Продолжение работы по теме урока.
С.Есенин «Береза».
(Учитель читает стихотворение на с. 143. Можно включить красивую музыку.)
- Понравилось ли вам стихотворение?
- Чем это стихотворение напоминает сказку?
- Как вы понимаете подчеркнутые выражения? (Ответы детей.)
-Прочитайте стихотворение выразительно.
- Перечитайте стихотворение и определите, есть ли здесь метафоры. (Три строки второго четверостишия, две последние строки третьего, последняя строка четвертого.)
- Для чего поэт употребил метафоры? (Для создания образа.)
- Есть ли здесь другие выразительные средства языка – сравнения или олицетворения? (Сонная тишина, лениво обходя, обсыпает – олицетворения.)
Эпитет – в поэтике: образное художественное определение. Постоянный эпитет: например, синее море, златы кудри.
- Прочитайте стихотворение выразительно.
Рефлексия.
- Что вы узнали на уроке?
- За что вы похвалили бы себя?
- Что у вас особенно хорошо получилось?
Подведение итогов урока.
- Со стихотворениями какого поэта вы познакомились на уроке?
- Что вы узнали на уроке?
- Что такое метафора и олицетворение?
Домашнее задание
Выучить стихотворение «Береза».
Приложение №2
Стихотворение С.А.Есенина
«Нивы сжаты, рощи голы…»[11]
Цель урока: сформировать основы читательских и речевых умений, читательской культуры.
Задачи: образовательные (формировать умение анализировать поэтический текст; находить сравнения, эпитеты, олицетворения; показать красоту поэзии С.А.Есенина); развивающие (развивать навык выразительного чтения, эмоции и познавательный интерес); воспитательные (воспитывать интерес к поэзии, содействовать нравственному и эстетическому воспитанию).
Тип урока: открытие новых знаний.
Формы работы: фронтальная, работа в парах.
Оборудование: учебник «Литературное чтение. 3 класс» (авт. Л.А.Ефросинина и др.); учебная хрестоматия к учебнику; рабочая тетрадь; модели обложек; смайлики, картинки природы; карточки с текстом; карточки для заполнения схемы «»Русские поэты»; словарь С.Ожегова и Н.Шведовой.
Форма проведения: урок – открытие нового.
Ход урока.
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Формируемые УУД |
Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности | - Давайте улыбнемся друг другу. Я рада вновь видеть ваши лица ваши улыбки и думаю, что урок принесет нам всем радость общения друг с другом. Раз, два, три - слушай и смотри. Три, два, раз - мы начнем урок сейчас. Каждый урок это маленькое открытие: « Лучший способ изучить что – либо – это открыть самому». Как вы думаете, чему мы посвятим наш урок? Поставьте для себя цели на данный урок. Зачем? Для чего нам это нужно? | Рассаживаются по местам, готовятся к работе, включаются в беседу с учителем. Дают ответы на вопросы учителя. - Открытию нового в области литературы. - Познакомиться с новым произведением, учиться выразительно читать, формировать умения анализировать произведения. - Чтобы становиться образованными, развитыми личностями. Нужно быть внимательными, наблюдательными и думающими. | Личностные (положительное отношение к урокам литературного чтения); коммуникативные (умение слушать и слышать, умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами); регулятивные (выдвигать, предполагать цель урока, принимать учебную задачу); познавательные (умения из списка выбрать фамилии поэтов, на основе анализа объектов делать выводы). |
Актуализация знаний и выявление индивидуальных затруднений | - Все литературные произведения можно разделить на две большие группы. Какие? Что такое прозаическое произведение? Что такое поэзия? Рассмотрите, пожалуйста, незаконченную схему и дополните ее: вспомните и назовите фамилии русских поэтов. Выберите их из предложенного списка. Русские поэты А.А.Фет, И.С.Никитин, А.И.Куприн, С.Д.Дрожжин, Д.Н.Мамин – Сибиряк, А.Н.Майков, С.А.Есенин, И.З.Суриков, К.Г.Паустовский. - Как вы думаете, сегодня мы продолжаем изучать стихи русских поэтов? Я не скоро, не скоро вернусь! Долго петь и звенеть пурге. Стережет голубую Русь Старый клен на одной ноге. Прочитайте строфу. Как она называется? Назовите фамилию автора и заголовок стихотворения. | Проза и поэзия. Работают по заполнению схемы: выходят по одному к доске, выдвигают сое предложение, заполняют схему и объясняют свой выбор. (Рамок в схеме дано с избытком.) Учащиеся выбирают и вставляют в прямоугольник выбранную карточку (А.А.Фет, С.Д.Дрожжин, И.С.Никитин, А.Н.Майков, С.А.Есенин, И.З.Суриков). - Это четверостишие. С.Есенин «Я покинул родимый дом». Читают четверостишие, определяют автора, заголовок, строфу. Предполагают, что будут читать поэзию С.Есенина. | Личностные (используют полученные знания, вносят коррективы); коммуникативные (умение оформить свои мысли в устной форме) |
