Детей как психолого-педагогическая

М.Э. Вайнер

ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

КОРРЕКЦИИ ПОВЕДЕНИЯ

ДОШКОЛЬНИКОВ

Педагогическое общество России Москва 2004

НЕКОНСТРУКТИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ

ДЕТЕЙ КАК ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ

ПРОБЛЕМА

Начнем наш разговор с нескольких типичных вы­сказываний обеспокоенных взрослых, столкнувшихся с различными нарушениями поведения детей:

Я работаю воспитателем в детском саду не первый год и опыта у меня достаточно. Сегодняшние мои воспи­танники заметно отличаются от своих сверстников предыдущих лет: они раскованнее, инициативнее, сообра­зительнее. Многие из них уже серьезно занимаются му­зыкой, танцами, языками. Казалось бы, работай и получай удовольствие. Однако меня все чаще настораживает, а нередко даже ставит в тупик поведение современных де­тишек.

Вот, например, Саша. Кажется, что ему совершенно незнакомо состояние покоя, сосредоточенности. Он по­стоянно что-то вертит в руках, кого-то тормошит, и все время говорит, говорит, говорит...

А вот Олег полная ему противоположность: может часами играть в одиночестве, слушается меня беспреко­словно, говорит тихо и только когда его о чем-либо спросишь. С этим мальчиком конечно легко, но разве та­кое поведение свойственно дошкольникам?

Не меньше меня озадачивает поведение и других де­тей: редкая, но внезапная, разрушительная и труднообъ­яснимая агрессивность Илюши; капризы и безутешные слезы Оли, особенно к концу дня; несдержанность Маши — нагрубит, надерзит, ущипнет, а потом переживает, про­сит прощения, раскаивается.

Я очень хочу понять, чем вызвано подобное поведение детей и как мне, воспитателю, на него реагировать, а еще лучше — научиться его предвидеть и предупреж­дать?

Воспитатель, стаж 18 лет

С подобными и некоторыми другими недостатками поведения детей сталкиваются многие взрослые — воспитатели, родители. И сразу у них возникает масса вопросов: можно ли считать эти недостатки поведе­ния типичными для дошкольников? Какова их при­чина? Можно ли предупредить их появление? Как эф­фективно решить уже возникшие проблемы?

Прежде чем ответить на эти вопросы, необходимо понять — что же такое поведение вообще; основы ка­кого поведения необходимо заложить в дошкольном детстве и потом закрепить в младшем школьном воз­расте.

«Под поведением,— писал отечественный психолог С.Л.Рубинштейн,— разумеют определенным образом организованную деятельность, осуществляющую связь организма с окружающей средой... Обычно выделяют три основных, различных по своей психологической природе типа поведения: инстинктивное поведение, навыки и разумное поведение». Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. М., 1986.

Инстинктивное поведениеосновано на инстинк­тивных действиях и направлено на удовлетворение витальных (жизненно важных) потребностей. Так, плач голодного младенца — это не демонстративное поведение, не каприз, а единственно доступное ему поведение, с помощью которого он сигнализирует взрослым о своей потребности в пище.

Существенную роль в жизни человека играют на­выки, привычки, привычное поведение. Реализуя при­вычное поведение, ребенок поступает правильно потому, что иначе не может поступить. Воспитание привычек правильного поведения дело достаточно трудное. Правила поведения становятся действенны­ми, когда их «бессознательный» период переходит в период традиций и привычек, когда ребенок приме­няет правила быстро и точно. Нередко ребенок знает как надо поступать, как надо себя вести, но поступа­ет и ведет себя иначе, особенно когда его никто не видит.

Наконец, разумное или произвольное поведение.Фор­мирование именно такого поведения является сверхза­дачей общей стратегии воспитания детей дошкольно­го и младшего школьного возраста.

Произвольное поведение ребенка — поведение ос­мысленное, инициативное и надситуативное.

Осмысленность означает, что ребенок осознает се­бя источником поведения. «Там, где источником дви­жения мы видим самих себя, там мы приписываем действиям личностный характер» (Л.С. Выготский). В произвольном (личностном) поведении инициатива действовать определенным образом, поступать так или иначе принадлежит ребенку. Он способен вести себя независимо от воздействующих на него обстоя­тельств (и даже вопреки им), руководствуясь при этом собственными, сознательно поставленными це­лями. Благодаря этой способности реактивное поведе­ние ребенка превращается в активное и делает его не рабом обстоятельств, а хозяином и над ними и над самим собой. Ребенок находится «не внутри» ситуа­ции, а «над ней».

