Эстетическое и художественное. Место литературы в ряду других искусств.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

Омский государственный университет им. Ф. М. Достоевского

Факультет филологии и медиакоммуникаций

кафедра русской и зарубежной литературы

«Утверждаю»

Проректор по учебной работе

_______________ /Стукен Т.Ю./

«_____» ________________ 20__ г.

Учебно-методический комплекс дисциплины

«История отечественной литературы. Теория литературы»

цикл ФГОС ВПО Б3 Б.05 часть обязательная

(Б1, Б2, Б3) (обязательная, вариативная)

к следующим образовательным программам

по направлению подготовки бакалавра

Направление подготовки Шифр направления подготовки
журналистика
   

г. Омск – 2011 г.

Программа дисциплины «История отечественной литературы. Теория литературы»

Разработана:

Демченков С.А. к.ф.н., доцент кафедры русской и зарубежной литературы

(инициалы, фамилия разработчика) (должность, ученая степень и ученое звание)

Программа рассмотрена на заседании кафедры РиЗЛ (протокол №1 от "31" августа 2011г.)

Программа разработана в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования РФ и согласована с факультетами/институтами, осуществляющими профессиональную подготовку по этим направлениям подготовки:

Зав. кафедрой русской

и зарубежной литературы В.В. Соломонова

Декан филологического факультета О.С. Иссерс

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ

ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ.

Теория литературы, наряду с блоком историко-литературных дисциплин, является одним из важнейших разделов литературоведения. Теоретико-литературное знание составляет необходимый базис любого литературоведческого исследования. Главная задача курса состоит в том, чтобы дать студентам представление о поэтике литературного произведения, особенностях его функционирования, основных этапах развития литературного процесса (в их внутренней взаимосвязи, причинно-следственной обусловленности), а также о важнейших вехах на пути становления самой филологической мысли.

В результате изучения дисциплины студенты должны:

· владеть основными теоретико-литературными терминами,

· иметь четкие представления о структуре литературного произведения, уровнях его организации,

· знать общие закономерности развития литературного процесса, а также отличительные черты отдельных литературных течений и направлений,

· владеть навыками анализа художественного произведения.

2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП ВУЗА

Курс связан с такими дисциплинами учебного плана, как история зарубежной литературы, культурология.

3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ,

ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ.