Определение темы урока (проверка домашнего задания) | Проверка домашнего задания: выразительное чтение стихотворения С.Есенина «Я покинул родимый дом». - Как вы думаете, должны ли мы подготовить свой речевой аппарат? Дыхательная гимнастика - Представьте, что на вашей ладони осенний опавший лист клена. Мы должны на него дуть медленно и равномерно, чтобы он кружился в воздухе над ладонью и не улетал. Вдох через нос, медленный выдох через рот. Смотрите во время выдоха на листок. Он должен кружиться над ладонью. Приготовились, начали. Взаимопроверка выразительного чтения стихотворения. Выбор модели обложки книги. - Выберите подходящую, на ваш взгляд, модель к стихотворению С.Есенина «Я покинул родимый дом». Ответ обоснуйте. Учитель предлагает для работы три модели обложки (по технологии автора учебника). - Дома в рабочей тетради вы выполните задание №5 «Проба пера». Каким вы представляете клен? Нарисуйте его. Какой бы рисунок вы поместили на обложку такой книги? Почему? В учебной хрестоматии найдите раздел «Произведения фольклора» и подберите пословицу к этому стихотворению. Обязательно обоснуйте свой выбор. Определите, кто в вашей паре будет ее читать. На чужой стороне и весна не красна. Своя земля и в горсти мила. | Выполняют дыхательную разминку. Работа в парах. Читают друг другу стихотворения, оценивают смайликами с комментарием. Учащиеся анализируют, делают выбор и объясняют его: третья модель подходит, потому что в стихотворении две темы: «Природа» и «Родина», они тесно переплетаются в этом произведении. Работают с хрестоматией, выбирают пословицы. | Коммуникативные (сотрудничество учителя с детьми, умение работать коллективно, слушать и понимать друг друга). Коммуникативные (планирование учебного сотрудничества в паре, управление поведением партнера, диалог в паре); познавательные (выразительное чтение). Личностные (объективное оценивание работы своего одноклассника); коммуникативные (сотрудничество учителя с детьми, умение работать коллективно, умение слушать и понимать других); познавательные (умение осознанно и произвольно строить речевые высказывания, находить нужную информацию). |
Организация взаимодействия учителя с учащимися по овладению содержанием темы урока | Знакомство с новым произведением. Тема урока: «Стихотворение С.Есенина «Нивы сжаты, рощи голы». Чтение стихотворения учителем. - Что вы представили во время слушания этого стихотворения? Словарная работа - Значения каких бы слов вы хотели узнать? Может, кто-нибудь сможет объяснить? К чему обратимся за помощью? Откройте рабочую тетрадь на страницах 38, 39, задание №4. - Нивы – поля, возделанные для посева, пашня. Взрытая – дорога неровная, в кочках, в следах от копыт и колес телег. Учитель предлагает два рисунка (фотографии) дорог, просит соотнести, какой из них больше подходит к слову взрытая. - Чему посвятил свое стихотворение поэт? Какое время года описывает поэт? Докажите ответ словами из текста. Передайте ваши впечатления от прочитанного стихотворения. Можно ли его, на ваш взгляд, назвать радостным? Каким настроением проникнуто это стихотворение? Какие чувства на тот момент овладели поэтом? Определение строф. - Сколько строф в стихотворении? Сколько строк в строфе? Как называется такая строфа? Каким, на ваш взгляд, должен быть темп чтения этого стихотворения? - Какие картины рисует поэт? Найдите и прочитайте их. К какому роду литературы относятся эти стихи? Работа над содержанием произведения, выразительным чтением. - Вспомните, что такое олицетворение. Прочитайте вторую строфу. Есть ли в ней олицетворения? Назовите их. О чем мечтает дорога? О каком времени года? Почему она ждет морозной погоды? Какую роль в этом стихотворении играет олицетворение? Дорога мечтает о морозе, а вам страшен мороз? Физкультминутка И нам мороз не страшен. Я мороза не боюсь, с ним я крепко подружусь. Подойдет ко мне мороз, тронет руку, тронет нос. Значит, надо не стоять, прыгать, бегать и скакать. - Выберите нужный тон, чтобы передать чувства поэта. Каким он будет? Прочитайте третью строфу. Писатели и поэты в своей речи часто используют сравнения. Найдите в третьей строфе сравнения и прочитайте их. С кем сравнивает поэт месяц? В первой строфе солнце? Помогают ли сравнения создать картину родной природы? Найдите и прочитайте рифмующиеся строки. Рисуя картины природы, автор использовал эпитеты. Найдите и прочитайте их. Назовите главную мысль стихотворения. Что этим стихотворением хотел сказать автор? Стихи Есенина помогают нам увидеть красоту в обычных картинах природы. В своих стихах он открывал таинственную жизнь природы, ее душу и язык. Это стихотворение проникнуто чувством любви к родной природе. Любимый герой стихов поэта – природа. Она у него живет, она действует. | Дают ответы на вопросы учителя. В парах работают со словами, читают значения слов, записывают в рабочей тетради