Многообразие литературы социалистического реализма
Единство метода определяет самые существенные и самые общие особенности всей литературы социалистического реализма. Но это единство предполагает вместе с тем многообразие конкретного содержания и конкретных художественных форм.
Каждый писатель приносит в литературу свой неповторимый жизненный опыт, свои знания о мире, свои убеждения, симпатии и антипатии, свою творческую манеру. Это делает литературу бесконечно разнообразной по своему конкретному содержанию. Кроме того, литература социалистического реализма складывается из многих национальных литератур, каждая из которых характеризуется своими особенностями содержания и формы.
Но в жизни социалистического общества есть такие стороны, которые имеют общее значение и поэтому играют особую роль в литературе. Конкретные факты реальной
действительности только тогда приобретают общее значение, когда они связаны с существенными сторонами жизни и служат в художественном произведении для раскрытия их особой важности. Это борьба за социализм и защита его завоеваний; соотношение общественных и личных интересов в условиях утверждения социалистических отношений и их дальнейшего развития; самоценное значение личности при социализме, ее желаний, стремлений, творческих порывов, собственных возможностей. Наконец, это борьба против отрицательных явлений в жизни, препятствующих поступательному развитию общества.
В общеисторическом плане все эти стороны равно значительны для социалистического общества, но в конкретных исторических условиях какие-то из них приобретают особое значение. Таковы, например, защита завоеваний социализма в годы войны, борьба с недостатками, когда они слишком существенны и опасны, всестороннее развитие личности на современном этапе жизни. Каждый художник и по характеру своего воспитания, и по своему жизненному опыту, и по своей внутренней устремленности обычно пристрастен к какой-то из основных сторон и связанной с ней проблематике, живет этим, придает своему творчеству соответствующую идейную направленность, пафос. В результате в литературе социалистического реализма складываются внутренние разновидности художественного содержания. Каждая такая разновидность содержания порождает и определенные особенности художественной формы.
Так, вполне можно выделить произведения с преимущественно героическим пафосом. В прошлом расцвет героического типа творчества относился к периодам формирования и политического объединения народностей в древней и средневековой истории. На этой почве возникли в древнегреческой литературе «Илиада» Гомера, а в средневековье такие произведения героического эпоса, как французская «Песнь о Роланде», русское «Слово о полку Игореве», очень характерные для своего времени. Это произведения с преимущественно или исключительно героическим содержанием. В последующем, на протяжении длительного времени героическое не занимало столь значительного места в художественной культуре, появляясь, как правило, в качестве составного элемента произведений с преобладанием иного содержания: трагического, как в древнегреческой и классицистической трагедии; комического, как в «Гаргантюа и Панта-
грюэле» Рабле и «Дон Кихоте» Сервантеса; романического, как в «Войне и мире» Л. Толстого.
В XX в. героический тип творчества, качественно обновленный на основе принципов социалистического реализма, вновь получил широкое развитие и определил в значительной мере общую содержательную направленность новой культуры. Реальную жизненную основу героического в социалистическом реализме составляют прежде всего такие исторические ситуации, в которых решается судьба социалистических завоеваний и которые требуют от его активных участников высочайшего напряжения, отдачи физических и духовных сил. Народы России отстояли завоевания Великой Октябрьской социалистической революции в годы гражданской войны, создали Союз Советских Социалистических Республик, построили социалистическое общество, защитили его от фашистской агрессии в годы Великой Отечественной войны.
Произведения с такой проблематикой и пафосом воспроизводят реальную героическую ситуацию в образах художественной действительности, в которой самоотверженная борьба за социализм утверждается в качестве высшего смысла человеческого существования, а коллектив товарищей по борьбе выводится в качестве главной или даже единственной формы общественной и личной жизни человека. Наиболее значительные достижения этого типа творчества — хорошо известные произведения социалистического реализма: «Мать», «Враги» Горького, «Железный поток» Серафимовича, «Чапаев», «Мятеж» Фурманова, «Владимир Ильич Ленин», «Хорошо!» Маяковского, «Как закалялась сталь» Н. Островского, «Разгром», «Молодая гвардия» Фадеева и др.