Коды компетенций Название компетенции Краткое содержание/определение и структура компетенции. Характеристика (обязательного) порогового уровня сформированности компетенции у выпускника Средства и технологии оценивания
ОК ОБЩЕКУЛЬТУРНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ ВЫПУСКНИКА:    
ОК–1 ОК-2   · готовность уважительно и бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям, толерантно воспринимать социальные и культурные различия, руководствоваться ими в профессиональной деятельности · способность понимать движущие силы и закономерности исторического процесса; место человека в историческом процессе, политической организации общества, использовать это знание в профессиональной деятельности   ОК-1 Знает - основные понятия и термины современной культурологи (культура, культурно-семиотический код, понимание, диалог, перевод, артефакт); - основные методы типологического описания культуры; - основные этапы истории культуры и религии. Умеет - применять принципы аксиологического анализа в решении конкретных этических и социокультурных проблем; - применять понятие «культурно-семиотический код» в анализе социокультурных проблем; - использовать метод диалога культур в оценке социальных и культурных различий; - использовать типологические методы интерпретации артефактов истории культуры. Владеет - способностью оценить перспективность применения различных методов с точки зрения наиболее эффективного способа решения конкретных социокультурных задач; - способностью оценить пути достижения целей с точки зрения норм и ценностей, принятых в различных сообществах. - способностью свободно соотносить различные аналитические методы в целостном осмыслении социокультурных задач; - способностью использовать полученные знания для полноценного использования личных ресурсов. Пороговый уровень: - знание основных понятий и терминов культурологи (культура, культурный код, понимание, диалог культур); - знание основных этапов истории культуры и религии; - умение «видеть» ценности и системы ценностей; - умение фиксировать столкновение культурных кодов в точке диалога/перевода/конфликта; - владение способностью оценить пути достижения целей с точки зрения норм и ценностей, принятых в различных сообществах. ОК-2 Знает: - значение исторических источников для научного анализа социально-значимых проблем и прогнозирования их развития в будущем; - основные события отечественной (российской) истории, даты, имена исторических деятелей и их роль в развитии общества; - исторические традиции и их влияние на современное состояние общества Умеет: - основываться на базовых знаниях в области истории в процессе формирования своего мировоззрения, гуманистических и патриотических ценностей; -находить, анализировать и контекстно обрабатывать информацию об историческом прошлом современной цивилизации, полученную из различных источников; - выражать и обосновывать свою позицию по актуальным вопросам, касающимся ценностного отношения к историческому прошлому; - использовать гуманитарные (исторические) знания при планировании и осуществлении своей социальной и профессиональной деятельности Владеет: - способностью отбора, критической оценки и обобщения исторической информации; - навыками составления сравнительных характеристик разных этапов исторического процесса с использованием научной литературы; - практикой и опытом изложения материала в различных формах в ходе учебных и деловых коммуникаций; Пороговый уровень: - Имеет представление об основных этапах исторического процесса, событиях, фактах персоналиях российской истории; - Умеет составлять конспекты, выполнять реферативные работы, свободно излагать свои мысли, вести межличностный диалог; - Владеет основными правилами работы со справочной и научной литературой, в том числе Интернет-ресурсами   Устный опрос, собеседование по лекциям, прочитанной литературе, письменные работы по вопросам семинаров, выступле­ние с докладом, экзамен
ПК ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ ВЫПУСКНИКА    
ПК–5   · знание основных этапов и процессов развития отечественной литературы и журналистики, понимание значения их опыта для практики современных российских СМИ   ПК-1 Знает: - понимание художественного произведения в контексте культуры и традиции. - осведомленность в литературоведческой теории, употребление полученных знаний для создания письменных работ различных жанров, в том числе и творческого характера; - конкретные факты культуры и истории литературы; - основные этапы развития отечественной журналистской мысли - влияние определенных историко-культурных и политических факторов на ее развитие специфику развития отечественных СМИ Умеет: - формулировать цели и задачи исследования, комментировать то или иное явление литературоведческой науки и истории литературы, создавать собственный текст, ориентированный на цели и задачи коммуникации. - интерпретировать текст, формировать понимания того, что стоит за языковыми средствами текста, восстанавливать авторский замысел. - соотносить определенные факты и события комментировать и оценивать их - представлять типологические характеристики СМИ в тот или иной исторический период - анализировать материалы публикаций (тексты) Владеет: - методологией и методикой литературоведческого анализа. - вариативным арсеналом языковых подходов и технологий. - теоретическим и практическим материалом историко-литературного дискурса - методикой анализа художественного текста - жанровыми дефинициями Пороговый уровень Знает: литературный процесс в историко-культурном контексте; критический и теоретический материал базовый понятийный (терминологический) аппарат. Умеет: дать развернутую характеристику индивидуальности писателя; анализировать критическую и научную литературу; выполнять самостоятельное литературоведческое исследование по теме. профессионально воспринимать и уметь интерпретировать художественные тексты; анализировать литературные явления в синхронном и диахронном плане; рассматривать художественные произведения с учетом многообразия контекстов (идеологического, философского, религиозного, эстетического, мифологического и т.д.); рассматривать литературное произведение в аспекте рода и жанра; Владеет: современной методологией и методикой анализа как историко-литературного процесса, так и конкретного художественного произведения; представлением о развитии литературы и культуры, основных тенденциях их развития; терминологическим минимумом и основными теоретическими понятиями Устный опрос, собеседование по лекциям, прочитанной литературе, письменные работы по вопросам семинаров, выступле­ние с докладом, экзамен



Критерии оценки знаний студентов

Максимально возможное количество набранных баллов – 100.

Максимально возможное количество набранных баллов и критерии оценки по видам деятельности:

1. Посещение лекций и практических занятий – 29 баллов (18 лекций, 11 практических занятий по 1 баллу).

