Методика анализа лирического произведения

Рязань 2016

Оглавление
Введение…………………………………………………………………………3
1. Основные приемы изучения лирики С.А.Есенина в начальной школе (региональный компонент в образовании)
1.1 Методика анализа лирического произведения ……………………………5
1.2 Что можно рассказать детям о Есенине……………………………………7
1.3 Анализ произведений С.А.Есенина, изучаемых в начальной школе……………………………………………………………………………..9
1.4 Виды работ по стихотворениям С.А.Есенина…………………………….14
II. Заключение……………………………………………………………………20

III. Список литературы………………………………………………………22
IV. Приложения…………………………………………………………………24

ВВЕДЕНИЕ

Целью духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования является социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённого в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации [3].

ФГОС НОО[1] ставит перед учителем следующие задачи:
- формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
- воспитание ценностного отношения к своему национальному языку и культуре.

Программа[4] требует от ученика начальных классов:
- читать (вслух) и декламировать стихотворные произведения после предварительной подготовки;
- понимать текст, опираясь не только на содержащуюся в нём информацию, но и на жанр, структуру, язык; пояснять прямое и переносное значение слова, его многозначность с опорой на контекст, целенаправленно пополнять на этой основе свой активный словарный запас; устанавливать связи, отношения, не высказанные в тексте напрямую.

Одной из компетенций выпускника начальной школы является умение выразительно читать наизусть лирические произведения, поэтому изучение творчества С.А. Есенина является очень важным для:

1) понимания литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;

2) осознания значимости чтения для личного развития; формирование представлений о мире, российской истории и культуре [4].

Предмет исследования: методика изучения лирических произведений на уроках литературного чтения.

Объект исследования: основные приемы изучения лирики С.А.Есенина.

Цель: рассмотреть основные приемы изучения лирики С.А.Есенина в начальных классах.

Задачи:

1) изучить литературу по данной теме;

2) изучить методику анализа стихотворных произведений;

3) рассмотреть ключевые понятия: стихотворение, пейзажная лирика, сравнение, ритм, темп, олицетворение, метафора, лирический герой;

3) описать основные приемы изучения лирики С.А.Есенина;

4) разработать рекомендации начинающему учителю.

Программа «Перспектива» Любови Федоровны Климановой в разделе «Край родной, навек любимый» требует рассказывать о Рязанском крае, о семье Есенина, о его чувствах к родине, месту, где родился; о любви к своей семье, своим родным, сестрам; выразительно читать его стихи, объяснять смысл слова родина [4].

В разделе «Краски осени» требует воспринимать красоту родного края в произведениях литературы, живописи, музыки, находить художественные особенности его пейзажной лирики [4].

ОСНОВНЫЕ ПРИЕМЫ ИЗУЧЕНИЯ ЛИРИКИ С.А.ЕСЕНИНА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ (РЕГИОНАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ В ОБРАЗОВАНИИ)

Основные понятия, приобретаемые в процессе изучения лирики.

В процессе анализа произведений С.А.Есенина учащиеся знакомятся со следующими понятиями:

Стихотворение – небольшое стихотворное произведение [22].

Сравнение - изобразительный прием, основанный на сопоставлении явления или понятия (объект сравнения) с другим явлением или понятием (средство сравнения) я целью выделить какой-либо особо важный в художественном отношении признак объекта сравнения [22].

Ритм – равномерное чередование каких-нибудь элементов [22].

Темп - степень быстроты исполнения, осуществления чего-нибудь [22].

Олицетворение – о том, кто воплощает собой какое-нибудь свойство, качество [22].

Метафора – употребление слова, выраженное в переносном смысле на основе аналогии, сходства, сравнения [22].

Рифма – созвучие концов стихотворных строк [22].

Лирика – род художественной литературы, отражающий действительность путем передачи чувств и переживаний автора, а также совокупность произведений этого рода [22].

