необходимо строить по принципам правдивости, грамотности, ясности, четкости, простоты выражения мысли, избегая банальных, штампованных, чуждых для русского языка слов и выражений.

При подготовке текста выступающих следует учитывать, что в устной речи есть много особенностей.

Необходимо отказаться от такого оратора, который в своем выступлении коверкает слова, выражает мысли сухим, казенным текстом, отходит от намеченного плана, злоупотребляет терми-. колонией, допускает употребление «слов-паразитов», нецензурных выражений, ведет себя неестественно или грубо по отношению к зрителям.

Мастерство диалога.Диалог в сценарии тесно связан с действием. Он возникает, когда сценаристу нужно показать столкновение разных мнений, интересов, характеров. В основе диалога лежит необходимость действующих лиц вступить в драматический или комедийный конфликт, противопоставить свое состояние, настроение, мнение.

Большую роль в диалоге играет ситуация. Новые обстоятельства выдвигают новые мотивы разговора. Настоящий диалог обязательно должен быть обращением собеседников друг к другу и слушателям.

Основными чертами разговорного стиля, который используется в анимационных мероприятиях, являются:

• экспрессивность, эмоциональность, непринужденность, образность;

• широкое употребление обиходно-бытовой лексики и фразеологии;

• активное использование внелексических средств (интонации, ударения, пауз, темпа речи и т. п.);

• преобладание простых предложений над сложными;

• использование изобразительно-выразительных средств; --. • проявление творческой индивидуальности.

Часто мероприятие сопровождается умелым сочетанием диалога с монологом. В театрализованных жанрах диалог строится на конфликтах характеров. Конфликт необходимо предусмотреть и для конферанса.

Общие требования к сценарию заключаются в том, что лексическая, синтаксическая и стилистическая структура речи персонажей должна определятся характерами действующих лиц, их эмоциональным состоянием, обстоятельствами действия, ярким и образным языком, правильностью выбора слов и выражений.

Диалог в массовых играх.В массовых жанрах и эпизодах можно предусмотреть диалог с публикой. Он строится на предвидении реакции зрителя и заготавливается в нескольких вариантах. Публике в этом диалоге отводится место для угадывания предметов, отгадывания загадок. Диалог с публикой чередуется с монологом ведущего, который объясняет правила игры, задает вопросы, объявляет победителей. Работая над подобным диалогом, сценарист должен заготовить остроумные и оригинальные ответы, предложения; по характеру они должны соответствовать определенной аудитории, ее возрастному, культурному уровню и воспитанию.

При подготовке выступления специалист-аниматор должен обратить внимание на правила общения с аудиторией:

1. Владеть мимикой, выражением своего лица, силой голоса, дикцией, артикуляцией; уметь стоять, двигаться, пользоваться жестами, добиваться максимального контакта с аудиторией.

2. Широко использовать метод импровизации, проявлять уверенность, стараться вызывать положительную реакцию слушателей.

3. Его речь должна иметь эмоциональную окраску, захватывать внимание слушателей, создавать атмосферу сопереживания, эстетического наслаждения.

Усиление речи.Сценарист может использовать радио как возможность ведения вечера без выхода ведущего на сцену. Голос за сценой (в микрофон) подчас дает больший эффект. Звукозапись и радиоаппаратура дают возможность широко использовать музыку и шумы, фонограммы выступлений известных государственных и политических деятелей, деятелей науки, культуры и искусства.

Вопросы для самопроверки

1. В чем заключается мастерство монолога?

2. Назовите основные особенности диалога.

3. По каким принципам строится речевая партитура?

4. Как строится диалог в театрализованных жанрах?

5. Использование диалога и монолога в массовых игровых программах.

6. Использование техники для усиления речевого воздействия на зрителей.

I

5. РАЗРАБОТКА И ПОДГОТОВКА АНИМАЦИОННЫХ ПРОГРАММ

5.1. Организация массовых праздников

История массовых форм праздников свидетельствует, что во все эпохи, во всех странах для человечества была характерна тяга к массовым представлениям, зрелищам, театрализованным праздникам. Массовый праздник достиг небывалого расцвета во многих странах мира, стал выражением эмоционального настроя.

Для проведения массовых праздников необходима специальная подготовка режиссеров, постановщиков, профессионалов, > специалистов-аниматоров, чтобы не возникло штампа, ремесленничества, шаблона.

Искусство массовых праздников - это огромная сила, к нему необходимо относиться с чувством высокой ответственности, наделять каждую программу индивидуальными качествами, использовать психологические нюансы, отражать в празднике не только факты, но и свое мироощущение, идейную убежден-■ ность, взволнованность, гражданскую позицию.

Сегодня невозможно представить нашу жизнь без праздников, которые заняли прочные позиции и предусматривают разнообразный комплекс политических, культурных, художествен-•'■ ных, эстетических, анимационных действий.

Праздник- это мероприятие с активным, творческим участием населения, посвященное выдающимся событиям, традиционным датам, юбилеям, чествованию работников определенных профессий.

Театрализованной частью праздника может быть массовое представление, которое, в отличие от праздника, всегда вписывается в определенную сценическую площадку, локализуется , четкими границами, предполагает разделение масс на исполнителей и зрителей.

Массовый праздник- это одновременное возникновение сразу нескольких очагов художественного действия. Каждый участник может выбрать для себя любой объект внимания, в то время как представление этот объект предопределяет.

Наши рекомендации