Умение управлять собой дается с большим трудом дошкольникам. Дети в этом возрасте отличаются ситуативностью поведения, жесткой зависимостью от воспринимаемой ситуации. Ребенок действует не по своей воле, а по принуждению окружающих вещей и обстоятельств. Именно поэтому, а вовсе не из вредно­сти и непослушания, дети, прекрасно понимая речь взрослых, не всегда выполняют то, о чем их просят. Все дело в том, что речь не сразу становится для де­тей регулятором поведения.

Желая как можно быстрее развить в ребенке спо­собность управлять своим поведением, взрослые не­редко прибегают к малоэффективным средствам: читают нравоучения, внушая тем самым чувство неполноценности; дают массу инструкций, убивая этим его самостоятельность; наказывают за малейшую провинность. Но излишняя строгость, принуждение, контроль и запреты, даже если и приводят к послу­шанию, очень вредны для развития личности ребенка. Такое послушание — вынужденное и навязанное, ко­торые взрослые ошибочно принимают за хороший самоконтроль ребенка, в других условиях — без кон­троля взрослого — может превратиться в свою про­тивоположность, обернуться импульсивностью, расторможенностью. Страхом перед наказанием нельзя научить ребенка владеть собой. Приказами и наказа­ниями можно добиться подчинения, но нельзя нау­чить управлять своим поведением.

Произвольность — важнейшее качество личности, которое только и мо­жет обеспечить целенаправленность, организован­ность, самодисциплину, воспитывается в иных усло­виях, другими способами.

Поэтому в работе с дошкольниками, направлен­ной на профилактику и коррекцию неконструктивно­го поведения, предпочтительны не прямые манипулятивные методы (наказания, запреты, нравоучения), а косвенные, и прежде всего — игра.

ИМПУЛЬСИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ

Пожалуй, импульсивное поведение детей, как ни­какое другое, вызывает множество нареканий и жалоб родителей, воспитателей. Такое поведение складывает­ся из поступков ребенка, которые он совершает по первому побуждению, под влиянием внешних обстоя­тельств, сильного впечатления, не взвешивая все «за» и «против». Ребенок быстро и непосредственно реаги­рует и нередко столь же быстро раскаивается в своих действиях.

При импульсивном поведении ребенком движет прежде всего возможность удовлетворить собственные желания, выразить нахлынувшее чувство. Конкретная цель при этом, естественно, не ставится, сознание не концентрируется на достигаемом результате и послед­ствиях импульсивных действий. Этим импульсивное поведение отличается от решительного поведения. По­следнее также предполагает быструю реакцию, но связано с обдумыванием ситуации и принятием наи­более целесообразных и обоснованных решений.

Ребенка с импульсивным поведением отличает, прежде всего, невероятная двигательная активность и повышенная отвлекаемость, невнимательность. Он постоянно совершает беспокойные движения кистя­ми и стопами; сидя на стуле, корчится, извивается; легко отвлекается на посторонние стимулы; с трудом дожидается своей очереди во время игр, занятий, в других ситуациях; на вопросы часто отвечает не заду­мываясь; с трудом сохраняет внимание при выполне­нии заданий или во время игр; часто переходит от од­ного незавершенного действия к другому; не может играть тихо, спокойно, вмешивается в игры и заня­тия других детей; совершает опасные действия, не за­думываясь о последствиях. Нередко ребенок с импуль­сивным поведением начинает выполнять задание, не дослушав инструкцию до конца, но через некоторое время оказывается, что он не знает, что нужно делать. Тогда ребенок либо продолжает бесцельные действия, либо назойливо переспрашивает, что и как делать. Несколько раз в ходе выполнения задания он меняет цель, а в некоторых случаях может вовсе забыть о ней; не пытается хоть как-то организовать свою рабо­ту, чтобы облегчить выполнение задания; не исполь­зует предложенные средства., поэтому допускает мно­го ошибок, которые не видит и не исправляет.