Обязательным условием является наличие конспектов лекций / литературы к практическим занятиям. В случае пропуска лекции по уважительной причине студент может взять у преподавателя список литературы для конспектирования по данной теме.

· Конспекты, полно и содержательно отражающие материал лекции / научных и учебно-методических работ – 1 балл.

· Конспекты, с достаточной полнотой отражающие материал лекции / научных и учебно-методических работ, но содержащие не все сведения, необходимые для исчерпывающего освоения темы – 0,5 балла.

· Отсутствие конспектов; конспекты, поверхностно отражающие материал лекции / научных и учебно-методических работ, не содержащие необходимого минимума сведений, требующихся для освоения темы – 0 баллов.

2. Работа на практических занятиях – 44 балла (11 практических занятий по 4 балла).

· Полный ответ с привлечением необходимых научных источников, раскрывающий все существенные аспекты поставленной проблемы; глубокий и доказательный анализ предложенного художественного произведения (в аспекте поставленной проблемы) – 4 балла.

· Полный ответ, раскрывающий все существенные аспекты поставленной проблемы, но содержащий ряд непринципиальных фактических неточностей и / или не учитывающий второстепенные научные источники и / или включающий в себя отдельные недостаточно мотивированные положения в ходе анализа художественного произведения – 3 балла.

· Ответ, раскрывающий основные аспекты поставленной проблемы, но содержащий существенные фактические неточности и / или не учитывающий ряд основных научных источников и / или включающий в себя отдельные немотивированные положения в ходе анализа художественного произведения – 2 балла.

· Ответ, лишь частично освещающий поставленную проблему, содержащий существенные фактические неточности и / или представляющий собой пересказ содержания единственного научного (учебного) источника и / или частично подменяющий анализ художественного произведения его пересказом (бездоказательной интерпретацией); дополнение к чужому ответу – 1 балл.

· Ответ, не раскрывающий наиболее существенных аспектов поставленной проблемы и / или полностью подменяющий анализ художественного произведения его пересказом (бездоказательной интерпретацией) – 0 баллов.

· Отсутствие ответа; ответ, содержательно не соотносящийся с поставленной проблемой – 0 баллов.

5. Зачет – 27 баллов.

· Полный ответ с привлечением необходимых научных и учебно-методических источников, раскрывающий все существенные аспекты заявленной проблемы, обнаруживающий уверенное владение теоретико-литературной терминологией, умение использовать полученные теоретические знания в ходе анализа художественного произведения – 27 баллов.

· Ответ, раскрывающий основные аспекты заявленной проблемы, но содержащий фактические неточности и / или не учитывающий ряд основных научных и учебно-методических источников; обнаруживающий недостаточно уверенное владение теоретико-литературной терминологией и / или отдельные ошибки при попытке применить полученные теоретические знания в ходе анализа художественного произведения – 20 баллов.

· Ответ, лишь частично освещающий заявленную проблему, содержащий существенные фактические неточности и / или представляющий собой пересказ содержания единственного научного (учебно-методического) источника; обнаруживающий ошибки в употреблении теоретико-литературной терминологии и / или при попытке применить полученные теоретические знания в ходе анализа художественного произведения – 13 баллов.

· Ответ, не раскрывающий наиболее существенных аспектов заявленной проблемы и / или демонстрирующий незнание студентом значения основных теоретико-литературных терминов, неумение применять их при анализе художественного произведения – 4 балла.

· Отсутствие ответа; ответ, содержательно не соотносящийся с поставленной проблемой – 0 баллов.