Анализ произведений С.А.Есенина, изучаемых в начальной школе

ЗАКЛЮЧЕНИЕ


Есенин признан глубоко национальным и самобытным поэтом со времени выхода в свет его первого стихотворного сборника «Радуница» в 1916 году. На протяжении всего его творчества собратья – писатели, критики и теоретики литературы (не говоря уже о друзьях) живо откликались на появление очередной поэтической книги или подборки стихотворений, с упоением читали их и перечитывали от души декламировали и изучали, рецензировали, серьезно анализировали, вступали в полемику с автором и друг с другом, давали профессиональные советы поэту, исходя из собственного видения его художественной мастерской, стремились предугадать и предсказать возможный поворот индивидуально – авторской стилистики – словом, Есенин всегда находился в центре читательского и исследовательского внимания. За прижизненной славой последовали посмертные споры, попытка замалчивания и, наконец, заслуженное всенародное признание и зачисление в классики [9].

На примере изучения творчества С.А.Есенина мы воспитываем у учащихся патриотизм, любовь к родному, рязанскому краю, развиваем чувство восхищения красотой родной природы, формируем « у современных поколений граждан России идеалы патриотических ценностей служения Отечеству…», как написано в государственной программе «Патриотического воспитания граждан Российской Федерации на 2016-2020 г.г.» [2].

Учащиеся осмысливают основные литературоведческие понятия (стихотворение, сравнение, ритм, темп, олицетворение, метафора, лирика, рифма), обогащается запас слов, развиваются навыки литературного чтения наизусть.
Изучив данную проблему, мы можем дать рекомендации начинающему учителю:
1) развивать эмоциональную отзывчивость на слушание и чтение

стихотворений С.А.Есенина;

2) формировать навыки чтения про себя и вслух;

3) анализировать выразительные средства языка поэтики Есенина, выбирая для языкового анализа те слова и выражения, которые помогают лучше понять образный смысл произведения;

4) расширять читательскую компетентность обучающихся за счет внеклассного чтения [4].

Избранная тема показалась нам интересной, требующей дальнейшего осмысления, изучения, апробации в практической работе на государственной практике. Хотелось бы изучить опыт работы учителей Муниципального бюджетного образовательного учреждения школы №3 «Центр развития образования» по данному вопросу и разработать конспект урока для написания ВКР.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1) Федеральный государственный стандарт начального общего образования;

2) Программа «Патриотического воспитания граждан Российской Федерации на 2016-2020 г.г.»
3) Программа духовно – нравственного развития и воспитания обучающихся
4) Климанова Л.Ф. Литературное чтение. Рабочие программы. Предметная линия учебников системы «Перспектива». 1 – 4 классы: пособие для учителей общеобразовательных организаций / Климанова Л.Ф., Бойкина М.В. – М.: Просвещение, 2014. – 96 с.

5)Тишурина О.Н. Дидактическое пособие к урокам литературного чтения «Писатели в начальной школе», выпуск 1, 4-е издание, Дрофа, 2006 г.

6) Архипова Е.В. «Русский язык и развитие речи», Издательский дом «Литера», 2004 г.

7)Николаева С.А., Арзамасцева И.Н.Детская литература: Учебное пособие для средних педагогических учебных заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 1997. – 448 с. – ISBN 5-7695-0059-X

8) Методика преподавания русского языка в начальных классах: Учебное пособие для студ. высш.пед. учеб. Заведений /М.Р.Львов, В.Г. Горецкий, О.В.Сосновская, - 2-е изд., испр. – М.:Издательский центр «Академия», 2000. – 464 с. – ISBN 5-7695-0697-0

9) Самоделова Е.А. Историко – фольклорная поэтика С.А.Есенина, «Рязанский этнографический вестник», 1998.

10) Кутявина С.В. «Поурочные разработки по литературному чтению» (УМК «Перспектива»), Москва, «ВАКО», 2013.

11) Журнал «Начальная школа», №11 2016 г.,Хмельникова А.В. «Стихотворение С. Есенина «Нивы сжаты, рощи голы…»
12) Рабочая тетрадь «Литературное чтение. 1 класс», Вентана – Граф (УМК «Начальная школа ХХI века»).

13) Рабочая тетрадь №1«Литературное чтение. 2 класс», Вентана – Граф (УМК «Начальная школа XXI века»).

