Место литературы в ряду искусств

Универсальность и непосредственно выраженная, открытая проблемность литературы определяют ее место в ряду искусств. В XIX в. неоднократно говорилось, что словесное искусство (поэзия) являет собою наиболее богатый и важный для общества вид искусства. «Поэзия, — утверждал В. Г. Белинский, — есть высший род искусства... Посему поэзия заключает в себе все элементы других искусств, как бы пользуется вдруг и нераздельно всеми средствами, которые даны порознь каждому из прочих искусств. Поэзия представляет собой всю целость искус­ства...» (25, 7, 9).

Это суждение весьма характерно для эстетики прошло­го столетия: в эпоху интенсивного утверждения реализма литература в ряду искусств заняла первое место. Белин-

ский был прав, воздав ей высшие почести. И не только применительно к своему времени, но и к последующим эпохам.

Благодаря своим широким познавательным возмож­ностям, распространению грамотности и большим тиражам книг литература на протяжении XIX—XX вв. обрела огромное общественное значение. При этом она все интенсивнее воздействовала на другие виды искусства. Образы, созданные писателями, живут второй жизнью в актерском исполнении с эстрады, по радио и телевидению, в театре и кино, а также в скульптуре, живописи и графи­ке, в музыке и хореографии.

Вместе с тем в приведенном высказывании Белин­ского есть известная односторонность. Виды искусства равноценны. Они, как нередко говорят, составляют «семью муз». И литература, при всех ее достоинствах, вовсе не стоит над иными формами художественного творчества.

Соотношения между видами искусства исторически изменчивы. Так, в раннем, синкретическом искусстве доминировали танец и пантомима. Для античности харак­терно преобладание скульптурной пластики. В европейской средневековой культуре (как и в ряде восточных стран) наиболее влиятельным видом искусства была архитектура. Эстетика эпохи Возрождения и классицизма основывалась преимущественно на опыте живописи. В теориях немецко­го романтизма «первые места» в искусстве делили музыка и поэзия. И только в реалистической эстетике XIX—XX вв. пальма первенства была отдана литературе.

В наше время оказалась актуальной и острой проблема «сосуществования» литературы с кинематографией и осо­бенно с телевидением. Ряд зарубежных специалистов утверждает, что письменность (в частности, и художест­венная литература) исторически себя исчерпала и вынуж­дена уступить место новой форме массовой коммуника­ции — телевидению'. В основе таких представлений — резкая недооценка значения интеллектуальных и идео­логических начал человеческого существования, которые воплощены в письменной речи. Хотя на протяжении последних десятилетий и произошло заметное переключе­ние внимания широкой публики с книги на телеэкран,

1 Критический анализ подобных взглядов М. Маклюэна дан в статье Ю. Давыдова «Гедонистический мистицизм и дух «потребительского общества»//Теории, школы, концепции (критические анализы): Худо­жественное произведение и личность. М., 1975.

литература остается (и, бесспорно, останется) авторитет­ным видом искусства.

Все сказанное о специфических свойствах искусства вообще и литературы в частности служит основой для понимания отдельных произведений художественной сло­весности — различных сторон их содержания и, далее, их формы.

ДЕЛЕНИЕ ЛИТЕРАТУРЫ НА РОДЫ

Произведения художественной словесности принято объединять в три большие группы, получившие название литературных родов, — эпос, драма и лирика.

Эпос и драма имеют ряд общих свойств, отличаю­щих их от лирики. В эпических и драматических произ­ведениях воссоздаются события, протекающие в простран­стве и времени! Здесь изображаются отдельные лица (персонажи), и?с взаимоотношения, намерения и поступки, переживания и высказывания. И хотя воспроизведение жизни в эпосе и драме неизменно выражает авторское осмысление и оценку характеров персонажей, читателям нередко кажется, что изображенные события произошли независимо от воли автора. Иначе говоря, произведения эпические, и в особенности драматические, могут созда­вать иллюзию своей полной объективности.

Драма и в особенности эпос обладают неограниченно широкими идейно-познавательными возможностями. Сво­бодно осваивая жизнь в ее пространственной и временной протяженности авторы эпических и драматических произ­ведений могут рисовать яркие, детализированные разно­образные картины бытия'в его изменчивости, конфликт­ности, многоплановости"" и одновременно проникать в глубины сознания людей, воссоздавать их внутреннюю жизнь. При этом оба литературных рода способны за­печатлевать самые разные характеры и соотношения их с жизненными обстоятельствами. Драма и эпос, говоря иначе, «действуют» в бескрайне широкой содержательной сфере: им доступны любые темы, проблемы и виды пафоса.

Эпические и драматические произведения вместе с тем резко отличаются друг от друга. Организующее формальное начало эпоса — повествование о собы­тиях в жизни персонажей и их поступках. Отсюда назва­ние этого рода литературы (гр. epos — слово, речь). Средства предметной изобразительности здесь исполь­зуются наиболее свободно и широко.