Курс считается успешно освоенным, если студент набрал 60 баллов и более.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

(с распределением общего бюджета времени в часах)

Курс 1, семестр 1

Раздел дисциплины, содержание Объем часов (по видам работы)
Аудиторные занятия Самостоятельная работа студентов
Всего в том числе Всего в том числе
Лекции Практические занятия Лабораторные занятия Другие виды занятий, в т.ч. промежуточная аттестация Курсовая работа (проект) Индивидуальные задания и др. виды СРС Подготовка к зачету, экзамену
1. Эстетическое и художественное. Место литературы в ряду других искусств.          
2. Литературные роды и жанры.          
3. Основы стиховедения (метрика, ритмика, фоника и строфика).          
4. Художественная речь. Поэзия и проза. Стилистика.          
5. Автор. Герой. Читатель.            
6. Художественный образ.          
7. Сюжетно-композиционная организация художественного произведения. Хронотоп.          
8. Основные термины и понятия теории литературного процесса.          
9. Анализ литературного произведения.            
10. Подготовка к зачету              
Итого          


Формы промежуточного и итогового контроля: текущий контроль в форме индивидуальных консультаций (проверка чтения научно-исследовательской и художественной литературы; проверка тетрадей с записью лекций, опрос в ходе практических занятий), промежуточный контроль – зачет.

СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Автор. Герой. Читатель.

Субъектная организация художественного произведения. Проблема автора. Традиционная «демиургическая концепция» авторства, диалогический подход Я. Мукаржовского, «смерть автора» и «рождение читателя» (Р. Барт). Повествовательные инстанции в эпосе и лирике. Повествователь и рассказчик. Лирическое «я», лирический герой. Автор в драматическом произведении. Литературный герой. Автор и герой в эстетической деятельности (концепция М.М. Бахтина). Рецептивная эстетика. Литературная герменевтика.

Художественный образ.

Знак и образ. Классификация знаков (индексальные, символические, иконические). Образ как междисциплинарное понятие. Художественный образ и его специфика. Возможна ли без-образность в искусстве? Типы образов а) по соотношению означающего и означаемого (Автологические. Тропы. Метафоризм как принцип человеческого мышления. Метафора в литературе и других видах искусства. Аллегория. Символ); б) по степени универсализма (индивидуальные, типические, топосы, архетипы). Художественная деталь. Внутренняя структура образа, его идиоматичность (концепция П. Палиевского). Художественный образ в живописи, кино, архитектуре, скульптуре, кинематографе, музыке. Специфика словесного образа. Слово как форма образа (концепция В. Кожинова).

Подготовка к зачету

Практические занятия

Литературные роды и жанры.

1. Аристотель, Гегель, Белинский о родо-видовых дифференциациях в литературе.

2. Типология литературных жанров. Принципы их выделения.

3. Роман как «эпос частной жизни».

4. Межродовые и внеродовые формы. Эссе.

5. «Наджанровые» образования: цикл, лирическая книга, сборник, антология и т.п.

Основная литература

1. Аверинцев С.С. Историческая подвижность категории жанра: опыт периодизации // Аверинцев С.С. Риторика и истоки европейской литературной традиции. – М., 1996.

2. Аристотель Поэтика. – Любое издание.

3. Белинский В.Г. Разделение поэзии на роды и виды. – Любое издание.

4. Гегель Г.В.Ф. Эстетика: в 3 т. – М., 1968-1971.

5. Литературный энциклопедический словарь. М., 1987.

6. Мирошникова О.В. Анализ лирического цикла и книги стихов. – Омск, 2001.

7. Чернец Л.В. Литературные жанры (Проблемы типологии и поэтики). – М., 1982.

8. Эпштейн М. Законы свободного жанра: Эссеистика и эссеизм в культуре нового времени//Вопросы литературы.– 1987. –N 7.

9. Эсалнек А. Типология романа. – М., 1991.

Дополнительная литература

1. Аверинцев С.С. Жанр как абстракция и жанр как реальность: диалектика замкнутости и разомкнутости // Аверинцев С.С. Риторика и истоки европейской литературной традиции. – М., 1996.

2. Гачев Г.Д. Содержательность художественных форм. Эпос. Лирика. Театр. – М., 1968.

3. Гинзбург Л. О лирике. – М., 1999.

4. Дарвин М.Н. Художественная циклизация лирических произведений. – Кемерово, 1997.

5. Ляпина Л.Е. Циклизация в русской литературе XIX века. – СПб, 1999.

6. Поспелов Г.Н. Лирика. – М., 1976.

7. Сильман Т.И. Заметки о лирике. – Л., 1977.