14) Рабочая тетрадь №2 «Литературное чтение. 3 класс», Вентана – Граф (УМК «Начальная школа XXI века»).

15) Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г. Учебник «Литературное чтение. 1 класс», Учебник. — В 2-х частях. — 2-е изд. — М.: Просвещение, 2012. — 80 с.+80 c. — (Школа России).
16) Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. и др. Литературное чтение. 2 класс.

Учебник. — В 2-х частях. — 4-е изд. — М.: Просвещение, 2013. — 224 с.

17) Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. и др. Литературное чтение. 3 класс. Учебник. — В 2-х частях. — 2-е изд. — М.: Просвещение, 2013. — 223 с.+223 c.
18) Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. Литературное чтение. 4 класс. Учебник. — В 2-х частях. — 7-е изд. — М.: Просвещение, 2012. — 223 с.+223 c.
19) Учебник. 2 класс. Литературное чтение. УМК "Начальная школа 21 века".

Л.А. Ефросинина. Литературное чтение - 2 класс. В 2 – х частях. (2013г.). М.: Вентана – Граф.
20) Учебник. 3 класс. Литературное чтение. УМК "Начальная школа 21 века" Ефросинина Л.А. В 2-х частях. М.: Вентана – Граф, 2013 г.
21) Литературное чтение. 4 класс. В. 2 ч. Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г. и др. (2015; 223с., 223с.)

22) Лопатин В.В., Лопатина Л.Е. «Толковый словарь современного русского языка», Эксмо, 2009 г.

Приложение №1

Урок 64. С. Есенин «Береза», «Поет зима – аукает…». Средства художественной выразительности: эпитет, сравнение[10]

Цели: познакомить учащихся с жизнью и творчеством Сергея Есенина; дать понятие эпитеты и метафоры; продолжить формирование умения видеть образные языковые средства; совершенствовать умение читать стихотворные произведения, связано рассказывать о своих впечатлениях; развивать навыки анализа, сравнения и сопоставления прививать любовь к природе.

Планируемы результаты: учащиеся научиться прогнозировать содержание произведения, рассматривать сборники стихов, определить их содержание по названию, читать выразительно, передовая настроение стихотворения, соотносить смысл пословицы и главную мысль произведения, нарисовать словесные картины зимней природы с опорой на текст стихотворения.

Оборудование:портрет Есенина, сборник его стихов, визуальные материалы по теме, карточки (текст речевой разминки, задания).

Ход урока

Организационный момент

2.Проверка домашнего задания

Выразительное чтение стихотворений Пушкина И Тютчева

Речевая разминка

-Прочитайте стихотворение жужжащим чтением. Попробуйте услышать фамилию русского поэта.

В этом имени - слово "есень",

Осень, ясень, осенний цвет,

Что-то есть в нем

От русских песен -

Поднебесье, тихие веси,

Сень березы

И синь - рассвет.

Что-то есть в нем

И от весенней

Грусти, юности

И чистоты...

- О какой фамилии идет речь? (Предположение детей.)

- Прослушайте следующие строчки.

Только скажут -

"Сергей Есенин",

Всей России встают черты...

Н.Браун

- Какой прием использовал Николай Браун в своем стихотворении? (Звукопись.)

- Прочитайте с разной интонацией: с удивлением, восхищением, весело, сердито, вопросительно, утвердительно).

- Прочитайте выразительно.

Постановка целей урока.

- Определите тему и цели урока.
Да, сегодня мы познакомимся с творчеством С.А.Есенина.

Работа по теме урока.

С.Есенин «Поет зима – аукает…»

(Учитель читает стихотворение на с. 142.)

- Понравилось ли вам стихотворение?

- Какие картины вы увидели? (Над лесом плывут облака, метелица стелется по двору, воробышки жмутся к окну, замерзли.)

- Прочитайте первые три строки. Как вы их понимаете?

- Какое слово придумал поэт? Объясните его. (Стозвон: звон 100 сосен.)

- Прочитайте следующие три строки. Какой главный прием для создания картины здесь использован? (Олицетворение.)

Олицетворение – поэтический прием, когда предметы неживой природы изображаются как живые существа: зима – аукает, баюкает; с тоской глубокою плывут облака.