В драме (гр. drao — действую) повествование в сколь­ко-нибудь развитой форме отсутствует. Текст произведе­ния состоит прежде всего из высказываний самих персона­жей, посредством которых они действуют в изображаемой ситуации. Авторские же пояснения к словам героев сведены к так называемым ремаркам (фр. remarquer — замечать), имеющим лишь вспомогательное значение. Специфика драмы как литературного рода определяет­ся ее предназначенностью для сценической постанов­ки.

Слово «лирика» образовано от древнегреческого назва­ния музыкального инструмента лиры, под аккомпанемент которой исполнялись (пелись) словесные произведения. Лирика отличается от эпоса и драмы прежде всего предме­том изображения. Развернутое и детализированное вос­произведение событий, поступков, взаимоотношений людей в ней отсутствует. Лирика художественно осваивает пре­имущественно внутренний мир человека как таковой: его мысли, чувства, впечатления. В ней максимально вопло­щается субъективное начало человеческой жизни. Однако ощущение полной, «абсолютной» субъективности лирики, возникающее порой при ее чтении, является иллюзорным: лирическое творчество содержит глубокие познавательные обобщения.

Речь в лирике выступает прежде всего в ее вырази­тельной (экспрессивной) функции, она непосредственно и активно воплощает эмоциональное отношение к жизни высказывающегося (носителя речи) — так называемого лирического героя. Поэтому речевой строй лирического произведения — его важнейшее формальное начало: нюан­сы словоупотребления и построения фраз, а также рит­мическая упорядоченность текста здесь особенно сущест­венны.

Понятие литературного рода возникло в античной эстетике, в сочинениях Платона и Аристотеля. В третьей главе аристотелевской «Поэтики» говорится о сущест­вовании в поэзии (т. е. искусстве слова) трех «способов подражания»: «Подражать в одном и том же и одному и тому же можно, рассказывая о событии, как о чем-то отдельном от себя, как это делает Гомер, или же так, что подражающий остается сам собой, не изменяя своего лица, или представляя всех изображаемых лиц как дейст­вующих и деятельных» (20, 45). Обозначенные Аристо­телем «способы подражания» впоследствии и стали назы­вать литературными родами. Это понятие характеризует

как содержательные, так и формальные свойства словесно-художественных произведений.

Эпос, лирика и драма сформировались на самых ранних этапах существования общества, в первобытном синкретическом творчестве. Происхождению литературных родов посвятил первую из трех глав своей «Исторической поэтики» Ал-р Н. Веселовский (36, 200—313); в ней он доказывал, что литературные роды возникли из обрядового хора первобытных народов.

Обрядовый хор, сопровождавший пляску и мимические действия, включал в себя, по мысли Веселовского, воз­гласы радости и печали, которые выражали коллектив­ную эмоциональность. Из подобных возгласов возникла ли­рика, которая впоследствии отделилась от обряда и обрела художественную самостоятельность. Из выступлений за­певал (корифеев) обрядового хора сформировались лиро-эпические песни (кантилены). Из этих песен, впоследст­вии тоже отделившихся от обряда, возникли героические поэмы (эпопеи). И, наконец, из обмена репликами участ­ников обрядового хора возникла драма.

Теория происхождения литературных родов, выдвину­тая Веселовским, подтверждается множеством известных современной науке фактов из жизни первобытных наро­дов. Так, несомненно возникновение театральных пред­ставлений (а на их основе — и драмы) из обрядовых игрищ.

Вместе с тем в теории Веселовского не учтено, что эпос и лирика могли формироваться и независимо от обрядовых действий. Мифологические сказания, из кото­рых впоследствии сложились прозаические легенды (саги) и сказки, появились вне обрядового хора. Их не пели, а рассказывали друг другу представители племени. Лирика тоже могла возникать вне обряда. Лирическое самовыражение имело место в производственных (трудо­вых) и бытовых отношениях первобытных народов. Таким образом, существовали разные пути формирования литературных родов, и обрядовый хор был одним из ни.х.

Под влиянием литературного процесса представления о родах так или иначе менялись. Они были приведены в систему представителями немецкой эстетики конца XVIII — начала XIX в.: в работах Шиллера и Гёте, позд­нее — Шеллинга и Гегеля. В русле идей этих авторов (прежде всего Гегеля) развивал свою теорию литератур­ных родов Белинский в статье «Разделение поэзии на роды и виды» (1841). Он видел в эпосе, драме, лирике



определенные типы содержания и разграничивал роды с помощью категорий «объекта» и «субъекта» художествен­ного познания. Эпические произведения связывались с представлением об объекте. «Эпическая поэзия, — писал Белинский, — есть по преимуществу поэзия объективная, внешняя, как в отношении к самой себе, так и к поэту и его читателю» (25, 9). И дальше: «Здесь не видно поэта; мир, пластически определенный, развивается сам собою, и поэт является только как бы простым повествователем того, что свершилось само собой» (25 10). Лирика, напро­тив, понималась как сфера субъективности поэта. «Лирическая поэзия, — читаем у Белинского, — есть по преимуществу поэзия субъективная, внутренняя, выраже­ние самого поэта» (25, 10). И, наконец, драма рассматри­валась как «синтез» объективности и субъективности. Произведение этого литературного рода, по Белинскому, «есть примирение противоположных элементов — эпичес­кой объективности и лирической субъективности» (25, 16).

