Новаторство драматургии Чехова
Одновременно Антон Чехов продолжал работу в драматическом жанре, писал небольшие пьесы, «шутки», водевили («Свадьба», 1890), комедию «Леший» (1890). В середине 1890-х годов Чехов вернулся к своим драматургическим поискам, пытаясь перенести в пьесы основные принципы «объективной» прозы: сюжетная острота сменялась внешне спокойным течением событий, а все драматические коллизии перемещались в сферу духовных переживаний героев. В фабуле ослаблялись элементы занимательности, что восполнялось психологической насыщенностью действия, напряженность которого поддерживалась «случайными» репликами, приобретавшими символическую окрашенность, а также внесловесными средствами (паузами, жестами персонажей, «посторонними» звуками, мелочами обстановки), в совокупности создававшими чрезвычайно значимый для восприятия чеховской драматургии психологический подтекст.
Однако к адекватному воспроизведению новой драмы российские театры оказались не готовы: представление пьесы «Чайка» на сцене Александринского театра (в 1896) закончилось провалом (исключая проникновенную игру В. Ф. Комиссаржевской), и только постановка Московского Художественного театра (в 1898) открыла публике искусство Чехова-драматурга. Постановки последующих чеховских пьес («ДядяВаня», 1899; «Три сестры», 1901, «Вишневый сад», 1904) осуществлялись только на сцене этого театра.
Последний период творчества Антона Чехова
В конце 1890-х — начале 1900-х гг. Антон Чехов — признанный и популярный мастер: журналы ищут его участия, появление новых произведений расценивается критикой как событие литературной жизни, споры вокруг них перерастают в общественно-политические дискуссии — о будущем русской деревни, о роли интеллигенции в обществе и т. д. В его творчестве возникают новые темы. Верный принципам «художественной объективности», Антон Павлович создает мрачные картины оторванного от культуры крестьянского быта («Моя жизнь», 1896; «Мужики», 1897; «В овраге», 1900). Тема нравственной деградации и духовной опустошенности русской интеллигенции, ее неспособности к социальному и личному жизнеустройству поднимается в рассказе «Дом с мезонином» (1896), «маленькой трилогии» «Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви[en]» (1898). В то же время многие герои его последних произведений все сильнее испытывают «тоску по идеалу», переживают стремление к новой, лучшей жизни («По делам службы», 1898; «Архиерей», 1902; «Невеста», 1903). Чуждый моральному учительству, религиозной проповеди и социальному утопизму, Чехов не прописывает рецептов нравственного совершенствования, общественного переустройства или духовного преображения, но в томлениях и муках своих героев, в их неудовлетворенности бессмысленностью своего существования видит доказательства принципиальной возможности для человека устроить свою жизнь правдиво, достойно и радостно.
Антон Чехов умер 15 июля (2 июля по ст.ст.) 1904 года в Баденвейлере, в Южной Германии. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище.
Значение творчества
Художественные открытия Чехова оказали огромное влияние на литературу и театр 20 века. Его драматические произведения, переведенные на множество языков, стали неотъемлемой частью мирового театрального репертуара...
Творчество Антона Чехова:
Беззащитное существо
Вишневый сад
Налим
Дом с мезонином
Пересолил
Смерть чиновника
Счастливчик
Хамелеон
Шуточка
Не в духе
Дама с собачкой
(А. А. Носов)
Гениальные цитаты Чехова
· Дело не в пессимизме и не в оптимизме, а в том, что у девяноста девяти из ста нет ума.
· Если человек не курит и не пьёт, поневоле задумаешься, уж не сволочь ли он?
· Ехать с женой в Париж все равно, что ехать в Тулу со своим самоваром.
· Бывают люди, которые всегда говорят только умные и хорошие слова, но чувствуешь, что они тупые люди.
· Если жена тебе изменила, то радуйся, что она изменила тебе, а не отечеству.
· Университет развивает все способности, в том числе — глупость.
· Говорят: в конце концов правда восторжествует, но это неправда.
· Здоровы и нормальны только заурядные, стадные люди.
· Для того, чтобы ощущать в себе счастье без перерыва, даже в минуты скорби и печали, нужно: а) уметь довольствоваться настоящим и б) радоваться сознанию, что могло бы быть и хуже.
· Когда в твой палец попадает заноза, радуйся: «Хорошо, что не в глаз!»
· У очень хорошего человека такая физиономия, что его принимают за сыщика; думают, что он украл запонки.
· Замечательный день сегодня. То ли чай пойти выпить, то ли повеситься.
· Всё знают и всё понимают только дураки да шарлатаны.
· Тот, кому чужда жизнь, кто неспособен к ней, тому ничего больше не остается, как стать чиновником.
· Одна боль всегда уменьшает другую. Наступите вы на хвост кошке, у которой болят зубы, и ей станет легче.
· Нельзя ставить на сцене заряженное ружье, если никто не имеет в виду выстрелить из него.
· Сотни верст пустынной, однообразной, выгоревшей степи не могут нагнать такого уныния, как один человек, когда он сидит, говорит и неизвестно, когда он уйдет.
· Если хочешь, чтобы у тебя было мало времени, — ничего не делай.
· Нужно по капле выдавливать из себя раба.
· Никто не хочет любить в нас обыкновенного человека.
· Если против какой-нибудь болезни предлагается очень много средств, то это значит, что болезньнеизлечима.
· Не стоит мешать людям сходить с ума.
· «Циник» — слово греческое, в переводе на твой язык значащее: свинья, желающая, чтобы весь свет знал, что она свинья.
· Эти умники все такие глупые, что не с кем поговорить.
· Если бы все люди сговорились и стали вдруг искренни, то всё бы у них пошло к чёрту прахом.
· Талантливый человек в России не может быть чистеньким.
· Если твой поступок огорчает кого-нибудь, то это еще не значит, что он дурен.
· Стать писателем очень нетрудно. Нет того урода, который не нашел бы себе пары, и нет той чепухи, которая не нашла бы себе подходящего читателя.
· Нельзя требовать от грязи, чтобы она не была грязью.
· «Познай самого себя» — прекрасный и полезный совет; жаль только, что древние не догадались указать способ, как пользоваться этим советом.
· Уходить от людей — это самоубийство.
· На земле нет ничего хорошего, что в своём первоисточнике не имело бы гадости.
· ...за почтовым отделением давно уже установилась репутация учреждения, в котором страшно бывать.
· На боль я отвечаю криком и слезами, на подлость — негодованием, на мерзость — отвращением. По-моему, это, собственно, и называется жизнью.
· Жизнь, по сути, очень простая штука и человеку нужно приложить много усилий, чтобы её испортить.