Основные средства изображения
В эпическом роде литературы, как отмечалось, решающую роль играет повествование, т. е. рассказ о происшедших событиях, который ведется «со стороны». Напомним суждение Аристотеля: эпический поэт рассказывает «о событии как о чем-то отдельном от себя». Между временем действия и временем повествования существует определенное расстояние. В отношении к повествованию изображаемое выступает как прошедшее. Для повествователя (рассказчика) характерна позиция человека, вспоминающего о случившемся. Повествование, говоря иначе, — это развернутое обозначение с помощью слов того, что произошло однажды.
Повествование знаменует обращение к прошлому и в тех случаях, когда оно ведется кем-либо из персонажей. Так, в последних трех частях романа «Герой нашего времени» («Тамань», «Княжна Мери», «Фаталист») Печорин выступает одновременно и в качестве центрального персонажа и в роли повествователя (автора дневника). И, как это всегда бывает в эпических произведениях, наблюдается дистанция между первым и вторым: Печорин действует как «герой» собственных записок и анализирует происшедшее в качестве автора дневника. Временная дистанция между изображаемым действием и повествованием может быть большей или меньшей. В дневнике Печорина она не-
велика: лермонтовский герой делает записи по «живым следам» происшедшего. В других случаях (классические эпопеи древности, в какой-то мере автобиографические повести нового времени), напротив, повествуется о давних событиях.
Повествование в большинстве случаев ведется в грамматическом прошедшем времени. Но порой оно обретает форму настоящего времени. «Тысячи предметов отвлекают мое внимание... Вот стороной дороги бегут две потные косматые лошади», — сказано в повести Л. Толстого «Детство». В этих случаях, однако, грамматические формы настоящего времени выступают в функции времени прошедшего: читателю ясно, что рассказчик, Николенька Иртеньев, говорит о бегущих лошадях не в момент их бега, а вспоминает о них.
Дистанция между временем изображаемого действия и временем повествования — одно из важных свойств эпической формы.
Наряду с повествованием в эпопеях и романах, повестях и рассказах немалую роль играют описания. Это изображение предметного мира в его статике (большая часть пейзажей, характеристики бытовой обстановки, черт наружности персонажей, их душевных состояний). Описаниями являются также словесные изображения периодически повторяющихся событий и фактов. «Бывало, он еще в постеле: || К нему записочки несут», — говорится, например, об Евгении Онегине в первой главе пушкинского романа. На описаниях того, что персонажи делают «обыкновенно», построены многие эпизоды произведений Гоголя, Гончарова, Тургенева, Чехова.
Описания природы, наружности персонажей и бытового уклада их жизни в какой-то мере сближают эпический род литературы с живописью и графикой. Хотя изображение предметов в их статике, как показал Лессинг, не доминирует в словесном искусстве, тем не менее в эпических произведениях оно весьма существенно. Своеобразное соперничество писателей с живописцами в области пейзажа, интерьера, натюрморта, портрета можно наблюдать в литературе всех эпох.
К повествованию нередко «подключаются» и авторские рассуждения. Они играют немалую роль в романах и повестях Достоевского и Л. Толстого, Франса и Т. Манна.
Повествование о действиях и событиях сопровождается, наконец, высказываниями персонажей: их монологами и диалогами, либо произносимыми, либо внутренними.
С помощью повествования, описаний, авторских рассуждений и высказываний персонажей жизнь в эпических произведениях осваивается свободно и широко.
В одних случаях писатель воссоздает замкнутые в пространстве и времени картины. И читатель имеет дело со сценическим эпизодом рассказа, повести или романа, в составе которых поведение героев тщательно детализируется. Подобным эпизодом является, например, изображение вечера в доме Анны Павловны Шерер в первых главах «Войны и мира» Л. Толстого.
В других случаях автор, напротив, сообщает о происходившем в длительные промежутки времени и в разных местах. Таким эпизодом является глава «Войны и мира», посвященная укладу московской жизни старого князя Болконского и его дочери. На протяжении нескольких страниц изображен весьма длительный период — целая зима. Или другой пример: описание в том же романе Москвы, опустевшей перед приходом французов. Это картины несценического характера, эпизоды обзорные, «панорамные», описательные, в которых повествование б подробностях действий персонажей и их собственные высказывания отодвигаются на второй план или отсутствуют вовсе.
Соединяя в одном произведении сценические эпизоды (повествовательно-диалогические) и эпизоды несценического типа, по преимуществу описательные, автор компактно и вместе с тем тщательно воссоздает процессы, протекающие в широком пространстве и на значительных промежутках времени. В этом отношении с эпическим родом литературы способно соперничать лишь киноискусство.