Для таких произведений прежде всего характерен многоликий образ крепко спаянного, политически сплоченного коллектива, неудержимо устремленного к победе новых общественных сил и защите нового, социалистического миропорядка. На передний план выдвигается одна связь — с коллективом товарищей по борьбе (все другие связи человека с миром в таком изображении переводятся на задний план).
«Нэма у меня ни отца, ни матери, ни жены, ни братьев, ни близких, ни родни, — размышляет о своей судьбе Кожух, командир «железного потока» в повести Серафимовича, — тильки одни эти, которых я вывел из смерти... Я, я вывел... А таких миллионы, и округ их шеи петля, и буду биться за их. Тут мой отец, дом, мать, жена, дети...»
«Коллектив — вот моя семья. Революция — вот моя любовь!» — с задором отвечает «товарищ Иванова», одна из героинь пьесы Б. Билль-Белоцерковского «Шторм», на вопрос «пожилой учительницы»: «А как вы смотрите на семью, на брак, на любовь?» Эту реплику «товарища Ивановой» можно было бы поставить эпиграфом ко всему героическому типу литературы социалистического реализма.
Иногда авторов произведений этого типа литературы упрекают за односторонность изображения характеров. Но такие упреки несправедливы, так как не учитываются особенности героического типа творчества. Маяковский, например, прямо заявляет в поэме «Владимир Ильич Ленин», что он может писать и про нежную душу, и про соловья, но сейчас не время — сердце поэта велит писать о пролетариате, совершившем революцию, о его вожде:
Я буду писать
и про то
и про это, но нынче
не время
любовных ляс. Я всю свою
звонкую силу поэта тебе отдаю,
атакующий класс.
Отличительные особенности творчества с героической проблематикой и пафосом, определившиеся в советской литературе 20-х годов, устойчиво сохраняются и в последующих произведениях этого типа, вплоть до наших дней. Например, в повести Б. Васильева «А зори здесь тихие...» пять малоприспособленных к войне и еще во многом по-мирному настроенных девчат и один по-настоящему военный человек оказываются перед лицом значительно превосходящего, до зубов вооруженного врага, которого им нельзя пропустить дальше, которого они должны победить. И они побеждают, мобилизовав для этого все свои силы. В результате между героями повести устанавливается совершенно иной тип отношений — новый тип родства. Они уже не просто солдаты под руководством старшины, а самые близкие, самые родные люди — сестры во главе со своим старшим братом. В живых остается один старшина, но он всю свою жизнь хранит память о погибших сестрах, живет этой памятью, усыновляет и воспитывает сына одной из них, продолжая вновь обретенное родство.
Героическое начало заключено в природе коммунистического движения: чтобы коренным образом переделать жизнь и отстоять достигнутое, требуются колоссальные усилия активных участников движения, постоянная готовность совершить ради этого героический подвиг. Поэтому жизнь питает искусство героическим содержанием на всех этапах развития социалистического общества. Но наиболее полное и массовое проявление героизма происходит в особые, критические периоды истории социализма, требующие от человека отдачи всех сил, всего себя делу утверждения и защиты нового общества. Этим и объясняется, что большинство произведений с преимущественно героическим содержанием появлялось в нашем искусстве именно в такие периоды или посвящалось им впоследствии.
Но литература социалистического реализма осваивает не только героические свершения и возможности сознательных борцов за социализм. В центре изображения многих писателей драматические ситуации революционной борьбы и строительства нового общества. Это не только произведения драматургического рода литературы, но и все художественные произведения, в которых воспроизводятся острые, напряженные конфликты между различными социальными силами или различными сторонами жизни отдельной личности в период утверждения новых общественных отношений. Таковы, например, «Города и годы» Федина, «Хождение по мукам» А. Толстого, «Любовь Яровая» Тренева, «Люди из захолустья» Малышкина, «Страна Муравия», «За далью — даль» Твардовского, «Тихий Дон», «Судьба человека» Шолохова. Здесь и воспроизведение жизни в ходе ее социалистического преобразования, и пламенное утверждение героических свершений ради нового общества и его защиты. Но все же основное внимание писателя сосредоточено на драматически сложной и даже трагической судьбе человека в революции, во время войны, в мирное время, а отсюда и на многообразии связей человека с миром. Писатель вскрывает противоречивость в соотношении разных сторон жизни человека и создает художественными средствами напряженный процесс реально возможного преодоления этих противоречий.