лексическое значение слов. Самостоятельное чтение стихотворения учащимися по учебнику. - Природе. - Позднюю осень. «Нивы сжаты…», «совсем-совсем немного ждать зимы седой осталось». Смысловое самостоятельное чтение, выборочное чтение. Три. Четыре. Четверостишие. Неторопливым, спокойным. Повторное чтение учащимися стихотворения вслух. Читают текст, определяют, у кого лучше получилось передать темп чтения. Оценивают смайликами. Пейзажная лирика. Находят олицетворения, объясняют значение этого литературного приема. Встают с рабочего места. Ходьба на месте. Имитируют рукопожатие. Дотрагиваются до руки, носа. Прыжки на месте, бег, подскоки. Садятся за парты. Тихим, негромким. Выделяют сравнения, читают их. - С жеребенком. С колесом. Да, поэту удалось показать красоту русского осеннего заката. Выделяют рифмы. Выделяют эпитеты( седая зима, звонкая чаща, рыжий месяц, солнце тихое, синие горы), дают им объяснение. Делают выводы об употреблении эпитетов в стихотворении. - Осень – печальная пора. Это время года наводит поэта на грустные мысли, но автор стихотворения верит, что скоро придет зима, все обновится. | Регулятивные (умение понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить). Познавательные (умение работать со словарем). Регулятивные (умение понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить). Личностные (формирование определенного настроения во время чтения). Познавательные (умение выделять строфы, давать им название). Познавательные (умение работать с литературными приемами, формирование навыков выразительного чтения); коммуникативные (умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли). Познавательные (умение анализировать поэтический текст; находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на предыдущих уроках); регулятивные (умение определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем); познавательные (умение анализировать поэтический текст). |
Самостоятельная работы с самопроверкой по эталону | Моделирование обложки: - Смоделируйте обложку книги. Какая из увиденных вами обложек больше всего подходит к этому стихотворению? Объясните свой выбор. Вместо модели заместителя жанры и темы можно поместить рисунок, выберите один из них. Учитель предлагает три рисунка. - Какую картину на обложке книги можно нарисовать? Какие краски вы будете использовать? Дома выполните свой рисунок. Выделение логических ударений. Выделение силой голоса главного (важного) слова в предложении или в строке. Учитель выразительно читает стихотворение, выделяя логические ударения. | Моделируют обложку книги доказывают свой выбор. Идет выбор рисунка. Получили карточки с напечатанным стихотворением, самостоятельно пробуют подчеркнуть нужное слово. Читают, расставляя логические ударения (нивы, рощи, солнце, дорога, примечталось, зимы, чаще, месяц, сани). | Познавательные (умение моделировать обложку книги); регулятивные (умение планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей, искать средства ее осуществления; определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем); личностные (формирование творческой наблюдательности). Познавательные (умение выделять голосом главное слово в предложении или строке). |
Включение в систему знаний и повторение | - Предложите свои варианты чтения стихотворения. Может быть, кто – то может рассказать наизусть все стихотворение или строфу? Если остается время, учащиеся работают на ноутбуках. На рабочем столе ученик открывает подготовленную папку со стихами С.Есенина, выбирает одно из них по заголовку, читает про себя. - Прочитайте высказывания. Согласны ли вы с этими словами? «Нет ничего изобретательнее, чем природа» (Цицерон) «Любоваться природой есть следствие любви к ней, а любовь к природе – один из вернейших признаков любви к своей стране» (К.Г.Паустовский) | Занимаются смысловым чтением (хором, по две строки парами, по строфам). Читают высказывания, выражают свое мнение. | Познавательные (виды чтения) |
Рефлексия учебной деятельности | - Удалось ли вам открыть новое в мире поэзии? Достиг ли урок своей цели? Продвинулись ли вы в своем развитии, в своих умениях? С каким произведением мы познакомились на уроке? Какого жанра это произведение? Какие строчки запомнились? Как вы оцениваете свою работу на уроке? Все ли у вас получалось? Какие трудности возникли? Почему? Оценки за урок. Домашнее задание: Выучить наизусть стихотворение; в рабочей тетради выполнить задание №5 «Проба пера на» странице 39. | Учащиеся подводят итог своей работы, анализируют, отвечают на вопросы учителя. | Регулятивные (умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей, умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию); личностные (учащиеся задаются вопросом: какое значение и какой смысл имеет для них учение?) |