Ребенок с импульсивным поведением постоянно находится в движении, независимо от того, чем он занимается. Каждый элемент движения у него быст­рый и активный, но в целом много лишних, побоч­ных, ненужных и даже навязчивых движений. Нередко дети с импульсивным поведением отличаются недос­таточно четкой пространственной координацией дви­жений. Ребенок как бы не «вписывается» в пространство (задевает предметы, натыкается на углы, про­стенки). Несмотря на то, что нередко у таких детей «живая» мимика, подвижные глаза, быстрая речь, они часто оказываются как бы вне ситуации (урока, игры, общения), а спустя некоторое время снова в нее «возвращаются». Результативность «брызжущей» активности при импульсивном поведении не всегда имеет высокое качество и часто начатое не доводится до конца. Также невозможно предсказать, что он сде­лает в следующий миг. Не знает этого и сам ребенок. Действует он, не задумываясь о последствиях, хотя плохого не замышляет и сам искренне огорчается из-за происшествия, виновником которого становит­ся. Такой ребенок легко переносит наказания, не дер­жит зла, поминутно ссорится со сверстниками и тут же мирится. Это самый шумный ребенок в детском сообществе. Дети с импульсивным поведением трудно адаптируются к школе, плохо входят в коллектив, часто имеют разнообразные проблемы во взаимоотно­шениях со сверстниками. Дезадаптирующие особенно­сти поведения таких детей свидетельствует о недоста­точно сформированных у них регуляторных механизмах психики, и прежде всего самоконтроля как важнейше­го условия и необходимого звена в становлении произ­вольного поведения.

Помимо психологического основания импульсив­ное поведение может иметь и физиологические причи­ны. В этом случае оно объясняется слабостью тормоз­ного контроля со стороны коры больших полушарий головного мозга, в частности, второй сигнальной системы — речи. Речь, по мнению психологов, мощ­ное средство осознания своего поведения. А.Р.Лурия выдвинул положение о том, что развитие произволь­ного действия начинается со способности ребенка вы­полнять речевую инструкцию взрослого. При этом действия ребенка коренным образом отличаются от не­произвольных движений. Действие по инструкции — это опосредованное речевым знаком средство овладения своим поведением. То, что сегодня ребенок выполняет по словесной инструкции взрослого, он сможет завтра выполнить в ответ на приказ, сформулированный в плане собственной внутренней речи. Дети с импуль­сивным поведением проявляют в этом глубокую несо­стоятельность. Поэтому добрые, жизнерадостные, об­щительные они вызывают массу нареканий у взрослых, раздражение у сверстников и нуждаются в психоло­го-педагогической помощи.

Преодоление импульсивного поведения детей про­исходит постепенно, через воспитание у них выдерж­ки и самообладания. Детей приучают обдумывать и обосновывать свои поступки, сдерживать свои поры­вы, нести ответственность за свое поведение. Эффек­тивным средством коррекции импульсивного поведе­ния старших дошкольников и младших школьников является игра. В частности, игры с правилами и дли­тельные совместные игры со сверстниками. В этих иг­рах от детей с импульсивным поведением потребуется сдерживать свои непосредственные побуждения, под­чиняться игровым правилам, учитывать интересы других играющих.

КОНФОРМНОЕ ПОВЕДЕНИЕ

Психологи давно отметили, что некоторым людям, в том числе и детям, свойственна повышенная склон­ность следовать чужому мнению или стилю поведения. Однако дошкольника до 5 лет еще нельзя считать конформистом. На этом возрастном этапе зависимость ребенка от внешних воздействий оправдана и естест­венна. Он еще не располагает достаточными знаниями о мире, не имеет собственных суждений по многим жизненным вопросам. Поэтому ребенку приходится доверять внешним источникам информации и пола­гаться на чужое мнение (в основном близких взрос­лых). Лишь к младшему школьному возрасту, посте­пенно, по мере становления самосознания ребенка, его диалог со сверстниками и взрослыми приобретает симметричность и гармонию.

Однако среди старших дошкольников достаточно много тихонь, которые готовы во всем согласиться со взрослыми и подчиниться им. Такое поведение детей чаще удовлетворяет взрослых, чем пугает и настора­живает. Дети-тихони также легко «идут на поводу» у более активных и бойких сверстников. Не имея своей позиции, своей точки зрения, они легко принимают чужую. Если конформное поведение закрепляется, становится для ребенка привычным, то оно неизбеж­но приводит к искажению его личностного развития.