Например, в пьесе Арбузова «Иркутская история» представлен дружный коллектив крановщиков, ярко воплощающий в себе все лучшее нашего социалистического общества. Но персонажи пьесы не только члены трудо-
вого коллектива, каждый из них — неповторимо оригинальная личность, заслужившая право на свое индивидуальное счастье. Очищая мир личной жизни от скверны прошлого, освобождая личные отношения от эгоистических чувств и нечистоплотности, помогая преобразиться тем, кто находится в плену буржуазно-мещанских представлений о личном счастье, они смело строят жизнь по высоким моральным законам. Такова любовь Сергея к Вале. Она «выпрямляет» героиню, делает ее настоящим человеком. В Сергее, по сравнению с другими действующими лицами пьесы, четко намечено гармоническое единство характера во всех сферах его проявления — трудовой, общественной и личной. Правда, характер Сергея раскрыт драматургом недостаточно полно, герой выглядит прекрасным идеалом, еще очень мало реализованным практически. Поэтому и создается впечатление, что драматург рано убрал Сергея со сцены, слишком легко дал уйти ему из жизни.
Современное развитие нашего общества предусматривает все большее проявление созидательных возможностей народа во всех областях жизни. А это значит, что и перед героями художественных произведений необходимо ставить новые, все более серьезные и значительные задачи. Раскрывая реальные возможности для утверждения гармонического единства личных и общественных интересов, писатель заставляет своих героев действовать с полной затратой сил ради практической реализации этих возможностей. Отсюда особое значение драматического, «полифонического» типа творчества в современной литературе.
В 60—80-е годы в советской литературе появился ряд произведений с остродраматическими конфликтными ситуациями, тематически посвященных разным этапам истории социалистического общества, например тетралогия Ф. Абрамова «Братья и сестры», «На Иртыше» С. Залыгина, романы «Прощай, Гульсары!», «Буранный полустанок» и «Плаха» Ч. Айтматова, «Зубр» Д. Гранина, «Белые одежды» В. Дудинцева. Нужно выделить творчество таких талантливых современных писателей, как В. Астафьев, Е. Носов, В. Распутин, В. Белов. Этим писателям свойственно пристальное внимание к тем духовным, нравственным ценностям, которые трудящийся народ приобрел в течение всей своей истории. Писатели делают акцент на бережном отношении к этим ценностям в процессе поступательного развития общества, особенно перед
лицом современного технического прогресса. Таков пафос повестей В. Распутина «Последний срок», «Прощание с Матёрой», «Пожар».
В повести «Живи и помни» В. Распутин, со свойственным ему даром проникновения в глубины человеческой психологии, показал, что забвение нравственного кодекса народа чревато для индивида полным самоотчуждением его от общества, а для его близких — трагической судьбой. Центральный персонаж повести, Андрей Гуськов, внутренне озабоченный во время войны главным образом сохранением собственной жизни, дезертирует из армии, обрекая себя на изолированное от общества, дикое, полуживотное существование, а свою жену, Настену, приводит к неразрешимому, трагическому противоречию между верностью мужу и мучительным сознанием своего соучастия в преступлении перед обществом, народом.
Писатели создают яркие образы положительных героев, свято хранящих и приумножающих нравственные ценности народа. В повести «Усвятские шлемоносцы» Е. Носов раскрывает внутренний мир своего героя Касьяна, переживающего предстоящее расставание — в связи с мобилизацией на фронт в первые дни войны — с тем, что так привычно окружало его мирную жизнь: родным полем, «сызмальства утешной речкой Остомлей», конным двором, где он работал с первых дней образования колхоза, родным домом, семьей, всей «деревенькой Усвяты». Все это Касьян воспринимает теперь с обостренным чувством привязанности, любви, все возрастающей озабоченности за будущее своего края, всей советской земли и все более зреющей готовности отдать жизнь, защищая свою Родину от иноземного поработителя. Такое же состояние переживают и другие жители Усвяты. И когда в конце повести мобилизованные «усвятские шлемоносцы», построившись, уходят в свой путь, читатель убежден, что внутренне, нравственно они готовы выполнить свой священный долг и его непременно выполнят.
В плане традиций драматический тип творчества связан с той разновидностью в литературе критического реализма, которую обычно называют «психологическим реализмом».