8. Теория литературы. Основные проблемы в историческом освещении. Роды и жанры литературы. Кн. 2. – М., 1964.

9. Хализев В.Е. Драма как род литературы. – М., 1986.

10. Эйхенбаум Б.М. О прозе. О поэзии. – Л., 1986.

Метрика и ритмика

1. Стихотворная речь, ее отличия от прозаической. Переходные явления.

2. Ритм и метр. Основные метро- и ритмообразующие факторы.

3. Системы стихосложения в мировой литературе.

4. Силлабо-тоническое стихосложение в русской поэзии (история его возникновения, основные принципы).

5. Смешанные размеры. Дольник, тактовик.

6. Акцентный стих. Верлибр.

7. Ритм и смысл. Сделать метрический анализ стихотворения М.Ю. Лермонтова «Земля и небо» (1831).

Основная литература

1. Гаспаров М.Л. Современный русский стих. М., 1974.

2. Жирмунский В.М. Теория стиха. Л., 1978.

3. Мысль, вооруженная рифмами. Поэтическая антология. М., 1991.

4. Федотов О.И. Основы русского стихосложения. М., 1997.

5. Холшевников В.Е. Основы стихосложения. Л., 1972.

Дополнительная литература

1. Баевский В.С. Стих русской советской поэзии. – Смоленск, 1972.

2. Гаспаров М.Л. Очерк истории европейского стиха. – М., 1989.

3. Гаспаров М.Л. Метр и смысл. – М., 2000.

4. Квятковский А.П. Поэтический словарь. – М., 1966.

5. Литературный энциклопедический словарь. М., 1987.

6. Литературная энциклопедия терминов и понятий. – М., 2001.

7. Осипов Б.И. Русские стиховые системы. – Омск, 2005.

8. Холшевников В.Е. Что такое русский стих // Мысль, вооруженная рифмами. – Л., 1987 (см. также предисловия к разделам).

9. Холшевников В.Е. Стиховедение и поэзия. – Л., 1991.

10. Шенгели Г. Техника стиха. – М., 1960.

Тропы

1. Понятие тропа. Художественная природа тропов, их виды.

2. Метафоризм как принцип человеческого мышления. Метафора и ее роль в искусстве.

3. Метонимия и метонимический образ.

4. Значение тропов в создании футуристической образности в стихотворении В. Маяковского «Адище города».

Основная литература

1. Арутюнова Н.Д. Образ, метафора, символ в контексте жизни и культуры // Res philologica. Филологические исследования. – М; Л., 1990.

2. Ермилова Е.В. Метафоризация мира в поэзии // Контекст-1976. – М., 1977.

3. Литературный энциклопедический словарь. – М., 1987.

4. Литературная энциклопедия терминов и понятий. – М., 2001.

5. Теория метафоры. – М., 1981.

Художественный образ

1. Художественный образ как общеэстетическая категория.

2. Специфика словесного образа.

3. Символ, его отличие от эмблемы и аллегории.

4. Архетипические образы в литературе и искусстве.

5. Образная система стихотворения В.Я. Брюсова «Творчество».

Основная литература

1. Грехнев В.А. Словесный образ и литературное произведение. – Ниж. Новгород, 1997.

2. Кожинов В. Слово как форма образа // Слово и образ. – М., 1964.

3. Лосев А.Ф. Знак. Символ. Миф. – М., 1982.

4. Манн Ю.В. Диалектика художественного образа. – М., 1987.

5. Палиевский П.В. Внутренняя структура образа // Теория литературы: Основные проблемы в историческом освещении: В 3 т. – М., 1962. – Т. I.

6. Чернец Л.В.Виды образа в литературном произведении//Филологические науки. – М., 2003. – N 4.

Дополнительная литература

1. Мелетинский Е.М. О литературных архетипах. – М., 1994.

2. Мукаржовский Я. Исследования по эстетике и теории искусства. М., 1994. (Статьи «К вопросу об эстетике кино», «Сущность изобразительных искусств», «К проблеме функций в архитектуре»).

3. Новиков Л.А.Значение эстетического знака//Филологические науки.-М., 1999.-№ 5.