Психологи установили, что по сравнению со свер­стниками эти дети и в младшем школьном возрасте по-прежнему больше подражают, чем действуют само­стоятельно, многое принимают на веру, не стремятся активно вникнуть, понять, осознать. Может даже сло­житься впечатление, что они умственно неполноцен­ны, несмотря на то, что их интеллект в норме.

Вполне закономерно, что дети с конформным по­ведением имеют проблемы в общении, в межлично­стных отношениях. Наиболее типичные из них это из­бирательность контактов (предпочитают хорошо знакомых взрослых и сверстников) и боязнь публич­ных выступлений (ответ на уроке, выступление на празднике). Если такой ребенок все-таки включается в общение, то выбирает конформное поведение, как наиболее для себя комфортное и безопасное.

Личностные особенности, подвигающие ребенка к выбору конформного поведения, как правило не яв­ляются его врожденными качествами. Они формиру­ются тогда, когда ребенок испытывает недостаток поддержки и поощрения, когда его часто наказывают за неудачи, ставят в заведомо невыигрышные условия сравнения и соревнования со сверстниками. Особую роль при этом играет авторитарный или гиперопе-кающий стиль воспитания.

Психологической основой конформности является высокая внушаемость ребенка, непроизвольное под­ражание, «заражение». Однако будет ошибкой, если определить как «конформное» естественное подража­ние дошкольника взрослым при усвоении правил по­ведения, оценки значимых событий, при овладении практическими навыками (манипулирование предме­тами, организация игр и-др.).

Безусловно, дети с конформным поведением нуж­даются в грамотной психолого-педагогической помо­щи. Такого ребенка бесполезно уговаривать перестать робеть, бояться, проявить инициативу и самостоятель­ность. Прежде всего, необходимо создать такие усло­вия, которые позволят ребенку понять и поверить, что его активность дает зримый и приятный ему самому результат. Для этого целесообразно выбрать занятие, которое по настоящему увлекательно для ребенка. Это может быть, например, специально организованное учебное занятие. Но, как показывает опыт, наиболее эффективным средством освобождения ребенка от конформного поведения и преодоления сопряженных с ним недостатков личностного развития является иг­ра, в частности — игры-драматизации.

ДЕМОНСТРАТИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ

Качества личности противоположные конформно­сти — это самостоятельность и независимость. Одна­ко в своем крайнем выражении и они приводят к неконструктивному — демонстративному поведению. Признаками такого поведения будет стремление ре­бенка к демонстрации своей индивидуальности, кривляние и капризы, а также вычурность действий и поведения в целом.

Часто встречающийся вариант демонстративного поведения — детское кривляние. Можно выделить две закономерности. Во-первых, ребенок кривляется толь­ко в присутствии взрослых (воспитателей, родителей) и только тогда, когда они обращают на него внима­ние. Во-вторых, когда взрослые показывают ребенку, что они не одобряют его поведение, кривляние не только не уменьшается, а наоборот, усиливается. В итоге развертывается особый коммуникативный акт, в котором ребенок на невербальном (при помощи действий, телесном) языке говорит взрослым: «Я де­лаю то, что вам не нравится». Сходное содержание иногда выражается непосредственно в словах: «Я — плохой».

Что же побуждает ребенка использовать демонстра­тивное поведение как особый способ коммуникации?

Нередко демонстративное поведение ребенка это единственно возможный способ привлечь к себе вни­мание взрослых. Такой выбор дети совершают в тех случаях, когда родители практически не общаются с ними, общаются мало или формально (ребенок не получает в процессе общения так необходимые ему любовь, ласку, тепло), а также если общаются ис­ключительно в ситуациях, когда ребенок плохо себя ведет, и его следует отругать, наказать. Не имея при­емлемых форм контакта со взрослыми (совместные чтение и труд, игра, спортивные занятия и др.), ребе­нок использует парадоксальную, но единственную ему доступную форму — демонстративную выходку и незамедлительно следующее за ней наказание. «Обще­ние» состоялось.