Новаторство этой разновидности в литературе социалистического реализма состоит в том, что судьба личности, при всей сложности и противоречивости ее отношений с окружающим миром, раскрывается в связи с объективно-историческим поступательным развитием, тогда как в критическом реализме все расчеты на лучшую жизнь
связаны лишь с внутренними пожеланиями и субъективной волей людей.
Вместе с тем в современной советской литературе появились произведения, в которых освоение традиций критического реализма оказывается неорганичным. Например, в романах Ч. Айтматова «Буранный полустанок» и «Плаха». В «Буранном полустанке» писатель талантливо продолжает развивать самоценный характер человека из народа — характер Буранного Едигея, сформированный жизнью своего народа и одновременно формирующий эту жизнь в той конкретной ситуации, в которой он находится. «Человек трудолюбивой души», Едигей дорог писателю внутренней сродненностыо с миром природы, эмоциональной открытостью для красоты мира, стремлением понять истоки человеческой несправедливости, жестокости и подлости. Трагедия Казангапова отца, «злоглумления» «перегибщиков» над героем, страдания Абугалипа и его семьи «больно аукнулось в Едигее». «За все на земле есть и должен быть спрос» — в этих словах Казангапа заложена важная авторская мысль. Начало отсчета этого «спроса» в легенде о древних кочевниках, превращавших пленников в безымянных рабов — «манкуртов», а конец — в ракетном «Обруче», который должен лишить землян «воспоминаний о будущем», открывшемся космонавтам. По форме образ космического «Обруча» новый, но содержание, которое он в себе заключает, нельзя назвать новым, во всяком случае оно инородно для литературы социалистического реализма, инородно для конкретно-исторического пласта и самого этого произведения. Этот образ ближе к произведениям современной литературы критического реализма, в которых изображаются люди, отстаивающие справедливость или стремящиеся к жизненному благополучию, но никогда не достигающие его, так как по художественной концепции таких произведений этого достичь невозможно.
В «Плахе» писатель продолжает художественно осваивать положительный характер советского человека-труженика. Бостон — главный герой третьей, заключительной части романа. Лучший бригадир совхоза, коммунист, он более всего озабочен тем, чтобы общественное хозяйство процветало, чтобы людям в совхозе жилось лучше, стремится мобилизовать для этого все потенциальные- возможности своего совхоза и свои собственные. Но его благородной, гуманной деятельности постоянно препятствуют бездельники, пьяницы, рвачи, под прикрытием пар-
тийных демагогов. В результате неблагоприятная обстановка сгущается вокруг героя и разрешается трагически: в состоянии крайнего возбуждения Бостон убивает одного из негодяев, принесшего ему слишком много бед, и готов понести за это наказание.
Все это происходит на фоне всемирной, можно сказать, всесветной трагедии, которая олицетворяется в образах Христа и его современного последователя — бывшего семинариста Авдия. Обращение к библейским образам и их художественным обработкам в литературе (романы «Братья Карамазовы» Достоевского и «Мастер и Маргарита» Булгакова) понадобилось Ч. Айтматову для того, чтобы придать всеобщее значение той трагической ситуации, в которой оказался Бостон.
Но характер Авдия и его трагическая судьба по сути своей совершенно иного типа, чем характер Бостона и его трагическая судьба. Они из разных художественных миров, из разных художественных систем: характер и судьба Авдия заимствованы, почти в чистом, непереработанном виде, из литературы критического реализма, характер и судьба Бостона принадлежат литературе социалистического реализма. Внутренней художественно-творческой целостности в романе не получилось.
Но роман выполняет определенную, общественно значимую функцию: он бьет тревогу по поводу того, что негативные явления мешают советским людям нормально жить и трудиться.
Такой же тревогой наполнены произведения Астафьева «Печальный детектив» и Распутина «Пожар».
Роман Астафьева «Печальный детектив» — по его жанровым особенностям — милицейская хроника. Главный герой произведения следователь по уголовным делам Леонид Сошнин пошел работать в милицию, чтобы бороться с преступностью. Особенно печально, что многие преступления совершаются от человеческого равнодушия: родители-«книголюбы» «оставляли ребенка одного дома», а сами «скрывались» в библиотеку — ребенок умер от голода; родители «поругались, подрались, мама убежала от папы, папа ушел из дома и загулял», и мальчишка трех лет целую неделю был один в закрытой квартире — еле удалось спасти ребенка от дистрофии, рахита, умственной отсталости; хулиганы на виду у всех пытаются изнасиловать девушку — люди, «наши, здешние», равнодушны к чужой беде.