Метафора – оборот речи: употребление слов и выражений в переносном смысле на основе аналогии, сходства, сравнения.

- Прочитайте строчки о метелице. Как еще можно назвать это явление природы? (Метелица – метель, вьюга…)

- Прочитайте о воробышках.

- Как вы считаете, эта зима суровая или мягкая?

- Что важнее для создания картины суровой и холодной зимы – написать о метели, холодной вьюге или о воробышках? (Важно и то и другое, но без описания воробышков мы не поймем, насколько холодно.)

- Прочитайте стихотворение выразительно.

Физкультминутка.

С.Есенин «Береза».

(Учитель читает стихотворение на с. 143. Можно включить красивую музыку.)

- Понравилось ли вам стихотворение?

- Чем это стихотворение напоминает сказку?

- Как вы понимаете подчеркнутые выражения? (Ответы детей.)

-Прочитайте стихотворение выразительно.

- Перечитайте стихотворение и определите, есть ли здесь метафоры. (Три строки второго четверостишия, две последние строки третьего, последняя строка четвертого.)

- Для чего поэт употребил метафоры? (Для создания образа.)

- Есть ли здесь другие выразительные средства языка – сравнения или олицетворения? (Сонная тишина, лениво обходя, обсыпает – олицетворения.)

Эпитет – в поэтике: образное художественное определение. Постоянный эпитет: например, синее море, златы кудри.

- Прочитайте стихотворение выразительно.

Рефлексия.

- Что вы узнали на уроке?

- За что вы похвалили бы себя?

- Что у вас особенно хорошо получилось?

Подведение итогов урока.

- Со стихотворениями какого поэта вы познакомились на уроке?

- Что вы узнали на уроке?

- Что такое метафора и олицетворение?

Домашнее задание

Выучить стихотворение «Береза».

Приложение №2

Стихотворение С.А.Есенина
«Нивы сжаты, рощи голы…»[11]

Цель урока: сформировать основы читательских и речевых умений, читательской культуры.

Задачи: образовательные (формировать умение анализировать поэтический текст; находить сравнения, эпитеты, олицетворения; показать красоту поэзии С.А.Есенина); развивающие (развивать навык выразительного чтения, эмоции и познавательный интерес); воспитательные (воспитывать интерес к поэзии, содействовать нравственному и эстетическому воспитанию).

Тип урока: открытие новых знаний.
Формы работы: фронтальная, работа в парах.
Оборудование: учебник «Литературное чтение. 3 класс» (авт. Л.А.Ефросинина и др.); учебная хрестоматия к учебнику; рабочая тетрадь; модели обложек; смайлики, картинки природы; карточки с текстом; карточки для заполнения схемы «»Русские поэты»; словарь С.Ожегова и Н.Шведовой.

Форма проведения: урок – открытие нового.

Ход урока.