Эта концепция литературных родов обобщает много­вековой художественный опыт. Многие из высказанных Белинским мыслей унаследованы советским литературо­ведением, для которого особенно важен акцент на содер­жательные функции родовых форм.

Вместе с тем в названной статье есть известная односторонность: не только драма, но и любое худо­жественное произведение соединяет в себе объективность (т.е. отражает действительность) и субъективность (поскольку оно выражает осмысление писателем жизни). Об этом неоднократно говорил и сам Белинский в более поздних работах. Он, в частности, подчеркивал важность субъективного начала в эпических произведениях, прежде всего в романах и повестях.

Наряду с делением литературы на роды (эпос, лирика, драма) существует деление ее на поэзию и прозу. В обиходной речи лирические произведения нередко отожде­ствляются с поэзией, а эпические — с прозой. Подобное словоупотребление неточно. Каждый из литературных родов включает в себя как поэтические (стихотворные), так и прозаические (нестихотворные) произведения. Эпос на ранних этапах искусства был чаще всего стихотворным (эпопеи античности, французские песни о подвигах, русские былины и исторические песни и т. п.). Эпические в своей родовой основе произведения, написанные стиха­ми, нередки в литературе нового времени («Дон-Жуан» Байрона, «Евгений Онегин» Пушкина, «Кому на Руси жить

• 86

хорошо» Некрасова). В драматическом роде литературы также применяются ка-к стихи, так и проза, порой соеди­няемые в одном и том же произведении (многие пьесы Шекспира, «Борис Годунов» Пушкина). Да и лирика, по преимуществу стихотворная, иногда бывает прозаической.

В теории литературных родов возникают и иные, более серьезные терминологические проблемы. Слова «эпичес­кое» («эпичность»), «драматическое» («драматизм»), «лирическое» («лиризм») обозначают не только родовые особенности произведении, о которых шла речь, но и другие их свойства.

Эпичностью называют величественно-спокойное, не­торопливое созерцание жизни в ее сложности и много­плановости, широту взгляда на мир и его приятие как некоей целостности. В этой связи нередко говорят об «эпическом миросозерцании», художественно воплотив­шемся в гомеровских поэмах и ряде позднейших произ­ведений («Война и мир» Л.Толстого). Эпичность как идейно-эмоциональная настроенность может иметь место во всех литературных родах — не только в эпических (повествовательных) произведениях но также в драме («Борис Годунов» Пушкина) и лирике («На поле Кули­ковом» Блока). Драматизмом принято называть умо­настроение, связанное с напряженным переживанием каких-то противоречий, с взволнованностью и тревогой. И, наконец, лиризм — это возвышенная эмоциональность, выраженная в речи автора, рассказчика, персонажей. Драматизм и лиризм тоже могут быть свойственны всем литературным родам. Так, исполнены драматизма роман Л. Толстого «Анна Каренина» и стихотворение Цветаевой «Тоска по Родине». Лиризмом проникнуты роман Тургене­ва «Дворянское гнездо», пьесы Чехова «Три сестры» и «Вишневый сад», рассказы и повести Паустовского.

Важно поэтому различать, с одной стороны, эпос, дра­му, лирику как литературные роды, а с другой — эпич­ность, драматизм, лиризм как эмоциональную настроен­ность произведений.

Раздел второй

ЛИТЕРАТУРНОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ КАК ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ЦЕЛОЕ

то называют идеей. Но этот термин будет объяснен
позднее, а пока заметим, что содержание художественного
произведения заключает в себе разные стороны, для опре­
деления которых существуют три термина — тематика,
проблематика, идейн о-э моциональная

оценка. Начинать анализ, естественно, надо с того, какие характерные явления действительности нашли отражение в данном произведении. Это вопрос об особенностях тема­тики.



Глава IV

ИДЕЙНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ЛИТЕРАТУРНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ

Воспроизводя жизнь в слове, используя все возмож­ности человеческой речи, художественная литература пре­восходит все другие виды искусства разносторонностью, разнообразием и богатством своего содержания. Содержанием нередко называют то, что непосредственно изображено в произведении, то, что можно пересказать после его прочтения. Но это неточно. Если перед нами эпическое или драматическое произведение, то пересказать можно то, что случилось с героями, что с ними произошло. Изображенное в лирическом произведении пересказать, как правило, вообще невозможно. Поэтому надо различать то, что познается в произведении, и то, что в нем изображается. Изображаются персонажи, творчески созданные, вымышленные писателем, наделенные всякого рода индивидуальными особенностями, поставленные в те или иные взаимоотношения. Познаются общие, сущест­венные особенности жизни. Индивидуальные поступки и переживания персонажей и героев служат способом выражения идейно-эмоционального осмысления и эмоцио­нальной оценки общего, существенного в жизни. Анализ произведения и должен заключаться в том, чтобы через внимательное рассмотрение всего непосредственно изоб­раженного углубиться до понимания выраженной в нем эмоционально-обобщающей мысли писателя, которую час-


Наши рекомендации