Многое пережил и перевидал Сошнин за время службы
«опером»: «жуликов, мелких и больших воров... сутенеров и рвачей, вокзальных и чердачных обитателей, бичей, перекати-поле вербованных». В сорок лет, сильно покалеченный, Леонид Сошнин уходит из милиции и становится писателем. Он теперь стремится с помощью печатного слова привлечь внимание всех к преступной стороне жизни, пробудить у людей нетерпимое отношение к равнодушию, любым проявлениям безнравственности.
В повести Распутина «Пожар» центральный герой Иван Петрович Егоров живет в промышленном поселке. Он поселился здесь после того, как его родную деревню Егоровку затопили в связи со строительством гидроэлектростанции. Раньше, в деревне, все было определено и устойчиво, было ясно, что надо делать, как к кому относиться. И Иван Петрович честно трудился, пользовался заслуженным почетом у односельчан. На новом месте, в поселке, Иван Петрович чувствует себя неуютно, неуверенно, ненадежно: понаехали люди, заботившиеся только о себе, преследовавшие своекорыстные цели — заработать, урвать и уехать. Внутреннее беспокойство, тревожное состояние Ивана Петровича обостряется, когда в поселке происходит пожар — начали гореть общественные склады. Пожар вроде бы объединил всех жителей поселка: все пришли тушить пожар и спасать общественное добро. Но Иван Петрович видит, что, спасая общественное добро, люди пользуются случаем и присваивают его себе. Что же делать? Вывод, который вытекает из повести, — один: надо наводить порядок в общественном хозяйстве.
Тревога, которой пронизаны произведения Айтматова, Астафьева, Распутина, — сегодня в центре внимания всей советской общественности. Перестройка всех областей жизни с целью создания благоприятных условий для творческого самоутверждения советских людей, для развертывания их творческих возможностей в общем деле служит важным стимулом и для дальнейшего развития советской литературы, для создания произведений, в которых главное — созидательно-творческий процесс: герой создает новые общественные ценности и тем богаче становится духовный мир личности. Именно в таких произведениях с наибольшей силой реализуется творческая природа социалистического реализма.
Значительное место в литературе социалистического реализма занимают произведения с романтическим художественным пафосом. Революционная романтика заключается в оптимистической вере писателя в
будущее, в художественном утверждении связи настоящего с будущим. Но наряду с этим литературоведы выделяют в литературе социалистического реализма группу писателей, творчество которых отличается особым, романтическим характером. С точки зрения художественного содержания под романтикой в этом случае понимается особый интерес к тому, как рождение нового общества преломляется во внутреннем мире отдельной личности, приобретая особую задушевность и привлекательность; как новое в жизни претворяется в индивидуальных действиях и поступках человека.
Таковы лирика Тихонова, Багрицкого, Вургуна, Лугов-ского, ранние рассказы Лавренева, особенно «Сорок первый», «Ветер», творчество украинского писателя Яновского, особенно его «Всадники», творчество Довженко как писателя и кинорежиссера. К этой разновидности творчества тяготеют и популярные в настоящее время приключенческие произведения, рассказывающие о подвигах советских разведчиков во время Великой Отечественной войны или о подвигах отдельных борцов в годы Октябрьской революции и гражданской войны.
Романтическую разновидность в литературе социалистического реализма можно рассматривать как непосредственное творческое освоение ею художественного наследия собственно романтического искусства. Но это наследие освоено этой литературой на принципиально новой жизненной и художественно-творческой основе, что и определяет качественное отличие романтического творчества в искусстве социалистического реализма от романтизма как направления в литературе конца XVIII — начала XIX в.
Романтическая направленность в произведениях социалистического реализма заключается в поэтизации самоценности человека. Но эта поэтизация никогда не приводит к отрыву личности от общества или к противопоставлению личности обществу в целом, что так характерно для произведений романтического направления. Личность в искусстве социалистического реализма, в каких бы конкретных условиях она ни оказалась, всегда остается представителем определенного времени, определенных общественных сил и общества в целом.