Этап урока Деятельность учителя Деятельность ученика Формируемые УУД
Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности - Давайте улыбнемся друг другу. Я рада вновь видеть ваши лица ваши улыбки и думаю, что урок принесет нам всем радость общения друг с другом. Раз, два, три - слушай и смотри. Три, два, раз - мы начнем урок сейчас. Каждый урок это маленькое открытие: « Лучший способ изучить что – либо – это открыть самому». Как вы думаете, чему мы посвятим наш урок? Поставьте для себя цели на данный урок. Зачем? Для чего нам это нужно? Рассаживаются по местам, готовятся к работе, включаются в беседу с учителем. Дают ответы на вопросы учителя.     - Открытию нового в области литературы.   - Познакомиться с новым произведением, учиться выразительно читать, формировать умения анализировать произведения. - Чтобы становиться образованными, развитыми личностями. Нужно быть внимательными, наблюдательными и думающими. Личностные (положительное отношение к урокам литературного чтения); коммуникативные (умение слушать и слышать, умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами); регулятивные (выдвигать, предполагать цель урока, принимать учебную задачу); познавательные (умения из списка выбрать фамилии поэтов, на основе анализа объектов делать выводы).
Актуализация знаний и выявление индивидуальных затруднений - Все литературные произведения можно разделить на две большие группы. Какие? Что такое прозаическое произведение? Что такое поэзия? Рассмотрите, пожалуйста, незаконченную схему и дополните ее: вспомните и назовите фамилии русских поэтов. Выберите их из предложенного списка.   Русские поэты А.А.Фет, И.С.Никитин, А.И.Куприн, С.Д.Дрожжин, Д.Н.Мамин – Сибиряк, А.Н.Майков, С.А.Есенин, И.З.Суриков, К.Г.Паустовский.   - Как вы думаете, сегодня мы продолжаем изучать стихи русских поэтов? Я не скоро, не скоро вернусь! Долго петь и звенеть пурге. Стережет голубую Русь Старый клен на одной ноге. Прочитайте строфу. Как она называется? Назовите фамилию автора и заголовок стихотворения.   Проза и поэзия.   Работают по заполнению схемы: выходят по одному к доске, выдвигают сое предложение, заполняют схему и объясняют свой выбор. (Рамок в схеме дано с избытком.)   Учащиеся выбирают и вставляют в прямоугольник выбранную карточку (А.А.Фет, С.Д.Дрожжин, И.С.Никитин, А.Н.Майков, С.А.Есенин, И.З.Суриков).     - Это четверостишие. С.Есенин «Я покинул родимый дом». Читают четверостишие, определяют автора, заголовок, строфу. Предполагают, что будут читать поэзию С.Есенина. Личностные (используют полученные знания, вносят коррективы); коммуникативные (умение оформить свои мысли в устной форме)
Определение темы урока (проверка домашнего задания) Проверка домашнего задания: выразительное чтение стихотворения С.Есенина «Я покинул родимый дом». - Как вы думаете, должны ли мы подготовить свой речевой аппарат? Дыхательная гимнастика - Представьте, что на вашей ладони осенний опавший лист клена. Мы должны на него дуть медленно и равномерно, чтобы он кружился в воздухе над ладонью и не улетал. Вдох через нос, медленный выдох через рот. Смотрите во время выдоха на листок. Он должен кружиться над ладонью. Приготовились, начали. Взаимопроверка выразительного чтения стихотворения. Выбор модели обложки книги. - Выберите подходящую, на ваш взгляд, модель к стихотворению С.Есенина «Я покинул родимый дом». Ответ обоснуйте. Учитель предлагает для работы три модели обложки (по технологии автора учебника). - Дома в рабочей тетради вы выполните задание №5 «Проба пера». Каким вы представляете клен? Нарисуйте его. Какой бы рисунок вы поместили на обложку такой книги? Почему? В учебной хрестоматии найдите раздел «Произведения фольклора» и подберите пословицу к этому стихотворению. Обязательно обоснуйте свой выбор. Определите, кто в вашей паре будет ее читать. На чужой стороне и весна не красна. Своя земля и в горсти мила.     Выполняют дыхательную разминку.   Работа в парах. Читают друг другу стихотворения, оценивают смайликами с комментарием.     Учащиеся анализируют, делают выбор и объясняют его: третья модель подходит, потому что в стихотворении две темы: «Природа» и «Родина», они тесно переплетаются в этом произведении.     Работают с хрестоматией, выбирают пословицы. Коммуникативные (сотрудничество учителя с детьми, умение работать коллективно, слушать и понимать друг друга).   Коммуникативные (планирование учебного сотрудничества в паре, управление поведением партнера, диалог в паре); познавательные (выразительное чтение).     Личностные (объективное оценивание работы своего одноклассника); коммуникативные (сотрудничество учителя с детьми, умение работать коллективно, умение слушать и понимать других); познавательные (умение осознанно и произвольно строить речевые высказывания, находить нужную информацию).
Организация взаимодействия учителя с учащимися по овладению содержанием темы урока Знакомство с новым произведением. Тема урока: «Стихотворение С.Есенина «Нивы сжаты, рощи голы». Чтение стихотворения учителем. - Что вы представили во время слушания этого стихотворения? Словарная работа - Значения каких бы слов вы хотели узнать? Может, кто-нибудь сможет объяснить? К чему обратимся за помощью? Откройте рабочую тетрадь на страницах 38, 39, задание №4. - Нивы – поля, возделанные для посева, пашня. Взрытая – дорога неровная, в кочках, в следах от копыт и колес телег. Учитель предлагает два рисунка (фотографии) дорог, просит соотнести, какой из них больше подходит к слову взрытая. - Чему посвятил свое стихотворение поэт? Какое время года описывает поэт? Докажите ответ словами из текста. Передайте ваши впечатления от прочитанного стихотворения. Можно ли его, на ваш взгляд, назвать радостным? Каким настроением проникнуто это стихотворение? Какие чувства на тот момент овладели поэтом? Определение строф. - Сколько строф в стихотворении? Сколько строк в строфе? Как называется такая строфа? Каким, на ваш взгляд, должен быть темп чтения этого стихотворения?   - Какие картины рисует поэт? Найдите и прочитайте их. К какому роду литературы относятся эти стихи?   