Но это причина не единственная. Если бы все слу­чаи кривляния объяснялись так, то, закономерно, кривляния не должно быть в семьях, где родители достаточно много общаются с детьми. Однако, из­вестно, что дети кривляются в таких семьях ничуть не меньше. В этом случае кривляние, самоочернение ре­бенка «я — плохой» являются способом выйти из-под власти взрослого, не подчиниться его нормам и не дать ему возможность осудить, сделать замечание, от­ругать, поскольку осуждение — самоосуждение — уже состоялось. Такое демонстративное поведение преиму­щественно распространено в семьях (группах) с авто­ритарным стилем воспитания, властными родителя­ми, воспитателями, учителями, когда дети постоянно подвергаются осуждению и замечаниям.

Демонстративное поведение может также возни­кать при прямо противоположном желании ребенка — быть как можно лучше. В ожидании внимания со сто­роны окружающих, взрослых ребенок ориентирован на то, чтобы специально продемонстрировать свои достоинства, свою «доброкачественность».

Другой не менее распространенный вариант демон­стративного поведения детей — это капризы. Каприз — часто повторяющаяся слезливость, необоснованные своевольные выходки с целью самоутвердиться, обра­тить на себя внимание, «взять верх» над взрослыми. Капризы обычно сопровождаются активным проявле­нием недовольства и раздражительности: плачем, дви­гательным возбуждением, катанием по полу, разбра­сыванием игрушек и вещей.

Эпизодически капризы возникают в результате пе­реутомления, перевозбуждения нервной системы ре­бенка сильными и разнообразными впечатлениями, а также как признак или следствие начавшегося заболе­вания.

От эпизодических капризов, обусловленных во мно­гом возрастными особенностями детей следует отли­чать закрепившиеся капризы, превратившиеся в при­вычную форму поведения. Основная причина таких капризов — неправильное воспитание (избалован­ность или чрезмерная строгость со стороны взрослых).

Дети с любой разновидностью демонстративного поведения нуждаются в психолого-педагогической помоши. В коррекционной и профилактической рабо­те с такими детьми игра имеет значительно больше преимуществ, чем учебная деятельность. Последнюю целесообразно использовать для закрепления достиг­нутых в игре результатов.

Коррекционные возможности игры помогают эф­фективно купировать проявления демонстративности, а также использовать демонстративное поведение, как это не парадоксально, для лучшего осознания ребен­ком самого себя. Объясняется это тем, что в игре взрослый может специально создать такие условия, чтобы ребенок максимально ярко и сильно проявил свою демонстративность. Такое заострение негативных черт одновременно и способ самовыражения ребенка, и, что важно,— один из способов самоосознания. Иг­ра помогает также сгладить негативные черты лично­сти, такие как капризность, развязность, трусость, эгоизм — типичные для детей с демонстративным поведением.

ПРОТЕСТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ

Формы протестного поведения детей это негати­визм, упрямство, строптивость. В определенном возрас­те, как правило в два с половиной — три года (кризис трехлетнего возраста), подобные нежелательные из­менения в поведении ребенка свидетельствуют о вполне нормальном, конструктивном формировании личности: о стремлении к самостоятельности, об ис­следовании ее границ. Если подобные проявления у ребенка носят исключительно негативный характер, это расценивается как недостаток поведения.

Негативизм — такое поведение ребенка, когда он не хочет чего-нибудь сделать только потому, что его об этом попросили. То есть, это реакция ребенка не на содержание действия, а на само предложение, которое исходит от взрослых. Л.С. Выготский подчер­кивал, что в негативизме, во-первых, на первый план выступает социальное отношение, отношение к другому человеку; во-вторых, ребенок уже не действу­ет непосредственно под влиянием своего желания, а может действовать наперекор ему.

Типичные проявления детского негативизма — это беспричинные слезы, грубость, дерзость либо замкну­тость, отчужденность, обидчивость. «Пассивный» не­гативизм выражается в молчаливом отказе ребенка выполнять поручения, требования взрослых. При «ак­тивном» негативизме дети совершают действия, про­тивоположные требуемым, стремятся во что бы то ни стало настоять на своем. В обоих случаях дети стано­вятся «неуправляемыми»: ни угрозы, ни просьбы на них не действуют. Они стойко отказываются делать то, что еще недавно выполняли беспрекословно. Причина такого поведения нередко заключается в том, что у ребенка накапливается эмоционально отрицательное отношение к требованиям взрослых, препятствую­щим удовлетворению детской потребности в само­стоятельности. Таким образом, негативизм — это час­то результат неправильного воспитания, следствие протеста ребенка против насилия, совершаемого над ним взрослым.