Вот одно из романтических произведений социалистического реализма —«Романтическая повесть» болгарского писателя А. Гуляшки. Историческая обстановка в повести — социалистическая Болгария наших дней. Герои —
49?
хорошо знакомые друг другу жители небольшого шести-квартирного дома в Софии, люди разного возраста, различных специальностей, разных биографий. Изображается повседневная жизнь героев с ее сложным переплетением явно выраженного общественного прогресса, остатков старины и быстро преходящей моды. Но главное в повести — раскрытие самого задушевного в жизни героев, сугубо личного, но имеющего значительную общественную ценность.
Главный герой повести — талантливый живописец Бо-ян Атаиасов, художник романтического склада. На все, что происходит в социалистической действительности, он смотрит через призму своего представления о социализме, сложившегося в его воображении еще в юности, когда в стране господствовала буржуазия и когда он принимал участие в революционной борьбе против нее. Что-то осуществилось так, как и мечталось, что-то даже превзошло прежние мечты, а что-то пока совсем не осуществилось. Но так или иначе юношеские мечты продолжили оставаться самой сокровенной частью его духовной жизни, придавая особую романтическую окраску художественному восприятию современной действительности.
Рассмотренные разновидности содержания литературы социалистического реализма представляют собой разные формы прямого утверждения новой общественной системы. Но новый мир можно утверждать и через отрицание того, что осталось от старого мира, и вообще всего, что мешает людям творить счастливое будущее. Поэтому искусству социалистического реализма органически присуще критическое начало. Оно заключено в самом методе этого искусства, так как он предполагает воспроизведение действительности в процессе преодоления тех сил, которые мешают людям создавать благоприятные условия для жизни. При этом критическое начало может преобладать в творческой практике художника, стать пафосом его творчества или отдельных его произведений, что и создает особую, критическую разновидность в литературе социалистического реализма. Например, такие классические произведения нашей литературы, как «Баня» и «Клоп» Маяковского, «Двенадцать стульев» и «Золотой теленок» Ильфа и Петрова, «Теркин на том свете» Твардовского.
Существенная особенность критической направленности в литературе социалистического реализма заключается в том, что отрицательные явления жизни воспроизво-
дятся в процессе их исторически необходимого преодоления, путем раскрытия их всемирно-исторической несостоятельности, обреченности — в отличие от литературы критического реализма, где отрицательное в жизни осуждается как враждебное людям, но в сущности непреодолимое ими.
Рассмотрим в качестве примера этого типа творчества «Баню» Маяковского. Она была написана в конце 20-х годов. Это было время, когда социалистическое движение в нашей стране после великих политических и военных побед стало распространяться во все сферы общественной жизни советского народа. Однако случилось так, что на поверхности жизни стали укрепляться силы, чуждые социализму, но с претензией на руководство новым обществом — «главначпупсы победоносиковы» и их прислужники: «Директивы провожу, резолюции подшиваю, связь налаживаю, партвзносы плачу, партмаксимум получаю, подписи ставлю, печать прикладываю... Ну, просто уголок социализма...»
У Победоносикова есть и своя «концепция» социалистического искусства. В ответ на реплику Режиссера, что в пьесе есть свой «ход действия», Победоносиков поучает: «Действия? Какие такие действия? Никаких действий у вас быть не может, ваше дело показывать, а действовать, не беспокойтесь, будут без вас соответствующие партийные органы». Победоносикова раздражает главное в искусстве социалистического реализма — его общественно-заинтересованный, действенный характер, его расчет на свободную творческую деятельность каждого человека в общем процессе коммунистического преобразования жизни. Победоносикова устраивает только такое «строительство» коммунизма, когда он, Победоносиков, диктует свою волю, остальные же исполняют ее или «изображают», если это касается искусства. Поэтому победоносиковы и искусство социалистического реализма — непримиримые противники.
Пьеса Маяковского является замечательным примером не только художественной критики, но и так называемой художественной условности в литературе социалистического реализма.