Работа над содержанием произведения, выразительным чтением. - Вспомните, что такое олицетворение. Прочитайте вторую строфу. Есть ли в ней олицетворения? Назовите их. О чем мечтает дорога? О каком времени года? Почему она ждет морозной погоды? Какую роль в этом стихотворении играет олицетворение? Дорога мечтает о морозе, а вам страшен мороз? Физкультминутка И нам мороз не страшен. Я мороза не боюсь, с ним я крепко подружусь. Подойдет ко мне мороз, тронет руку, тронет нос. Значит, надо не стоять, прыгать, бегать и скакать. - Выберите нужный тон, чтобы передать чувства поэта. Каким он будет? Прочитайте третью строфу. Писатели и поэты в своей речи часто используют сравнения. Найдите в третьей строфе сравнения и прочитайте их. С кем сравнивает поэт месяц? В первой строфе солнце? Помогают ли сравнения создать картину родной природы?   Найдите и прочитайте рифмующиеся строки. Рисуя картины природы, автор использовал эпитеты. Найдите и прочитайте их.   Назовите главную мысль стихотворения. Что этим стихотворением хотел сказать автор? Стихи Есенина помогают нам увидеть красоту в обычных картинах природы. В своих стихах он открывал таинственную жизнь природы, ее душу и язык. Это стихотворение проникнуто чувством любви к родной природе. Любимый герой стихов поэта – природа. Она у него живет, она действует. Дают ответы на вопросы учителя.     В парах работают со словами, читают значения слов, записывают в рабочей тетради лексическое значение слов. Самостоятельное чтение стихотворения учащимися по учебнику.     - Природе.   - Позднюю осень. «Нивы сжаты…», «совсем-совсем немного ждать зимы седой осталось». Смысловое самостоятельное чтение, выборочное чтение.   Три.   Четыре. Четверостишие.   Неторопливым, спокойным. Повторное чтение учащимися стихотворения вслух. Читают текст, определяют, у кого лучше получилось передать темп чтения. Оценивают смайликами. Пейзажная лирика.     Находят олицетворения, объясняют значение этого литературного приема.   Встают с рабочего места. Ходьба на месте. Имитируют рукопожатие. Дотрагиваются до руки, носа. Прыжки на месте, бег, подскоки. Садятся за парты.   Тихим, негромким.   Выделяют сравнения, читают их.     - С жеребенком.   С колесом. Да, поэту удалось показать красоту русского осеннего заката. Выделяют рифмы.   Выделяют эпитеты( седая зима, звонкая чаща, рыжий месяц, солнце тихое, синие горы), дают им объяснение. Делают выводы об употреблении эпитетов в стихотворении.   - Осень – печальная пора. Это время года наводит поэта на грустные мысли, но автор стихотворения верит, что скоро придет зима, все обновится. Регулятивные (умение понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить). Познавательные (умение работать со словарем).     Регулятивные (умение понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить). Личностные (формирование определенного настроения во время чтения). Познавательные (умение выделять строфы, давать им название).   Познавательные (умение работать с литературными приемами, формирование навыков выразительного чтения); коммуникативные (умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли).     Познавательные (умение анализировать поэтический текст; находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на предыдущих уроках); регулятивные (умение определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем); познавательные (умение анализировать поэтический текст).  
Самостоятельная работы с самопроверкой по эталону Моделирование обложки: - Смоделируйте обложку книги. Какая из увиденных вами обложек больше всего подходит к этому стихотворению? Объясните свой выбор. Вместо модели заместителя жанры и темы можно поместить рисунок, выберите один из них. Учитель предлагает три рисунка. - Какую картину на обложке книги можно нарисовать? Какие краски вы будете использовать? Дома выполните свой рисунок. Выделение логических ударений. Выделение силой голоса главного (важного) слова в предложении или в строке. Учитель выразительно читает стихотворение, выделяя логические ударения. Моделируют обложку книги доказывают свой выбор.   Идет выбор рисунка.   Получили карточки с напечатанным стихотворением, самостоятельно пробуют подчеркнуть нужное слово. Читают, расставляя логические ударения (нивы, рощи, солнце, дорога, примечталось, зимы, чаще, месяц, сани). Познавательные (умение моделировать обложку книги); регулятивные (умение планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей, искать средства ее осуществления; определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем); личностные (формирование творческой наблюдательности).   Познавательные (умение выделять голосом главное слово в предложении или строке).
Включение в систему знаний и повторение - Предложите свои варианты чтения стихотворения. Может быть, кто – то может рассказать наизусть все стихотворение или строфу? Если остается время, учащиеся работают на ноутбуках. На рабочем столе ученик открывает подготовленную папку со стихами С.Есенина, выбирает одно из них по заголовку, читает про себя. - Прочитайте высказывания. Согласны ли вы с этими словами? «Нет ничего изобретательнее, чем природа» (Цицерон) «Любоваться природой есть следствие любви к ней, а любовь к природе – один из вернейших признаков любви к своей стране» (К.Г.Паустовский) Занимаются смысловым чтением (хором, по две строки парами, по строфам).   Читают высказывания, выражают свое мнение. Познавательные (виды чтения)
Рефлексия учебной деятельности - Удалось ли вам открыть новое в мире поэзии? Достиг ли урок своей цели? Продвинулись ли вы в своем развитии, в своих умениях? С каким произведением мы познакомились на уроке? Какого жанра это произведение? Какие строчки запомнились? Как вы оцениваете свою работу на уроке? Все ли у вас получалось? Какие трудности возникли? Почему? Оценки за урок.   Домашнее задание: Выучить наизусть стихотворение; в рабочей тетради выполнить задание №5 «Проба пера на» странице 39. Учащиеся подводят итог своей работы, анализируют, отвечают на вопросы учителя. Регулятивные (умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей, умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию); личностные (учащиеся задаются вопросом: какое значение и какой смысл имеет для них учение?)