Ошибочно смешивать негативизм с проявлением настойчивости. Настойчивое стремление ребенка к достижению цели, в противоположность негативиз­му, явление положительное. Это важнейшая характе­ристика произвольного поведения. При негативизме мотивом поведения ребенка является исключительно желание настоять на своем, а настойчивость определя­ется подлинной заинтересованностью ребенка в дости­жении цели. Очевидно, что с появлением негативизма нарушается контакт между ребенком и взрослым, без чего воспитание вообще становится невозможным. Из-за того, что взрослые постоянно препятствуют ис­полнению решений и желаний ребенка, неизбежно постепенно происходит ослабление самих этих жела­ний, а следовательно, и ослабевает стремление к само­стоятельности.

Негативизм в известной мере интегрирует все ос­тальные формы протестного поведения, в том числе и упрямство.

«Упрямство — такая реакция ребенка, когда он на­стаивает на чем-либо не потому, что ему этого силь­но хочется, а потому, что он это потребовал... Моти­вом упрямства является то, что ребенок связан своим первоначальным решением». Выготский Л.С. Собр. соч.: В б т. М., 1984. Т. 4. 22

Причины упрямства разнообразны. Упрямство мо­жет возникнуть как следствие неразрешимого кон­фликта взрослых, например родителей, их противо­стояния друг другу без уступок, компромиссов и каких-либо перемен. В результате ребенок настолько пропитывается атмосферой упрямства, что начинает вести себя аналогичным образом, не усматривая в этом ничего плохого. Для большинства взрослых, жа­лующихся на упрямство детей характерна индивидуа­листическая направленность интересов, фиксация на одной точке зрения; такие взрослые «заземлены», им не хватает воображения и гибкости. В этом случае упрямство детей существует только вместе с потребно­стью взрослых во что бы то ни стало добиться беспре­кословного их послушания. Интересна и такая закономерность: чем выше интеллект взрослых, тем реже дети определяются как упрямые, поскольку такие взрослые, проявляя творчество, находят больше ва­риантов для решения спорных вопросов.

Часто упрямство определяется как «дух противоре­чия». Такое упрямство, как правило, сопровождается чувством вины и переживаниями по поводу своего поведения, но несмотря на это, оно возникает снова и снова, так как носит болезненный характер. Причи­на подобного рода упрямства — длительно действую­щий эмоциональный конфликт, стресс, который не может быть разрешен ребенком самостоятельно.

В некоторых случаях упрямство обусловлено общей перевозбудимостъю, когда ребенок не может быть по­следовательным в восприятии чрезмерно большого ко­личества советов и ограничений со стороны взрослых.

Негативно, патологично упрямство бессознатель­ное, «слепое», бессмысленное. Упрямство позитивно, нормально, если ребенком движет осознанное жела­ние выразить собственное мнение, разумный протест против ущемления его прав, жизненно важных по­требностей. Подобное упрямство или, другими слова­ми — «борьба за личную независимость», в основном присуще активным, энергичным от природы детям, обладающим повышенным чувством собственного достоинства. Способность вести себя независимо от обстоятельств и даже вопреки им, руководствуясь собственными целями — важная .личностная черта на­ряду с другой — разумно подчиняться обстоятельст­вам, правилам, действовать по образцу.

С негативизмом и упрямством тесно связана и другая форма протестного поведения — строптивость. Строп­тивость отличается от негативизма и упрямства тем, что она безлична, т.е. направлена не столько против руково­дящего взрослого, сколько против норм воспитания, против навязываемого ребенку образа жизни.

Дети с протестным поведением чаще других свер­стников инициируют конфликтные ситуации или по­падают в них. Они протестуют, занимают позицию «непримиримого борца», отстаивают ее «до победы»; они склонны разрешать конфликтные ситуации кри­ками, обзыванием, дракой.

Чтобы вернуть такому ребенку эмоциональное бла­гополучие, ему необходимо помочь осознать какие из его внутренних тенденций вошли в противоречие; привести уровень притязаний в соответствии с инди­видуальными возможностями; восстановить пошат­нувшуюся самооценку или утвердить ее на новой ос­нове. В полной мере и успешно реализовать эти задачи взрослый может, если обратится к коллективной игре. В таких играх у детей с конфликтным поведением лег­че развить способность идти на компромисс (взаим­ные уступки), научить договариваться, познакомить с другими «мирными» и эффективными способами разрешения конфликтных ситуаций: например, при­влечь к разрешению конфликта объективных «судей» (взрослых, других сверстников), переключить свое внимание или внимание оппонента, разделить дело­вую и эмоциональную стороны конфликта, наконец, отсрочить конфликт.

АГРЕССИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ

Агрессивным называют целенаправленное разруши­тельное поведение. Реализуя агрессивное поведение, ребенок противоречит нормам и правилам жизни лю­дей в обществе, наносит вред «объектам нападения» (одушевленным и неодушевленным), причиняет физи­ческий ущерб людям и вызывает у них психологиче­ский дискомфорт (отрицательные переживания, со­стояние психической напряженности, подавленность, страх и др.).

Агрессивные действия ребенка могут выступать в качестве средства достижения значимой цели; как способ психологической разрядки, замещения блоки­рованной, неудовлетворенной потребности; как само­цель, удовлетворяющая потребность в самореализа­ции и самоутверждении.1

1 Ениколопов С.Н Агрессивное поведение. /В сб. Особый ребенок: исследование и опыт помощи. М , 1998, вып.1.

Агрессивное поведение может быть непосредствен­ным, то есть прямо направленным на раздражающий объект, либо смещенным, когда ребенок по каким-ли­бо причинам не может направить агрессию на источ­ник раздражения и ищет более безопасный объект для разрядки. Например, ребенок направляет агрессивные действий не на обидевшего его старшего брата, а на кошку; т.е. брата не бьет, но мучает кошку. Поскольку устремленная вовне агрессивность порицается, у ре­бенка может выработаться механизм направления аг­рессии на самого себя — так называемая аутоагрессия — самоунижение, самообвинение и т.п.

Физическая агрессия ребенка выражается в драках с другими детьми, в разрушении вещей и предметов. Ребенок рвет книги, разбрасывает и крушит игрушки, швыряет их в детей и взрослых, ломает нужные вещи, поджигает. Такое поведение, как правило, спровоци­ровано каким-то драматическим событием или по­требностью во внимании взрослых, других детей.

Агрессивность необязательно проявляется в физиче­ских действиях. Некоторые дети склонны к вербальной агрессии (оскорбляют, дразнят, обзывают, ругаются), за которой часто скрывается неудовлетворенная по­требность почувствовать себя сильным или желание отыграться за причиненные ему ранее обиды.

В возникновении агрессивного поведения важную роль играют проблемы, которые появляются у детей из-за разнообразных учебных трудностей. Другая су­щественная детерминанта агрессивного поведения — воздействие средств массовой информации, в первую очередь кино и телевидения. Систематический про­смотр боевиков, фильмов-ужасов, других кинопроиз­ведений со сценами жестокости, насилия, мести при­водит к тому, что агрессивные акты с телеэкранов дети переносят в реальную жизнь; снижается эмоцио­нальная чувствительность детей к насилию и, наобо­рот, повышается вероятность формирования враждеб­ности, подозрительности, зависти, тревожности — чувств, провоцирующих агрессивное поведение.

Наконец, появление и закрепление агрессивного поведения происходит под влиянием неблагоприят­ных внешних условий, среди которых авторитарный стиль воспитания, деформация системы ценностей в семейных отношениях и др. Как и при протестом по­ведении, эмоциональная холодность или чрезмерная строгость родителей часто приводят к накоплению внутреннего психического напряжения у детей. Чтобы его разрядить, некоторые из них прибегают к агрес­сивному поведению как к наиболее эффективному и доступному средству.

Еще одна причина агрессивного поведения — дис­гармоничные взаимоотношения родителей (ссоры и драки между ними), агрессивное поведение родите­лей по отношению к другим людям. Жестокие неспра­ведливые наказания, применяемые взрослыми, не­редко есть модель агрессивного поведения ребенка.

Основанием для заключения об агрессивности ре­бенка является частота и количество агрессивных проявлений, а также значительная интенсивность и неадекватность реакций по отношению к раздражите­лям. Интенсивность и неадекватность агрессивных ре­акций во многом зависят от предыдущего опыта, культурных норм и стандартов, от реактивности нерв­ной системы, а также от характера интерпретации различных раздражителей, способных вызвать агрессию. Дети, прибегающие к агрессивному поведению, как правило импульсивны, раздражительны, вспыль­чивы; типичными чертами их эмоционально-волевой сферы являются тревожность, эмоциональная неус­тойчивость, слабая способность к самоконтролю, конфликтность, враждебность.