4. Романов Ю.И.Образ, знак в искусстве: Философско-методологический анализ. –СПб.,1993.

5. Топоров В.Н. Миф. Ритуал. Символ. Образ. – М., 1996.

Сюжет и композиция.

1. Конфликт в литературном произведении. Типы конфликтов. Конфликт и сюжет.

2. Сюжет и фабула. Основные элементы сюжета.

3. Понятие композиции. Композиция и структура.

4. Композиция и субъект, понятие точки зрения.

5. Проявление композиционных закономерностей на разных уровнях организации произведения. Композиция как основа художественной целостности.

6. Сделать композиционный анализ оды Г.Р. Державина «Фелица».

Основная литература

1. Кожинов В.В. Сюжет, фабула, композиция // Теория литературы. Основные проблемы в историческом освещении. Кн. 2. – М., 1964.

2. Левитан Л.С., Цилевич Л.М. Сюжет и идея. – Рига, 1973.

3. Литературный энциклопедический словарь. – М., 1987.

4. Успенский Б. Поэтика композиции. – М., 1996.

Дополнительная литература

1. Барт Р. Введение в структурный анализ повествовательных текстов // Зарубежная эстетика и теория литературы. – М., 1987.

2. Левитан Л.С., Цилевич Л.М. Основы изучения сюжета. – Рига, 1990.

3. Левитан Л.С., Цилевич Л.М. Сюжет в художественной системе литературного произведения. – Рига, 1990.

4. Поляков А. О композиции литературного произведения. – Ишим, 1962.

5. Фрейденберг О.М. Поэтика сюжета и жанра. – М., 1997.

Метод и стиль

1. Метод и стиль: принципы разграничения этих понятий. Происхождение термина «художественный (творческий) метод». Оправданно ли сегодня его использование?

2. Стиль литературного произведения:

a. лингвистическая и литературоведческая трактовки этого термина, понятие идиостиля;

b. «широтная» дифференциация в употреблении понятия «стиль»: «великие стили» (художественные системы), стиль художественного направления, индивидуально-авторский стиль, стиль произведения;

c. стилеобразующие факторы; понятие стилевой доминанты (проиллюстрировать на конкретных примерах).

3. Сделать стилистический анализ стихотворенияИ. Северянина «Белый транс».

Основная литература

1. Гиршман М. Стиль как литературоведческая категория. – Донецк, 1984.

2. Есин А.П. Стиль // Введение в литературоведение. Литературное произведение: Основные понятия и термины. – М., 1999.

3. Литературный энциклопедический словарь. М., 1987.

4. Лосев А.Ф. Проблема художественного стиля. – Киев, 1994.

5. Николаев П.А. Метод и стиль: взаимодействие // Литература. Язык. Культура. – М., 1986.

Дополнительная литература

1. Виноградов В.В. Стилистика. Теория поэтической речи. Поэтика. – М., 1963.

2. Карачун А.Ю. Художественный стиль как эстетическая категория. – Минск, 1986.

3. Поспелов Г.Н. Проблемы литературного стиля. – М., 1970.

4. Соколов А.Н. Теория стиля. – М., 1968.

5. Теория литературы: Основные проблемы в историческом освещении. Кн. 3. – М., 1965.

6. Теория литературных стилей. Современные аспекты изучения. – М., 1982.

Вопросы к зачету

1. Эстетическое и художественное. Специфика искусства. Место литературы в ряду других искусств.

2. Понятие литературного рода. Межродовые и внеродовые формы.

3. Категория жанра в современном литературоведении. Типология литературных жанров.

4. Роман как «эпос частной жизни».

5. Произведение как центральное понятие теории литературы. Содержание и форма литературного произведения.

6. Проблема автора. Формы выражения авторской субъективности в произведении. Смерть автора.

7. Идейно-тематический уровень произведения. Проблема смысла.

8. Знак и образ. Типы художественных образов. Специфика словесного образа.

9. Теория композиции. Понятие точки зрения.

10. Теория сюжетосложения. Конфликт. Сюжет и фабула. Вопрос о единицах сюжета.