Рязань 2016

Оглавление
Введение…………………………………………………………………………3
1. Основные приемы изучения лирики С.А.Есенина в начальной школе (региональный компонент в образовании)
1.1 Методика анализа лирического произведения ……………………………5
1.2 Что можно рассказать детям о Есенине……………………………………7
1.3 Анализ произведений С.А.Есенина, изучаемых в начальной школе……………………………………………………………………………..9
1.4 Виды работ по стихотворениям С.А.Есенина…………………………….14
II. Заключение……………………………………………………………………20

III. Список литературы………………………………………………………22
IV. Приложения…………………………………………………………………24

ВВЕДЕНИЕ

Целью духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования является социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённого в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации [3].

ФГОС НОО[1] ставит перед учителем следующие задачи:
- формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
- воспитание ценностного отношения к своему национальному языку и культуре.

Программа[4] требует от ученика начальных классов:
- читать (вслух) и декламировать стихотворные произведения после предварительной подготовки;
- понимать текст, опираясь не только на содержащуюся в нём информацию, но и на жанр, структуру, язык; пояснять прямое и переносное значение слова, его многозначность с опорой на контекст, целенаправленно пополнять на этой основе свой активный словарный запас; устанавливать связи, отношения, не высказанные в тексте напрямую.