По сути своей эта литература предусматривает творческое освоение жизни в конкретно-исторических формах или, по меньшей мере, закрепление персонажей произведения за определенным временем, местом и общественной средой, что позволяет ей самым непосредственным обра-
зом осуществить свою основную общественно-историческую функцию — максимально эффективно воздействовать на реальный жизненный процесс ради его поступательного развития. Но так как искусство социалистического реализма не просто отражает отдельные жизненные ситуации, но творчески осваивает связь всякой конкретной ситуации с общеисторическим движением человечества к его будущему, то в целом образная система произведений этой литературы может быть очень разнообразной, в том числе и подчеркнуто условной, фантастической.
Каким образом, например, мог Маяковский наиболее эффективным путем бороться против победоносиковых, каким образом мог он с достаточной убедительностью вышвырнуть Победоносикова и его прислужников из вновь создававшегося общества, когда реальные победоносиковы еще наращивали свои силы, препятствуя свободной творческой деятельности людей, подавляя их инициативу, нивелируя их личности, вытравляя революционно-созидательное содержание из общественной практики? Писатель собственно художественными средствами, средствами фантастики как бы ускоряет всемирно-исторический процесс. Он создает «машину времени», «фосфорическую женщину» из далекого будущего и с помощью этих фантастических образов изображает перспективу дальнейшего исторического развития. Фантастика эта художественно правдива, так как выявляет связь вполне определенных конкретно-исторических явлений с закономерной общеисторической перспективой. Это — фантастика социалистического реализма.
Спустя три десятилетия была написана еще одна высокоталантливая сатира против «управления по согласованию» — поэма Твардовского «Теркин на том свете», где также использован условно-фантастический образ — «сказочно-условный», как определил его автор. Он заимствован из универсальной образной культуры прошлого, но его функциональное значение совершенно новое. Поэма создана на том историческом этапе, когда социализм в нашей стране победил окончательно, когда он стал сущностью жизни общества, когда многомиллионный народ отстоял свои социалистические завоевания в отчаянной и изнурительной схватке с фашистской чумой. Теперь для художника не было необходимости создавать «фосфорическую женщину», чтобы показать всемирно-историческую правоту социализма, теперь эта правота несомненна и с успехом может быть художественно подтверждена
образом самого рядового советского человека. Что же касается главначпупсов, то хотя они за это время значительно расширили свою деятельность, их положение по той же самой исторической причине становилось явно безнадежным. Поэтому образ «того света» дает этим больным явлениям социалистической действительности в высшей степени правдивую историческую перспективу. Он не абсолютизирует изъяны настоящего путем подключения их к прошлому, что характерно для критического реализма, он отправляет их из настоящего в безвозвратно ушедшее прошлое, как это характерно для литературы социалистического реализма.
Все сказанное свидетельствует о том, насколько широки и многообразны возможности литературы социалистического реализма отражать и творчески преображать реальную действительность. Конечно, рассмотренные разновидности творчества не охватывают всего разнообразия этой литературы. Существуют и такие произведения, в которых органически сочетаются разные типы художественного содержания. Возможно появление и других разновидностей творчества. Подобно тому, как возможно преимущественное внимание писателей к внутренней, задушевной, сокровенной жизни сердца, что характеризует в новой литературе особую, романтическую разновидность творчества, возможно и преимущественное внимание писателей к умственной деятельности человека, к смелым научным поискам и открытиям, например в романе Гранина «Иду на грозу» к такой важной стороне современной действительности, как научно-технический прогресс.
Общая задача современной литературы социалистического реализма — проникать во все стороны человеческой жизни, включая сферу глубоко скрытых подсознательных процессов и сферу самого высокого сознания, самых смелых полетов человеческой мысли, с тем чтобы установить конкретно-чувственную связь неповторимого индивидуального бытия с общеисторическим развитием человечества.
Принципы литературы социалистического реализма настолько емки, что, вбирая в себя все существенно важные художественные достижения прошлого, предусматривают вместе с тем все новые и новые художественные завоевания в процессе творческого освоения всего нового в поступательном движении человечества к будущему.
Одним из лозунгов перестройки, охватившей в настоящее время все области жизнедеятельности советского общества, стало выражение «больше социализма»: больше
социализма в экономике, больше социализма в политической жизни, в нравственных отношениях между людьми. По отношению к художественному творчеству это означает — больше значительных, великих художественных достижений на основе метода социалистического реализма.
Глава XXIII