11. Художественная речь, её специфика. Поэзия и проза.

12. Метафоризм как принцип человеческого мышления. Тропы.

13. Фигуры поэтического синтаксиса.

14. Системы стихосложения в мировой литературе. Метр и ритм. Ритм прозы.

15. Русское силлабо-тоническое стихосложение.

16. Дольник. Тактовик. Акцентный стих. Верлибр.

17. Звуковые повторы в стихе. Рифма.

18. Строфика.

19. Основные понятия теории литературного процесса (художественный метод, художественная система, первичные и вторичные стили, эпистема, литературное течение, направление, школа).

20. Метод и стиль.

21. Реализм как художественный метод. Негативные концепции реализма.

22. Анализ литературного произведения. Виды анализа.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Основная литература

Учебники и учебные пособия

1. Введение в литературоведение. Литературное произведение: Основные понятия и термины / Чернец Л.В., Хализев В.Е. и др. – Любое издание.

2. Федотов О.И. Основы теории литературы: В 2 ч. – М., 2003.

3. Хализев В.Е. Теория литературы. – Любое издание.

Хрестоматии

1. Введение в литературоведение: Хрестоматия / Под ред. П.А. Николаева. – М., 1997.

2. Тамарченко Н.Д. Теоретическая поэтика. Хрестоматия-практикум. – М., 2004 либоТеоретическая поэтика: понятия и определения. Хрестоматия для студентов филологических факультетов / Автор-составитель Н.Д. Тамарченко. М., 1999 (имеется в электронном виде).

Словари, энциклопедии

1. Борев Ю.Б. Эстетика. Теория литературы: Энциклопедический словарь терминов. – М., 2003.

2. Квятковский А.П. Поэтический словарь. – М., 1966.

3. Краткая литературная энциклопедия: в 9 т. – М.; Л., 1962-1978.

4. Литературная энциклопедия терминов и понятий. – М., 2001.

5. Литературный энциклопедический словарь. – М., 1987.

6. Руднев В. Словарь культуры ХХ века. – М., 1997 (имеется в электронном виде) либоРуднев В. Энциклопедический словарь культуры XX в.: Ключевые понятия и тексты. – М., 2003.

Работы общего характера

См. литературу по разделам курса.

Дополнительная литература

Учебники и учебные пособия

1. Асоян А.А. Пролегомены: Лекции по теории литературы. – Омск, 1995.

2. Волков И.Ф. Теория литературы. – М., 1995.

3. Давыдова Т.Т. Теория литературы. – М., 2003.

4. Есин А.Б. Литературоведение. Культурология. – М., 2004.

5. Жирмунский В.М. Теория литературы. Поэтика. Стилистика. – Л., 1977.

6. Жирмунский В.М. Введение в литературоведение: Курс лекций. – СПб., 1996.

7. Лейдерман Н.Л., Барковская Л.В. Введение в литературоведение. – Екатеринбург, 2000.

8. Поспелов Г.Н. Теория литературы. – М., 1978.

9. Таборисская Е.М. Литературный процесс. Курс лекций по введению в литературоведение. Учебно-методическое пособие. – СПб., 2003.

10. Тамамарченко Н.Д. Теоретическая поэтика: Введение в курс. – М., 2006.

11. Теория литературы. В 2-х тт. Т. 1: Теория художественного дискурса. Теоретическая поэтика. Т. 2: Историческая поэтика / Тамарченко Н.Д., Тюпа В.И., Бройтман С.Н. – М., 2004.

12. Тюпа В.И.Художественный дискурс (Введение в теорию литературы). – Тверь, 2002.

13. Тимофеев Л.И. Основы теории литературы. – М., 1976.

14. Томашевский Б.В. Теория литературы. Поэтика. – М., 1996.

15. Уэллек Р., Уоррен О. Теория литературы. – М., 1978.

16. Фарино Е. Введение в литературоведение. – М., 2004.

Хрестоматии

1. Хрестоматия по теории литературы. – М., 1982.

Работы общего характера

См. литературу по разделам курса.

8. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ (МАТЕРИАЛЫ)

ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ

Раздел дисциплины Средства обучения Формы обучения Методы обучения
Разделы № 1-9 (лекции) учебная и научно-исследовательская литература, лекционные материалы лекции, индивидуально-групповые консультации объяснительно-иллюстративный
Разделы № 1, 2, 3, 4, 6, 7, 8, 9 (практические занятия) учебная и научно-исследовательская литература, лекционные материалы практические занятия (подготовка сообщений, обсуждение включенных в план занятия вопросов, анализ текста) эвристический, исследовательский

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ СТУДЕНТОВ

Раздел дисциплины, содержание Всего ча­сов Задания для самостоятельной работы Формы контроля
1. Эстетическое и художественное. Место литературы в ряду других искусств. Знакомство с литературой по теме лекции:
  1. Асмус В.Ф. Вопросы теории и истории эстетики. – М., 1968.
  2. Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики. – М., 1975.
  3. Борев Ю.Б. Эстетика. – М., 1981.
  4. Бычков В.В. Эстетика. – Любое издание.
  5. Ингарден Р. Исследования по эстетике. – М.. 1962.
  6. Лосев А.Ф., Шестаков В.П. История эстетических категорий. – М., 1965.
  7. Мукаржовский Я. Исследования по эстетике и теории искусства. – М., 1994.
  8. Поспелов Г.Н. Эстетическое и художественное. – М., 1965.
Подготовка к практическому занятию № 1. Проанализировать в аспекте рассматриваемой темы стихотворный цикл Б.Л. Пастернака «Весна». См. план практического занятия и литературу к нему.
Текущий контроль: проверка конспектов лекций, опрос студентов в ходе практического занятия, индивидуальные консультации. Студенты, не выступившие с анализом текста на занятии, сдают его письменно.
2. Литературные роды и жанры. Знакомство с литературой по теме лекции:
  1. Аверинцев С.С. Жанр как абстракция и жанр как реальность: диалектика замкнутости и разомкнутости // Аверинцев С.С. Риторика и истоки европейской литературной традиции. – М., 1996.
  2. Васильев А.З. Жанр как эстетическая категория. – Л., 1987.
  3. Гачев Г.Д. Содержательность художественных форм. Эпос. Лирика. Театр. – М., 1968.
  4. Гинзбург Л. О лирике. – М., 1999.
  5. Теория литературы. Основные проблемы в историческом освещении. Роды и жанры литературы. Кн. 2. – М., 1964.
  6. Хализев В.Е. Драма как род литературы. – М., 1986.
  7. Чернец Л.В. Литературные жанры (Проблемы типологии и поэтики). – М., 1982.
Подготовка к практическому занятию № 2. См. план практического занятия и литературу к нему.
Текущий контроль: проверка конспектов лекций, опрос студентов в ходе практического занятия, индивидуальные консультации.
3. Основы стиховедения (метрика, ритмика, фоника и строфика). Знакомство с литературой по теме лекции:
  1. Гаспаров М.Л. Современный русский стих. М., 1974.
  2. Жирмунский В.М. Теория стиха. Л., 1978.
  3. Мысль, вооруженная рифмами. Поэтическая антология. М., 1991.
  4. Самойлов Д. Книга о русской рифме. М., 1982.
  5. Федотов О.И. Основы русского стихосложения. М., 1997.
  6. Холшевников В.Е. Основы стихосложения. Л., 1972.
  7. Шенгели Г. Техника стиха. М., 1960.
Подготовка к практическим занятиям № 3-4. Проанализировать в аспекте рассматриваемой темы стихотворения М.Ю. Лермонтова «Земля и небо», А.С. Пушкина «Сонет». См. планы практических занятий и литературу к ним.
Текущий контроль: проверка конспектов лекций, опрос студентов в ходе практического занятия, индивидуальные консультации. Студенты, не выступившие с анализом текста на занятии, сдают его письменно.
4. Художественная речь. Поэзия и проза. Стилистика. Знакомство с литературой по теме лекции:
  1. Виноградов В.В. Стилистика, теория поэтической речи, поэтика. – М., 1979.
  2. Га

Наши рекомендации