Одной из компетенций выпускника начальной школы является умение выразительно читать наизусть лирические произведения, поэтому изучение творчества С.А. Есенина является очень важным для:

1) понимания литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;

2) осознания значимости чтения для личного развития; формирование представлений о мире, российской истории и культуре [4].

Предмет исследования: методика изучения лирических произведений на уроках литературного чтения.

Объект исследования: основные приемы изучения лирики С.А.Есенина.

Цель: рассмотреть основные приемы изучения лирики С.А.Есенина в начальных классах.

Задачи:

1) изучить литературу по данной теме;

2) изучить методику анализа стихотворных произведений;

3) рассмотреть ключевые понятия: стихотворение, пейзажная лирика, сравнение, ритм, темп, олицетворение, метафора, лирический герой;

3) описать основные приемы изучения лирики С.А.Есенина;

4) разработать рекомендации начинающему учителю.

Программа «Перспектива» Любови Федоровны Климановой в разделе «Край родной, навек любимый» требует рассказывать о Рязанском крае, о семье Есенина, о его чувствах к родине, месту, где родился; о любви к своей семье, своим родным, сестрам; выразительно читать его стихи, объяснять смысл слова родина [4].

В разделе «Краски осени» требует воспринимать красоту родного края в произведениях литературы, живописи, музыки, находить художественные особенности его пейзажной лирики [4].

ОСНОВНЫЕ ПРИЕМЫ ИЗУЧЕНИЯ ЛИРИКИ С.А.ЕСЕНИНА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ (РЕГИОНАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ В ОБРАЗОВАНИИ)

Методика анализа лирического произведения

При анализе лирического произведения очень важно не разрушить живописный образ произведения, а помочь ребенку приблизиться к нему, затронуть детские чувства, возбудить у учащихся воссоздающее, творческое воображение. К восприятию лирического произведения должна быть подготовлена в первую очередь эмоциональная сфера детей. Методика рекомендует на подготовительном этапе урока в этом случае использовать музыкальные отрывки, репродукции картин, слайды, цветные фотографии, т.е. такие объекты, которые могут повлиять на эмоциональное состояние, могут вызвать настроение, созвучное выраженному в произведении. При первичном восприятии читать лирическое произведение должен сам учитель. Если учебным материалом является стихотворение, оно обязательно читается наизусть. Заучивание и чтение наизусть классической поэзии - в традициях русского воспитания, поэтому учитель не должен упускать возможности продемонстрировать образец такой читательской привычки (тем более если детям задается выучить стихотворение наизусть).

При анализе лирического произведения важно привлечь внимание к образам, картинам, созданным поэтом, поэтому текст нецелесообразно делить на части; разумнее, не разрушая целостного впечатления, вести наблюдения за использованием изобразительно-выразительных средств языка.

После такого анализа следует предложить детям перечитать ту часть стихотворения, где описаны осенние картины и изменения, произошедшие в природе за ночь. При чтении нужно постараться передать свои чувства, а

также смену настроения, связанную с приходом зимы. Как видим, ведущими приемами при анализе лирических произведений становятся такие, как

рисование словесных картин, работа над отдельными тропами, а также над выразительным чтением произведения [8].

Основные понятия, приобретаемые в процессе изучения лирики.

В процессе анализа произведений С.А.Есенина учащиеся знакомятся со следующими понятиями:

Стихотворение – небольшое стихотворное произведение [22].

Сравнение - изобразительный прием, основанный на сопоставлении явления или понятия (объект сравнения) с другим явлением или понятием (средство сравнения) я целью выделить какой-либо особо важный в художественном отношении признак объекта сравнения [22].

Ритм – равномерное чередование каких-нибудь элементов [22].

Темп - степень быстроты исполнения, осуществления чего-нибудь [22].

Олицетворение – о том, кто воплощает собой какое-нибудь свойство, качество [22].

Метафора – употребление слова, выраженное в переносном смысле на основе аналогии, сходства, сравнения [22].

Рифма – созвучие концов стихотворных строк [22].

Лирика – род художественной литературы, отражающий действительность путем передачи чувств и переживаний автора, а также совокупность произведений этого рода [22].

Наши рекомендации