Очевидно, что агрессия как форма неконструктив­ного поведения находится в прямой зависимости от всего комплекса личностных качеств ребенка, детер­минирующих, направляющих и обеспечивающих реа­лизацию агрессивного поведения. Агрессивность за­трудняет приспособляемость детей к условиям жизни в обществе, в коллективе, отрицательно влияет на их общение со сверстниками и взрослыми. Агрессивное поведение ребенка вызывает, как правило, негатив­ную реакцию окружающих, а это, в свою очередь, ведет к усилению агрессивности, т.е. возникает типич­ная ситуация порочного круга.

Ребенку с агрессивным поведением необходимо-специальное внимание, т.к. порой оказывается, что он даже не догадывается о том, какими добрыми и прекрасными могут быть человеческие отношения.

НЕДИСЦИПЛИНИРОВАННОЕ ПОВЕДЕНИЕ

Нередко дети демонстрируют поведение, которое нельзя квалифицировать ни как агрессивное, ни как протестное, ни как любое другое из уже рассмотрен­ных. Тем не менее оно вызывает многочисленные на­рекания у воспитателей и родителей. Чаще всего взрослые определяют такое поведение как недисцип­линированное.

Вообще дисциплина — качественная характеристика порядка, организованности в той или иной общно­сти, сфере жизнедеятельности людей, отражающая соответствие их поведения сложившимся в обществе нормам права, морали или уставным требованиям ка­кой-либо организации (например, школы). А дисцип­линированность — это качество личности, в котором интегрированы выдержанность, внутренняя организо­ванность, ответственность, готовность и привычка подчиняться собственным целям (самодисциплина) и общественным установкам (законам, правилам, нор­мам). Соответственно, недисциплинированное поведе­ние — это поведение, при котором человек в той или иной степени нарушает общественные правила, стан­дарты, а также собственные социально одобряемые цели и установки.

Недисциплинированное поведение детей, как и уже рассмотренные типы неконструктивного поведе­ния, может быть следствием неблагоприятного воз­действия как внешних, так и внутренних факторов, а также их сочетания. Например, в результате ошибоч­ного воспитания или его отсутствия ребенок ведет себя недисциплинированно просто потому, что не зна­ет определенных правил, норм поведения с которыми следует соотносить свои поступки.

Однако чаще недисциплинированные дети пре­красно осведомлены о правилах поведения. Все дело в том, что знание и даже понимание правил не всегда обеспечивают его выполнение. Словесное воспроизве­дение ребенком правила также не гарантирует руко­водства им в практической деятельности. В своих высказываниях и суждениях ребенок может основы­ваться на заученных правилах и нормах, а поступать вопреки им. Этот факт доказывает, что действие по правилу начинается не с заучивания самого правила. И хотя очевидно, что знание правила является необ­ходимым условием его выполнения, столь же очевид­но, что это условие не является достаточным, и что между знанием правила и действием по правилу мо­жет существовать определенный разрыв. Не оправды­вает себя и непосредственный перенос правила или образца поведения в практическое действие. Навязы­вание образца или его внушение, которое происходит помимо сознания ребенка, приводит к тому, что он не различает правильное и неправильное действие. Навязанное, неосознанное действие, несмотря на его внешнюю правилосообразность, является вынужден­ным, автоматическим и не имеющим собственного смысла.

Достаточно часто нарушают дисциплину, допуска­ют ошибки и те дети, которые знают правила, имеют некоторый опыт дисциплинированного поведения и даже стараются вести себя как можно лучше. Неуда­чи этих детей обусловлены пока еще слабо развитой способностью к саморегуляции и самоконтролю, за­ключающейся в умении соотносить свои действия с правилами, продумывать их последовательность, кор­ректировать в соответствии с обстоятельствами и уже имеющимся опытом поведения в аналогичных ситуа­циях. Психоаналитик Селма Фрейберг считает, что обучение дисциплине как раз и заключается в разви­тии у ребенка самоконтроля. По ее мнению, ребенок

Наши рекомендации